Техники
В биосинтезе выделяют три основных типа реинтеграции: заземление, центрирование, а также видение и звучание (Березкина‑Орлова, Ченцова, 1999).
Заземление – это работа с мезодермальным панцирем. Заземление связано с ритмом движения и состоянием мышечного тонуса. Хорошо заземленным является человек, чей мышечный тонус соответствует его движению и поведению. У хорошо заземленного моряка поза приспособлена к качающейся «почве» под ногами. У спящего человека мышцы расслаблены – значит, он хорошо заземлен для условий сна. Пловец начинает тонуть, если он плохо заземлен в воде и мышцы его слишком напряжены.
Пример прекрасного понимания заземления дают восточные воинские искусства: динамическое равновесие и расслабление внимания без напрасных трат энергии.
Если тонус мышц снижен – человек не заземлен, он лишен чувства опоры, у него будут трудности в адаптации к внешнему миру. Такие люди склонны уходить во внутренний мир. Например, психотическое поведение – проявление крайних случаев незаземленности. Быть заземленным – значит быть в контакте с реальностью, со своими собственными импульсами.
Терапевт в биосинтезе учится распознавать язык поз и двигательных стереотипов, и терапевтическая работа заключается в том, чтобы высвободить энергию зажатых мышц либо путем перевода напряжения в экспрессивные движения, либо направив энергию в ослабленные мышцы, увеличивая их тонус через динамическое сопротивление опоре – на земле или на теле терапевта.
Центрирование. Терапевтическая работа по центрированию затрагивает уровень эндодермы, т. е. внутренних органов, в первую очередь системы дыхания. Она помогает человеку войти в контакт с волнообразным ритмом его дыхания и с соответствующими ему эмоциями. Это движение к гармоничному дыханию и к эмоциональному равновесию.
Дыхание и эмоции глубоко связаны, и каждое эмоциональное изменение ведет к изменению дыхания. Описаны специфические паттерны дыхания, отражающие тревогу, гнев, печаль, надежду, радость и т. д.
Выделяют два уровня дисбаланса дыхания – это соотношение грудного и брюшного дыхания и соотношение вдоха и выдоха.
Паттерны дыхания могут меняться в зависимости от ситуации, самочувствия, эмоционального состояния и т. д. Однако если человек «застревает» на одном из паттернов, можно говорить, что он недостаточно центрирован, т. е. накапливает слишком много или слишком мало энергии либо недостаточно или чрезмерно ее расходует.
Работа с вдохом помогает в случае тревоги, безнадежности, печали, общей астенизации. Для стимуляции тут можно на вдохе мягко приподнимать шейный или поясничный отделы позвоночника; поднимать и опускать, сводить и разводить конечности и др.
Работа с выдохом показана в условиях чрезмерного контроля, блокирования гнева, при избытке напряжения. Поощряется свободное течение движений, например в беге. При этом дыхание будет следовать за движением.
При хорошем уровне центрирования человек находится в контакте со своими эмоциями, осознает их и имеет возможность выбора в каждой конкретной ситуации – выражать свои чувства или сдерживать их (но не подавлять!). Подавление, репрессия эмоций часто приводят к депрессии. Хорошо центрированный человек «может себе позволить» не подавлять своих чувств и не выплескивать их бесконтрольно.
В терапевтической работе важно понимать, что эмоции могут «наслаиваться» друг на друга: та, которую выразить проще, используется, чтобы спрятать другую эмоцию, которую выразить трудно или невозможно. Терапевтический принцип в данном случае – выявление более глубокой эмоции. Так, гнев часто прячет страх, страх может скрывать гнев, а печаль – гнев или удовольствие. Поэтому биосинтез осторожно относится к непосредственному отреагированию гнева. Если за гневом стоит страх или стыд, а условий для их безопасного проживания не создано, процедура отреагирования может оказаться в лучшем случае нетерапевтичной, а в худшем – разрушительной.
Видение и звучание. Помимо экспрессивных движений, важным каналом контакта являются глаза и голос. Терапевтическая работа с взглядом и голосом – третий путь реинтеграции в биосинтезе. Клиент исследует способ лучшего использования глаз, а также учится глядеть в лицо тому, от чего он защищается. Когда глаза открыты, существует две основных модели взгляда: контактный и защитный. Примеры защитных взглядов: осторожный взгляд, отстраненный взгляд (как будто человек где‑то далеко), пристальный сверхбдительный взгляд. Чтобы войти в более глубокий контакт с внутренней экспрессией клиента с тяжелым пристальным взглядом, используемым как форма контроля, лучше работать с закрытыми глазами. Если глаза клиента реагируют на контакт с глазами терапевта, это полезно для работы: терапевт может «прочитать» в них злость, тревогу, удовольствие и т. д., что помогает осознанию паттерна.
При работе с голосом важно то, что существует связь между мышечным тонусом и голосом человека. Высвобождение голоса связано с улучшениями в мышечном тонусе. Звучание помогает заземлению.
В биосинтезе стараются «укоренить» язык в теле и развить связь между вербальной и невербальной экспрессией. Часто, если телесные сигналы становятся неясными или спутанными, терапевт идет на словесное прояснение чувств и внутренних переживаний клиента. И наоборот, если речь спутана, он может прийти к пониманию происходящего, читая невербальный язык тела.
В каждом терапевтическом взаимодействии выделяются контактные сигналы клиента – основной способ индикации происходящего: возрастает ли свободная пульсация энергии или усиливаются защитные системы и сопротивление. Основными контактными сигналами являются:
• вербальное выражение улучшения состояния или дискомфорта;
• изменение дыхания;
• изменение мышечного тонуса в ответ на прикосновение;
• изменение цвета лица, контакта глаз и т. д. Необходимо также сказать, что важнейшим инструментом
работы в биосинтезе является тело терапевта, которое резонирует на едва различимые напряжения и эмоциональные состояния. Райх называл этот феномен «вегетативной идентификацией», что означает: чувствовать в своем теле ощущения борьбы клиента, его ритм и особенности пульсации.
Существует несколько основных способов телесного контакта, или элементов прикосновения. Эти элементы традиционно связывают с четырьмя стихиями: землей, водой, огнем и воздухом.
Земляной контакт. Руки и другие части тела терапевта используются как:
• поддерживающие структуры (передают клиенту ощущение надежности, твердости, прочности, доверия);
• структуры, которым клиент может оказывать динамическое сопротивление.
Принцип поддержки используется для работы с клиентами:
• чрезмерно независимыми, чтобы научить их больше доверять и принимать помощь;
• чрезмерно зависимыми, чтобы научить их больше доверять опоре и поддерживающим структурам собственного тела (спине, рукам, ногам);
• со слабыми границами, тревожными и во многих других случаях.
Водный контакт. Назначение водного контакта – придать движению плавность, помочь осознать и восстановить плавность и волнообразность работы кишечника, дыхания и др. Следуя за свободным потоком движений в форме вибраций, дрожаний и т. д., мы восстанавливаем баланс мышечного тонуса.
Водный контакт часто применяют вместе с воздушным, особенно при недостатке энергии у клиента.
Воздушный контакт. Этот вид контакта основан на работе с дыханием: на энергизации и расходе энергии.
Огненный контакт. Принцип огненного контакта – тепло– и терморегуляция. Руки терапевта излучают или перераспределяют энергию: путем согревания холодной части тела, через работу с энергетическими полями или с переводом избытка тепла в движение (горячие области обычно энергетически перегружены).
Биосинтез – психотерапия, ориентированная на процесс. От клиента не требуется, чтобы он следовал модели здоровья терапевта, заменил свои паттерны на его. Терапевт мягко работает с дыханием, помогает ослабить мышечные напряжения с тем, чтобы наиболее точно воспринять и раскрыть внутренние тенденции роста клиента, его возможности и особенности его пульсации. Терапевт в биосинтезе становится «партнером по танцу», который сопровождает и ведет клиента к новому опыту, иному ощущению заземления в собственном теле, восстановлению здоровой пульсации.
В биосинтезе процесс личностного роста клиента в ходе терапии позволяет построить внутренние мосты между основными аспектами жизни, выйти за пределы паттернов характера, установить связь с ядром личности, перейти от фрагментарного к более осознанному и целостному состоянию бытия.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 679 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 |
|