АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ТЕХНИКИ

Прочитайте:
  1. Анестезиологическое обеспечение реконструктивных и пластических операций с применением микрохирургической техники
  2. Базовые психотехники
  3. Глава 11 ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
  4. Глава 12 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
  5. Глава 4 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: ЖЕСТКИЕ
  6. Глава 5 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: МЯГКИЕ
  7. Глава 6 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: ОБЪЕКТИВНЫЕ
  8. Другие когнитивно ориентированные кризисные техники
  9. Занятие №2. «Основы общехирургической техники»
  10. Использование техники «каракули» в создании спонтанных образов

 

Занятие по ритмодвигательной терапии продолжается 1 час 30 минут, из которых 30 минут отводится на обсуждение изменений, произошедших после занятия, даются ответы на появившиеся вопросы, а также теоретическое введение к текущему занятию. Исключение составляет самое первое занятие с группой, когда 1 час посвящается знакомству, общему определению целей и задач данного вида терапии и самому общему тестированию с целью первичной диагностики проблем клиентов (проективные тесты для диагностики приведены в главе 2). Также на первом занятии определяются групповые нормы и ритуалы (см. раздел 2.5.1 главы 2).

Существует также очень простой геометрический тест, который может использоваться на первом занятии в группе в качестве экспресс‑диагностики (Обозов, 1997). Этот тест: 1) дает возможность в первом приближении определить, к каким психотипам относятся участники группы; 2) позволяет гармонично перейти к изложению целей и задач РДТ, фокусируясь при этом на базовых проблемах каждой группы характеров (см. раздел 2.2.3 главы 2).

Тест проводится следующим образом. На полу комнаты на достаточном расстоянии друг от друга раскладываются три заранее заготовленных рисунка геометрических фигур – круга, треугольника и квадрата.

Участникам группы предлагается медленно пройти около каждого из рисунков и остановиться у той фигуры, которая кажется наиболее «симпатичной». После того как участники сделали свой выбор, всем предлагается занять свои места и дается краткая интерпретация, которая выглядит следующим образом.

Круг. Если вы выбрали круг, то вы являетесь эмоционально‑коммуникативным типом личности (тип «собеседник») – вы в большей степени ориентированы на общение, легко и просто вступаете в контакт с другими людьми, предпочитаете теплые компании, умеете подшучивать над другими и над собой.

При решении какой‑либо задачи вы с большим удовольствием и простотой получите всю необходимую информацию, общаясь с другими людьми. Вы редко вступаете в конфликт, так как ориентируетесь на общение и обладаете коммуникативными способностями, что своевременно снимает напряжение. Вы открыты для принятия позиции оппонента, не стремитесь изменить его мнение или поведение.

Но вы имеете уязвимые места и чрезвычайно чувствительны к оценке своих эмоционально‑коммуникативных способностей. Вы очень чувствительны к изменениям настроения партнера и своевременно пытаетесь снять недоразумение, напряженность в отношениях.

Треугольник. Если вы выбрали треугольник, то вы относитесь к познавательному типу личности (тип «мыслитель») – вы ориентированы на познание мира внешнего и внутреннего, на размышления о жизни, науке, искусстве и технике; любите разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать. Все это заставляет вас сосредоточиваться на мышлении, на своих внутренних рассуждениях, что приводит к недостатку общительности и часто – к неумению решать организационные задачи.

Вы очень ранимы в отношениях с близкими, и в этой сфере глубина конфликта и степень включенности у вас очень большая.

Квадрат. Если вы выбрали квадрат, то вы относитесь к поведенческому типу личности (тип «практик») – вы ориентированы на преобразование окружающей действительности, предпочитаете четко поставленные задачи, требующие решительных действий, и не любите незавершенных дел, не терпите волокиты и рассуждений. Вы последовательны в своих действиях; у вас сильно развита социальная смелость, которая выражена в способности выступать в больших аудиториях среди малознакомых людей. Вы скорее всего будете успешны в той области деятельности, где все построено на беспрекословном подчинении, где используются методы организации поведения (принуждение), в условиях жесткой функциональной взаимозависимости членов коллектива (экипаж корабля, воинское подразделение).

Вам всегда необходимы ясные, последовательные задачи, четкое распределение функций в работе, в семейно‑брачных отношениях. В решении каких‑либо задач вы без лишних размышлений и обсуждений сразу приступите к делу либо организуете для его выполнения других людей.

Вы чувствительны к несправедливым высказываниям по поводу вашей работоспособности, пунктуальности, успешности. Ваша потребность в преобразовании внешнего мира, и в том числе позиций окружающих, может приводить к разнообразным столкновениям.

 

После краткого описания каждого типа личности участникам группы задается вопрос, все ли согласны с тем, что они относятся именно к типу, соответствующему выбранной фигуре, не хочет ли кто‑нибудь изменить свое решение. Затем дается краткая характеристика базовых проблем каждого типа. Насколько подробно она излагается, решает ведущий. Ниже приводится минимальный объем информации. Более подробно см. раздел 2.2.3 главы 2.

Для каждого типа характерны свои базовые проблемы, которые помогает решить ритмодвигательная терапия.

1. Проблемы «мыслителей»:

– границы: установление границ между собой и окружающим миром, их важность;

– межличностные отношения: контакты и общение с другими людьми.

2. Проблемы «собеседников»:

– «Я‑образ»: место человека в мире, поведение, чувства, реакции и т. д.

3. Проблемы «практиков»:

– избыточный контроль: как контролировать себя и других людей;

– агрессия: способность справляться с агрессией, неадекватным поведением.

4. Проблемы, типичные для всех типов характера:

– психофизиологические блоки: «зажимы», необходимость сдерживать себя из– за установленных социальных правил поведения;

– опоры или заземление: устойчивость, «почва под ногами»;

– структурная интеграция: преодоление хаоса в действиях и суждениях – когда человек чувствует одно, думает другое, а делает третье.

Затем, в течение часа, проводится собственно занятие по ритмодвигательной терапии, состоящее из разминки, быстрых упражнений и заключительных упражнений. При этом упражнение обычно представляет собой не одно движение, но комбинацию или набор взаимосвязанных движений, несущих определенную смысловую нагрузку и направленных на решение одной из перечисленных выше проблем.

Разминка в основном состоит из диагностических упражнений, целью которых является определение проблемы клиента, а в дальнейшем – фиксирование уровня позитивных достижений в разрешении проблемы.

Вторая, «быстрая» часть занятия состоит из ритмических упражнений, умеренно сложных с точки зрения координации, задачей которых является разогрев мышц и введение клиента в кинестетический транс, с ориентацией в каждом случае на проблему занятия. Набор упражнений или связок должен отвечать следующим требованиям:

1. Скорость выполнения упражнений зависит от физической подготовленности членов группы и может выполняться под музыку с ритмом от 100 до 160 ударов в минуту.

2. Координационная сложность упражнений должна быть такова, чтобы полностью занять внимание участников группы, но не чрезмерна, чтобы движения выполнялись достаточно легко (с точки зрения координации) и с удовольствием.

Третья часть занятия направлена на углубленную работу с проблемами клиентов и состоит из специально разработанных комплексов упражнений. На этом этапе также используется техника связывания, описанная выше.

Общая продолжительность работы с группой может варьироваться: от минимальной – 8 занятий (1 занятие по каждой проблеме) до неограниченной продолжительности, в зависимости от того, как клиенты ощущают прогресс в разрешении тех проблем, с которыми пришли на терапию.

Рассмотрим теперь требования к положению тела при выполнении ритмических движений:

– стопы слегка разведены врозь (чаще всего чуть шире, чем ширина бедра);

– стопы параллельны друг другу или слегка развернуты наружу, колени над носками;

– колени чуть расслаблены (допускается легкое сгибание);

– мышцы живота и ягодиц немного напряжены и направляют таз вперед (без подчеркивания поясничной кривизны);

– таз расположен ровно, без перекоса;

– грудь поднята, плечи на одной высоте;

– голова – прямо и составляет с туловищем одну линию;

– лопатки сдвинуты к позвоночнику.

При проведении занятия по ритмодвигательной психотерапии используются специальные названия движений (термины), заимствованные из аэробики и ритмической гимнастики. Поскольку многие из направлений современной аэробики также заимствованы из зарубежных источников, то специалисты часто используют для названия движений термины на английском языке, что не отвечает принципу доступности, предъявляемому к терминологии. В связи с этим мы сочли необходимым перевести термины на русский, указав соответствующие оригинальные термины. Среди специалистов, работающих в области оздоровительной аэробики, нет единства мнений по количеству основных (базовых) шагов, одни насчитывают их от 2 до 4, другие от 6 и более. Поэтому за основу мы приняли несколько базовых шагов, которые в дальнейшем будем использовать при описании ритмодвигательных упражнений и подробную расшифровку которых даем ниже. К ним относятся (http://aerobic.new‑mail.ru/aerob6.htm) следующие.

Подъемколена (Knee lift, Knee up). Из положения стоя на одной ноге (прямой) другую, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. Не допускается сопутствующий подъему ноги поворот таза. При подъеме колена может быть использован любой вариант движения (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, с поворотом, на шагах, беге, подскоках).

Мах (Kick). Выполняется в положении стоя на одной ноге. Маховая прямая нога поднимается точно вперед, разрешено небольшое «вывороченное» положение стопы, но без сопутствующего маху поворота таза. Амплитуда маха определяется уровнем подготовленности занимающегося, не допускаются «захлесты» (когда носок делает хлещущее движение, как кончик хлыста) и неконтролируемое опускание ноги после маха (падение). Рекомендована амплитуда маха не больше 90°. Разрешается любой вариант маха (на месте, на шагах, беге, прыжках). Возможна также разная плоскость движения (мах вперед или вперед – в сторону). Если мах сочетается с подскоком, то при приземлении следует обязательно опускаться на всю стопу, избегая баллистических приземлений и потери равновесия.

Прыжок ноги врозь‑ноги вместе (Jumpingjack, Hampelmann). Выполняется из исходного положения ноги вместе (пятки вместе, носки врозь – на ширину стопы). Движение состоит из двух основных частей. Первая: отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении нужно опуститься на всю стопу. Расстояние между стопами равно ширине плеч, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. При этом движении проекция колен не должна выходить за пределы опоры на стопы, угол в коленных суставах должен быть больше 90°. Вторая часть движения: небольшим подскоком соединить ноги и возвратиться в исходное положение. При выполнении этого движения не допускаются перемещения туловища (наклоны, повороты).

Выпад (Lunge). Может быть выполнен любым способом (шагом, прыжком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону, назад). Основным вариантом этого «аэробного шага» является выпад вперед. При этом тяжесть тела смещается на согнутую ногу, выставленную вперед. Угол в коленном суставе должен быть больше 90°, голень опорной ноги занимает почти вертикальное положение, а проекция колена не выходит за пределы опоры на стопу (обязательно следует опуститься на пятку опорной ноги). Поворот таза не допускается, нога сзади должна быть прямой, касаться носком пола, пятка поднята вверх.

Шаг (March). Напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую, сгибая, поднять точно вперед (колено ниже горизонтального положения), без поворота таза. Стопа поднимаемой ноги находится на уровне верхней трети голени, носок оттянут (т. е. голеностопный сустав согнут).

Приставной шаг (Step‑touch) – выполняется на 2 счета. «1» – шаг в сторону (назад или вперед), тяжесть тела падает на обе ноги. «2» – приставить другую ногу на носок.

Двойной приставной шаг (Doublesteptouch) – двойное движение в сторону приставными шагами.

Скольжение (Slide) – шаги, выполняемые со скольжением стопой по полу.

Захлест ноги (Legcurl) – в стойке ноги врозь (чуть шире плеч) перемещение с ноги на ногу, со сгибанием голени. Выполняется на 2 счета. «1» – перенести тяжесть тела на одну ногу, колено полусогнуто, но без дополнительного приседания, пятка на полу. «2» – свободную ногу согнуть назад (в направлении к ягодичной мышце).

Нога на пятку (Heeldig, heeltouch). Выполняется на два счета. В исходном положении обе ноги полусогнуты. «1» – одна нога выставляется вперед или по диагонали вперед на пятку (разгибая колено). «2» – вернуться в исходное положение.

Маятник (Pendulum) – прыжком смена положения ног. Прыжки выполняются на 4 счета. «1» – прыжок на одной ноге, другую поднять в сторону. «2» – прыжок на две ноги. «3», «4» – повторить движение в другую сторону. Более подготовленные занимающиеся могут выполнять прыжки без промежуточного перехода на две ноги (с ноги на ногу).

Мамба (Mambo) – вариация танцевального шага мамба, выполняется на 4 счета. «1» – шаг одной (правой) ногой на месте. «2» – небольшой шаг другой ногой (левой) вперед (тяжесть тела на ногу полностью не переносить). «3» – перенести тяжесть тела на правую ногу и встать на нее. «4» – вернуться в исходное положение (стойка – ноги врозь). Затем можно повторить движение, но с шагом назад. Используется и другая разновидность шага мамба: «1» – шаг одной (правой) ногой на месте. «2» – небольшой шаг другой ногой (левой) вперед (тяжесть тела на ногу полностью не переносить). На «3–4» выполняются шаги, аналогичные счетам «1–2», но назад.

«Пони» (Pone) – поочередные шаги вперед и назад – «пони». Счет – «1‑и‑2». «1» – шаг правой вперед. «И» – оттолкнуться левой. «2» – шаг правой. Чаще всего это движение выполняется на прыжках: «1» – прыжок на правую ногу вперед, левую согнуть назад, «и» – прыжок на левую ногу назад, правую согнуть вперед. «2» – повторить счет «1».

V‑шаг (V‑step) – разновидность ходьбы в стойку ноги врозь, затем – вместе. Выполняется с продвижением вперед и назад на 4 счета. «1» – с пятки шаг вперед – в сторону с одной ноги. «2» – продолжить аналогичное движение с другой ноги (в положение стойки ноги врозь, носки ног прямо или слегка повернуты наружу). Направление шагов напоминает написание английской буквы «V». «3»,»4» – выполнить поочередно два шага назад и тем самым вернуться в исходное положение.

Твист‑прыжок (Twistjump) – прыжки на двух ногах с поворотами таза вокруг вертикальной оси.

«Скрестный» шаг в сторону (Grapewine) выполняется на 4 счета. «1» – шаг правой в сторону. «2» – шаг левой вправо сзади (перекрестно). «3» – шаг правой в сторону. «4» – приставить левую ногу к правой.

Некоторые упражнения данного раздела взяты из следующих работ: Белый, Швед (2003); Горшкова (2001); Березкина‑Орлова (2001); Грачева (2003); Диниц (2004); Лисицкая (1988, 1994); Шванева (2000); Эндрюс (1996); Кэмпбел (1999); Норбе‑ков, Хван (1999); Гиршон (2000а, 2000б); Roth (1987).


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 714 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)