АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Как и все направления телесной терапии, ритмодвигатель‑ная терапия (РДТ) работает с системой «тело – сознание» как единым целым
Как и все направления телесной терапии, ритмодвигатель‑ная терапия (РДТ) работает с системой «тело – сознание» как единым целым, вовлекая в процесс взаимодействия все или почти все репрезентативные системы клиента. Система «тело – сознание» включает в себя мощные и хорошо развитые механизмы саморегуляции. Причем большинство из этих механизмов можно достаточно быстро реализовать, если знать, как получить к ним «ключи доступа».
Ритмодвигательная терапия исходит из постулата, что имеются корреляции между телом и сознанием, т. е. человек – это уникальное психосоматическое единство. То, что изменяет тело, изменяет и сознание, и наоборот. Психологические защиты (рационализация, вытеснение, подавление и др.) служат для сдерживания боли, страданий, для ограничения влияния стрессов. Также они закреплены в теле как уникальные мышечные паттерны, отражающиеся в структуре тела (форма, поза, движения, дыхание, эмоциональные выражения) и сдерживающие проявления сущности человека. В контексте РДТ исследование паттернов блокировки экспрессии составляет основное направление курса психотерапии.
Как наша физическая форма, так и соответствующие ей паттерны в новых ситуациях могут оказаться недостаточно подвижными (физически и эмоционально) для адекватного отражения ситуации и интеграции возникающего возбуждения. Таким образом, возникает реакция, не удовлетворяющая нашим внутренним потребностям. Пока человек недостаточно использует творческий потенциал для решения своих задач – способность к чему бывает подавлена конфликтами детства, окружающей эмоциональной напряженностью, одиночеством, ощущением покинутости, манипулированием, игнорированием, – он не живет полной жизнью. Стереотипные реакции необходимо проанализировать, осознать и многие из них изменить. Это требует напряженной длительной работы под руководством опытного ведущего, который смягчает тревогу, связанную с изменениями. РДТ – техника, которая позволяет:
1) понять личность через тело;
1) улучшить все функции личности, мобилизуя энергию в мышечных напряжениях;
1) повысить качество и объем переживаний удовольствия путем разрешения характерных паттернов, отраженных в структуре тела и влияющих как на ритмическую активность, так и на отдельные движения.
Все недостатки окружающего мира человек компенсирует с помощью специфических телесных проявлений. В работе с телом в РДТ первостепенным является тезис о том, что любое ограничение подвижности – это результат не разрешенных в прошлом конфликтов и одновременно – причина эмоциональных нарушений в повседневной жизни. Единство и координация физических реакций зависят от интеграции движений и дыхания. Улучшение наступает при освобождении дыхания и движений тела, когда расширяется и углубляется контакт с физической реальностью. Посредством специальных движений и положений тела клиент учится глубже осознавать свое тело и контактировать с ним, он начинает понимать связь между текущим физическим состоянием и сформировавшими его переживаниями. Он начинает осознавать, что состояние неподвижности таит в себе глубокое чувство страха или агрессии. Ведущий позволяет клиенту выразить все негативное, не боясь отвержения или осуждения. Принимая свое тело и чувства, клиент осознает свой контакт с другими аспектами реальности. Поскольку тело – основа для всех жизненных функций, любое улучшение контакта приводит к значительному улучшению образа тела и «Я‑образа», межличностных отношений, качества мышления и чувствования, радости и удовольствия от жизни.
Ритмическому движению доступны одновременно обе ипостаси – сознательного и бессознательного. Используя ритмическое движение как терапевтический инструмент, ведущий может усиливать либо сознательный, либо бессознательный аспект личности, помогая человеку подойти к естественной интеграции, к состоянию целостности. Например, если человек захвачен своими эмоциями и не может ими управлять, он подвергается опасности психического срыва. Ведущий может помочь клиенту усилить сознательную сторону, используя структурированное движение и ритм, заданные в пространстве и времени. Это способствует активизации сознания, усилению границ Эго. Так как характеристикой сознательного является ограниченность и линейность во времени, ограниченность расстояния, а движение дает возможность прорабатывать очень четкие структуры времени и пространства, то таким образом в человеке может активизироваться его сознательное Эго.
Есть другой полюс. Человек, наоборот, очень сильно контролирует себя, просто ничего не чувствует. Все эмоции подконтрольны, контролируется любой жест, любое движение. Дыхание при этом часто поверхностное. И здесь ведущий может помочь активизировать творчество, спонтанность движения, помочь прислушаться к внутренним импульсам, с тем чтобы вместе с естественным движением проявились чувства, которые так сильно сдерживаются и контролируются. Ведущий помогает им перейти в форму движения и таким образом усилить эту сторону личности.
Когда ритмическое движение используется как психотерапевтическое средство, то воздействие основывается на предпосылке, что клиент может решить любые проблемы, если увеличит свою внутреннюю подвижность и способность творчески воспринимать любую ситуацию. Улучшение также происходит за счет удаления психофизических блоков, которые ранее препятствовали реализации возможностей. При столкновении с любой проблемой человек учится не подавлять свои желания, а изменять структуру свой личности, чтобы новая трансформированная личность обладала всеми возможностями для решения возникшей проблемы.
Существует также иерархия целей. Сначала речь идет о тотальной терапии, т. е. решении физических и психических проблем, затем уже только о развитии личности.
Здесь также необходимо отметить, что в настоящее время в ряде европейских стран активно развивается метод, получивший название «терапии ритма» (Rhythm Therapy), для лечения тяжелых параличей и других заболеваний, связанных с повреждением головного мозга (http://www.viewzone.com/rhythm_ther‑apy.html).
Терапия ритма является недирективной терапией, объединяющей использование цветовых стимулов, произнесение звуков, физических движений и музыки, с акцентом на ритмической компоненте. Предполагается, что это активизирует функционирование нервных путей в обход поврежденных или дисфункциональных частей мозга, осуществляя гармонизацию левого и правого полушарий мозга. Результаты использования терапии ритма также включают улучшение краткосрочной памяти, координации системы «сознание – тело» и исправление нарушенных речевых способностей.
Терапия ритма была придумана и развита джазовым барабанщиком Ронни Гардинером, американским музыкантом, который живет в Швеции в течение более чем тридцати лет. Осенью 1989 года к Гардинеру обратился председатель Стокгольмской ассоциации парализованных. Горячий любитель музыки, председатель попросил, чтобы Гардинер провел занятие с членами ассоциации, которым требовалась некоторая умственная и физическая стимуляция. Терапия ритма оказалась весьма успешной. Участники утверждали, что у них улучшились речь, память и способность концентрироваться, а также снизилась зависимость от помощи других людей. Дополнительные результаты включали большую удовлетворенность социальными контактами и чувство восстановления контроля над собственной жизнью.
Клинические исследования эффективности терапии ритма были проведены в 1995–1996 годах Софией Викстром из нейрохирургического отдела Каролинского института (Стокгольм, Швеция), они показали исключительно положительные результаты, касающиеся восстановления утраченных функций у пациентов после инсульта и других поражений головного мозга.
Сессия терапии ритма проводится в течение двух часов с одним двадцатиминутным перерывом. Она начинается с приветствия, затем проводятся упражнения на глубокое дыхание и растяжение мышц, сопровождающиеся классической музыкой. Затем идет обзор предыдущей сессии. После этого ведущий дает детальную инструкцию о новой ритмической последовательности, которая будет изучена. Цель терапии ритма состоит в том, чтобы изучить полную партитуру, состоящую из нескольких последовательностей музыкальных фрагментов и соответствующих движений тела. Полная партитура может длиться три‑четыре минуты. Партитура начинается с несложной последовательности, использующей 40–60 ударов в минуту, и постепенно увеличивается и в сложности и в скорости приблизительно до 80‑120 ударов в минуту.
В терапии ритма используются цветные скоординированные символы, представляющие различные части тела: красный – для левой стороны и синий – для правой. Терапевт, стоя перед пациентами, использует красные и синие перчатки, соответствующие стороне тела, и показывает пациентам последовательность движений. Упражнения могут выполняться стоя или сидя, в зависимости от возможностей пациента. Каждому пациенту дается инструкция произнести название цветного символа, одновременно выполняя соответствующее движение в определенном ритме.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 638 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 |
|