АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Методика оперативного лечения

Прочитайте:
  1. Cовременные методы лечения миомы матки
  2. I этап лечения — остановка кровотечения.
  3. II. Подавление патологического влечения и выработка отвращения к алкоголю.
  4. II.1. Методика проведения сеанса
  5. III. ОТБОР И ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ
  6. III. Перспективные методы лечения инсулинозависимого сахарного диабета
  7. III. Принципы лечения впервые выявленного инсулинозависимого сахарного диабета
  8. IV. Методика
  9. VI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЯТЫЕ СРЕДСТВА ЛЕЧЕНИЯ РАКОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ И ГИПЕРБАРИЧЕСКАЯ ОКСИГЕНАЦИЯ ПРОТИВ РАКА — ОШИБКИ ОНКОЛОГИИ
  10. VI. Современные принципы лечения инсулинозависимого сахарного диабета

Нижнесрединная лапаротомия. Операционная рана разводится зерка­лами. С опухолью следует обращаться очень осторожно, поскольку вследствие нарушения кровообращения происходит некроз опухоли, особенно ее капсу­лы, что может привести к ее разрыву и инфицированию брюшной полости. В связи с этим опухоль лучше не извлекать из малого таза, а зажимы накладывать на ножку опухоли "на месте". До наложения зажимов не следует раскручивать ножку опухоли, так как в сосудах могут быть тромбы, которые при раскручивании могут вызвать тромбоэмболию.

Ножка опухоли пересекается между зажимами и лигируется (рис. 38.6).

 

 

Рис. 38.6. Операция удаления опухоли яичника при перекручивании ее ножки.

а — на ножку опухоли наложены зажимы; б — перитонизация культи ножки при помощи круглой связки и заднего листка широкой связки матки.

 

ТРУБНО-ЯИЧНИКОВЫЕ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

При острых воспалительных заболеваниях внутренних половых органов тесная анатомическая связь внутренних по­ловых органов с другими органами брюшной полости создает физиологические предпосылки распространения инфекционного процесса из одного органа на другой путем непосредственного контакта или по кровеносным и лимфатическим сосудам.

Симптоматика этих заболеваний имеет много общего, по­этому важна дифференциальная диагностика, так как в по­давляющем большинстве гинекологических заболеваний мож­но обойтись консервативными методами лечения, а хирургиче­ская патология требует срочных оперативных вмешательств.

В анамнезе больных с острым воспалительным процессом имеются бесплодие, нередко туберкулезной этиологии, дисфунк­ция яичников или обострение воспалительных процессов, свя­занных с осложненными родами или абортами или внутриматочными вмешательствами. Больные жалуются на периодиче­ски появляющиеся бели, вызывающие раздражение наружных половых органов.

Клиническая картина воспалительного процесса в половых органах весьма разнообразна.

Тяжелый, деструктивный характер изменений в половых органах наступает при воспалительном процессе туберкулезной и гонококковой этиологии и является двусторонним. Вос­палительный инфильтрат поражает всю стенку маточной тру­бы и нередко ведет к образованию в ней гнойников. При этом возникает слипчивый процесс в различных отделах маточных труб, чаще в ампулярной и интерстициальной частях, а скап­ливаемый обильный секрет растягивает стенку маточной трубы и превращает ее в ретенционное образование (гидросальпинкс). Накапливание в маточной трубе продуктов воспаления может способствовать образованию гнойных опухолей (пиосальпинкс). В этих случаях в воспалительный процесс часто вовлекается серозная оболочка маточных труб, что создает условия, для образования спаечного процесса с окружающими органами (кишечником). Нередко маточные трубы срастаются с яичником, и возникает гнойная воспалительная опухоль придатков матки (гнойный сальпингоофорит).

При частых обострениях, физическом перенапряжении или грубом обследовании может произойти разрыв этих опухолей с последующим развитием перитонита.

Острому началу заболевания предшествует плохое самочув­ствие, сниженная работоспособность, субфебрильная темпера­тура. Возникающие боли локализуются главным образом в малом тазу с иррадиацией в паховую область и внутреннюю поверхность бедра. Температура тела постепенно повышается. Появляется дискомфорт со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы (болезненность при де­фекации, учащенное и болезненное мочеиспускание). Тошнота и рвота присоединяются значительно позже, когда в воспали­тельный процесс начинает вовлекаться значительная часть брю­шины.

При гнойных поражениях маточных труб нередко воспали­тельный процесс имеет прогрессирующий характер. В силу истончения стенки маточных труб и последующего прорыва в свободную брюшную полость может возникнуть разлитой гной­ный перитонит. Открытая форма пельвиоперитонита по сим­птомам сходна с разлитым перитонитом и является часто след­ствием восходящей гонококковой инфекции. Тактика врача в этих случаях будет различной: при разлитом гнойном перито­ните показано чревосечение, а при открытой форме пельвиопе­ритонита гонококковой этиологии, как правило, консервативное лечение – пункция брюшной полости через задний свод влагалища.

Клиническая картина прободного гинекологического перито­нита во многом сходна с клиникой прободного перитонита при хирургических заболеваниях (аппендицит, прободение язвы желудка и кишечника) и требует срочного оперативного вме­шательства.

При наличии острого воспалительного процесса в половых органах прорыв гнойника обычно связан с физической нагруз­кой, половым актом.

Прободному гинекологическому перитониту часто предше­ствует ранняя стадия: схваткообразные боли, сопровождаю­щиеся тенезмами или дизурическими явлениями (симптомы прорыва гнойной опухоли в кишку или мочевой пузырь). Ухуд­шение общего состояния: температура тела быстро повышается, достигая высокого уровня, учащается пульс, задержка стула и газов (метеоризм), редко рвота. Нарастают симптомы раз­дражения тазовой брюшины (пельвиоперитонит).

При двуручном ректовагинальном исследовании смещение шейки матки несколько ограничено и резко болезненно. Вслед­ствие напряжения брюшной стенки матку не всегда можно четко определить. Позади или сбоку, реже спереди от матки определяется нижний полюс конгломерата опухоли с нечетки­ми контурами (ретортообразной формы) с толстой капсулой малоподвижный, резко болезненный. При этом выраженной инфильтрации в околоматочной клетчатке нет. Свидетельством этому является возможность четкого определения нижнего отдела крестцово-маточных связок.

Гнойную трубоовариальную опухоль следует дифференци­ровать от параметрита, при котором с лечебной целью производится кольпотомия с последующим дренирова­нием полости гнойника. При гнойной тубоовариальной опухо­ли кольпотомия противопоказана, так как ведет к трубно-влагалищному хроническому свищу.

При параметрите перкуссия верхних передних остей подвз­дошных костей (симптом Гентера) дает приглушение тона, а при пельвиоперитоните — ясный тимпанический звук, вызванный наличием гнойной тубоовариальной опухоли. Кроме того, при параметрите вследствие инфильт­рата в околоматочной клетчатке нижний отдел крестцово-ма­точных связок четко не пальпируется, а сам инфильтрат чаще бывает односторонним, отходит непосредственно от шейки мат­ки и распространяется до стенки таза с переходом на нее.

Прободение гнойной опухоли с излитием гноя в брюшную полость сопровождается коллапсом: появлением острых болей по всему животу, холодного пота на лице, черты лица заост­ряются, пульс частый, слабого наполнения. Язык сухой, обло­женный. Брюшная стенка слабо участвует в дыхании, резко напряжена и болезненна. Симптом Щёткина — Блюмберга по­ложительный по всему животу. Перистальтика кишечника сла­бая или не выслушивается. При достаточном излитии гнойного содержимого — приглушение шеркуторного звука в отлогих ча­стях живота. В анализе крови прогрессивно нарастает лейко­цитоз.

При двуручном исследовании в этих случаях вследствие резкого напряжения брюшной стенки определяется только ниж­ний край плотной, болезненной опухоли с выпячиванием в этом месте свода влагалища. Смещение шейки матки резко болез­ненно.

Острая восходящая гонорея чаще дает клинику открытой формы пельвио-перитонита, что ошибочно принимается вслед­ствие трудности дифференциального диагноза за диффузный перитонит. Брюшина малого таза находится в состоянии ост­рого воспаления. В основном это заболевание встречается в молодом возрасте, чаще связано с началом половой жизни или случайными внебрачными свя­зями и обостряется нередко с началом менструации. Жалобы на боли внизу живота, больше в области малого таза, и гной­ные бели, частое болезненное мочеиспускание. Высокая температура, частый пульс, рвота, атония кишечника (метеоризм). Живот мягкий, резко болезненный, особенно в нижнем отделе. Резко выражен симптом Щеткина – Блюмбер­га. Пульс соответствует температуре тела, артериальное дав­ление не снижается. Однако общее состояние лучше, чем при прободном перитоните, но болезненность в нижнем отделе жи­вота резче выражена. При осмотре зеркалами слизистая обо­лочка шейки и влагалища гиперемирована. Из шеечного кана­ла наблюдается гнойное отделяемое. При двуручном влагалищно-брюшностеночном исследовании вследствие резкой болез­ненности и напряжения брюшной стенки определить внутрен­ние половые органы не удается. Смещение матки болезненно. Своды достаточно глубокие и болезненные. В этих случаях по­казано до начала лечения взять мазки из шейки матки, влага­лища, мочеиспускательного канала и прямой кишки на гоно­кокк, иногда можно использовать пункцию заднего свода влагалища. При наличии в мазках гонококка следует сначала приступить к противовоспалительной терапии: антибакте­риальная терапия (пенициллин, сульфаниламидные препара­ты), холод на живот, покои и др.

При благоприятном течении процесс уже в первые сутки стихает: снижается температура, симптомы раздражения брю­шины становятся менее выраженными, наступает быстрое от­граничение здоровых органов и тканей. Открытая форма пель-виоперитонита переходит в закрытую.

Дифференциальный диагноз острого воспалительного про­цесса внутренних половых органов сравнительно проще прово­дить между заболеваниями органов брюшной полости, сопро­вождающимися внутренним кровотечением (разрыв печени, селезенки, нарушенная внематочная беременность, разрыв яич­ника и др.). В этих случаях боли возникают внезапно или они связаны с травмой. Развивается картина шока: бледность ли­ца, частый слабый пульс, артериальное давление прогрессив­но снижается, холодный пот. При перкуссии живота — приглу­шение перкуторного звука, изменяющегося при перемене поло­жения.

Наиболее трудно дифференцировать острое воспаление при­датков матки от хирургической патологии (аппендицит, воспалителыные заболевания и опухоли кишечника).

Больных с аппендицитом госпитализируют значительно раньше от начала заболевания, чем при воспалении придатков матки. Для аппендицита характерно более острое начало за­болевания, чаще рвота и боль в эпигастральной области.

Большое значение следует придавать двуручному ректовагинальному исследованию (симптом Промптова). Динамические изменения со стороны придатков матки в сторону более четко­го определения величины, формы и их размера наличие гной­ных выделений из матки позволяют получить больше данных о воспалении придатков матки. Наличие инфильтрата с правой стороны с высоким расположением его в тазу без ясных кон­туров дает право думать об аппендиците. Для опухолей и вос­палительных процессов в кишечнике характерны жалобы на дискомфорт со стороны желудочно-кишечного тракта (поносы, запоры, слизистые и кровянистые выделения во время дефека­ции признаки динамической непроходимости). Дополнительные данные можно получить при рентгенологическом обследовании желудочно-кишечного тракта.

Лечение. В случае ошибочно произведенного чревосечения по поводу открытой формы пельвиоперитонита (гонококковой этиологии) не следует удалять отечные гиперемированные маточные тру­бы, если даже на них поступает незначительное гнойное содер­жимое. При этом необходимо ограничиться широким дрениро­ванием брюшной полости с обязательным выведением дренаж­ной трубки в задний свод влагалища. В послеоперационном периоде создать возвышенное положение головного конца. В брюшную полость ежедневно вводить раствор пенициллина, сочетая его с дачей перорально сульфаниламидных препаратов, холод на живот.

Тазовый перитонит хорошо излечивают, применяя консер­вативные методы лечения в сочетании по показаниям с пунк­цией заднего свода влагалища (гнойная тубоовариальная опу­холь или гнойный осумкованный перитонит) или кольпотомией (задний параметрит).

При разлитом прободном перитоните показано срочное чревосечение.

При гинекологическом перитоните характер оперативного лечения заключается в удалении прободного органа (тубоовариальной опухоли). В крайних случаях при значительном изменении матки и ее придатков следует производить надвлагалищную ампутацию или экстирпацию матки с придатками. Вскрывая брюшную полость, необходимо соблюдать большую осторожность, чтобы не разрезать кишку или мочевой пузырь. Марлевыми тампонами нужно тщательно отгородить верхний отдел брюшной полости.

Ввиду значительного сращения внутренних половых орга­нов с близлежащими петлями кишечника и мочевым пузырем имеется опасность ранения этих органов.

После радикальной операции следует широко дренировать брюшную полость.

Лечение острых воспалительных процессов половых органов следует проводить консервативно, применяя антибактериальные средства с учетом вида микроорганизма, его чувствительности и переносимости лекарств больной. Назнчают постельный ре­жим, холод на живот. В подострой и хронической стадиях по­казана рассасывающая терапия с применением физиотерапев­тических средств.

 

Хирургическое лечение при трубно-яичниковых воспалительных образованиях.

Вмешательства при удалении трубно-яичниковых воспалительных обра­зований относятся к одному из наиболее сложных разделов оперативной гинекологии. Наличие обширных сращений и спаечного процесса в малом тазу и брюшной полости, как правило, приводит к значительному изменению топографо-анатомических взаимоотношений и создает технические трудности при выполнении операции. В этой связи в качестве доступа следует избрать нижнесрединную лапаротомию. При вскрытии брюшной полости необходимо соблюдать большую осторожность, с тем чтобы не травмировать кишечник или мочевой пузырь. Затем сориентироваться в топографии тазовых орга­нов, найти матку, выяснить ее отношение к мочевому пузырю и прямой кишке.

Марлевыми салфетками тщательно отгородить верхний отдел брюшной полости от малого таза и приступить к разделению спаек. Начинать лучше с сальника, рыхлые спайки разъединяют тупым способом, плотные, старые рассекают ножницами (рис. 38.7, а, б). При обширных спайках и их плотном сращении с воспалительным образованием сальник рассекают между зажима­ми, а затем лигируют кетгутом. После отделения большого сальника присту­пают к разъединению спаек с другими органами, особенно осторожно следует отделять кишечные петли. Здесь может быть весьма полезна гидропрепаровка раствором новокаина. Следует помнить, что целесообразнее оставить фраг­менты капсулы на кишке, чем повредить стенку кишки. Далее пальцами или тугим тупфером, а при необходимости ножницами под контролем зрения отделяют воспалительное образование от париетальной брюшины таза.

В случаях разрыва капсулы воспалительного образования и излития гноя необходимо дополнительно отгородить полость малого таза от брюшной полости полотенцами или марлевыми салфетками и с помощью вакуумотсоса или рыхлых марлевых салфеток удалить вытекший гной. В полость гнойного образования можно ввести салфетку, которая будет впитывать остатки жидко­го содержимого и облегчать дальнейшее выделение образования из окружа­ющих тканей.

После окончательной мобилизации придаткового воспалительного обра­зования и его тщательного осмотра, а также осмотра придатков матки с противоположной стороны решается вопрос об окончательном объеме опе­рации: удалении придатков или трубы (рис. 38.7, в, г). Методика удаления трубы и придатков матки описаны ранее.

Во избежание развития инфильтрата культи рекомендуется медиаль­ный конец трубы клиновидно иссекать из угла матки.

Оперативное вмешательство при воспалительных образованиях придат­ков матки нередко сопровождается обширными повреждениями брюшины малого таза, матки, мочевого пузыря и кишечника. Если восстановление целостности брюшины, покрывающей кишечник и мочевой пузырь, воз­можно обычными метода­ми, то в отношении вос­становления брюшины матки и малого таза мо­гут возникнуть серьезные технические трудности. В этих случаях хороший ре­зультат дает перитонизация с помощью резециро­ванных участков большо­го сальника. Сальник не только хорошо перитонизирует, но и оказывает гемостатический эффект (рис. 38.8).

Если при операции произошло нарушение целостности капсулы об­разования и в полость ма­лого таза излился гной или имело место значи­тельное повреждение брюшины малого таза, сопровождающееся кро­вотечением из клетчатки, следует дренировать пол­ость малого таза через влагалище или переднюю брюшную стенку. В по­лость малого таза и брюшную полость вводят 1—2 микроирригатора для подведения антибио­тиков.

 


Дата добавления: 2015-01-12 | Просмотры: 633 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)