АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Глава 1 О единстве души и тела, или Что такое психосоматика

Прочитайте:
  1. I. Наличие асимметрии лица, губ, щек, углов рта, носа, области тела, челюстей.
  2. II. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА
  3. IV. ЧT0 ТАКОЕ ПРЕДРАКОВОЕ СОСТОЯНИЕ?
  4. Б. при ВГ единственным источником инфекции является человек,
  5. В. Аутоантитела, выявляемые при системных васкулитах
  6. Введение. Что такое логотерапия?
  7. Введение: что такое память?
  8. Вы не знаете, вы никогда не узнаете, что такое геморрой, пока сами не испытаете. Уже два раза вешался. Мысленно. А про этих ребят я читал, молодцы ребята. Д.
  9. Единственный метод, позволяющий подтвердить диагноз и выявить заболевание

 

Более двух тысяч лет назад великий Сократ произнес: «Нет телесной болезни, отдельной от души». Однако многие психологи и большинство медиков до сих пор не рассматривают эту связь всерьез. Тем не менее и у нас в стране, и за рубежом появляется все больше работ на эту тему. Теоретические и практические исследования достоверно подтверждают тот факт, что базовые эмоции, такие как гнев, печаль, страх, радость, оказывают влияние на состояние здоровья человека, непосредственно связаны с теми или иными физическими заболеваниями.

 

 

...

Осознание важности воздействия эмоций н а здоровье организма может по праву сч итаться одним из величайших достижений современной медицины. Эта точка зрения убеждает в том, что разум и тело работают как единое целое, что разум влияет на тело так же, как и тело влияет на разум. Все болезни нужно рассматривать и лечить, принимая организм человека как целое. Это стало фундаментальным положением, на основании которого строится психосоматический подход к человеку. Слово «психосоматический» произошло от двух греческих корней: «психо» – душа и «сома» – тело.

 

Вплоть до XVIII и начала XIX века такие психологические факторы, как потеря удачи, смерть любимого человека или разочарование в любви, вполне естественно признавались врачами как играющие важную роль в порождении заболевания. Но к концу XIX века растущие знания в области патологии и введение новых методов в микроскопии привели немецкого патолога Р. фон Вирхова и других медиков к предположению, что все заболевания носят органический характер, а до тех пор, пока под микроскопом не могут быть обнаружены заметные клеточные изменения, о существовании какой‑либо болезни не может быть и речи (Браун, 1999).

К началу прошлого столетия труды З. Фрейда и его коллег вновь привлекли внимание медиков и психиатров к понятию психологически производимого расстройства. Вновь возникло осознание того, что органические заболевания, равно как и умственные, могут иметь психологическое происхождение.

Однако систематическое клиническое и экспериментальное исследование взаимодействия между душой и телом стало возможным лишь после того, как была устранена философская путаница относительно их определений (Александер, Селесник, 1999).

Западное представление о том, что тело и душа суть разные части человека, старо как мир. Эта роковая путаница была закреплена Р. Декартом. Она существовала задолго до него и повлияла на медицину больше, чем на другие области познания. Мифология, религия, философия во все времена были озабочены взаимосвязью тела и души, но в разные века разные авторы трактовали это соотношение по‑своему. Платон утверждал, что дух властвует над телом, которое является лишь исполнителем желаний и идей духа. Гиппократ, напротив, считал психические процессы не более чем вторичным патологическим явлением (эпифеноменом), незначительным отражением телесных процессов, которые сами по себе подчиняются универсальным физическим законам.

Первобытный человек объяснял природные явления с психологической точки зрения. Современный человек сначала отбросил прочь сверхъестественную и психологическую мотивацию неживого мира, а затем попытался «обезжизнить» взгляд на самого себя до такой степени, что человеческая личность стала считаться несущественной для научного исследования человека. Лишь на исходе XIX в. маятник качнулся в другую сторону, и личность – эмоции и мотивации человека – стала считаться законным объектом методического научного исследования.

Физические реакции на эмоции – одни из самых распространенных повседневных ощущений. Человек боится – его пульс учащается, дыхание становится глубже. Человек сердится – лицо краснеет, мышцы напрягаются. Человек чувствует отвращение – желудок начинает дрожать. Расслабляясь от напряжения, человек делает глубокий вздох (Александер, Селесник, 1999).

Субъективные ощущения (страх, злость, отвращение, радость, печаль) мобилизуют исключительно сложные телесные процессы. К ним относятся изменение сердечного ритма и циркуляции крови, дыхания, деятельности желудочно‑кишечного тракта, изменения в мускульной системе и железах. Поскольку эти явления постоянно сопутствуют нам в повседневной жизни, мы принимаем их как должное и не осознаем, что, когда мы смеемся или плачем, мы вовлечены в одно из величайших таинств биологической науки. Процессы, в которых начальные звенья общей цепи воспринимаются субъективно как эмоции, а последующие – объективно как изменение телесных функций, называются психосоматическими явлениями. Их частично субъективная, а частично объективная природа привела к широко распространенному заблуждению о противоположности духовного и физического.

Повышение кровяного давления и учащение сердечного ритма, сопутствующие гневу или страху, можно изучать по объективным параметрам. Однако страх или гнев может испытывать лишь только тот человек, который затронут им. Сам факт, что физиологические и психологические явления происходят в одном и том же организме, интерпретировался таким образом, что человек разделен на душу и тело; изучение человека было соответственно разделено на два направления, которые веками оставались изолированными друг от друга.

Да, наши чувства постоянно влияют на наши телесные функции. Но так же хорошо нам знакомы и явления обратного порядка, когда изменения физиологические влияют на нашу психологию. Это – двухстороннее движение. Мы принимаем алкоголь, он изменяет химический состав организма, мы быстро реагируем на это изменением настроения. Некоторые становятся агрессивными, теряют контроль над собой, некоторые – сентиментальными и плаксивыми. Седативные лекарства влияют на нас физиологически: как результат, мы чувствуем сонливость. Транквилизаторы освобождают нас от эмоционального напряжения. Высокая температура вызывает состояние бреда.

 

 

...

Таким образом, очевидно, что мы являемся неделимыми организмами. Поскольку человек и сложный физиологический аппарат, и, одновременно, осознающий себя индивид, способный выразить свое состояние (вербальная коммуникация), его следует изучать с психической, и с физиологической стороны (комплексно). Совмещение результатов этих двух видов наблюдения и составляет суть психосоматического подхода.

 

 

1.1. Психосоматика – это «psycho» (душа) + «soma» (тело)

 

Нет никаких только психических и только соматических болезней, а имеется лишь живой процесс в живом организме; жизненность его и состоит именно в том, что он объединяет в себе и психическую, и соматическую сторону болезни.

Р. А. Лурия

 

 

Термин «психосоматика» предложил в 1818 году врач из Лейпцига Я. Хейнрот, который объяснял многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Так, причины туберкулеза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, а особенно – сексуальных страданий. Через 10 лет М. Якоби ввел понятие «соматопсихическое», как противоположное и в то же время дополняющее, по отношению к «психосоматическому». Во врачебный лексикон термин «психосоматика» был введен лишь столетие спустя.

Первоначально понятием «психосоматические» объединялись заболевания, в развитии которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма). В настоящее время термин имеет два значения: одно связано с его применением к области медицины, второе – к болезням, в которых важную роль играют психологические факторы.

История современной психосоматической меди shy;цины начинается с психоаналитической концепции З. Фрейда, который доказал, что «подавленный аффект», «психическая травма» путем «конверсий» (лат. con shy;ver shy;sio – превращение) могут проявляться соматическим симптомом. Хотя непосредственно сам З. Фрейд не внес большого вклада в изучение психосоматических заболеваний, его теории сделали возможным серьезное рассмотрение психологически продуцируемой болезни, первоначально в области невроза. Другими словами, без Фрейда и психоанализа мы не знали бы того, что знаем теперь. Например, любая болезнь имеет определенный смысл для страдающего, она, осознанно или неосознанно, преднамеренна и может быть исцелена путем обнаружения этого намерения, этого смысла.

Творчески развивая идею З. Фрейда, Ф. Александер предложил теорию эмоциональных конфликтов, принципиально воздействующих на внутренние органы, связывая специфику психосоматического заболевания с типом эмоционального конфликта.

Формулировки, данные Ф. Александером специфическим психологическим конфликтам, вызвали много возражений, из‑за которых были забыты другие его высказывания. В действительности его объяснение возникновения болезней имело три аспекта:

1. Специфический конфликт предрасполагает пациентов к определенным заболеваниям только тогда, когда к этому имеются другие генетические, биохимические и физиологические факторы.

2. Определенные жизненные ситуации, в отношении которых пациент излишне чувствителен в силу своих ключевых конфликтов, вновь активируют и усиливают эти конфликты.

3. Сильные эмоции сопровождают этот активированный конфликт и на основе автономных гормональных и нервно‑мышечных механизмов действуют таким образом, что в организме возникают изменения в телесной структуре и функциях.

Кроме того, имеются прямые различия в автономных реакциях индивидов на различные формы нагрузок. Индивидуальные особенности интенсивности и проявлений автономных реакций могут объяснить различные проявления психосоматических заболеваний.

В дальнейшем Ф. Данбар выдвинула концепцию зависимости психосоматической патологии от тех или иных особенностей профиля личности человека.

К. Ясперс акцентировал внимание на роли нарушений социального общения в происхождении психосоматической патологии.

А. Мичерлих, открывший первую в мире психосоматическую клинику, полагал, что при хроническом психосоматическом развитии происходит сначала борьба с невротическим комплексом, путем его вытеснения, а затем – сдвиг в динамике соматических защитных процессов.

Развитие знания относительно влияния эмоций на органические процессы в тех органах, которые не управляются сознательно, приходится на тот период, когда американский физиолог У. Кэннон предложил новую идею, родившуюся из его оригинальных исследований физиологического эффекта гнева и страха. Кэннон показал, что организм отвечает на чрезвычайные ситуации определенными адаптационными из shy;менениями в общей физиологической структуре, и продемонстрировал, что эмоциональные состояния активизируют физиологические функции, призванные подготовить организм к той ситуации, о которой сигнализируют эмоции.

Страх и гнев стимулируют кору надпочечников, вследствие чего адреналин активизирует углеводный обмен таким образом, что начинает усиленно выделяться сахар для поддержания энергии. Кровяное давление и циркуляция крови изменяются так, чтобы кровь обильнее поступала к тем органам, которым, возможно, предстоит борьба. Одновременно ассимиляционные и резервные функции (пищеварение или усвоение) подавляются. Организм, который должен напрячь все свои силы, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией, включающей страх или гнев, не может себе позволить роскошь переваривать или усваивать пищу.

Когда исследование Кэннона о механизмах влияния эмоций на функции жизненно важных внутренних органов было применено к изучению эмоционального стресса при хронических органических болезнях, в мире действительно наступила психосоматическая эра.

После Второй мировой войны Т. Икскюлем была изложена и теоретически обоснована оригинальная всеобъемлющая «биопсихосоциальная модель». Биопсихосоциальный подход изначально рассматривает человека в его естественном психобиологическом развитии применительно к здоровью и болезни в его окружении, которое он не только воспринимает, но и по мере возможности создает сам. Икскюль описал «болезни готовности», при которых происходит переход эмоций в телесную реакцию, причем готовность может хронифицироваться и приводить к нарастанию активации физиологических функций. Заболевание развивается в тех случаях, когда разрешение состояния готовности невозможно. Т. Икскюль создал концепцию внешнего мира и организма как «динамически развивающегося целого». Подобных взглядов придерживался и Х. Вайнер, который попытался описать «организм в здоровье и в болезни» на всех уровнях и ступенях организации и развития как интегрированную регуляционную систему.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество психосоматических теорий и моделей. Интересующийся читатель может более подробно познакомиться с ними в моих книгах из серии «Справочник практического психолога» «Психосоматика» и «Терапия пищевого поведения» (см. список литературы).

 


Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 913 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)