АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКОВ МОЗГА

Прочитайте:
  1. E Взаимодействие с дофаминовыми рецепторами
  2. E. доплерографию сосудов мозга
  3. E. поражение нейронов коры головного мозга
  4. I. Разбор основных вопросов темы.
  5. I. Синдромы поражения коры головного мозга.
  6. III, IV, VI пары – глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. Симпатический нерв глаза.
  7. III, IV, VI пары. Глазодвигательный (n. oculomotorius), блоковый (n. trochlearis), отводящий (n. abducens) нервы.
  8. III. Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга
  9. IV пара черепных нервов - блоковый нерв (N. trochlearis)
  10. IV. Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга

Было бы неправильно предполагать, что каждый из опи­санных блоков может самостоятельно осуществлять ту или иную форму деятельности. Любая сознательная деятельность, как уже Неоднократно отмечалось, всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на со­вместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осуществление.

Уже давно прошло то время, когда психологи рассматрива­ли психические функции как изолированные «способности», каждая из которых могла быть локализована в определенном участке мозга. Однако миновало то время, когда психиче­ские процессы представлялись по модели рефлекторной дуги, первая часть которой имела чисто афферентный характер и выполняла функции ощущения и восприятия, в то время как вторая — эффекторная — часть целиком осуществляла движе­ния и действия.

Современные представления о строении психических про­цессов носят совсем иной характер и исходят, скорее, из моде­ли «рефлекторного кольца» или сложной саморегулирующей­ся системы, каждое звено которой включает как афферентные, так и эффекторные компоненты, а все звенья этой системы в целом носят характер сложной и активной психической дея­тельности.

Было бы неверно, например, представлять ощущение и восприятие как чисто пассивные процессы. Известно, что уже в ощущение включены двигательные компоненты, и совре­менная психология представляет ощущение, а тем более вос­приятие как рефлекторный акт, включающий как афферент­ное, так и эффереятное звено (Леонтьев, 1959), Чтобы убе­диться в сложном активном характере ощущений, достаточно напомнить, что даже у животных оно включает как необходи­мое звено отбор биологически значимых признаков, а у чело­века — и активное кодирующее влияние языка (Bruner, 1957;

Люблинская, 1959).

Особенно отчетливо выступает активный характер слож­ного предметного восприятия. Хорошо известно, что предмет-

Лурия А. Р. Функциональная организация мозга

ное восприятие носит не только полирецепторный характер, что оно, опираясь на совместную работу целой группы анали­заторов, всегда имеет в своем составе и активные двигатель­ные компоненты.,. „^

Решающую роль движений глаз в зрительном восприятии отмечал еще И.М. Сеченов (1947), но экспериментально до­казано это было лишь в последнее время рядом психофизио­логических исследований, показавших, что неподвижный глаз практически не может устойчиво воспринимать комплексные предметы и что сложное предметное восприятие всегда пред­полагает использование активных, поисковых движений глаз, выделяющих нужные признаки и лишь постепенно принима­ющих свернутый характер (Ярбус, 1965; Запорожец, 1960;

Зинченко,1962).

Все эти факты делают очевидным, что восприятие осуще­ствляется при совместном участии всех трех функциональных блоков мозга, из которых первый обеспечивает нужный тонус коры, второй — дает возможность анализа и синтеза поступа­ющей информации, а третий — необходимые направленные поисковые движения; последнее придает активный характер воспринимающей деятельности человека в целом.

Аналогичное можно сказать и о построении произвольных движений и действий. Участие эфферентных механизмов в построении движения самоочевидно. Однако, как показал Н. А. Бернштейн (1947), движение не может управляться од­ними эфферентными импульсами. Для его организованного выполнения необходимы постоянные афферентные импуль­сы, сигнализирующие состояние сочленений и мышц, положе­ние сегментов движущегося аппарата и те пространственные координаты, в которых движение протекает.

Все это делает понятным, что произвольное движение, а тем более предметное действие опираются па совместную ра­боту самых различных отделов мозга. Если аппараты первого блока обеспечивают нужный тонус мышц, без которого ника­кое координированное движение не было бы возможным, то аппараты второго блока позволяют осуществить те афферент­ные синтезы, в системе которых протекает движение, а аппа­раты третьего блока обеспечивают подчинение движения и


Раздел II. Нейропсихология

действия соответствующим намерениям, способствуют созда­нию программы выполнения двигательных актов и осуществ­ляют как регуляцию движений, так и контроль над ними, без чего не может сохраниться организованный, осмысленный ха­рактер двигательных и любых других действий.

Все это делает очевидным, что только учет взаимодействия всех трех функциональных блоков мозга, их совместной рабо­ты и того, каков специфический вклад каждого из них в отра­жательную деятельность мозга, позволяет правильно решать вопрос о мозговых механизмах психической деятельности.

Хомская Е. Д.

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ'

Советская нейропсихология сформировалась на основе по­ложений общепсихологической теории, разработанной в совет­ской психологии Л. С. Выготским и его последователями — А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. За­порожцем, Д. Б. Элькониным и рядом других психологов. Основные положения этой теории вошли в теоретический по- •Hi нятийный аппарат нейропсихологии, составив его общепсихо-. Щ логический «каркас» Успехи советской нейропсихологии в значительной степени обусловлены ее непосредственной свя­зью с общепсихологической теорией, с использованием адек­ватных общепсихологических мод елей для анализа патологи­ческих явлений.

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейро­психологии и общей психологии; второй — это собственно нейропсихологические понятия, сформированные в самой нейропсихологии и обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 26-38.

Хомская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 135

К первому классу понятий относятсятакие, как «психиче-ская деятельность», «психологическая система», «психиче­ский процесс», «речевое опосредование», «значение», «личност­ный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие», «операция», «интериоризация» и многие другие. Содержание этда понятий излагается в ряде руководств н мо­нографий, посвященных общепсихологическим проблемам (Выготский, 1956; Леонтьев, 1972,1977; Ломов, 1984; Лурия, 1971,1977).

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихо­логические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии — конкрет­ной области знания, предметом которой является изучение осо­бенностей нарушения психических процессов, состояний и лич­ности в целом при локальных поражениях мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или тео­рию, с единых позиций объясняющую закономерности наруше­ния и восстановления высших психических функций при ло­кальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменоло­гию нарушений психических функций, с другой — удовлетво­рительно предсказать новые факты и закономерности.

Общепсихологическую основу этой теории составляет поло­жение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации. Понятие «высшие психи­ческие функции» — центральное для нейропсихологии — было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л. С. Вы­готским (Выготский, 1956,1960), а затем подробно разработано А. Р. Лурия (Лурия, 1969,1973) и другими авторами. В нейро­психологии, как и в общей психологии, под высшими психи­ческими функциями понимаются сложные формы сознатель­ной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерно­стям психической деятельности. Как указывал А. Р. Лурия (1969), высшие психические функции обладают тремя основ­ными характеристиками: они формируются прижизненно, под


Раздел II. Нейропсихология

влиянием социальных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу.осуществления.

В основе представлений о высших психических функциях как социально детерминированных психических образовани­ях или сознательных формах психической деятельности лежат теоретико-методологические положения марксистской психо­логии об общественно-историческом происхождении психики человека и определяющей роли трудовой деятельности в фор­мировании его сознания.

Социальные воздействия детерминируют способы форми­рования высших психических функций и тем самым их психо­логическую структуру. Высшие психические функции опосре­дованы различными «психологическими орудиями» — знако­выми системами, являющимися продуктами длительного общественно-исторического развития. Среди «психологичес­ких орудий» ведущую роль играет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Высшие психические функции — сложные системные об­разования, качественно отличные от других психических яв­лений. Они представляют собой «психологические системы» (по определению Л. С. Выготского), которые создаются «пу­тем надстройки новых образований над старыми с сохранени­ем старых образований в виде подчиненных слоев внутри но­вого целого» (Выготский, 1960). Основные характеристики высших психических функций — опосредованность, осознан­ность, произвольность — представляют собой системные каче­ства, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы». Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаме­няемостью входящих в них компонентов. Неизменными (ин­вариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат;

средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихо-

Хомская Е. Д. Теория системной динамической локализации... 137

логический процесс), а лишь позже — как полностью внутрен­ний (интрапсихологический) процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение вне­шних средств осуществления функции во внутренние, психо­логические (интериор&зация). В процессе развития высшие психические функции постепенно «свертываются», автоматизи­руются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процес­сы «свертываются», приобретая характер автоматизирован­ных умственных действий (Гальперин, 1959,1976). Одновре­менно изменяется и психологическая структура высших пси­хических функций.

Представления о высших психических функциях как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лу-рия представлением о высших психических функциях как о функциональных системах. Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа высших психических функций.

Характеризуя высшие психические функции как функцио­нальные системы, А. Р. Лурия писал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев (Лурия, 1969, 1973). Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической де­ятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в качестве функциональных многокомпонентных систем. Данные поло­жения являются центральными для теории системной дина­мической локализации высших психических функций — тео­ретической основы современной советской нейропсихологии.

Ко второму классу собственно нейропсихологических по­нятий можно отнести большое число разного рода понятий, из которых наиболее важными являются следующие.

«Нейропсихологический симптом» — нарушение психи­ческой функции (как элементарной, так и высшей), возника­ющее вследствие локального поражения головного мозга;


Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 848 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)