АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЛЕЧЕНИЕ РАН ВО II ФАЗЕ РАНЕВОГО ПРОЦЕССА

Прочитайте:
  1. D. Лечение субклинического гипотиреоза
  2. I. Классификация форм организации образовательно -воспитательного процесса
  3. I. Формы организации процесса обучения и их классификация
  4. II. Медикаментозное лечение
  5. II.Лечение больных с многоузловым зобом
  6. III. Качественная оценка эпидемического процесса
  7. IV. Роль реактивности организма в возникновении и развитии опухолевого процесса.
  8. IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  9. IX. Лечение и его обоснование.
  10. V Лечение амебиаза

Вторая фаза течения раневого процесса характеризуется как суще­ственным подавлением патогенной микрофлоры — ее вирулентности и количественных характеристик, так и связанным с этим значительным снижением уровня воспалительной реакции, что клинически проявля­ется очищением раны от гнойного содержимого и некротических тканей с ликвидацией перифокальной инфильтрации. Изменившийся характер течения раневого процесса определяет иные требования к составам лекарственных препаратов (см. выше), используемых для лечения ран во II фазе воспаления.

В практической хирургии эти требования реализуются в той или иной мере путем местного применения самых различных препаратов, традиционно используемых в этих целях. Большинство из них описано выше, в том числе антимикробные средства.

Стимуляторы репаративных процессов. Препараты ранозаживляющего действия, т.е. стимулирующие про­цессы репарации в ране, проявляют свою активность по различным механизмам, часть которых изучена недостаточно.. Оспаривая право­мочность самого понятия «стимуляция процессов репарации», М.И. Ку­зин и Б.М. Костюченок (1990) считают, что значительно ускорить те­чение раневого процесса любыми лекарственными препаратами вряд ли возможно: следует говорить не об ускорении заживления, а о мак­симальной нормализации его течения. Б.М. Даценко (1995) не подтвер­ждает такого рода взглядов, ссылаясь на многочисленные экспериментальные и клинические исследования убедительно показывает, что ряд современ­ных стимуляторов репарации (в сравнении с применением индиффе­рентных лекарственных средств) обеспечивают заживление раны в более короткие сроки. В тоже время М.Б. Швырков (1999) указывает, что скорость регенерации тканей генетически жестко лимитирована в неболь­ших пределах. Так, для синтеза молекулы коллагена требуется от 4 до 11 ч. Если синтез молекулы прекратится раньше, она будет неполноценной и подвергнется разрушению внутри кле­ток или тканевыми протеазами вне клетки. На современном уровне развития науки невозможно выйти за пределы, разрешен­ные генотипом. Невозможно повысить скорость синтеза моле­кулы коллагена и сократить время этого процесса. Возможно лишь оптимизиро­вать этот процесрегенерациюс, создав идеальные условия для ее реализации.

С древнейших времен в целях стимуляции процессов репарации используется древесный деготь — продукт сухой перегонки древесины сосны или березы. Содержит в своем составе фенол, крезолы, гваякол и другие ароматические соединения этого рода. Обладает определенной антимикробной активностью. Деготь входит в состав линимента баль­замического по А.В. Вишневскому (березового дегтя — 3 части, ксе­роформа — 3 части, касторового масла — 94 части). Многолетний опыт применения линимента свидетельствует о целесообразности его исполь­зования при лечении ран в фазе гранулирования. Антисептическая ак­тивность дегтя в линименте усилена ксероформом; кроме того, препарат обладает некоторым противовоспалительным эффектом, а его слабо­раздражающее действие на ткани стимулирует в них репаративные про­цессы.

Современные препараты, оказывающие стимулирующее действие на процессы репарации в ране, можно условно разделить на несколько основных групп:

1. Производные пиримидина — метилурацил и пентоксил, которые обладают анаболической и антикатаболической активностью. Согласно экспериментальным данным, они ускоряют процессы клеточной реге­нерации, сокращая сроки заживления ран, а также стимулируют клеточные и гуморальные факторы защиты. Оказывают противовоспали­тельное действие; стимулируют эритро- и особенно лейкопоэз (М.Д. Машковский, 1988; В.Т. Старожук и соавт.» 1991). В клинической прак­тике широко используется 5—70 % метилурациловая мазь для местного лечения гранулирующих ран и ожогов, а также вялотекущих (тро­фических) язв. Препарат не оказывает местнораздражающего действия на ткани. Пентоксил не показан к местному применению в связи с его раздражающими свойствами.

2. Ацемин ускоряет регенерацию тканей и процессы эпителизации. Применяют для лечения длительно незаживающих ран, ожогов, а также при закрытых переломах, для ускорения образования косметического рубца. Применяют наружно в виде 5 % мази и примочек внутрь в виде 25 % раствора (М.Д. Машковский, 1988).

Помимо вышеуказанных препаратов, ранозаживляющий эффект ко­торых связан с активацией процессов синтеза белка в ране, в последние годы в целях стимуляции ранозаживления исследован ряд новых ле­карственных препаратов с различным механизмом действия.

Следует обратить внимание на даларгин, который при местном применении усиливает в ране про­цессы пролиферации с увеличением числа фибробластов, приводит к раннему и активному росту сосудистых элементов, быстрому созре­ванию грануляционной ткани и ускорению эпителизации. Стимулирующий эффект описан при использо­вании кверцетина.

Для ускорения процесса заживления применяют различные покры­тия из коллагена и альгината, препараты из плаценты, обладающие гемостатическим, противовоспалительным и регенеративным действием.

Патогенетически обосновано для лечения ран во II фазе применение препарата «Комбутек» — губчатого покрытия для ран из растворимого коллагена животного происхождения. Ком­бутек стимулирует репаративные процессы в ране, где коллаген хими­чески перестраивается и путем изменения коллоидального состояния переходит в гель. В нем накапливаются молодые клетки (гистиоциты, полибласты, фибробласты), которые затем превращаются в соединитель­ную ткань. Пластинки комбутека накладывают на рану и укрепляют асептиче­ской повязкой. Верхние слои повязки меняют по мере их пропитывания раневым отделяемым.

Облекал — коллагеновая пленка с облепиховым маслом, представ­ляет собой пластины слегка желтоватого цвета со слабым запахом ук­сусной кислоты. Пленка практически нерастворима в воде, при ком­натной температуре набухает, при температуре 40 °С сокращается и уменьшается в размерах.

Альгипор — губчатое вещество, разработанное на основе альгановой кислоты. Препарат стимулирует репаративные процессы в ране, главным образом за счет усиления развития в ней соединительной ткани. Благодаря присадкам (фурацилии и фурангин) альгипор обладает определенной антимикробной активностью, которая, однако, не всегда бывает достаточной для защиты раны от вторичной инфекции, особенно грамотрипательной. Перевязки производят 1 раз в 1—4 дня в зависимости от количества раневого отделяемого. В связи с тем что препарат усиливает также процессы эпителизации ран, его применение показано и в III фазе раневого процесса.

К препаратам, обладающим определенной ранозаживляющей актив­ностью, относятся также винилин (бальзам Шостаковского), полимерол, вульнозан, мазь каланхоэ, облепиховое масло, сок и масло шиповника и др.

«Винилин» (бальзам Шостаковского) по химическому составу пред­ставляет собой поливинилбутиловый спирт. Применяется в чистом виде или в форме 20 % мази на жировой основе.

Мазь каланхоэ готовится из сока каланхоэ — 40 мл, ланолина — 60 г, фуразолидона и новокаина — по 0,25 г. Повязки, обильно пропитанные мазью, накладывают на рану, перевязки следует производить ежед­невно.

Солкосерил — экстракт крови крупного рогатого скота, освобож­денный от протеинов и не обладающий антигенной активностью. Пре­парат ускоряет рост грануляций и эпителизацию ран, улучшая обмен­ные процессы в тканях. На раны солкосерил применяется в виде желе и мази, местное лечение рекомендуется дополнять инъекциями этого препарата (ампулы по 2 мл).

Пихтовое масло обладает ранозаживляющим свойством, усиливая митотическую активность клеток.

Для местного лечения ран и ожогов в клинике применяются ка-ротиноидсодержащие препараты, в том числе масло шиповника, каротолин, масло облепиховое, а также его искусственный аналог аекол — комбинированный препарат, состоящий из раствора ретинола аце­тата, раствора ретинола пальмитата, α-токоферола ацетата, витамина Кз и каротина микробиологического (провитамина А) в масле.

Не отрицая возможности применения лекарственных средств однонаправленного действия, следует подчеркнуть, что более оптимальными следует считать комбинированные основы, обеспечивающие высокий эффект высвобождения лекарственных субстанций, усиливающих их антибактериальное и стимулирующее действие, а также создающее в ране умеренный уровень дегидротации.


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 1280 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)