В зависимости от стойкости стекла применяют два вида паст - для стойких и менее стойких стекол. Состав для стойких стекол, весовых частей: фтористый аммоний - 7, сернокислый барий (осажденный) - 4; плавиковая кислота 40%-ная - 5; состав для менее стойких стекол: фтористый калий - 10; сернокислый калий - 4; крахмал картофельный - 0,8; плавиковая кислота 40%-ная - 5,1-5,2. В фарфоровой ступке тщательно растирают, одновременно перемешивая, сухие компоненты.
Сухую смесь затворяют плавиковой кислотой перед процессом травления. Художественное травление плавиковой кислотой состоит из следующих процессов: подготовка стекла с обезжириванием поверхности, нанесение защитного покрытия, гравирование рисунка, травление, промывка, удаление защитного покрытия и промывка. При художественной обработке стекла все поверхности, не подлежащие травлению, покрывают защитной пленкой. Лаки из природных или синтетических смол и растворителей, краски на олифе наносят кистью или ручным краскораспылителем. Чаще всего применяют следующий состав весовых частей: желтый сухой сурик - 7; канифоль - 3; льняная олифа - 2; растворитель (скипидар или лаковый керосин) - 3. Растертый на растворителе железный сурик и предварительно раздробленную канифоль, растворенную также в растворителе, смешивают и разводят олифой. Состав тщательно перетирают в фарфоровой ступке. Восковые составы готовят в песчаной или водяной бане. Вначале расплавляют материалы с наибольшей температурой плавления, а затем вводят поочередно материалы с меньшей. Перед погружением изделия составы разогревают до температуры 80-100 °С, поддерживая этот уровень все время, пока длится процесс нанесения защитного покрытия. Эти же составы можно наносить мягкой кистью. Перед травлением в защитном слое процарапывают рисунок, обнажая стекло.
Рассмотрим наиболее распространенные способы ручной работы. Если защитный слой нанесен на одну сторону кистью, рисунок подкладывают под стекло и переносят узор на изделие процарапыванием защитной пленки. При применении непрозрачных жестких окрасочных составов на затвердевший защитный слой переводят рисунок с помощью копировальной бумаги, затем процарапывают его (прил., рис. 2). Чтобы лист с рисунком во время работы не смещался, его делают больше, чем стекло, и подгибают под него края со всех четырех сторон. При двустороннем защитном слое изделие погружают в сосуд с плавиковой кислотой, при одностороннем - кислоту наливают на процарапанное место.