АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Злоупотребление холинолитиками

Прочитайте:
  1. Злоупотребление веществами, вызывающими состояние изменённой психической деятельности как форма аддиктивного поведения
  2. Злоупотребление галлюциногенами (F16)
  3. Злоупотребление другими психостимуляторами (F15)
  4. Злоупотребление и отмена психостимуляторов
  5. Злоупотребление кофеином (F15-T)
  6. Злоупотребление психостимуляторами. Особенности формирования болезни зависимости.
  7. Злоупотребление самодельными препаратами, приготовленными на основе фенилпропаноламина
  8. Злоупотребление седативно-снотворными веществами. Особенности формирования болезни зависимости.
  9. Непрерывное злоупотребление алкоголем

В наркологической практике, главным образом, среди подростков, встречается эпизодическое, реже - систематическое злоупотребление холинолитическими средствами. К их числу относятся атропиносодер-жащие препараты, блокирующие преимущественно периферические холинореактивные системы: белена, дурман, астматол и др., антигис-таминные препараты, обладающие центральным холинолитическим действием: димедрол, пипольфенидр., и лекарственные средства, при­меняющиеся для лечения паркинсонизма и для коррекции экстрапира­мидных расстройств, возникающих при лечении нейролептиками.

Действие холинолитиков объясняется их высоким сродством к холи-нергическим рецепторам, которые они оккупируют по конкурентному типу, не позволяя рецептору соединяться с медиатором, то есть аце-тилхолином. В результате происходит накопление ацетилхолина в си-наптической щели, блокируется значительная часть парасимпатических эффектов, а деятельность ЦНС сдвигается в сторону преобладания ад-ренергической системы. В итоге развиваются многообразные эффек­ты, среди которых - психотомиметический и галлюциногенный.

Димедрол и другие антигистаминные препараты используются в каче­стве самостоятельной формы злоупотребления сравнительно редко. Обычно их употребляют подростки вместе с алкоголем для достижения состояния оглушения - одной из форм эйфории, являющейся для них наиболее привлекательной. Димедрол вводят также больные опийной наркоманией, употребляющие химически обработанную маковую солом­ку, вместе с основным наркотиком для пролонгирования эйфории. При передозировке димедрола и других антигистаминных препаратов наблю­даются психозы, характеризующиеся помрачением сознания, психомо­торным возбуждением, галлюцинаторно-бредовой симптоматикой.

Наиболее часто предметом злоупотребления служит циклодол (си­нонимы - артан, ромпакин, паркопан, паркан) - антипаркинсонический препарат, обладающий выраженным центральным и периферическим холинолитическим эффектом.

Принимают циклодол перорально. При приеме 2-3-кратныхтерапев-тическихдоз этого препарата возникает эйфория. В отдельных случаях она может развиться и при приеме терапевтической дозы.

Чаще всего злоупотребление циклодолом носит эпизодический ха­рактер. Его употребляют в числе других препаратов подростки, у кото­рых наблюдаются аддиктивное поведение и хаотический прием различ­ных одурманивающих средств. Циклодол используют больные политок-сикоманиями - или вместе с другими одурманивающими средствами, или в отсутствие привычного препарата. Реже злоупотребление цикло­долом носит систематический характер, и в этих случаях формируются основные синдромы токсикомании: психическая зависимость, физичес­кая зависимость и толерантность.

Циклодоловая токсикомания наблюдается преимущественно у подро­стков и лиц молодого возраста. Большинство из них до начала приема уже бывают знакомы с состоянием наркотического опьянения, и прием циклодола у них носит целенаправленный характер: больные стремятся получить специфический, а именно галлюциногенный эффект, который для больных токсикоманией наиболее притягателен; либо циклодол при­нимается с целью опьянения при отсутствии других препаратов.

В клинике острой интоксикации циклодолом условно выделяют 4 фазы (В.И.Иванов, 1978; Э.А.Бабаян, М.Х.Гонопольский, 1987): 1)эйфо-рическую, 2) суженного сознания, 3) галлюцинаторную и 4) фазу выхо­да. В зависимости от дозы принятого препарата фазы возникают в оп­ределенной последовательности или опьянение останавливается на какой-либо из фаз, например, эйфорической. Часто эти фазы трудно вы­делить, так как больной попадает в поле зрения врача уже в состоянии выраженной интоксикации или помрачения сознания.

Эйфория наступает спустя 20-30 минут после приема препарата. Наркотизирующийся ощущает тяжесть в теле, особенно в дистальных отделах конечностей, появляются приятные покалывания в различных частях тела. Настроение повышено. Неприятные переживания утрачи­вают свою значимость. Все происходящее воспринимается в розовом свете. Звуки воспринимаются очень четко, краски - ярко. Отмечается несобранность, рассеянность, непоследовательность в поступках. Суж­дения поверхностны. Наркотизировавшиеся подвижны, стремятся к об­щению. Обычно прием циклодола носит групповой характер, в этот пе­риод наркотизировавшиеся смеются, поют, танцуют, делятся друг с дру­гом впечатлениями о действии препарата. Некоторые лица, особенно знакомые с действием наркотиков или с жаргоном наркоманов, выделяют "приход", проявляющийся в виде теплой волны, ощущения прият­ной тяжести в конечностях. Большинство "приход" не различает.

В.С.Битенский и др. (1989) отмечают, что характер эйфории во многом зависит от установок пациента и его преморбидных особенностей лич­ности. Гипертимные личности испытывают отчетливое повышение эмо­ционального фона, моторную активность. Улиц астенической конститу­ции вместе с чувством расслабленности появляются страх и параноид­ная установка. В ряде случаев этап эйфории может быть совсем не выра­жен. Через 30-40 минут, если принято соответствующее количество пре­парата, эйфория переходите фазу суженного сознания. Появляется сон­ливость, однако, наркотизировавшиеся не спят, хотя и предпочитают пас­сивное положение. Они как бы уходят в мир своих переживаний, ярких и чувственных представлений, испытывают всевозможные приятные теле­сные ощущения, чувство легкости в теле, конечностях, ощущения неве­сомости, парения. Очень часто наблюдаются деперсонализация и дере­ализация, расстройства схемы тела: свое собственное тело, конечности воспринимаются как не свои, наркотизировавшиеся наблюдают за собой, оценивают себя как бы со стороны. Окружающие предметы меняют свою форму, изменяются пространственные соотношения. Реальное окруже­ние утрачивает значимость. Пропадает желание двигаться, что-то делать, говорить; темп мышления замедлен. Затрудняется осмышление окружа­ющей обстановки, задаваемых вопросов. Наркотизировавшиеся с тру­дом подыскивают нужные слова, обрывают начатую фразу на полуслове, теряют нить в разговоре, говорят невпопад, внезапно умолкают. При рас­спросах они отмечают, что "пропали мысли в голове". Иногда наркотизи­ровавшиеся в этот период могут кратковременно корригировать свое поведение, например, при появлении родителей, милиции. Состояние суженного сознания может продолжаться 2-3 часа и в дальнейшем пе­рейти в галлюцинаторную фазу или пойти на убыль.

Галлюцинаторная фаза развивается и минуя предыдущие две фазы, при употреблении больших доз циклодола или при употреблении допол­нительных доз на высоте опьянения (на жаргоне наркоманов - "вдогон­ку"). Постепенно теряется ориентировка во времени и в месте, искажа­ются лица людей, поведение их воспринимается как необычное. Минут через 15-20 возникают галлюцинаторные расстройства, которые вна­чале элементарны: щелчки, звонки, оклики, яркие точки, круги перед глазами. Затем появляются истинные зрительные галлюцинации. При закрытых глазах возникают очень яркие и красочные картины, обычно сценоподобные и фантастические. Галлюцинаторные образы могут быть и приятного содержания, и, наоборот, устрашающего, кошмарного. При этом страхаулиц, принимающих циклодол не в первый раз, не возника­ет. Они "с интересом" рассматривают свои "видения", в том числе и та­кие, как сцены убийства, отрубленные головы, "море крови" и т.д. В за­висимости от содержания галлюцинаций может меняться аффект: от веселья кхлраху и ярости. Галлюцинаторные расстройства по выходе из интоксикации больные нередко сравнивают с мультфильмами. Очень характерны для циклодоловой интоксикации так называемые отрица­тельные галлюцинации. Классическим симптомом, который обычно опи­сывается в учебных руководствах, является симптом "пропавшей сига­реты": у больных в руках как бы появляется сигарета, но только они ее подносят ко рту, как сигарета исчезает, затем снова появляется в руках. Так же могут исчезать и другие предметы.

Внешний вид больных в состоянии интоксикации несколько напоми­нает алкогольное опьянение при отсутствии запаха алкоголя. Наблюда­ются бледность и сухость кожных покровов, слизистых, характерная "мутность" глаз, резкое расширение зрачков, ослабление их реакции на конвергенцию и аккомодацию, нистагм в крайних отведениях взора, на­рушения координации движений, учащение пульса, умеренное повыше­ние кровяного давления. Характерно застывание в мечтательной позе, вздрагивание при оклике.

По выходе из интоксикации галлюцинаторные переживания не амне-зируются, и пациент может о них подробно рассказать. Следует также отметить, что лица, злоупотребляющие циклодолом, всегда четко отгра­ничивают галлюцинаторные образы от реальной действительности.

По выходе из галлюцинаторной фазы наблюдаются выраженные ас­тенические расстройства.

При передозировке циклодола, как у интолерантных к препарату лиц, так и у циклодоловых токсикоманов, развивается психоз, чаще всего -делирий. Вначале наблюдаются зрительные галлюцинации, которые но­сят изолированный, фрагментарный характер: больные видят насекомых, мелких животных. При нарастании интоксикации и усложнении психопа­тологической картины формируется клиника типичного делирия с пано-рамическими галлюцинациями и бредовыми идеями. Основным симпто­мом является помрачение сознания, наличие ярких устрашающих галлю­цинаций, как зрительных, так и слуховых, с остро возникающим бредом отношения, преследования, психомоторным возбуждением.

Наркотизация начинается обычно с приема 4-6 таблеток циклодола (0,008-0,012), иногда - 8-10 таблеток (0,016-0,02). В последнем слу­чае больные стремятся сразу же получить галлюцинаторный эффект. При первых приемах циклодола могут быть неприятные ощущения в виде тошноты, тревоги, страха. При повторных приемах препарата эти ощу­щения проходят. Как уже указывалось выше, чаще всего больные при­нимают циклодол в числе других одурманивающих средств. У многих из них (речь идет в первую очередь о подростках) наркотизация носит хао­тический характер, и предпочтительности какого-либо одного препара­та не наблюдается. Но если устанавливается предпочтительность цик­лодола и прием его становится регулярным, формируется патологичес­кое влечение именно к этому препарату.

Следует отметить, что в поле зрения нарколога больные попадают чаще всего при передозировках, в состоянии психоза или выраженного опьянения, поэтому формирование первых этапов циклодоловой ток­сикомании проследить трудно.

После 10-15-кратного приема циклодола в дозе 5-8 таблеток в тече­ние 1,5-2 месяцев наблюдаются характерные для наркоманий и токси­комании полярные колебания аффекта от эйфории и экзальтации при интоксикации до подавленности, чувства неудовлетворенности и напря­женности при воздержании. Эти явления уже свидетельствуют о сфор­мировавшемся влечении к препарату. Затем начинает расти толерант­ность. В опьянении на прежней дозе не возникает галлюцинаций, эф­фект циклодола не приносит удовлетворения, и больной начинает уве­личивать дозу. Уже на этой, начальной, стадии можно выявить признаки поражения центральной нервной системы. У больных, регулярно при­нимающих циклодол в дозе 25-30 таблеток в течение 6-7 месяцев, вы­являются расстройства памяти, внимания, снижение сообразительно­сти, замедление мышления. В.И.Иванов (1978) описывает появляющи­еся в это время характерные вегето-неврологические нарушения: по-розовение щек, чаще в форме бабочки, на фоне бледности лица, алые губы, тремор пальцев, непроизвольное подергивание отдельных мышеч­ных групп, повышение мышечного тонуса, придающее походке больно­го характерные черты - выпрямленная спина, отставленные руки и ноги, ходьба на вытянутых ногах.

Ряд авторов (В.И.Иванов, 1978; Э.А.Бабаян и М.Х.Гонопольский, 1987) описывают абстинентный синдром при циклодоловой токсикомании, который, по их данным, появляется через 1-1,5 года злоупотребления циклодолом в очень высоких дозах. Последний развивается через сутки после прекращения приема препарата и проявляется вначале психопа­тологическими нарушениями, к которым в дальнейшем присоединяют­ся сомато-вегетативные расстройства. Психопатологические наруше­ния характеризуются ощущениями внутреннего душевного неблагопо­лучия, беспокойства, напряженности. В дальнейшем снижается настро­ение, отмечается общая слабость, разбитость, падает работоспособ­ность. Сомато-вегетативные расстройства проявляются в общем тре­море всего тела, резко повышенном тонусе скелетной мускулатуры, нарастающей скованности движений. Характерны болезненные ощуще­ния в мышцах спины, судорожные подергивания отдельных мышечных групп, непроизвольные движения конечностей, маскообразное лицо. Всегда выражены дисфория, раздражительность, злобность.

Абстинентные явления продолжаются от 1 до 2 недель, сменяются ас­теническим симптомокомплексом. Тремор, мышечная гипертензия, повы­шенные сухожильные рефлексы могут держаться в течение 1,5-2 месяцев. Для диагноза циклодоловой токсикомании необходимы указания на систематический прием циклодола и прием доз, в 3 и более раз превы­шающих терапевтические.

Среди редких форм токсикомании следует упомянуть злоупотребле­ние дурманом, произрастающим в Средней Азии и известным под на­званием "банги-дивана". На сленге потребителей он носит также наи­менование "индийский лотос", "серый кардинал", "дурик" (А.В.Карпец, А.Г.Изаак,2001). Относится к дикорастущим ядовитым растениям, содержащим в листьях и семенах ряд алкалоидов: атропин, гиосциамин, скополамини др., -из которых наиболее сильным и определяющим кар­тину отравления является атропин.

Психотропные свойства дурмана были известны давно, и в народной медицине препараты, приготовленные из него, применялись как успо­каивающие средства.

Картина острой интоксикации дурманом имеет сходство с атропи-новой интоксикацией. После приема семян дурмана первые симптомы появляются через 20-30 минут: возникают сухость во рту, осиплость голоса, повышенная болтливость. Зрачки расширяются, нарушается зрение, появляется диплопия. Присоединяется сонливость, спутанность мыслей, мышечная слабость, некоторая заторможенность.

По самоописаниям больных, действие дурмана проявляется различ­но: от легкого головокружения, мышечной расслабленности с чувством тепла в теле до состояния, характеризующегося гипоманиакально-эй-форическим аффектом. В ряде случаев эйфория сопровождается не­приятными ощущениями: тошнотой, рвотой, болезненностью в брюш­ной полости, сдавливанием или распиранием в области головы, чув­ством жара, шумом в голове, тахикардией. Для получения эйфории очень важна установка больных на соответствующий эффект.

Длительность действия дурмана - от 1 до нескольких часов. По выхо­де из состояния интоксикации отмечаются общая слабость, разбитость, головные боли, неуверенная походка, дисфункции желудочно-кишечно­го тракта.

При употреблении высоких доз (15-25 семян) возникают психозы, характеризующиеся делириозным синдромом. Наблюдаются наруше­ния сознания, дезориентировка в месте и времени. Поведение стано­вится неадекватным. Могут возникать зрительные и тактильные галлю­цинации, метаморфопсии, расстройства схемы тела, двигательное воз­буждение с дурашливостью, оголением. Психозы сопровождаются со-мато-вегетативной симптоматикой: повышением температуры тела, гиперемией лица, цианозом губ; в отдельных случаях наблюдаются то­чечные кровоизлияния в области лба, грудной клетки. Язык обложен беловатым налетом. Пульс учащен до 110-120 ударов в минуту. Артери­альное давление понижено или повышено. Выражен мидриаз. Реакция зрачков на свет отсутствует. Длительность острого периода психоза -не более 1 суток. В дальнейшем в течение нескольких суток, особенно по вечерам, могут наблюдаться субпсихотические явления в виде не­мотивированных страхов, тревоги, суетливости, поверхностного сна.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 793 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)