1. Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.
Сначала люди рисовали изображения животных или предметов, которые надо было посчитать, на влажных глиняных табличках с помощью палочек. Изображение было упрощенным. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.
Люди поняли, что знак может обозначать не только предмет или животное, но отдельное слово, слог или даже звук. С помощью знаков можно было выражать сложные понятия, записывать разные сведения, рассказы о прошлом, законы. Поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью. Сначала знаки шумерской письменности располагались вертикально сверху вниз. Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что значительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину.
У шумеров клинопись переняли другие народы, жившие в Месопотамии.
Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году Г. Роулинсон. английский офицер и любитель древностей. не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.
Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях (на глиняных табличках, на папирусе), а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению "из уст в уста". До настоящего времени письменность остается главным хранилищем информации для человечества.
2. Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.
Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.
Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.
В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.
Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.
Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.
3. Знания шумеров. Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.
В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.
В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.
Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.
Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках. Молящийся из Ларсы
Боги и храмы Древней Месопотамии. Каждый город имел своего небесного покровителя - бога или богиню. Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей.
Из мифов мы знаем, что шумеры почитали бога Энки - владыку земли, который также считался повелителем пресных вод. Энлиль у шумеров был богом.ветра и воздуха. Его жена почиталась как богиня-мать. В Месопотамии поклонялись и богу луны. У шумеров он носил имя Нанна, а у вавилонян - Син. Жизнь всему даровал бог солнца. Шумеры называли его Уту, а аккадцы и вавилоняне - Шамаш.
Богиня плодородия, войны и любви Иннана у шумеров, она же Иштар у вавилонян, представала или в виде воительницы на колеснице, запряженной свирепыми львами, или в образе утренней и вечерней звезды, которая у нас называется Венера.
Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей. Мардук победил страшное чудовище и внес порядок в жизнь на земле. Мардука изображали в виде могучего героя либо быка или дракона.
Жители Древней Месопотамии обожествляли царей. Они видели в них исполнителей воли богов, наделенных божественной силой. Однако они не считали жизнь царя и существование государства связанными неразрывными узами, как это было в Древнем Египте.
Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Они были главными лицами в языческих религиях. Жрецы являлись служителями богов и хранителями их таинств. Они ухаживали за статуями богов, возносили им молитвы, приносили жертвы. Жрецы по звездам толковали волю богов. Они проводили религиозные церемонии. Из числа жрецов выдвинулись первые правители Древней Месопотамии. И позже жрецы занимали в обществе очень высокое положение. Они были хранителями знаний.
В центре каждого города возвышался храм. Его строили на высокой земляной платформе. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу, устремленную в небо. Считалось, что по этой лестнице избранные - цари и жрецы - могли подниматься к богам или боги снисходить к людям. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.
При храмах находились обширные хозяйства, в которых работало множество людей - земледельцев, ремесленников. Храмы и жрецы обладали огромными богатствами.