Религия занимала большое место в жизни древних народо в области Анд. Наиболее древнего происхождения были пережитки тотемизма. Общины носили названия животных: Нумамарка (община пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (общин ястреба) и т. п.; сохранилось культовое отношение к некоторым животным. Близи к тотемизму стояло религиозное олицетворение растений, в первую очередь картофеля, как культуры, игравшей огромную роль в жизни перуанцев. До нас дошли изображения духов этого растения в скульптурной керамике — сосуды в виде клубней. «Глазок» с ростками воспринимался как рот пробуждающегося к жизни растения. Большое место занимал культ предков. Когда айлью из родовой общины превратилась в соседскую общину, предки стали почитаться как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности.
С культом предков был связан и обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах, часто высеченных в скалах. Особенного развития достиг культ мумий правителей: они окружались ритуальным почитанием в храмах, жрецы шествовали с ними во время больших праздников. Им приписывалось сверхъестественное могущество, их брали в походы и выносили на поле битвы. У всех племён области Анд существовал культ сил природы. Очевидно, вместе с развитием земледелия и животноводства возник культ матери-земли, называвшейся Пача-мама (на языке кечуа паче — земля).
Инки учредили государственный культ с иерархией жрецов. Очевидно, жрецы обобщили и развили дальше существовавшие мифы и создали цикл космогонической мифологии. Согласно ему, бог-творец — Виракоча создал мир и людей на озере (очевидно, на озере Титикака). После сотворения мира он исчез за морем, оставив сына Пачакамака. Инки поддерживали и распространяли среди покорённых народов представление о происхождении их легендарного предка Манко Капака от солнца. Верховный инка считался живым олицетворением бога солнца (Инти), божественным существом, обладающим в силу этого неограниченной властью. Крупнейшим культовым центром был храм Солнца в Куско, называемый также «Золотое подворье», так как стены центрального зала святилища были выложены золотыми плитками. Здесь помещались три идола — Виракочи, Солнца и Луны.
Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Этими богатствами пользовались жрецы высшей иерархии. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Во время многочисленных праздников, приуроченных к различным моментам аграрного цикла, совершались разнообразные жертвоприношения, главным образом животными. В чрезвычайных случаях — на празднестве в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, повальной болезни, во время войны — в жертву приносились люди, военнопленные или дети, взятые в виде дани с покорённых племён.
Инки обожествляли небесные светила, поэтому астрономия была у них связана с религией. У них существовал календарь; они имели представление о солнечном и о лунном годе. За положением солнца наблюдали для определения сроков сельскохозяйственного цикла. С этой целью были выстроены четыре башни на востоке и на западе от Куско. Наблюдения производились и в самом Куско, в центре города, на большой площади, где была выстроена высокая платформа.
Инки применяли некоторые научные приёмы лечения болезней, хотя широко была распространена и практика магического знахарства. Кроме использования многих лекарственных растений, известны были и хирургические методы, такие, например, как трепанация черепа.
У инков были школы для мальчиков из среды знати — как инков, так и покорённых племён. Срок обучения был четырёхлетний Первый год посвящался изучению языка кечуа, второй — религиозного комплекса и календаря, третий и четвёртый годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «узелковым письмом».
Поэтическое творчество в древнем Перу развивалось в нескольких направлениях. Сохранились в отрывках гимны (например, гимн Виракоче), мифические сказания, поэмы исторического содержания. Наиболее значительным поэтическим произведением древнего Перу была поэма, позже переработанная в драму,— «Ольянтай». В ней воспеваются героические подвиги вождя одного из племён, правителя Антисуйо, восставшего против верховного инки. В поэме, очевидно, нашли художественное отражение события и представления периода образования государства инков — борьба отдельных племён против подчинения их централизованной власти инкской деспотии.
21. Великие географические открытия и складывание мировой экономической системы.