АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Церебральная форма

Прочитайте:
  1. A. местоположение, площадь и границы, объем, размер (высота, ширина, длина), форма, ландшафт, залежи ископаемых, тип почвы, физические характеристики, внешняя среда
  2. A. система сбора, обработки и хранения и выдачи информации о техническом состоянии недвижимого имущества
  3. C. Бешиха, еритематозно-геморагічна форма
  4. I этап - сбор информации
  5. II. Довідкова інформація
  6. III. Учебная информация для использования на занятии.
  7. L- бактерия формасы.
  8. V В процессе опухолевой трансформации клетки наблюдаются
  9. V. Информационный блок для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию.
  10. VIII. ИНФОРМАЦИЯ И РЕКЛАМА

Эта форма AI объединяет нарушения функции гипоталамо-гипофизарной системы функционального, генетического и/или органического характера.

А. Функциональные нарушения гипоталамо-гипофизарной системы могут возникнуть вследствие:

• хронических инфекций и интоксикаций;

• дефектов питания;

• заболевания печени и почек;

• нарушения всасывания в кишечнике.

Воздействия вышеперечисленных факторов в пубертатном периоде может затормозить развитие полового созревания.

АЛ. Изолированный гипогонадотропный гипогонадизм

Причиной нарушения секреции гонадотропных гормонов являются также генетические нарушения. Однако, в отличие от ДГ, эти нарушения касаются не половых хромосом, а гона­дотропных гормонов.

1. Мутация гена DAX-1, локализованного на Х-хромосоме, может вести к формированию изолированной гипогонадотропной недостаточности, а также к гипоплазии над­почечников.

2. Мутация гена, экспрессирующего клеточную дифференцировку аденогипофиза, что проявляется, кроме гипогонадотропного гипогонадизма, СТГ-дефицитом и вторич­ным гипотиреозом.

3. Мутация гена ГнРГ-рецептора нарушает рецепторное свя­зывание ГнРГ с гонадотрофами аденогипофиза, что приво­дит к гипогонадизму. Известно не менее 3 мутаций подоб­ного типа, и среди больных с наследственно-рецессивной формой гипогонадотропного гипогонадизма они обнаружи­ваются в 40 % случаев. Большинство выявляемых случа­ев врожденного гипогонадотропного гипогонадизма — спорадические, хотя встречается и Х-сцепленное наследо­вание. Известны дефекты по меньшей мере двух аутосомных генов, приводящих к ГнРГ-недостаточности.

4. Мутация генов (3-субъединицы ЛГ и ФСГ и неспособность их связываться с а-субъединицами ведут к нарушению биосинтеза гонадотропных гормонов, что клинически проявляется гипогонадизмом.

Это далеко не полный перечень возможных причин врож­денного гипоталамо-гипофизарного гипогонадизма. В после­дние годы расширяются возможности молекулярно-генетического анализа, с помощью которого будет расшифрован клинический полиморфизм гипоталамо-гипофизарной недо­статочности.

Клиническая картина характеризуется отсутствием мен­струаций, резким недоразвитием вторичных половых призна­ков, половых органов и евнухоидным телосложением. Сома­тические аномалии отсутствуют.

Диагностика проводится на основании данных анамнеза, осмотра и гинекологического исследования.

Первым этапом является дифференциальная диагностика с ДГ, которая облегчается:

• определением кариотипа (структура половых хромо­сом всегда нормальная — 46,XX);

• при УЗИ — яичники уменьшены в размерах, фоллику­лярный аппарат скудный;

• определением уровней ФСГ, ЛГ и Е2 в крови — снижены;

• целесообразно определять уровни других тропных гор­монов аденогипофиза: АКТГ, СТГ, ТТГ, так как при му­тациях генов возможны СТГ-дефицит, гипотиреоз и ги­поплазия надпочечников;

• выполнением лапароскопии определяются маленькие яичники, в биоптате которых обнаруживают примордиальные и преантральные фолликулы.

Информативные данные получают при проведении функци­ональных проб:

• проба с П отрицательная — менструальной реакции не бывает;

• проба с эстрогенами и прогестагенами в циклическом ре­жиме положительная;

• если при пробе с гонадотропинами и ГнРГ отмечаются УЗ-признаки роста фолликулов, это указывает на гипо-физарно-гипоталамический уровень поражения.

Лечение преследует 2 цели:

1. Формирование вторичных половых признаков и индук­ция менструации.

2. По возможности, стимуляция овуляции.

Первая цель достигается с помощью ЗГТ ЗГТ оказывает положительное психологическое воздей­ствие, а также лечебный и профилактический эффект на ЦНС, сердечно-сосудистую и костную системы.

Добиться овуляции и наступления беременности сложно, но возможно при введении ГнРГ в пульсирующем режиме или при терапии препаратами гонадотропинов (терапия длитель­ная и требующая материальных затрат). При наступлении бе­ременности необходима антенатальная диагностика аномалий развития плода (биопсия хориона, амниоцентез и др.).

После родов менструальный цикл восстанавливается редко, поэтому показана ЗГТ до возраста естественной менопаузы.

Б. Органические нарушения гипоталамо-гипофизарной системы

Б.1. Ольфактогениталъный синдром описал в 1944 г. F. Kallmann. Причиной данного нарушения являются органи­ческие изменения в гипоталамо-гипофизарной системе. Пато­логия весьма редкая — в структуре AI составляет 0,2-0,3 %; чаще наблюдается у мужчин, соотношение случаев заболева­ния среди женщин и мужчин равно 1:2. Синдром Кальмана характеризуется сочетанием гипогонадизма с AI, патогномоничной является аносмия или гипоосмия (отсутствие или резкое снижение обоняния).

Чтобы понять механизм развития синдрома Кальмана, на­помним особенности эмбриогенеза и функциональной органи­зации гипоталамо-гипофизарной системы. Для активации этой системы чрезвычайно важным является ГнРГ — продукт дея­тельности специфических нейронов, локализованных в аркуатных ядрах медиобазального гипоталамуса. Уникальное свой­ство этих нейронов, секретирующих ГнРГ, состоит в том, что они формируются совместно с обонятельными (ольфакторными) нейронами далеко за пределами гипоталамуса — в области

назальной пластины. В процессе эмбриогенеза они мигрируют совместно с ольфакторными нейронами и нервами в различные отделы мозга. Контакт ольфакторных нейронов с передними отделами мозга достаточен для нормального развития обоня­тельных луковиц. ГнРГ-нейроны мигрируют дальше, достигая медиобазального гипоталамуса, к месту их постоянной локали­зации. Процесс миграции происходит за счет нейрональных адгезивных (липких) молекул. Нарушение адгезивной функ­ции ведет к аномальной локализации ГнРГ-нейронов. Клини­ческим проявлением нарушенных процессов миграции нейросекреторных нейронов и является синдром Кальмана, характе­ризующийся аносмией и аменореей.

Формирование медиобазального гипоталамуса и аркуатных ядер, в частности, детерминировано генетическими фак­торами. Генез заболевания — семейный. Наследование — Х-сцепленное рецессивное или аутосомно-доминантное с не­полной пенетрантностью. Могут быть выявлены дефекты гена на коротком плече Х-хромосомы, контролирующего адгезив­ный протеин, отвечающий за миграцию гонадолиберинсекретирующих нейронов в обонятельные луковицы и впоследствии в гипоталамус. На аутопсии в мозге выявляется частичная или полная агенезия обонятельных луковиц. Кроме того, могут отсутствовать ГнРГ-нейроны в гипоталамусе, поэтому развивается и гипогонадизм, и аносмия.

Клиническая картина характеризуется: евнухоидным те­лосложением, выраженным недоразвитием вторичных поло­вых признаков и, главное, аносмией или гипоосмией, что и определяет диагноз.

Диагностика облегчается наличием аносмии, при УЗИ оп­ределяется гипоплазия матки и яичников со слабо выражен­ным фолликулярным аппаратом.

При гормональном исследовании выявляется резкое сни­жение уровней ФСГ, ЛГ, Е2.

При проведении функциональных проб: проба с П — от­рицательная, с эстрогенами и гестагенами — положитель­ная. В ответ на введение гонадотропинов и ГнРГ отмечается увеличение размеров фолликулов, что указывает на централь­ный уровень поражения PC.

Лечение зависит от поставленной цели:

1. Для формирования вторичных половых признаков, про­филактики остеопороза и сердечно-сосудистых заболева­ний показана ЗГТ.

2. Добиться фертильности возможно, хотя и очень редко, с помощью экзогенных ГнРГ, вводимых в пульсирующем режиме (цикломат), или препаратов гонадотропинов.

Прогноз благоприятен при регулярном приеме препаратов ЗГТ — комбинированных двух- или трехфазных — до возраста менопаузы.

Б.2. Опухоли гипоталамо-гипофизарной системы

Наиболее частая из них краниофарингиома. Опухоль, исхо­дящая из ткани ножки гипофиза, располагающаяся супрацеллярно, так называемая стебельная краниофарингиома.

Клиническая картина и неврологическая симптоматика за­висит от локализации, типа, размера и скорости роста опухоли.

Кроме аменореи, часто отмечают головные боли, неврологи­ческие и офтальмологические симптомы.

Диагностика. Основными для диагностики являются КТ, МРТ и офтальмологические исследования. Б. А. Кадашев (2001) полагает, что первым этапом должна быть краниография, по­скольку при аденомах гипофиза изменение костной структуры турецкого седла может появиться раньше, чем патология будет видна при МРТ.

Лечение. Метод лечения определяется нейрохирургом. Ре­абилитация после операции требует ЗГТ с учетом выключения той или иной тройной функции аденогипофиза.

Все описанные церебральные формы AI клинически одно­типны и характеризуются евнухоидным телосложением, зна­чительным недоразвитием наружных и внутренних половых органов, существенным недоразвитием или отсутствием вто­ричных половых признаков. При проведении гормональных исследований определяются низкие уровни гонадотропинов.

Поэтому все эти формы AI называют гипогонадотропными, в отличие от описанных выше пороков развития гонад, для ко­торых характерен гипергонадотропизм. Содержание эстро­генов в крови резко снижено. При УЗИ размеры яичников уменьшены за счет отсутствия полостных фолликулов, в строме содержатся в основном примордиальные и преантральные фолликулы. Выяснению причин аменореи помогает наличие таких особых симптомов, как неврологические нарушения и ан осмия.

Гормональные пробы позволяют уточнить степень «заинте­ресованности» гипофиза. Так, например, увеличение уровня гонадотропинов после введения препаратов — агонистов ГнРГ свидетельствует о резервных возможностях гипофиза. Повы­шение уровня Е2 после введения гонадотропных препаратов — свидетельство потенциальной активности яичников.

Первичная аменорея без задержки полового развития (с типично женским фенотипом)

При наличии женского фено- и кариотипа единственной причиной AI являются пороки развития влагалища и матки — производных парамезонефральных (мюллеровых) протоков. Патология проявляется в виде гинатрезии — нарушения про­ходимости полового канала на любом уровне и аплазии матки, которое носит называние синдрома Майера— Рокитанского— Кюстера.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 563 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)