Цели и задачи курса
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине специализации 033202 «Литература страны изучаемого языка (Литература Великобритании и США)» предназначен для студентов 4 курса 8 семестра заочного отделения, филологического факультета, отделения иностранных языков, специальности 033200.00 – «Иностранный язык», квалификация – учитель иностранного языка. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по вышеназванной специальности.
Специализация 033202 – «Литература страны изучаемого языка (литература Великобритании и США)» предусмотрена Учебным планом и является дополнением к курсу «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка (английский)».
В комплексе представлены основные явления истории англоязычной литературы. Предлагаемый комплекс включает материал, знакомство с которым поможет будущим преподавателям английского языка и литературы лучше освоить реалии страны изучаемого языка, историю ее народа и особенности национального характера.
Цели и задачи курса.
Цель учебного курса – составить представление о художественном своеобразии англоязычной литературы, условиях ее формирования и развития.
Задачи учебного курса:
1. сформировать у студентов представления об основных явлениях и логике развития истории литературного процесса, связанного с памятниками англоязычной литературы;
2. обеспечить основы для понимания последующего культурного многовекового процесса в стране изучаемого языка;
3. способствовать осознанию художественной ценности англоязычной литературы и культуры, а также ее значимости на современном этапе развития общества;
4. расширить навыки и умения студентов при работе с текстами художественных произведений различных литературных родов и жанров;
5. представить систему взглядов писателей конца XIX – начала XX веков на человека и мир.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Английская литература рубежа XIX–XX вв.
Рубеж XIX – XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие. Характеристика английской литературы рубежа XIX – XX веков. Английский эстетизм. Оскар Фингал О’Флаерти Уиллс Уайльд (1854–1900). Цикл «Замыслы» (1891), включающий работы: «Истина о масках» (1885), «Кисть, перо и отрава» (1889), «Упадок лжи» (1889), «Критик как художник» (1890). Размышления О. Уайльда об искусстве и жизни, морали, красоте. Проблема искусства и жизни, красоты в романе «Портрет Дориана Грея» (1891). Пьесы О. Уайльда. Тема любви в пьесе «Саломея» (1893). Образ-символ Луны. Сочетание в пьесе прекрасного и безобразного. «Саломея» как драма смерти, ее роковой власти. Комедия «Веер леди Уиндермир. Пьеса о хорошей женщине» (1892). Парадоксальность фабулы. Пьеса как вызов пуританской морали. Комедия «Идеальный муж» (1895). Тема «двойного дна», обмана, подающаяся в остром, язвительном ключе. Тема разоблачения «идеального мужа». Поэзия О. Уайльда. Сборники стихотворений 1881 г., 1887–1893 гг. Темы любви, страсти, природы. Гражданские темы. Центральная фигура поэзии О. Уайльда – Творец, Мыслитель. Основная эстетическая метафора – искусство – вуаль для действительности. Размышления о грехе и наказании в «Балладе Редингской тюрьмы» (1898).
Неоромантизм. Определение термина. Время появления (80 – 90-е гг. XIX в.). Эстетические принципы неоромантизма. Традиции и новаторство неоромантиков. Редьярд Киплинг (1865–1936). 1884 г. – появление первой новеллы «Ворота Ста Печалей». Новеллы Р. Киплинга: «Простые рассказы с гор» (1888 ), «Три солдата» (1888), «Город страшной ночи» (1890), «Труды дня» (1897). Поэзия: сборники «Казарменные баллады» (1892), «Семь морей» (1896). «Баллада о Востоке и Западе» (1889), «Мэри Глостер» (1896), «Бремя белого человека» (1899), «Если» (1910). «Книга джунглей» (1894 – 1895).
Роберт Луис Стивенсон (1850–1894). Этика и эстетика Р.Л. Стивенсона (по Н.Я. Дьяконовой). Сюжет, герои, темы в сборниках рассказов (такое жанровое определение дано: см.: Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. В 2 ч. Ч. 2. М., 1997. С. 288) Р.Л. Стивенсона: «Новые арабские ночи» (1882), «Вечерние беседы на острове» (1893), «Веселые молодцы» (1887). Роман «Остров сокровищ» (1883). Повесть «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886).
Натурализм. Натуралистическая картина мира и человека. История термина. Литературная эстетика натурализма (Э. Золя). Натурализм в Англии. Роман Томаса Гарди (1840–1928) (др. перев. Харди см.: Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под. ред. В.М. Толмачева. М., 2003. С. 248) «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891). Романы Дэвида Герберта Лоуренса (1855–1930) «Сыновья и любовники» (др. перев. «Сыновья и возлюбленные» (1913), «Влюбленные женщины» (1916), «Любовник леди Чаттерли» (1928) и др.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века. М., 2006.
2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Английские писатели XVI–XX веков. М., 1992.
3. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В.М. Толмачева. М., 2003.
4. Дьяконова Н.Я. Из истории английской литературы. Статьи разных лет / Сост. и вступ. статья А.А. Чамеева. СПб., 2001. С. 11–26.
5. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1998.
6. Позднякова Л.Р. История английской и американской литературы. Ростов н/Д., 2002.
Дополнительная литература
1. История английской литературы: В 4 т. М., 1984.
2. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
3. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX – начало XX века). М., 1970.
4. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX – начало XX века). М., 1970.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 581 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|