Материалы к занятию. Зарубежная литература XX века: Практикум / Сост
Зарубежная литература XX века: Практикум / Сост. и общ ред. Н.П. Михальской. М., 2004. С. 61-80
«В историю английской литературы Лоуренс вошел как романист, содействовавший обновлению романа, существенно расширив возможное этой эпической формы, сделав мир чувств основной сферой своих интересов, утверждая права мужчин и женщин реализовать заложенные в них от природы возможности, подавляемые и деформированные «машинизацией» жизни, официальной моралью, налагающей запреты на проявление чувств и страстей. Основная тема произведений Лоуренса – защита человека и человечества от порабощающей и обезличивающей «механической цивилизации» - созвучна волнующей людей XX столетия проблеме отчуждения человека. С этим и связан интерес к творчеству Лоуренса.
Лоуренс видел свой идеал в слиянии духа и плоти, в гармонии природного и духовного. Он воспринимал человека в единстве с природой, а в нарушении этого единства ощущал приближение к катастрофе... Величайшей ценностью Лоуренс считал саму жизнь и многогранности ее проявлений. Принцип изображения жизни как вечно струящегося потока отношений, складывающихся между людьми, передача многоцветной радуги сменяющихся эмоций составляет основу его творчества... Не привнесенное (социальное), а природное (человеческое) интересует его как романиста...
Как о величайшей ценности, дарованной людям, Лоуренс пишет о любви. В ней проявляется существо человека. Лоуренс трактует любовь как возможность познать и проявить свое «я», как приобщение к вечно струящейся реке жизни. Принцип изображения жизни как струящегося потока отношений, складывающегося между людьми – между возлюбленными, между супругами, между детьми и родителями, матерью и сыном, - важен для Лоуренса-романиста...
Для становления Лоуренса-романиста существенную роль сыграли открытия живописцев. Его художественный мир вобрал в себя... живописную традицию. Постоянную изменчивость человека и мира с наибольшей полнотой, по мнению Лоуренса, удалось передать Ван Гогу в его шедевре «Подсолнухи». На Ван Гога Лоуренс во многом и ориентировался...
Художественная палитра Лоуренса многоаспектна. Реалистические картины быта соединяются с импрессионистическими зарисовками; насыщенность колорита создаваемых пейзажей чередуется с мягкостью акварельных эскизов, пастельных набросков...»
В. Вулф. Заметки о Д.Г. Лоуренсе
«Он (Лоуренс) считался своего рода пророком, создателем мистической теории пола, приверженцем и даже изобретателем новой понятийной терминологии, допускающей свободное употребление таких слов, как «солнечное сплетение» и им подобные...
(о «Сыновьях и любовниках»)... Но такая твердость, ясность очертаний, такая восхитительная экономность и тонкость штриха достаточно часто встречаются в наш век умелых романистов. Прозрачность и легкость, с какой писатель может одним мазком наметить и не продолжать, свидетельствует о таланте сильном и проникновенном. Но вслед за этими импрессионистическими зарисовками, дающими представление о жизни Морелов – о том, какие у них кухни, какие блюда они едят, куда сливают воду, какими оборотами речи пользуются, - появляется иное изображение... Не успеваешь воскликнуть, что эта красочная, выпуклая картина, до того похожая на действительность, и есть, наверное, кусок реальной жизни, как сразу же замечаешь... – что в комнате наведен порядок... На первый взгляд здесь все естественно и непроизвольно, словно бы заглядываешь в случайно распахнутую дверь, но потом чувствуешь, что чья-то рука, послушная точнейшему глазомеру, быстро расставила все по местам, и в результате мы видим сцену еще более впечатляющую, волнующую, в каком-то смысле даже полную жизни, чем сама реальность... Слова, картины льются у него (у Лоуренса) беспрерывным потоком, словно он походя наносит их легкой рукой на страницу за страницей....
Мир «Сыновей и любовников» находится в процессе непрерывного сцепления и распада. И магнитом, стягивающим разные части,... служит как раз пламенеющее человеческое тело, красота, светящаяся во плоти, этот жаркий обжигающий свет...»
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987.
2. История английской литературы. В 4 т. М., 1984.
3. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред В.М. Толмачева, Г.К. Косикова. М., 2003.
4. Михальская Н.П. Д.Г. Лоуренс // Зарубежные писатели: Библиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. В 2 ч. Ч. 1. М., 1997. С. 462–467.
5. Пальцев Н. Возвращение Феникса. Новаторство Д.Г. Лоуренса – прозаика // Д.Г. Лоуренс. Любовник леди Чаттерли. М., 1992. С. 1–40.
Дополнительная литература
1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английская литература. М., 1985.
2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.
3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.
4.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 784 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|