Практическое занятие № 2. Художественное своеобразие новелл Роберта Луиса Стивенсона
Художественное своеобразие новелл Роберта Луиса Стивенсона
План
I. Место Роберта Луиса Стивенсона (1850–1894) в английской литературе XIX–XX веков. Жизненный и творческий путь писателя.
II. Анализ новеллы «Ночлег Франсуа Вийона».
· Своеобразие пространственно-временной структуры новеллы.
· Принципы создания образов произведения.
· Восприятие автором личности Вийона.
III. Цикл новелл «Алмаз Раджи».
1. Новелла «Повесть о шляпной картонке».
· Своеобразие образа Гарри Хартли и образов представителей английского высшего общества (Томас Венделер, леди Венделер, Чарли Пендрегон).
· Особенности развития сюжета новеллы.
2. Новелла «Повесть о молодом человеке духовного звания».
· Своеобразие образа Саймона Роллза.
· Образы принца Флоризеля и Джона Венделера: столкновение разных жизненных позиций.
· Особенности развития сюжета новеллы.
3. Новелла «Повесть о доме с зелеными ставнями».
· Особенности создания образа Френсиса Скримджера.
· Особенности развития сюжета.
· Принц Флоризель и его роль в судьбе Френсиса Скримджера.
4. Новелла «Повесть о встрече принца Флоризеля с сыщиком».
· Своеобразие образа принца Флоризеля.
· Образ Алмаза Раджи.
· Особенности развития сюжета.
IV. Новелла «Маркхейм».
· Традиции русской литературы в творчестве Р.Л. Стивенсона.
· Особенности жанра.
· Образ зеркала и маски в новелле.
· Использование приема контраста в новелле.
· Тема двойничества. Образ Неизвестного.
· Проблема Добра и Зла в новелле. Смысл финала.
V. Новелла «Окаянная Дженет».
· Образ Мердока Соума и образы деревенских жителей.
· Основной смысл новеллы.
· Особенности развития сюжета новеллы.
Вопросы и задания
Новелла «Ночлег Франсуа Вийона»
· На каком фоне (имеется в виде описание окружающего пространства) предстает Вийон в новелле? Почему изображаются картины метели, снега, виселицы, трактира, кладбища и т.д.? Как в описании пространства соблюдается принцип контраста?
· Найдите в тексте описание внешности Вийона и его спутников. Можно ли сказать, что здесь используется принцип контраста?
· Почему Вийон забирает деньги у мертвой проститутки? Что он чувствует в этот момент?
· Прочитайте описание старого рыцаря – Энгеррана де ла Фейе. Сравните это описание с портретом Вийона.
· Обратитесь к диалогу Вийона и Энгеррана де ла Фейе, их рассуждениям о чести. В чем состоит суть наставлений старого рыцаря и что отвечает на эти наставления Вийон? Кто, на ваш взгляд, является победителем в этом споре? На чьей стороне автор? Сделайте вывод о восприятии автором личности Вийона.
Новелла «Повесть о шляпной картонке»
· Какое воспитание и образование получил Гарри Хартли? Можно ли сказать, что по отношению к герою автор настроен иронично? Можно ли говорить о типических чертах образа Гарри Хартли, а также о романтические традиции, использованной автором при создании этого образа?
· Как вы думаете, почему именно Томас Венделер привозит в Англию алмаз раджи? Как он относиться к любви, браку, семье? Как леди Венделер относиться к своему мужу? Что для нее является главным в жизни? Найдите описание внешности, образа жизни Чарли Пендрегона. Можно ли говорить о типических чертах образов представителей английского высшего общества?
Новелла «Повесть о молодом человеке духовного звания»
· Раскройте романтические традиции, использованные автором при создании образа Саймона Роллза. Какое действие на Саймона Роллза оказывает алмаз раджи? Почему Саймон открывает Венделеру тайну нахождения у него алмаза раджи? Каким Саймон предстает в начале новеллы, и что происходит с его внутренним миром в финале произведения?
· Как принц Флоризель и Джон Венделер относятся к алмазу раджи? Как это отношение проявляет различие жизненных позиций героев?
Новелла «Повесть о доме с зелеными ставнями»
· Образ Френсиса Скримджера: семья, воспитание, образ жизни. Можно ли говорить о романтических традициях, использованных автором при создании образа героя? Как внутренне меняется Френсис в результате столкновения с жизненными испытаниями?
· Особенности развития сюжета. Можно ли говорить о детективной интриге, любовной романтической сюжетной линии?
· Каковы последствия воздействия алмаза раджи на героев?
Новелла «Повесть о встрече принца Флоризеля с сыщиком»
· В чем заключаются назидания принца Флоризеля? Можно ли говорить об идеализации его образа?
· В чем, на ваш взгляд, заключается своеобразие образа алмаза Раджи? Можно ли говорить о том, что этот образ приобретает статус символа? Как принц Флоризель поступает с алмазом раджи и почему?
· Обратитесь к финалу новеллы. Как заканчивает свои дни принц Флоризель? Почему здесь звучит авторская ирония?
Новелла «Маркхейм»
· Поразмышляйте, после прочтения какого произведения русской литературы XIX века могла быть написана Стивенсоном эта новелла?
· Особенности жанра. Проследите описание психологического состояния Маркхейма перед убийством антиквара.
· Какую роль в новелле играет образ зеркала и маски?
· Как Стивенсон использовал прием сравнения в эпизоде смерти антиквара.
· Как меняется восприятие Маркхеймом окружающего мира после убийства? В чем заключается своеобразие образа Неизвестного?
· Обратитесь к диалогу Неизвестного и Маркхейма. Как сам Маркхейм объясняет причин совершения убийства?
· В чем смысл финала? Как в финале раскрываются представления автора о Добре и Зле – двух силах, ведущих вечную борьбу за душу человека?
Новелла «Окаянная Дженет»
· Сравните образ Мердока Соума в начале новеллы и до произошедших событий (в молодости). Что способствовало таким значительным внутренним изменениям героя?
· Как деревенские жители относятся к Дженет, а как Мердок Соум? Почему Мердок Соум сначала защищает Дженет? Как меняется и почему отношение Мердока Соума к Дженет через несколько лет?
· В чем заключает основной смысл новеллы? Как вы думаете, что олицетворяет судьба пастора?
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987.
2. История английской литературы. В 4 т. М., 1984.
3. Зарубежная литература конца XIX–начала XX века / Под ред В.М. Толмачева, Г.К. Косикова. М., 2003.
Дополнительная литература
1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английская литература. М., 1985.
2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.
3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 844 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|