АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Материалы к занятию

Прочитайте:
  1. III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. III.2. Конкретные цели самоподготовки студента к практическому занятию по теме.
  3. III.2. Конкретные цели самоподготовки студента к практическому занятию.
  4. IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
  5. IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
  6. IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
  7. IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
  8. V. Информационный блок для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию.
  9. V. Учебные материалы
  10. V. Учебные материалы

В.П. Трыков. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков. М., 2001.

 

«Портрет Дориана Грея» был написан в несколько дней на пари с одним из знакомых Уайльда, который утверждал, что тот никогда не сумеет написать роман. Сразу по выходе в свет роман вызвал скандал: автора упрекали в безнравственности. Уайльд отбивался, апеллируя к принципу, заявленному им в предисловии к роману и гласящему: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все».

«Мотив двойничества обретает в «Дориане Грее»... эстетико-символический характер... Уайльд-эстет обращается к проблемам эстетического характера. Портрет и его модель Дориан – две важнейшие в мире Уайльда сущности: искусство и жизнь. Отношения Дориана и портрета символизируют отношения между искусством и жизнью. Вина Дориана. с точки зрения Уайльда-эстета, в том, что он отнесся к творению искусства, которое для Уайльда – высшая ценность, как к средству, пожелал превратить его в способ сохранения вечной молодости».

«Известный французский критик и писатель-символист Реми де Гурмон однажды назвал Уайльда «крупным французским писателем». Действительно, пожалуй, ни один другой английский автор конца XIX века не был таким блестящим знатоком и искренним почитателем французской культуры, не испытал столь сильного ее воздействия, как Уайльд. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что самой сильной составляющей этого влияния была парнасская школа. Показательно, что Дориан читает роман «Эмали и камеи» Т. Готье и восхищается стихами французского поэта. Имя одного из талантливейших парнасцев неоднократно упоминается на страницах уайльдовского романа. Близость Уайльда парнасской традиции обнаруживается в декоративности сравнений, в использовании эстетизированных деталей, ярких, насыщенных красок. Сам Уайльд называл «Портрет Дориана Грея» «чисто декоративным романом». Роднит Уайльда с парнасцами использование многочисленных культурных реминисценций. Уайльд, как и парнасцы, видит мир сквозь призму культуры, искусства. Подобно Бодлеру, он испытывает отвращение к природности, естественности... В романе Дориан последовательно сравнивается с Нарциссом, Адонисом, Антиноем, Аполлоном. Смелая мысль лорда Генри уподобляется вакханке, несущейся в исступленной пляске по холмам жизни. Лорд Генри воображает себя Марсием, внимающем юному Аполлону... Уайльдовское повествование в «Портрете Дориана Грея» можно сравнить с таким крикливым нарядом: оно изобилует необычными ситуациями, яркими красками, парадоксами, экстравагантными сравнениями, описанием сложных психологических состояний и редких чувств. Создание в романе богатого культурного фона – способ подчеркнуть и углубить философское звучание романа, серьезность поставленных в нем проблем, облагородить его. быть может, слишком резкий, броский рисунок».

«Парадокс – излюбленный прием Уайльда... По пристрастию к парадоксу Уайльда можно сравнить с другим великим англичанином, Б. Шоу. Правда, структура парадокса у Уайльда отличается от той, которую разрабатывает автор «Профессии миссис Уоррен». Шоу доводит трюизм до абсурда путем последовательных логических операций. Общепринято в викторианской Англии, что положение человека в обществе определяется размерами его капитала. Следовательно, состоятельная проститутка вполне может стать одним из столпов общества, что и показано в «Профессии миссис Уоррен». Уайльд строит парадокс иначе: он выворачивает трюизм наизнанку, неожиданно сближает удаленные понятия. «Преступление никогда не бывает вульгарным, но вульгарность – всегда преступление», «Леность – главное условие совершенства»... Однако функция парадокса у Шоу и Уайльда сходна. Ни тот, ни другой не рассматривают парадокс как игру словами или идеями. Интеллектуальное жонглерство чуждо обоим. Парадокс необходим и реалисту Шоу, и эстету Уайльду, чтобы осмыслить сущность явлений, разоблачить лицемерие викторианской Англии, поэтому парадоксы Шоу и Уайльда иногда называют «антивикторианскими»... Уайльд высмеивает фальшивое, лицемерное отношение современного ему общества к истинным ценностям, сохранявшим для писателя высокий смысл».

«Символом в романе становится портрет Дориана, нарисованный талантливым художником Бэзилом Холлуордом и определившим дальнейшую судьбу и Дориана, и самого Бэзила. Приемы символизации у Уайльда близки романтическим. Символ построен на загадочном, таинственном, фантастическом превращении портрета в двойника Дориана, принимающего на себя его грехи и преступления и отражающем процесс нравственной деградации героя... Уайльд прибегает к символу прежде всего для выражения своих эстетических и этических позиций. Отношения Дориана и портрета выражают главные идеи романа: нельзя безнаказанно убивать совесть, нельзя безнаказанно превращать искусство в средство удовлетворения своих прихотей, желаний и практических надобностей».

 

Оскар Уайльд. «Упадок лжи» (отрывок)

«Искусство не выражает ничего, кроме самого себя. Оно обладает независимой жизнью, как обладает ею Мысль; оно движется вперед исключительно по проложенному им самим маршруту. Оно не обязано становиться реалистичным, когда настала век реализма, как и проникаться религиозностью эпохи... Все скверное искусство обязано своим существованием попыткам вернуться к Жизни и Природе, мысли их в качестве идеала. Жизнь и Природа могут порою служить Искусству сырым материалом, однако прежде, чем они станут пригодны для Искусства, необходимо их претворить в согласии с его законами условности. Как только Искусство утрачивает свой принцип воображения, оно утрачивает все... Жизнь подражает Искусству гораздо более, нежели Искусство подражает Жизни. Это не только следствие присущего Жизни подражательного инстинкта, но и того, что осознанным стремлением Жизни является поиск выражения, а Искусство предоставляет ей различные превосходные формы, в которые может излиться ее энергия... ложь, умение рассказывать прекрасные истории, каких никогда не случалось, составляет истинную цель Искусства».


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 587 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)