АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Одесса -2013 г.
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психиатрии, наркологии с курсом медицинской психологии
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практическим занятиям
Тема 15: «Общая характеристика органических (включая симптоматические) психических расстройств. Психические нарушения в старческом возрасте».
Тема 16: «Психические нарушения у больных при соматических, эндокринных и сосудистых заболеваниях».
Тема 18: «Психические нарушения вследствие экологически неблагоприятных воздействий»
Утверждено
на методическом совещании кафедры
«_3_» сентября 2013 г
Протокол № 1
Зав. кафедрой________ В.С.Битенский
Одесса -2013 г.
Этот раздел психиатрии на первый взгляд может показаться на и простым для понимания, поскольку материал данного ро из делу легче укладывается в привычную логику изучения медицинской спец и альности: этиология (экзогенных фактор) - патогенез (органическое повреждение мозга) - клиника (определенные симптомы и синдромы) - лечение (воздействие одновременно на нарушенные мы же нейрональные связи и чисто психопатологические проявления болезни). С другой стороны, пи д ручники по психиатрии содержат величины с ный объем материала, который касается именно разделов «экзогенно-органические и симптоматические психические расстройства» и «психические заболевания позднего возраста (осн о вы геронтол в гии)». Эти мнимые противоречия легко устраняются, если, опираясь на историю формирования ведущих медицинских пар а парадигмы и концепций современной психиатрии, построить логическую сх е м, в которую хорошо укладывается весь клинический материал по проблеме так называемых экзогенных, накопленный психиатрами многих пок в лень.
Психиатрия ближе любую другую медицинскую дисциплину т в ркаеться философии: например, соотношение душевного и телесного, их взаимосвязь и взаимовлияние - для психиатра в е льмы серьезный вопрос, поскольку он постоянно стикает ь ся с ним в своей работе. Казалось бы, именно психиатры должны стать пионер а мы в тех направлениях, где другим специалистам мешает «скользкий фил в философский почву». Однако долгое время это было не так: относительно поздно сформировавшись как научная отрасль м е дицини, психиатрия длительное время только заимствовала свои концепции в более разовьет в тех тогда специальностей, базировались на достижениях патан а Томи и микробиологии. Созданная на основе клеточной теории ко н цепция целюлярная патологии Ви р хова ориентировала исследователей на поиск субстрата любой болезни в определенных изменениях органов и тканей, а открытие в ми к робиологии позволили впервые за всю историю медицины идентифицировать конкретную причину забол ю ния. Так возникла механистически-монокаузальна по своей сути парадигма (то есть система взглядов в том или ином разделе науки), которую связывают с именем Луи Пастера. Она просуществовала почти все ХIХ и часть ХХ в., Уступив парадигме Ганса Селье, в основу которой был положен приоритет адаптации живого к условиям существования. Очевидно, что из парадигмы Л. Пастера в и вытекает унитарность соотношение причины и следствия - кон к кретных этиологический агент должен вызывать конкретные изменения в к и плетнях и внутренних органах, проявит себя конкретной кл и ночной картиной, присущей исключительно этому агенту (ноз в логический принцип). Несмотря на то, что ни об этиологии, ни о патогенезе психических заболеваний тогда почти ничего не было известно (как, кстати, и о морфологии), корифей мировой психи а трии Эмиль Крепелин (интересно, что он начинал свою творческую карьеру в российском Юрьевском, иначе - Дерптском или Тартуском ун и верситет) смело «привязывает» в 60-х гг. общем в медицинские взгляды своих выдающихся современников к потребностям психиатрии, в которой благодаря ему утверждается нозологий ч ный пи д ход. Но через указанные выше причины в основу своей классификации ученый положил НЕ этиологический фактор или морф в логические изменения, а различие-сходство протекания психических с а заболеваний и их конечных последствий (дефектные состояния, в которых п е реважають отрицательный симптом в ми).
Концепция Э.Крепелина ни была сразу одобрительно воспринята всеми психиатрами Европы. Среди активных ее критиков мы зн а ходим имя нашего выдающегося соотечественника С.С. Корсакова, авторитет которого уже тогда был признан коллег а мы-психиатрами из Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Но постепенно эта ко н цепция становится ведущей, определяя на время пути решения и тку психиа т рии.
XX в. отмечено в науке отходом от монокаузализму. В медицине мы обязаны этом Гансу Селье. Согласно его уче н ем, этиологический фактор, какой бы природы он не был, запускает в организме стереотипный механизм патологического процесса. Спр я информированность этого процесса сначала является не больному в бенно, а, скорее, защитной, и только срыв защитной системы делает его патолог и лением. Каждый организм наследственно обусловлен набор реакций, исчерпание которых приводит к гибели биологического существа.
Психиатрическая наука сумела на несколько десятилетий опередить отдельные аспекты учения Селье. Бесспорно, философская спрям в ность психиатрии не могла не заявить о себе, и сделано это было именно в начале ХХ в. Это заслуга в первую очередь немец ь кого психиатра и невропатолога Карла Бонгеффер, который ств о рыл учение о экзогенный тип реакций.
Э. Крепелин сначала выступил против взглядов Бонгеффер, но впоследствии не только принял их, но и развил в своей теории рег и встретил. Историческая справедливость требует назвать еще одно значительное для психиатрии имя - немецкого ученого В. Гризингер, который задолго до К. Бонгеффер сформулировал концепцию единого психоза, постулируя, что различные формы психического забол ю ния является только стадиями одного патологического процесса, м о же или остановиться на одной из них, или прогрессировать. Однако сам Гризингер позже пришел к существованию первичного бреда, что противоречило концепции единого психоза. Вот какими драмати и чними путями продвигалась психиатры ч на образование.
К. Бонгефффер одним из первых в медицинской науке подверг сомнению специфичность ответа организма на вредность и зависимость этого ответа от природы болезнетворного аге н и. Его труды по описанию классических типов экзогенных реа к этой появились почти на 30 лет раньше работ Г. Селье о Адапт а ционный синдром (соответственно 1908 и 1936 гг.) Исследование Потому н геффера касались клиники, Селье работал экспериментальных ь но в лабораторных условиях. Но, если поре в нять их глобальные выводы, становится очевидным, что каждый из этих выдающихся ученых независимо друг от друга создал концепцию, л е лежит в основе современной медицинской науки.
Останавливаясь подробнее на взглядах К. Бонгеффер и пор и внюючы их теории Г. Селье, следует вспомнить, что, объединив все возможные экзогенные факторы психических разл а дов в обобщающее понятие Noxae, К. Бонгеффер сделал вывод, что эта суку п ность вредных факторов действует на мозг не напрямую, а через так называемую «промежуточную этиологической звено». Вместе различные болен бы ные психопатологические явления следует рассматривать как реакции на этот вторичный аутотоксичний влияние. Из курса патофизиологии известно, что Г. Селье употреблял очень близкую по своему значению дефиницию - «первый медиатор», то есть любой фактор, активирующий си с тему гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников. Ключ в ной в обоих концепциях является мнение о том, что, несмотря на ра с маиття и численность патогенных факторов, организм достаточно ограниченное количество способов реагува н ния на них.
В 1908 Бонгеффер определил известны пять типов екзоге н них реакций: делирий, сумеречное помрачение сознания (в оригинале - эпилептиформный тип), острый галлюциноз, аменция и ОГЛ в ния. Сегодня перечень экзогенных психических расстройств является зна ч но шире, но гениальная догадка немецкого ученого и дот е пер не утратила актуально с те.
Общим в учениях Г. Селье и К. Бонгеффер является также и то, что проблема рассмотрен не только в статике, но и в динамике. З а гальновидоме постадийное описание стресса как проявление сначала тревоги, по которой появляется резистентность, впоследствии - виснет а ния. Выявить динамические закономерности разработанных им е к зогених реакций пытался также и К. Потому н геффер. Например, для инфекционных заболеваний он описал такую последовательность: в продроме наблюдается астения, на высоте лихорадки возникает д е лире или другая форма психомоторного возбуждения, падение то м пературы соответствует аменция (последнее сегодня наблюдается в клинике редко, но не будем забывать, что К. Бонгеффер створ й вал свою концепцию задолго до появления антибиотиков), а в периоде реконвалесценции преобладает астенический синдром. Оба испы и дник учитывать в валы также внутренние факторы, в частности, наследственно обусловленную склонность организма к той или иной формы реаг в ния.
Бонгеффер описал развитие при экзогенных психозах таких состояний, которые раньше считались безусловно эндогенными (маниоф в рмний, депрессивный, параноидный и кататоноформний синдрома в ми). Позже Э. Крепелин, выдвинув теорию р е гистр, пояснил развитие шизофреноподобных состояний при самых разных, абсол ю тно не похожих между собой заболеваемость н ниях. Обратим внимание также на то, что большинство из выдвинутых К. Бонгеффер и его посл и последователями экзогенных реакций относятся к продуктивным ро из ладов, т.е. они являются не прямым следствием разрушения определенных структур мозга, а, наоборот, - результатом функционирования тех слоев психики, сохранились в драматическом «поединке» между м в Зком и Noxae. Это пи д подтверждают первоначально адаптивную сущность этих реакций, как и р е акций, на которые указывал в своей теории излома адаптации Г. Селье.
Итак, рассмотрев сущность проблемы экзогенно-органических и симптоматических психических расстройств и выяснив исторические предпосылки ее возникновения, можно перейти к детальному ро из рассмотрения отдельных синдромов (реакций мозга), предусмотренных совре с ной классификации психических и постановляет поведенческих расстройств (МКБ-10) в диагностической рубрике F0 - «Органические, включая сим п автоматическими, психические расстройства». Логика изложения материала такова: сначала рассмотрим тот или иной типичный синдром или расстройство, а затем проиллюстрируем и дополним его рядом постановляет нарушений, которые обычно наблюдаются при действии конкретного ети в логического фактора (например, травмы или ионизирующего и нювання). Зг в дом будет рассмотрен дементуючи (т. е. приводящих к деменции) заболе в рения позднего возраста.
Начнем с расстройств личности и поведения вследствие мин в делай, повреждения и дисфункции головного мозга, можно в определенной степени рассматривать как наиболее легкие проявления экзогенных. Но отнесение любого психического или повед и нкового расстройства в рубрику F0 оправдано только тогда, когда нам точно известен его этиологический фактор (вид Noxae) или инструмент а ные методы исследования (КТ, ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ, допплерограмм а фия, ЯМР т.д.) четко указывают на наличие дефекта мозговой ткан и ни.
Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 519 | Нарушение авторских прав
|