АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ДЕТСКАЯ ВОЙНА
В течение 266 дней (согласно норме МОЗ) - иными словами, с момента оплодотворения яйцеклетки и до завершения беременности - происходит одно из самых удивительных явлений во Вселенной:
оплодотворенное человеческое яйцо, становясь зародышем, а затем плодом вновь проделывает всю эволюцию от протозоа до метазоа и от беспозвоночного до позвоночного, а затем проходит все стадии развития человека.
. И вот наступает момент родов: в этой ожесточенной битве невозможно предсказать ни одного удара, ни одного захвата, ни одной передышки. Плодо-материнские попытки и со-вле-чения разрушения-сохранения действуют заодно, сопрягая свой агрессивный динамизм. Будучи далеко непредсказуемым, исход этого сражения является идэически алеаторным, даже если в значительной мере он зависит от: а) реакций плода перед лицом сокращений матки; б) лредлежания плода в сравнении с материнским тазом; в) от отношения между размерами плода и размерами таза матери.
Как только разорвется пузырь с околоплодными водами,. достаточно одного мгновения, чтобы произошло удивительнейшее явление:
при рождении, как при коротком замыкании, пролетают миллионы лет, что понадобились для совершения перехода от жизни в воде к жизни на земле.
Когда новорожденный делает первый вздох, он - на острие ножа: его дыхательная система, как дерево расправляет свои ветви, его легкие, до тех пор будучи склеенными, наполняются воздухом. И тогда он издает свой знаменитый первый крик, истинное выражение влеченческой амбивалентности: а) крик жизни, празднующий свою победу над множеством опасностей, таящихся в матке и над преградами узкого прохода через кости;
б) крик смерти, в котором находит свое выражение ужас перед неизвестным, в виду своей полной психобиологической уязвимости.
Однако, подобная амбивалентность не подтверждает теории невроза Ранка, которую ученый основывает на «трав-
ме рождения» относительно «состояния наслаждения, в котором плод пребывает в материнском лоне».
С точки зрения микропсихоанализа, рождение представляет собой скорее освобождение, чем травму.
И действительно:
а) мать и зародыш-плод находятся на ножах с момента зачатия до момента родов. Сами того не желая? Сами того не замечая? Возможно! И все-таки, на ножах. В подобном глубоко враждебном контексте рождение представляет собой для плода единственную возможность выжить. Таким образом, становится понятным, почему так мало успеха получили некоторые акушерские приемы, направленные на то, чтобы смягчить переход плода из лона матери во внешний мир, и заключающиеся в откладывании перерезания пуповины на некоторое время и в создании обстановки, воспроизводящей среду матки (полумрак, тишина, физиологическая температура, тесный телесный контакт с матерью...);
б) созревший плод, запаздывающий появиться на свет, ставит под угрозу свою жизнь. Если период беременности превышает на пятнадцать дней установленные сроки, то эта излишняя продолжительность приводит, по причине недостаточности в питании посредством плаценты, к синдрому болезни плода: нарушается его рост (прежде всего, рост головного мозга), а также сами роды значительно усложняются;
в) к огромному удивлению экспериментаторов электро-эн-целографические исследования показали совсем недавно, что почти все плоды находятся в состоянии сна во время родовых схваток и самих родов;
г) несмотря на то, что плод находится в состоянии полнейшей зависимости и умирает, если его бросить на произвол судьбы, внешний, окружающий его мир не является для него совершенно незнакомым. Он уже научился узнавать его и оценивать тысячи таящихся в нем опасностей, еще будучи в утробе своей матери (в частности, в течение стадии посвящения), поскольку воспринимал и регистрировал проникавшие сквозь нее внешние стимулы.
Будучи все время начеку, ставший теперь грудным младенцем новорожденный, меряется силами с жизнью. Делает свои первые попытки жить, которые - пока - в конце кон-
цов, сводятся к его матери, поскольку он еще не осознает себя вне матери. Плод сравнивает каждую свою клетку по отдельности и все вместе одновременно с тем, что я называю материнской географией, т.е. с телом матери, которую он теперь изучает снаружи. Согласно мнению социобиоло-гов Э. Уильсона и Р. Трайверса, это сравнение обусловлено и тщательно отрегулировано генетически. Агрессивный потенциал матери точно указывает грудному ребенку, насколько далеко он может продвинуться вперед в ходе своих непрестанных атак и когда он должен приостановить их.
Отношения между матерью и грудным ребенком настолько сложны и многообразны, что вне долгих сеансов невозможно составить себе о них точное мнение. По этому поводу, как и по многим другим темам, главный козырь микропсихоанализа заключается в изучении фотографий (диапозитивов, фильмов и других аудиовизуальных документов). В то время как Шонди, как он сам объяснял мне в 1953 году использует в своем проекционном тесте стандартные фотографии для того, чтобы установить «формулу влечений» индивидуума и ограничить «семейное бессознательное», я пользуюсь личными фотографиями анализируемого, а также фотографиями его родственников и друзей. Анализируемый комментирует их, рассматривая каждую деталь - одну за другой - в электрическую лупу и через увеличивающий проектор. Без такой техники мы сможем увидеть то, что изображено на фотографии так, как если бы мы рассматривали содержимое капли воды без микроскопа! С другой стороны, анализируемый очень скоро сам удостоверяется в этом: изучение фотографий всей его жизни - это один из необходимейших инструментов его микропсихоанализа. Он понимает, что если, как говорят китайцы, изображение «переворачивает вверх дном бессознательное» (В. Бснжамин) лучше, чем тысяча слов, то один час времени «потраченного» на изучение фотографии, может дать результат, равный тому, что достигается в течение целого сеанса. И, именно под «воздействием невысказанного, которое хочет высказаться...» между анализируемым и фотографией, с которой он как бы сдирает кожу, возникает своего рода пуповина (Р. Барт). Итак, именно изучение собственных фотографий в младенчестве открывает анализируемому глаза на истин-
ный размах войны, которую вели между собой его мать и он сам. Прежде всего, он осознает, что это была неравная и вероломная со стороны матери борьба. Он оказывается перед лицом «ложного присутствия» матери, которому я дал следующее определение: ложное присутствие это отсутствующее отношение матери, прежде всего, бессознательное, к своему грудному ребенку.
Мать наносит своему ребенку обиды с завидным постоянством и изощренным коварством, исподтишка, гораздо чаще, чем это можно было бы предположить. Эти обиды - выражение глубоко эгоистической или пронизанной духом соперничества агрессивности матери, которая:
а) возобновляет утробную войну;
б) образует структурную пару месть-возмещение, усложненную неврозом тревоги-чувства вины;
в) в зависимости от почвы участвует в создании предпси-хотического или психотического расстройства;
С технической точки зрения ложное присутствие матери проявляется с особой четкостью при рассмотрении фотографий, изображающих кормление младенца молоком из бутылочки:
Анализируемый: «...Я же так хорошо знал эту фотографию... я так любил ее... и вдруг - какое горестное чувство!., какое безутешное страдание... какая безграничная
тоска...
{рыдания, перемежающиеся бесконечно повторяющимися, подобными вышеприведенным, жалобами):
... Боже мой... как я надоел своей матери... как же я ей надоел... каким изнуряющим бременем был я для нее!., какой тяжелой и лишней кажется эта бутылочка с молоком!., почему она отворачивается от меня?., она, наверное, смотрит телевизор?., кажется, что она даже не замечает, что соска выскользнула у меня изо рта... какой же я несчастный!,, я так безуспешно пытаюсь добраться до молока, а оно для меня недостижимо!..
(помолчав минуты две,продолжает):
... у меня мурашки бегут по спине от этого ее усталого безразличия... у меня кровь стынет в жилах от этой невыразимой усталости... я ясно вижу, что она хочет убить меня...
(помолчав минуты две, продолжает):
... мне чудом удалось спастись... какойужас!.. какая мерзость!., как я ее ненавижу!..
... какое счастье, что я понял это здесь... если бы этого не произошло... еще сегодня... я не знаю, чтобы я сделал!,.».
Кроме изучение фотографий иногда свободные ассоциации позволяют достичь того, что ложное присутствие проявляется весьма четко. И это становится особенно очевидным в контексте материала перенесения:
Часто повторяющиеся фразы: «... Если мы проделаем только пять сеансов на следующей неделе, вы меня больше не увидите!..» - «... я никогда не допущу, чтобы вы отменили сеанс только потому, что он приходится на Новый год!..» - «... Если бы Вы отменили сеанс из-за моего поведения, я бы покончил с собой...» - «... с меня хватит, я не могу больше выпрашивать у вас христа-ради еще один сеанс...» - «... я вас до смерти ненавижу за то, что у другого Вашего анализируемого больше сеансов, чем у меня...».
Существует еще один агрессивный тип поведения матери со своим грудным ребенком. Это безумное присутствие, которому я дал следующее определение: безумное присутствие - это в разной степени сознательное зверское отношение матери к своему грудному ребенку.
Оно особенно хорошо просматривается, даже если проявляется очень кратковременно, во взгляде женщины, кормящей грудью своего ребенка. Далекий, остекленелый или блуждающий взгляд безумной женщины в сумасшедшем доме. Являясь нарцистической проекцией ИДЭ, он выражает зверскую агрессивность самки по отношению к своему детенышу, которую ей с трудом удается сдерживать. Вот почему безумное присутствие:
а) приводит грудного младенца в непосредственное соприкосновение с пустотой;
б) увеличивает его близость с ней;
в) таким образом, вызывает в нем структурное образование иконических экранов, т.е. создание системы отношений энергетической защиты от пустоты между тремя уровнями Образа (онтогенетическим, филогенетическим и(идэическим).
Ставя грудного младенца в зависимость от вездесущей
пустоты, безумное присутствие сказывается, прежде всего, на физиологическом уровне. Конечно, безумное присутствие может предрасположить индивидуума к распаду невротического ядра и его психотизации в соответствии со своей интенсивностью, моментом возникновения и почвой грудного младенца. В ходе долгих сеансов и только «сдирая кожу» со своих фотографий, изображающих его в момент кормления грудью, анализируемый открывает для себя (и без направляющих указаний микропсихоаналитика) безумное присутствие матери. Это приводящее его в недоумение и часто пугающее открытие должно быть переработано в течение известного периода времени, прежде чем анализируемый осознает, а затем признает пустоту:
Анализируемая: «... На этой фотографии мне нет и месяца... моя мать кормит меня грудью... вся ее поза выражает удовольствие... гордость от того, что она кормит и ограждает от любых опасностей свое дитя... она нежно смотрит на меня...
... однако... теперь я разглядываю эту же самую фотографию в не очень сильную лупу... и я читаю в ее глазах какой-то странный блеск недоверия... будто она боится, что я нападу на нее... будто она боится, что я укушу ее... нет никакого сомнения - она настороже... и готова ответить на удар...
... возьмем более сильное увеличительное стекло... невероятно!., у нее совсем другой взгляд!., какой ужас!., у нее взгляд смертельно раненного зверя!., умирающего зверя!., у нее глаза уже не от мира сего... ах, вот это что!., у нее пустые глаза сумасшедшей... без любви и без ненависти... потухшие глаза... до ужаса безразличные...
(помолчав минут пять, продолжает):
... в чем здесывопрос, в пустоте или в безразличии?., я больше не знаю...».
Рассматриваемая при помощи микропсихоаналитической техники иконография грудного младенца представляет собой неизмеримый научный интерес. Например, благодаря ей становится возможным различить - как у матери, так и у ребенка - бессознательные признаки детоубийственной потребности, о которой говорит Д. Блок. С другой стороны, она должна по-
мочь углубить изучение многих педиатрических синдромов в специфическом контексте бессознательной агрессивности матери по отношению к своему ребенку вместо ласки и любви к нему. Таким образом, некоторые расстройства, вызванные кормлением молоком из бутылочки (гастроэнтерит, бронхит, менингит, астма, экзема... мгновенная-смерть), можно объяснить только ложным присутствием матери, которое усиливает химическую устойчивость искусственного молока и его иммунологические недостатки или плохое усвоение жиров, железа, кальция. Кроме того, некоторые «психотические расстройства» грудного младенца в этом свете оказываются объективными «соматическими эквивалентами депрессии» (Р. Спиц), вызванные безумным присутствием в сочетании с особенной почвой.
Ложное и безумное присутствие доказывают, что грудному младенцу приходится завоевывать ценой больших усилий победу за победой над своей матерью, которая по-прежнему представляет для него наибольшую опасность. Почти до трехлетнего возраста он постоянно обнаруживает и оценивает эту опасность, развивая и оттачивая тем самым свои органы чувств. Вот почему в течение этого периода времени, когда ребенок не спит, он держит все свои чувства в состоянии боевой готовности или, если прибегнуть к термину экспериментальной психологии, находится в состоянии «внимательного бодрствования». Можно было бы подумать, что он не закрывает глаз безо всякой причины или же пассивно наблюдая за игрой света и тени, а на самом деле он бдительно следит за внешними проявлениями самых благих и потому самым коварным образом замаскированных агрессивных намерений своей матери.
Точно так же, даже зная, что грудной младенец обладает очень сильно развитыми аудитивными способностями, здесь мы открываем, что он обладает особенной чувствительностью к звукам низкой частоты. И в этом нет ничего удивительного, поскольку, находясь в утробе своей матери, он различал ее голос только на низких частотах. И нет ничего удивительного в том, что утробная война обусловила у него немедленную ассоциацию звуков низкой частоты с агрессивностью. Вот почему в ходе микропсихоанализа тональность голоса
анализируемого понижается по мере того, как углубляется обработка его невротического ядра. И как только оно ликвидируется, голос его" вновь устанавливается на средних частотах.
В своей работе я все время придавал огромное значение интонациям и модуляции голоса анализируемого. В ходе долгих сеансов, так же, как и свободные ассоциации, они являются явными признаками бессознательного. Кроме того, представляют собой ценный критерий состояния невроза и его излечения. Этот критерий является еще более ценным и безошибочным, поскольку, повторяю, находится в непосредственной связи с утробной войной:
Психоаналитик: «... Голос человека выдает его настроение, его чувства, его усталость или напряжение... все это знают... но долгие сеансы... и, прежде всего, тщательное прослушивание записей незаменимы при изучении голоса... по голосу микропсихоаналитик может проверять свое обратное перенесение, судить о целесообразности и эффективности предпринятых мер... что же касается анализируемого, интонация его голоса совершенно точно указывает на какой глубине сейчас ведется работа... и его модуляции являются чувствительным барометром вытеснения...
(помолчав минуты три, продолжает):... а кроме того, с некоторых пор я начинаю испытывать большее доверие к «ассоциациям голоса», чем к «ассоциациям идей»... как и взгляд, слова могут лгать... но только не голос... каждый голос - единственный в своем роде... и я все больше в этом убеждаюсь... голос - это сигнал Оно, который выражается через бессознательное».
Говоря о мире чувств и о вызываемых ими реакциях, мне хотелось бы сделать уточнение по поводу улыбки грудного младенца в микропсихоаналитическом ключе. Поскольку, даже если прошло уже тридцать лет с тех пор, как Р. Спиц описал Улыбку как спонтанный психомоторный вид деятельности, и Десять лет прошло с тех пор, как нейрофизиологи сновидения (в частности, О, Петр-Каданс) доказали, что у новорожденного наблюдается парадоксальный сон, многие психологи продолжают утверждать, что «настоящая улыбка у ребенка
появляется только через несколько недель после рождения» (С. Тревартен) и что она выражает состояние блаженства, вызванное материнской лаской. Теперь же, и опять-таки благодаря изучению собственных фотографий в младенчестве, анализируемый в ходе долгих сеансов открывает для себя, что улыбка:
а) уже присутствует в момент рождения; б) но очень часто представляет собой при сильном оптическом увеличении ужасную гримасу, такое искажение черт лица, которое не предвещает ничего доброго. Создается впечатление, что улыбающиеся грудные младенцы поджидают удобного случая для того, чтобы отомстить матери:
Врач: «... знаменитая ангельская улыбка младенца появляется у него совсем не для того, чтобы сделать приятное... мать, которая думает, что это так... а они думают, что это так... могла бы с таким же успехом вообразить себе, что море синее ради ее прекрасных глаз...
... как пение птицы, улыбка - это сигнал тревоги... сигнал к мобилизации влечений разрушений-сохранения... когда грудной ребенок улыбается, он устанавливает тем самым границы своей территории...он дает знать, что он здесь... у себя дома... что теперь придется с ним считаться... и делить с ним жизненное пространство под угрозой лишиться его совсем... когда мать вступает в игру с ним... и тоже улыбается... она делает это не потому, что хочет сделать приятное своему ребенку... а затем, чтобы заявить ему о своих преимуществах и прерогативах...
... и я бы не колеблясь поддержал идею о том, что... улыбку порождает естественная взаимная агрессивность, существующая между матерью и ребенком...».
Поскольку детская война ставит ребенка в отношение противоборства не только с матерью, но и с окружающим его миром, он никогда не складывает оружия. Исходя из энергетической канвы ИДЭ и под влиянием влечения смерти-жизни младенец оттачивает свои агрессивные и сексуальные совлечения, находясь в постоянном контакте с окружающей средой. Тогда Оно уступает часть самого себя для того, чтобы образовать Я, и отсюда Сверх-Я:
а) Я образовывается как защитная «буферная» инстанция и пытается приспособить Оно к внешнему миру, т.е. подчинить его принципу действительности. Его поверхностная часть, т.е. та, что может стать сознательной, представляет собой видимый фасад индивидуума, тот фасад, который он показывает самому себе и которым поворачивается к обществу, чтобы завоевать его симпатию. Поскольку Оно постоянно его пришпоривает, Я беспрестанно придумывает все новые и новые уловки. Когда поражают бессознательную часть Я, его ответом является тревога, которая затем метаболизи-руется, причем, на это уходит большая часть энергии;
б) Сверх-Я образует запрещенную инстанцию и пытается создать мораль. Т.к. Оно подгоняет и Сверх-Я, Сверх-Я пытается избежать его ловушек и перевоспитать Я. Оно и Я подвергаются постоянному обвинению - сознательному и, прежде всего, бессознательному - со стороны Сверх-Я, что выливается в чувство вины, которое затем метаболизируется на психосоматическом уровне, причем, это тоже стоит затрат энергии.
Воинственная ультраспециализация, которую представляют собой эти инстанции, - не роскошь, поскольку теперь ребенок будет иметь дело со всей семьей в полном составе. Дело в том, что с завидным упорством, которого никто и ничто не может изменить, его коварные враги не упускают случая устроить ему западню и нанести ему жестокий удар. Их стратегия -сознательная и бессознательная, произвольная и непроизвольная - разворачивается на двух фронтах:
а) на соматическом фронте. Не задерживаясь долго на микротравмах, которых родители и родственники беспрестанно наносят ребенку с неслыханным коварством, я хотел бы лишь подчеркнуть, что: 1) каждый год 100 тысяч детей бывает замучено до смерти своими родителями; 2) ежегодно 10 миллионов детей бывает изуродовано на всю жизнь по вине своих родителей:
Психиатр: «... в 1974 году в Женеве состоялся международный симпозиум по изучению увечий, нанесенных родителями своим детям... доклады, сделанные педиатрами, психиатрами, психологами, социологами, юристами показали, что синдром избиваемого родителями ребенка отнюдь не редкость в медицинской практике... что дети, забитые насмерть своими родителями, тоже далеко на редки... что зверство родителей очень часто прорывается наружу безо всякого предлога... и что причина разрушения существует сама по себе... короче, ребенка избивают ради того, чтобы его избить, ребенка убивают ради того, чтобы его убить... в соответствии с неизменным стереотипом... и с неумолимым бесчувствием... (помолчав минуты две, продолжает):... хотя и бесполезно приходить от этого в ужас... но многие проблемы до сих пор остаются неразрешенными... например, как объяснить, что 80% избиваемых родителями детей нет и трех лет, что мальчиков избивают гораздо более жестоко, чем девочек... что мать с особой жестокостью избивает недоношенного ребенка, ребенка с врожденными физическими и умственными дефектами?..... как бы из злости от того, что ребенок был ею изувечен еще во время беременности...
...и, прежде всего, как объяснить, что эта агрессивность проявляется независимо от социального и культурного уровня?..
(помолчав минуты три, продолжает):... и тут мне в голову приходит мысль... ядро отношений между матерью и ребенком должна составлять ненависть... питаемая чем-то вроде нейтрального асексуального садизма...».
б) на уровне психическом. И здесь тоже цифры более, чем красноречивы: 1) ежегодно 10 миллионов детей продается своими родителями; 2) 100 миллионов детей бродяжничает и побирается по миру, потому что их покинули родители. И кроме микропсихоаналитика никто не может измерить истинный размах умственной жестокости нормальных родителей. Судя по материалу долгих сеансов, можно придти к выводу о том, что нормальные родители располагают двумя средствами для того, чтобы нанести незаживающие раны психизму ребенка: 1) doubble bind или двойная связь, состоящая из противоречивых и несовместимых требований, одновременно предъявляемых ребенку; 2) взаимное непонимание и вражда между собой, что противопоставляет их ребенку. Несмот-
ря на то, что dubble bind часто принимает невинные формы совершенного садизма, прежде всего, раздоры между родителями лишают ребенка устойчивого ориентира, который раскалывается надвое, и, следовательно, ребенок ищет убежища в душевном расстройстве; это можно рассматривать как последнюю сознательную попытку сохранить свою личную цельность и семейный союз:
Анализируемая: «... Я до сих пор чувствую незаживающую рану, которую мне нанесли мои родители... их постоянные ссоры между собой... у меня до сих пор звучат в ушах: «иди туда... иди туда... убей ее... разорви ее на куски, съешь ее... уничтожить ее, пусть она сдохнет... сдохнет... чтобы я могла жить...»
(помолчав минуты две, продолжает):
... эта месть... эта месть...
(помолчав минут пять, продолжает):
... до сих пор аборт приводил меня в ужас... казался мне преступлением... мне хотелось быть женщиной-самкой... мне хотелось окотиться как кошка...
... а сегодня... если выбирать между таким преступлением, как аборт, и таким, как жизнь в семье, я предпочитаю первое... и теперь мне хотелось бы закричать об этом на все четыре стороны... закричать о том, что живущие вместе члены одной семьи - преступники... и меня удивляет, что так мало молодых людей убивает собственных родителей...».
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 537 | Нарушение авторских прав
|