Иммунопатология при паразитарных заболеваниях
Внедрение инвазионного начала вызывает в организме хозяина многогранные изменения со стороны органов и систем. Характер этих изменений зависит от вида паразита, дозы и кратности заражения, стадии развития инвазионного процесса. Большое значение имеет степень контакта паразита и хозяина.
Нами (1987-1999 гг.) подробно изучено влияние некоторых паразитов на организм животных, в т.ч. и на иммунитет.
Установлено, что инвазирование свиней кишечными нематодами приводит к нарушению гомеостаза организма, проявляющегося комплексом разнообразных изменений.
При кишечных нематодозах свиней характерным является лейкоцитоз крови. Одной из форм проявления аллергии при гельминтозах и своеобразным индикатором предшествующего взаимодействия системы антиген-антитело является эозинофилия, наблюдающаяся с первых дней инвазирования животных паразитами. Изменение уровня эозинофилов в организме животных связано с сенсибилизацией их продуктами жизнедеятельности гельминтов и развитием аллергии, что вызывает защитные реакции организма. Известно, что эозинофилы, являясь эффекторными клетками, обладают цитотоксической функцией, они выделяют ряд энзимов, быстро нейтрализующих медиаторы тучных клеток и подавляют этим развитие реакций гиперчувствительности немедленного типа, нередко вредных для организма. Кроме того, эозинофилы могут «прилипать» к паразиту и, выделяя из своих гранул повреждающие ткани вещества, вызывать его гибель.
Кишечные нематодозы вызывают в крови животных изменения уровня белка и его фракций.
При кишечных нематодозах свиней, как нами установлено (1987) в крови увеличивается количество общего белка и глобулинов и снижается уровень альбуминов, что приводит к снижению уровня альбумино-глобулинового коэффициента до 0,60. Причем, изменение какой-либо фракции белка ведет к комплексу разнообразных нарушений в организме больного животного. Например, в наших исследованиях установлено достоверное увеличение количества церулоплазмина в крови свиней при ассоциативных нематодозах. Однако известно, что церулоплазмин, голубой белок a 2 –глобулиновой фракции сыворотки крови, обладает оксидазными свойствами, является одним их факторов естественной защиты организма при стрессовых состояниях, при воспалительных процессах и др. При этом он инактивирует свободные радикалы, образованные фагоцитирующими лейкоцитами, принимает участие в нейроэндокринной регуляции путем изменения уровня биогенных аминов в крови.
Отношения в системе паразит-хозяин поддерживается также регуляторной активностью разных субпопуляций Т-лимфоцитов и регуляцией антителообразующей активностью В-лимфоцитов. В крови свиней при экспериментальном инвазировании нематодами уже через день отмечалось увеличение количества Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которое сохранялось более 2,5 месяцев.
При различных инвазиях и на разных стадиях развития паразитов соотношения антител разных классов иммуноглобулинов могут изменяться. В ранний период заболевания в сыворотке крови преобладает обычно JgM, которые постепенно замещаются JgG.
Инвазировние свиней кишечными нематодами приводит к достоверному увеличению в крови иммуноглобулинов JgG, JgM и JgA, особенно при аскаридозе. При ассоциативных нематодозах (аскаридозе, трихоцефалезе и эзофагостомозе) по сравнению с моноинвазией наблюдается более значительное увеличение иммуноглобулинов, особенно JgG.
При паразитозах свиней нарушается амминокислотный статус в их организме. При нематодозах снижается уровень лизина, гистидина, треонина, аспарагиновой и глутаминовой кислот. В то же время химиопрофилактика нематодозов свиней приводит к увеличению в крови уровня ряда аминокислот.
Проведенными нами исследованиями установлено, что при иммунизации инвазированных кишечными нематодами свиней против болезни Ауески аминокислотный состав организма претерпевает более глубокие изменения по сравнению с вакцинацией свободных от паразитов животных. Нарушение амминокислотного статуса в организме свиней при кишечных нематодозах оказывает отрицательное влияние на иммуногенез против вирусных болезней, что нами установлено на примере болезни Ауески. На наш взгляд, одним из механизмов отрицательного влияния кишечных нематодозов на иммуногенез является снижение ими уровня аспарагиновой кислоты в организме свиней, которая, как установлено (Г.Белокрылов и соавт., 1986), ускоряет образование Т-лимфоцитов в клетках костного мозга, а также способствует увеличению выработки антител.
Известно, что нуклеиновые кислоты играют важную роль в биосинтезе белка, которому предшествует накопление РНК в соответствующих клетках.
При ассоциативных нематодозах свиней уровень РНК в крови изменяется уже чрез 5 дней после инвазирования. Наиболее значительное повышение уровня РНК при этом установлено в печени, как главном органе образования белков, уже на 5 день инвазионного процесса, а также в тканях толстого кишечника, что связано, на наш взгляд, с внедрением в него трихоцефал и эзофагостом и усилением в связи с этим синтеза белка, т.к. известно, что введение определенных антигенов вызывает синтез локальных антител (JgG, JgM и JgA) в кишечнике свиней (Б.В.Бурталин, А.К.Брем, 1982).
Иммунная система организма, являющаяся одним из главных факторов поддержания гомеостаза организма, находится под влиянием сложных нервных, эндокринных и медиаторных воздействий, в связи с чем изменение уровня гормонов при паразитозах свиней представляет определенный интерес.
Проведенные нами исследования показали, что при кишечных нематодозах уровень кортизола, инсулина, тироксина и трийодтиронина в крови свиней изменяется. Известно, что глюкокортикоиды обладают способностью тормозить синтез белка и развитие лимфоидной ткани, ответственной за формирование иммунных и аллергических реакций (P.J. Buttery, B.G.Vernon, 1983; О.А.Шишова-Касаточкина, Е.С.Турлыгина, 1984). В период интенсивного воздействия кишечных нематод на организм свиней в нем происходит сложная иммунобиологическая перестройка (увеличение Т- и В-лимфоцитов, эозинофилия, образование иммуноглобулинов и др.) и в то же время в крови свиней снижается уровень кортизола, чем создаются благоприятные условия для развития иммунных реакций.
При инвазировании свиней кишечными нематодами уровень инсулина в крови снижается, особенно при ассоциативных гельминтозах.
Для регуляции функций имеет значение не столько содержание в жидких средах организма того или иного биологически активного вещества, сколько их соотношение (И.Л.Вайсфельд, Г.Н.Кассиль, 1981). При ассоциативных нематодозах свиней коэффициент отношения количества кортизола к количеству инсулина в крови увеличивается более, чем в 2 раза, что оказывает выраженное отрицательное влияние на организм животных.
Известно, что гипофиз регулирует активность периферических эндокринных желез, воспринимая сигналы, в основном гормонального характера, от гипоталамуса (центрального звена регуляции нейроэндокринной системы) и от периферических эндокринных желез по механизму обратной связи. Этим же путем гормоны гипофиза возбуждают деятельность периферических эндокринных желез, в т.ч. щитовидной железы, секретирующей два гормона -тироксин и трийодтиронин, имеющие широкий спектр действия – влияют на рост и развитие организма, дифференцирование клеток, усиливают обмен белков и других веществ.
При нематодозах свиней уровень тироксина в крови снижается, равно как и количество трийодтиронина.
Нарушение физиологического статуса тиреоидных гормонов в организме животных отрицательно сказывается на степени переваривания и всасывания питательных веществ, уровне окислительных процессов. Считают, что факторы, способные вызвать эндокринный дисбаланс в организме, могут индуцировать первичные отклонения функции гипоталамуса и соответственно в лимфоидной ткани. Вариации гормонального статуса организма оказывает выраженное модулирующее влияние на иммунный ответ (Л.А.Захарова, А.М.Василенко, 1984).
Высокая биологическая активность витаминов обеспечивает им активное участие в сложных биологических системах хозяина и паразита и в их взаимоотношениях. Установлено, что при ассоциативных паразитозах уровень ретинола в крови свиней снижается на протяжении всего инвазионного процесса, особенно в первые дни после заражения, когда количество его уменьшается почти в два раза.
Особое внимание исследователей к изучению динамики ретинола в организме объясняется той исключительно важной ролью, которую он играет в защите от инвазий, как принимающий непосредственное участие в процессах роста, размножения, синтеза нуклеиновых кислот, передачи генетической информации. В организме животных широко представлены комплексы ретинола с белками, обмен которых тесно связан.
Важная роль в организме принадлежит и аскорбиновой кислоте. В результате наших исследований установлено, что при нематодозах в плазме крови свиней резко снижается уровень аскорбиновой кислоты (на 36,51%). Защитная роль аскорбиновой кислоты при гельминтозах животных объясняется ее влиянием на фагоцитоз и комплементарную активность сыворотки крови. Аскорбиновая кислота активизирует антителогенез, что связано с активацией ею фагоцитов и стимулированием пролиферации и дифференцирования лимфоидных клеток (И.И.Карпуть, 1974).
Возникающие при гельминтозах патологические процессы отличаются значительным многообразием, в т.ч. и нарушением обмена макро- и микроэлементов.
При ассоциативных нематодозах свиней в крови установлено снижение калия в 3-4 раза, почти на 30% -натрия, в 2-4 раза меди, наполовину снижается в крови и тканях уровень кобальта, на 30-60% уменьшается в крови уровень йода.
Указанные нарушения обмена макро- и микроэлементов должны рассматриваться с точки зрения той огромной роли, которую они играют в организме в аспектах ферментативной и гормональной активности, в архитектонике и функционировании биологических макромолекул.
Нарушение обмена микроэлементов приводит и к изменению обмена нуклеиновых кислот и тесно связанного с ним биосинтеза белка. Нами при кишечных нематодозах в крови свиней установлен и дефицит цинка, что приводит к нарушению биосинтеза белка, так как известно, (E.J.Underwood, 1976), что при недостатке цинка в организме возрастает активность рибонуклеазы и это влечет за собой угнетение биосинтеза белка.
Если к сказанному дополнить, что кобальт входит в состав витамина В12, а также в состав ряда ферментов-трансфераз, изомераз и дипептидаз, стимулирует иммуногенез и повышает естественную резистентность организма, то становится понятным, что вызванная кишечными нематодами недостаточность макро- и микроэлементов приводит к сложным патологическим процессам в организме свиней, которые связаны с нарушением его ферментативной и гормональной деятельности, снижением синтеза белка и понижением иммуногенеза.
Достаточно подробно изучено и влияние гельминтов на организм телят. При экспериментальном инвазировании телят стронгилоидами и стронгилятами желудочно-кишечного тракта в крови животных наблюдали с первых дней заражения снижение уровня эритроцитов и гемоглобина, лейкоцитоз, на пятый день увеличение количества эозинофилов более, чем в 2,5 раза, повышение уровня Т- и В-лимфоцитов (А.Н.Безбородкин, 1990). При нематодозах телят установлено достаточно выраженные изменения белков крови. Наблюдается увеличение общего белка, гамма-глобулинов, снижение титров гетерофильных агглютининов.
Уже в течение первых суток после заражения телят нематодами количество циркулирующих иммунных комплексов увеличилось на 30%.
Интересные получены результаты по изучению гормонального статуса телят при инвазировании их нематодами. Уже через день после заражения в крови животных увеличивалось количество трийодтиронина на 21%, а затем его уровень снижался, аналогично как и количество тироксина – почти на 50%. Уровень кортизола при нематодозах телят также претерпевал изменения – на третий день заражения количество данного гормона увеличивалось, а впоследствии снижалось.
В течение более 15 лет группой научных сотрудников БелНИИЭВ им.С.Н.Вышелесского проводились многоплановые исследования по изучению влияния паразитов желудочно-кишечного тракта животных на уровень поствакцинального иммунитета.
Исследованиями установлено, что при использовании РНГА в сыворотке крови свиней, вакцинированных сухой вирус-вакциной против болезни Ауески наиболее высокие титры антител (4,5 log2) обнаружены у свободных от кишечных нематод животных. У поросят, инвазированных кишечными нематодами, которым применяли с целью химиопрофилактики мебендазол, и вакцинировали против болезни Ауески, титры антител к вирусу болезни Ауески составила 3,33 log2 , а у животных зараженных и вакцинированных, но которым не применяли антгельминтики – только 2,5 log2. Следовательно, инвазирование свиней кишечными нематодами снижает уровень поствакцинального иммунитета против болезни Ауески (М.В.Якубовский, 1987).
Отрицательно влияют на уровень поствакцинального иммунитета телят инвазирование их паразитами. Так при ассоциативных паразитозах – стронгилоидозе, стронгилятозах и эймериозах и вакцинации их против парагриппа-3 уровень антител против вируса этого заболевания составлял всего 4,32 log2, тогда как у свободных от указанных паразитов животных уровень указанных антител достигал 10,32 log2. Причем, после заражения вирусом парагриппа-3 телят вакцинированных и зараженных паразитами у животных наблюдали выраженные клинические признаки заболевания, тогда как у свободных от паразитов телят наблюдали напряженный иммунитет и отсутствие признаков парагриппа-3 (А.П.Свиридова, 1990).
Анализ проведенных исследований у различных видов животных показал, что для получения напряженного поствакцинального иммунитета необходимо освобождать их от паразитов не позже, чем за 2 недели до вакцинации (М.В.Якубовский, 1987).
Терапия и профилактика паразитарных болезней животных предполагает применение различных химиотерапевтических средств, которые являются небезразличными для организма. Знание механизма и уровня воздействия этих препаратов на иммуногенез имеет важное значение. Нередко побочный эффект применения химиотерапии обусловлен непосредственным фармакологическим действием препаратов на иммуногенез или опосредованным воздействием через массовое поступление метаболических или соматических антигенов паразита (Н.Н.Озерецковская, 1980). Некоторые лекарственные препараты угнетают иммуногенез, что отрицательно сказывается на течении и исходе основного заболевания. Иммунопатолические реакции на лекарственные препараты нередко причиняют большие нарушения в организме, чем само заболевание.
Поэтому понятна необходимость комплексного исследования иммунного статуса животных при применении им противопаразитарных препаратов, что естественно, дополнит фармакологическую характеристику препаратов и позволит более эффективно применять их при паразитозах.
Интерес исследователей к изучению влияния фармакологических препаратов на иммунобиологическую реактивность организма обусловлен прежде всего важностью системы иммунитета для обеспечения генетического постоянства организма и значительным риском возникновения патологии при нарушении ее функционирования.
Проведенные нами исследования показали, что применение некоторых антгельминтиков может существенно оказывать влияние на иммунный статус организма животных (М.В.Якубовский, Т.Я.Мясцова, А.Н.Безбородкин, А.Ф.Дубицкая, 1990).
Оценку антгельминтиков панакура, ивермектина, ринтала, нилверма, морантел тартрата, пирантела, пиперазина проводили на 2-6-месячных поросятах, зараженных и свободных от нематод.
Фенбендазол в дозе 0,033 г/кг по АДВ в лекарственной форме 22,2%-ного панакура гранулята 2 раза в день вызывает у интактных животных снижение уровня Т-лимфоцитов вплоть до 14-го дня после дегельминтизации. Одновременно снижается и содержание В-лимфоцитов и лишь к 21-му дню достигает уровня контроля. Изменений в сыворотке крови животных не отмечено, за исключением того, что в белковых фракциях происходило снижение уровня альбуминов. Содержание иммуноглобулинов изменялось в пределах физиологической нормы.
У зараженных животных после дегельминтизаци происходило снижение уровня IgМ до 7-го дня и повышение IgA на 14-й и 30-й дни исследований. Эозинофилия, наблюдающаяся в течение первых 7-9 дней, снижалась, общее количество белка к 14-му дню повышалось.
Ивермектин в дозе 0,0002 г/кг живой массы однократно подкожно не вызывал изменений в динамике Т-лимфоцитов у интактных животных, а содержание В-лимфоцитов имело тенденцию к увеличению на 14-е сутки после дегельминтизации с одновременным повышением в сыворотке крови количества иммунных комплексов на 5-7 дни. При исследовании иммуноглобулинов установлено увеличение IgG на 3-6 дни, а также изменение соотношений белковых фракций. У зараженных животных после дегельминтизации значительно повышалось количество Т-лимфоцитов и снижалось число В-лимфоцитов. Существенных изменений в содержании общего белка не отмечено, наблюдалась диспротеинемия.
Ринтал в дозе 5 мг/кг по АДВ у интактных животных не вызывал существенных изменений содержания Т- и В-лимфоцитов. В крови свиней ринтал способствовал накоплению иммунных комплексов, концентрация общего белка увеличивалась, снижался уровень альбуминов и увеличивалось количество гаммаглобулинов. У зараженных животных после дегельминтизациий картина была однотипна.
Нилверм в дозе 0,007 г/кг по АДВ в течение 3 дней у интактных животных не вызывает заметных изменений динамики Т- и В-лимфоцитов и уровня общего белка. Наблюдается диспротеинемия, характеризующаяся снижением до14-го дня уровня альбумина, иммунных комплексов.
У зараженных животных отмечали снижение уровня Т-лимфоцитов до 7-го дня после дегельминтизации, а также диспротеинемию.
Пиперазин в дозе 0,5 г/кг у интактных животных вызывает снижение количества Т- и В-лимфоцитов до 15-го дня после дачи препаратов. Происходят изменения в картине крови.
После дегельминтизации зараженных животных угнетение Т- и В-лимфоцитов наблюдали вплоть до 20-го дня исследований. резких колебаний в картине крови не отмечено. Эозинофилия наблюдалась до 10-го дня после дачи препаратов.
Пирантел в дозе 0,33 мг/кг по АДВ у интактных животных вызывал супрессию В-лимфоцитов при незначительном уменьшении числа Т-лимфоцитов до 20-го дня после введения препаратов, также снижался титр естественных антител.
При дегельминтизации спонтанно зараженных животных до 20-го дня отмечается снижение Т-и В-лимфоцитов и титра естественных антител.
Влияние антгельминтиков на иммунный статус интактных и зараженных телят изучали в условиях вивария БелНИИЭВ.
Албендазол в дозе 7,5 мг/кг по АДВ, введенный однократно, вызывает снижение количества Т-лимфоцитов до 10-го дня после дачи препарата, в динамике В-лимфоцитов изменений не было. Дача препарата сопровождалась лейкоцитозом до 10-го дня и снижением уровня гемоглобина в эти же дни.
Ивермектин в дозе 200 мг/кг и 100 мкг/кг перорально и в дозе 200 мкг/кг подкожно вызывает снижение количества Т-лимфоцитов до 15-го дня после дачи препарата, в динамике В-лимфоцитов отмечали увеличение их количества на 5-й день с последующим снижением.
Фенбендазол в дозе 10 мкг/кг по АДВ вызывает снижение количества Т-лимфоцитов до 10-го дня после его введения и незначительное увеличение В-лимфоцитов к 5-му дню после дачи препарата. (Э.Х.Даугалиева, М.В.Якубовский, Т.Я.Мясцова и соавт., 1989; А.Н.Безбородкин, 1990).
Приведенные результаты исследований показывают, что паразитарные болезни снижают уровень иммунитета, в т.ч. и поствакцинального.
Применение некоторых противопаразитарных средств (фенбендазол, тетрамизол, ивермектин, гексикол и др.) вызывает угнетение иммунной системы у животных.
В связи с этим, при паразитозах и применением ряда ангельминтиков есть основание применять иммуностимуляторы для восстановления и повышения иммунного статуса организма животных.
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 511 | Нарушение авторских прав
|