АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Пафос профанации

Сущность всякой профанации состоит в сведении всего на низшие мотивы, спекуляции на понижение. Человек есть, в сущности, только животное, сознание человека определяется бытием, обществом движут экономические законы и т. д. Б.П. Вышеславский в книге "Вечное в русской философии" пишет о том, что спекуляция на понижение требует диалектически дойти до первоматерии и, как мечтал Тимирязев, обрести твердый фундамент материализма в атомистической механике и химии. Профанация в философско-методологическом смысле, утверждает мыслитель, есть "1) — извращение закона соотношений категорий, который гласит: высшая категория есть самостоятельное и новое качество бытия, несводимое к низшему. Она есть 2) — извращение закона иерархии ценностей, который гласит: низшую ценность нельзя предпочитать высшей, но как раз низшие ценности особенно для всех убедительны и популярны. В признании преимущественной ценности экономического фундамента Чичиков вполне согласился бы и с Марксом, и французс-


ким буржуа, и с русским коммунистом" (Б.П. Вышеславс-кий, 1994, с. 219). Игра на понижение и в теории, и в практике всегда была популярна. Спуск всегда легче возвышения. "С каким восторгом, — пишет Б.П. Вышеславс-кий, — человек узнает, что он произошел от обезьяны, что он — только животное, только материя, что святая любовь есть только сексуальность, и т. д. По-видимому, всякое "только" доставляет глубокое облегчение, тогда как всякое "не только" тревожит, побуждает к усилию. С каким увлечением и с какой виртуозностью люди раскрывают всяческую подноготную, обнаруживая всюду корысть и похоть. Для лакея нет великого человека, и для хама всякий вышестоящий есть деспот, пирующий в роскошном дворце" (там же, с.219). Медицинское образование до недавних пор полностью соответствовало пафосу профанации. Основной ценностью признавалась не личность человека, а его физико-химическая материальная часть существования. Схемы лечения, а также официальная диагностика были предназначены скорее для находящегося в коматозном или ином малоосознанном состоянии человека. Стандартное, крайне идеологизированное и в недавнем прошлом политизированное образование (чего стоил только один из принципов профилактики болезней — принцип партийности) приспособлено было скорее для подготовки фронтовых врачей, для ведения боевых действий, для возвращения в строй как можно большего числа воинов, но не для обеспечения мирной, счастливой, нацеленной на развитие и рост личности человека жизни. Такой философией помощи эффект плацебо низводился до малоценного, побочного, хотя и положительного изменения в состоянии больного, который невозможно было никак связать с объективно происходящими процессами восстановления здоровья. До сих пор у многих врачей сам термин "плацебо" вызывает ассоциации с преднамеренным обманом пациента, когда вместо настоящего лекарства ему подсовывают пустышку. В лучшем случае врач может подумать об эффекте самовнушения или влияния психики больного.


Пустышка

Зависимость действия лекарств от психического состояния человека хорошо известна медикам. Еще сравнительно недавно говорили о влиянии психики "на эффект фармакотерапии" (Лебединский М.С., Мясищев В.Н.,1966, с.365). Классическими экспериментами в нашей стране явились, конечно же, опыты школы Ивана Петровича Павлова. В то замечательное время, когда физиологам разрешали опыты с морфином, собакам в определенной обстановке вводился наркотик, и она сладко засыпала, подвешенная в станке. Через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс на саму ситуацию введения морфина: помещение в станок, один лишь вид шприца, укол и впрыскивание физиологического раствора. Благодаря подобным опытам на животных, а также многочисленным наблюдениям в клинике, в клинической практике и появился прием плацебо: использование контрольного вещества, по внешним признакам, цвету, запаху и вкусу сходного с действующим. Больше всего в исследовании роли плацебо-эффектов на прием различных лекарств были заинтересованы фармацевтические компании и лаборатории по производству новых лекарственных веществ. В настоящее время стандартная процедура определения действенности активного вещества — двойной слепой опыт, в котором тестируемое вещество сравнивают с его двойником, плацебо так, чтобы ни испытуемые, ни экспериментаторы не знали, какое именно вещество они испытывают протокольно. Только после окончания испытаний по протоколам узнают, на какое вещество, закодированное шифром, была выявлена та или иная реакция.

Определенное действие лекарственного вещества считается научно (объективно) подтвержденным, если разница между замерами эффектов от изучаемого лекарства и его "двойником-пустышкой" достигает статистически значимой величины. Изобретателю нового лекарства, следовательно, необходимо доказывать, что его новинка не плацебо, что объявленный или заявленный эффект принадлежит именно действующей субстанции, фармакологическому "агенту


влияния", а не психологическому процессу, который разворачивается в голове потребителя.

В принципе, доказать научными методами отличие реакций на лекарство и его нейтральный двойник достаточно нетрудно. Труднее провести границу между поведенческими изменениями, связанными с психологическими аспектами — с приема лекарственной формы и непосредственным действием лекарства на биохимическом и нейрофизиологическом уровнях. Уже в начале 60-х годов, когда эксперименты по выявлению "истинного" и "ложного" (плацебо) эффектов лекарств приобрели безукоризненную методичность и неопровержимую доказанность, появилась формула: действие лекарства зависит от психического состояния человека, а психическое состояние — от действия лекарства. Тавтологическая конструкция формулировки скрывала интуитивно угадываемые кибернетические механизмы саморегуляции человека в отношении реагирования на лекарственное воздействие. В сущности, лекарство — один из элементов внешней среды, к которой организм человека вынужден адаптироваться.

Реакции адаптации и есть терапевтические и/или токсические эффекты лекарства. Реакции человека на пустую лекарственную форму, то есть плацебо, с этой материалистической и объективной точки зрения следовало расценивать как сугубо субъективные реакции человека на "кажимость" и "видимость" фармакологического воздействия при его фактическом отсутствии. Фармакология и, главным образом, фармакологическая промышленность, начали азартно и с очень большой настойчивостью бороться с человеческим воображением, которое фактически было объявлено врагом номер один. Действительно, если человек может с помощью процессов восприятия и воображения создавать субъективные состояния, которые позволяют получать терапевтические эффекты, то тогда зачем ему дорогостоящие лекарства? В истории есть впечатляющий пример аптекаря, который пошел именно таким путем: представление необходимых для исцеления эффектов — вместо пилюль; самовнушение — вместо лекарств. Речь идет об Эмиле Куэ, изобретателе сис-


темы аутопсихотерапии методом самовнушения. Если бы опыт Куэ был широко внедрен в медицину, осмыслен, развит и объединен с другими духовными практиками оздоровления и профилактики, то население развитых стран не тратило бы 100—150 млрд долларов в год на покупку лекарств, как это оно делает в последние годы, а 35% всех наблюдаемых пациентов не испытывали бы на себе отрицательных (токсических) последствий фармакотерапии (Ок-сенгендер Г. И., 1991, с. 70).

Однако история идет тем путем, которым она шла до сих пор. Фармацевтическая промышленность процветает и развивается, население приучается "есть лекарства" с первых до последних дней жизни, "лекарственная зависимость" становится главнейшей причиной нездоровья и смертности; все рыночные экономики — это пути к аддик-тивному обществу. Желанной мечтой производителей лекарств, а также и других продуктов потребления, наверное, является воспитание такого идеального потребителя, который бы строго следовал инструкциям по применению определенного продукта, достигал тех эффектов, которые "официально объявлены", а потому и законны, не придумывал бы ничего лишнего — ни положительного (плацебо), ни отрицательного (ноцебо). В этом и состоит пафос профанации плацебо, редукция субъективных изменений в человеке в ответ на смысловое воздействие "идеей лекарства" до уровня "ложной реакции", "коллотеральной дедукции воображения" и прочих побочных продуктов человеческой веры и заблуждений.

"Святая ложь "

Игра на понижение разделила медиков на тех, кто лечит "научно обоснованными" методами лекарственной или иной биологической терапии, и на тех, кто "шаманит", то есть использует силу слов, внушения, образа, кто пытается с помощью нейтральных и безопасных средств, опираясь на эффект плацебо, вызвать реакции, ведущие к излечению. Первые продают "истинные ценности", вторые — "святую


ложь". Такую оценку дает официальная медицина, страховые компании и средства массовой коммуникации. Такой оценки придерживаются и пациенты.

Мне пришлось долгое время наблюдать реакции больных алкоголизмом на вшивание препарата "Эспераль". В 70-е годы препарат был остро дефицитным "французским", дорого стоил на черном рынке, овеян легендами о сильном действии (смерть или ослепление тому обладателю имплантанта, кто осмелится выпить глоток алкоголя) в течение "оговоренного" и гарантированного фирмой-производителем срока на 2, 3 и 5 лет. На самом деле в инструкциях по применению "Эспераль", написанных по-французски, таких сроков не было. "Срок" определяли сами себе алкоголики, а врачи-наркологи авторитетно соглашались с установкой пациента. Так и говорили: "Вшился на 3 года", "Эх, надо было вшиться на 5 лет". "Кодирование", которое пришло на смену "вшиванию", было подготовлено опытом применения плацебо "Эспераль". Процедура "имплантирования" таблеток "от водки" в ягодичную мышцу тщательно организовывалась: пациента "промывали" три недели, освобождали от шлаков и "остаточного алкоголя", давали возможность взвесить все "за" и "против" операции, оценить возможные последствия и свои волевые устремления. Когда пациент "решался", он фактически "имплантировал" в себя идею вынужденной трезвости, невозможности получать безнаказанно удовольствие от выпивок. Сама операция "якорила", как любят выражаться NLP-практики, эту установку, скрепляла кровью данное себе, врачу и родственникам обещание. Интересно было наблюдать, как пациенты вели себя после операции: сидеть было больно, поэтому рана в ягодице выделяла новообращенного в трезвость среди других алкоголиков в отделении; они были задумчивы, как будто в постоянном трансе; часто трогали перевязанную рану, стараясь убедиться в том, что все 10 таблеток ("десять маленьких дьяволят") находятся на своем месте, берегли это "святое место" от ударов, давления. Операция явно успокаивала многих — не нужно было планировать выпивки" или искать оправдание трезвости —


рана снимала все эти вопросы полностью. И неважно было — находились ли в зашитом пространстве таблетки "Эспераль" или моток кетгута, изменения поведения и настроения вызывались, конечно же, не лекарством, а исполнением установки.

Статистика ремиссий после процедуры имплантации свидетельствовала о том, что результативность лечения была примерно одинакова и при использовании препарата "Эспераль", и при использовании плацебо. Многолетние наблюдения и исследования катамнеза подтверждали: эффективность "Эспераль" полностью относится к плацебогенным эффектам. Та же принципиальная схема лечения перекочевала затем в процедуру "кодирования":

1) убеждение пациента в том, что алкоголь — это зло, это враг;

2) "имплантация" в психику идеи Полицейского (тету-рам — "химический полицейский"; его виртуальный двойник — "код" — "психический полицейский");

3) договор о времени действия внедренного агента — "срок";

4) предупреждение о последствиях нарушения договора — описание разрушительного действия "кода" в случае несанкционированного потребления алкоголя: смерть, ослепление, слабоумие и пр.;

5) скрепление договора сильным кинестетическим ощущением — орошение ротовой полости струей хлорэтила, от которого у "подписанта" глаза на лоб лезут.

Таким образом, плацебо-эффекты от "вшивания" препарата "Эспераль" последовательно превращались в технику лечения "спасительным обманом" — плацеботерапию алкоголизма, а затем и в самостоятельную методику "стрессовой терапии" алкоголизма, наркоманий, переедания и других поведенческих нарушений.

Как ни печально было мне, привыкшему к аналитической, открытой и разумной психотерапии алкоголизма, наблюдать повальное увлечение методом "кодирования", все же пришлось признать очевидный факт: значительная часть населения так называемой "постсоветской" России охотно


верила в обман, хотя он и прикрывался одеждами "лжи во спасение" или "святой лжи".

Профанация плацебо в данном случае состоит в том, что в методе "кодирования" не возвеличивается личность человека, его "святая свобода выбора, его право реорганизовывать по своему усмотрению собственную жизнь и т. д., а наоборот, принижается личность. Человек низводится до уровня "дрожащей от страха твари", до роли "посидельца лагеря", мотающего своей срок и вожделенно ждущего дня освобождения — "раскодирования". Я помню одного весьма образованного алкоголика, директора общеобразовательной школы. Он "вшился" на два года в День учителя (дело было в начале 80-х годов), два года был трезв, "как стеклышко", держался "молодцом", но ровно через два календарных года, день в день, "отмотав" срок, как зэк, в свой любимый праздник — День учителя — напился до безобразного состояния и позорно был препровожден в вытрезвитель, где и нашел себя, отрезвев — раздетым, обобранным, униженным и не понимающим того, что же за болезнь у него такая — алкоголизм. Образование не спасло его от иллюзии быстрого решения своих проблем. Он, как и многие менее образованные алкоголики, пожелал находиться под контролем "химического полицейского", под гнетом страха наказания ("шаг в сторону расценивается как побег — расстрел на месте), а не пытался воспользоваться даром свободного выбора.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 410 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)