АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Мистицизм идентичности

Прочитайте:
  1. К7 Конфликт идентичности
  2. К7. Конфликт идентичности
  3. Конфликт идентичности
  4. Конфликт идентичности: смешение активной и пассивной формы
  5. Сознание и гипотеза идентичности (монизм) - Аффективность (по Блейеру)
  6. Сознание и гипотеза идентичности (монизм) - Дуализм и монизм
  7. Сознание и гипотеза идентичности (монизм) - Закон Вебера. Психические синтезы
  8. Сознание и гипотеза идентичности (монизм) - Инстинкт, интуиция
  9. Сознание и гипотеза идентичности (монизм) - Механизмы сознания

Известный врач-гуманист Альберт Швейцер выделял два основных вида мистицизма: а) мистику идентичности и б) мистику этичности. Само слово "мистика" происходит от греческого слова mystikos — таинственный, тайный, и связано с историей древних тайных сообществ, основанных на гностическом культе — почитании мудрости и знания. Мистерии — это служение гностическому культу, участники которых создавали и охраняли секретную информацию и философские достижение от профанов и передавали учение только посвященным ("инициированным") лицам.

Мистика идентичности, как западная, так и восточная, основывается на осознании тождественности, идентичности (правильнее говорить о "самотождественном различии" по А. Лосеву) между мировым духом и человеческим. Эта тождественность возможна лишь при наличии представления о том, что весь мир есть некое великое существо. П.А. Флоренский писал о том, что представление о мире как о большом Человеке — одна из самых распространенных мифологий человечества во все времена. Мир живет, дышит, со-общает-ся с нами, он познаваем, то есть дает себя познать, открывает свои тайны. В самом деле, почему нам понятны такие мифопоэтические высказывания, как "Природа шепчет...", "Солнце светит всем", "Мир улыбается...", "Земля ждет пахаря", "Ручей говорит", "Травы прячут", "Листва укрывает заботливо, как мать" и т. д.? Они понятны потому, что мы отождествляем мир, природу, объекты природы с таким же живым и мыслящим существом, как и мы сами. "Ты что стоишь, как истукан?" — говорит мать своему маленькому сыну, и он ее понимает. Истукан — это что-то окаменевшее, обездвиженное, "стоит, как вкопанный столб". Мама иден-


тифицировала его с этим истуканом, узрела контуры этой окаменелости и недовольно этим. Сынишка сразу же двигает ручками: "Живой я, мама, живой".

В старой немецкой легенде о могущественном горном духе Рюбецале есть такой мотив, раскрывающий природу мистики идентичности. Поднявшись однажды на поверхность земли, Рюбецальбыл поражен зрелищем купавшейся в струях водопада красавицы. Чтобы насладиться созерцанием дивной красоты, дух воплотился в ворона и перелетел на ближайшее к водопаду дерево. Он очень удобно устроился на ветке, с которой все было видно, но вместо того, чтобы самозабвенно созерцать обнаженное тело самой совершенной красавицы, ворон напряженно прислушивался к карканью других воронов и принюхивался к доносившемуся издали запаху падали. Для ворона это естественно, дух быстро понял, в чем дело. Он немедленно превратился в цветущего, жаждущего любви юношу, которого совсем не интересовало, что именно делят слетевшиеся где-то вдалеке вороны.

Человеческий Дух, то есть высшая творческая сила, высший инстинкт к строительству культуры ("жизненный по-буд к культуре" по Я.Э. Голосовкеру), никогда не может ни в чем воплотиться целиком, полностью, без остатка — ни в личности, ни в самоощущении "Я", ни во внешних делах и в результатах этих деяний. Всегда будет оставаться недосказанность, невыполненность, потенция. Человек постоянно себя преодолевает — "трансцендирует", превышает себя. Все его воплощения — это только "духовные существа", или как выражаются ученые-физиологи — "функциональные состояния", организующиеся на время выполнение задания, которое сам себе и задает дух. Человеческих дух творит куль-ТУРУ, "второй мир", творит и себя, собирает себя самого как личность. В этом и состоит тайна "зачатия" и сотворения личности, человеческого "Я", мистицизм идентичности. Кому себя уподобит человек, оставаясь самим собой и одновременно отождествляясь с другим "Я"?

Современная психотерапия уделяет процессам идентификации очень много внимания. В самых различных школах психотерапии, теоретических направлениях, спорящих друг


с другом, существует понимание того, что большинство болезненных состояний, так называемых "функциональных", "психогенных", "психосоматических", возникает как раз в результате идентификации, отождествления себя (или части себя) с иным существом, носителем "ненормального" поведения, неподходящих обстоятельствам признаков-символов. На заре развития психотерапии, в XVIII—XIX веках, это называлось "болезнями воображения". Лечить их полагалось, исходя из патогенеза, также с помощью воображения. Однако намного раньше, в дохристианскую и раннехристианскую эпоху, почти все болезни человека сводились к двум главным причинам:

а) болезни "потери души";

б) болезни одержимости "духами" (дьяволом).

Лечение первого типа болезней ("расслабленности", тоски, депрессии, "потерянности") заключалось в "возвращении души", что сотворял обычно шаман с помощью ритуалов "освобождения души из плена" и пр. Лечение второго типа болезни, известное со средних веков как "экзорцис", проводил, и довольно успешно, Иисус Христос. Поскольку ему была дана огромная власть и сила над бесами, то он просто приказывал бесам "выйти вон", и они уходили. Больной после изгнания чужих, не свойственных ему "духовных сущностей" тотчас выздоравливал.

Ничего принципиально нового за это время в искусстве исцеления не произошло. Более сложным языком современный психотерапевт описывает тот же процесс "освобождения" личности от "бесов", коими называют "Патос" и "Но-зос", "интроекцию Объекта", "идентификацию с Матерью" или "враждебным отцом", "невротический конфликт", "фиксации на стадии развития" и пр.

У молодой, неприспособленной к жизни женщины умирает мать, которая исполняла желания дочери и брала на себя ее обязанности. Что происходит после ухода такого помощника и исполнителя? Удочери возникает истерический паралич правой руки. Правая рука — действительный исполнитель намерений и планов — отождествляется с мертвым телом матери, и тоже "умирает", прекращает свое


участие в жизни личности. Это и есть "мистицизм идентичности". Человек не делает это сознательно, хотя, кроме него, это никто не может сделать. То, что происходит отождествление с покойной матерью, никак не распознается в сознании, наоборот, тайна "сговора" с матерью", "мистерия" общения с "Духом Матери" (ношение парализованной руки в особой повязке, напоминающей гроб и похороны; "траурная церемония" по поводу мертвенной бездеятельности руки, поминание "покойной" — разговоры-воспоминания о том, как раньше рука действовала, какая она была "живая" (!!) и непосредственная), охраняется в строжайшей тайне, а секреты этого "тайного сообщества" не могут быть переданы "профанам" — врачам, не посвященным в таинство. Болезнь ли это вообще? С психиатрической точки зрения — это болезнь, истерический невроз. С точки зрения невропатологов — функциональное расстройство: органического заболевания, то есть истинного паралича, нет. С точки зрения философа-экзистенциалиста, это ее "способ существования" — ей так удобней жить, по-другому она еще не научилась — раз; избавляет себя от еще большей боли — окончательной разлуки с матерью, с помощью символа-симптома — два.

Нужно ли лечить? Обращается за помощью к врачам, значит, нужно помочь, но как, если лишение симптома скорее всего еще больше дезадаптирует личность, усилит боль?


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 390 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)