АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Ценность возвышенного

Прочитайте:
  1. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров, углеводов
  2. Биологическая ценность белков пищи
  3. Диагностическую ценность иммуногистохимического
  4. Жиры, их пищевая и биологическая ценность, норма.
  5. Или, все-таки, те тонкие умения и навыки, которые стимулируют эти упражнения, имеют практическую ценность?
  6. Имеет ли диагностическую ценность повышенная концентрация АПФ?
  7. Какие параклинические исследования представляют диагностическую ценность при неклассифицированном увейте?
  8. Какова диагностическая ценность гистологического исследования при определении степени перехода процесса в хроническую форму?
  9. Калорическая ценность пищевых веществ. Закон изодинамии. Основные группы населения по энергетическим затратам.
  10. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Значение физиологических норм потребления важнейших продуктов питания для здоровья человека

Философ Николай Гартман вывел формулу соотношения категории бытия и ступеней ценности: высота категории обратно пропорциональна ее силе. Высшие формы бытия, выраженные в категориях возвышенного и сакрального (божественного), суть наиболее сложные, обусловленные и


поэтому наиболее слабые и хрупкие. Низшие формы жизни наименее обусловлены и поэтому крепкие. Физический закон энтропии применим и к духовной, смысловой сфере: чем сложнее и тоньше организована система, тем сильнее в ней действуют силы распада, разрушения, тем более неустойчивой она становится. Жизнь человека требует сложнейшей суммы условий ("сумма технологий" + "сумма теологии"). Вершиной этой сложности, наверное, и является полное здоровье, как максимальное выражение всех мыслимых форм благополучия — биологического, социального, духовного. Согласно жестокому закону энтропии вот это состояние Благополучия и является максимально нестабильным: на пике счастья-благополучия вся система стремится к разрушению, к гибели; благополучный, счастливый человек максимально уязвим, готов к жертве, самоотдаче. Как пишет Б.П. Вышеславский (там же, с. 222): "Все возвышенное, благородное, драгоценное есть вместе с тем самое хрупкое и уязвимое. Человек более уязвим, нежели растение; растение — более уязвимо, нежели камень; благородное растение, как роза и виноград, гораздо менее живучи, чем бурьян и плющ; низшие и смертоносные бактерии обладают невероятной устойчивостью и силой сопротивления. Как раз самое высшее может страдать и умирать, а не самое низшее". Сократа, добавляет философ, легче убить, нежели сиракузско-го тирана, Христа легче убить, нежели Пилата. Скелет человека, состоящий из низших форм жизни, бесконечно более прочен в своей ужасающей простоте, чем хрупкий живой организм; бытие пирамиды крепче и устойчивее, нежели жизнь фараона. Сохранять мумию вождя, как показывает наш российский опыт, гораздо легче, чем его жизнь.

Итак, наиболее возвышенное одновременно является и наиболее эфемерным и хрупким. Блаженство, божественная благодать, высшая красота и радость, даруемые человеку свыше, — все, что вмещается в категорию «Царство Божие» или в категорию «Высшая Сила», есть наиболее возвышенное, а поэтому наиболее неустойчивое, стремящееся к распаду-разложению. Чудотворная икона действительно может сотворить великие перемены в человеке, одарить верующего


таким огромным и возвышенным смыслом, который поднимет его с постели, а может, и со смертного одра. Но этот же возвышенный смысл иконы есть и максимально хрупкое, неуловимое качество, которое никакими рационально-научными способами никогда невозможно будет сотворить, превратить в "психотехнологию", которое моментально разрушится и в душе самого верующего, если он не сможет удержать в себе эту хрупкую, возвышенную его сложность духовного переживания.

Что в "святой воде" такого, что делает ее универсальным лекарством, спасительным средством? В ней благодать, она несет в себе возвышенный смысл и ничего другого. Современные гомеопаты обожествляют воду, бездушную материю, заявляя, что вода сама по себе способна принимать, сохранять и отдавать "информацию", а потому их гомеопатические средства, в которых из-за большого разведения не остается ни одной молекулы лекарственного вещества, содержат только информацию "космического содержания". Получается, что вода сложнее ума! Человек же, с его способностью познавать мир и с помощью воображения строить любые иные миры, проще простой химической структуры Н20 — комбинации из двух элементов?! Конечно, здесь, в этих рассуждениях, явный логический подвох, подмена понятий, профанация человеческих способностей и ложное возвеличивание, возвышение низшего.

Царство Божие, как учил Л. Н. Толстой, внутри нас, за ним никуда ходить не надо, и нигде его в других предметах нет. Вода, "заряженная" или нет, "освященная" или "природная" (лучше, конечно, очищенная), является символом места встречи человека с Высшим смыслом его существования, ареной, где встречаются и общаются его "Я" и Абсолют. Поэтому, если человек верит в то, что вода "святая", если он признает существование благодати и передачи этой благодати через воду, а не только осознает или только говорит об этом, тогда для него действительно существует эта самая благодать. Без человека вода остается "только" водой, космическим элементом, "носителем жизни", вер-


нее условием жизни, но не источником Смысла, не источником Жизни, Ума.

Ложно возвышенное

Игра на повышение, в противоположность профанации, требует максимально возвеличить, придать вес тому, что на самом деле не обладает искомой ценностью. Ценность высокого, например, небоскреба, не есть ценность возвышенного, ценность величины не есть ценность величия. Сакрализация плацебо в духе ложного возвышения характерна для медицинского оккультизма — это возвеличивание "биополя". Некой "оболочке" тела, которая может представлять собой звуковое, электромагнитное, тепловое и др. поле с физическими характеристиками, придается статус "организатора и вдохновителя" жизни индивида. Будет "биополе" чистым, прозрачным (экстрасенсы называли его "стекляшкой"), будет у человека "жизнь спокойная и здоровая". "Садят" на его "биополе" какое-нибудь "чужое биополе" ("энергетический вампир" и пр.), или образуются "пробоины" в этой энергетической оболочке — случится болезнь или несчастье.

Гипнотическим пассам, которые применяли только для того, чтобы едва уловимым тепловым ощущением рук гипнотизера усыплять, успокаивать засыпающего, в современном оккультизме придан статус "энерго-информационной терапии". С помощью бесконтактного массажа, водя в определенной последовательности (как учит, например, академик 40 академий Джуна) руками вдоль и поперек тела, "оператор" вмешивается в самые сокровенные, закрытые покрывалом незнания для самого пациента механизмы обеспечения жизнедеятельности человека. Он не только "корректирует биополе" и тем самым исцеляет его, не только лечит от болезней, но и "выправляет судьбу", перенацеливает его, как какую-нибудь ракету, на другие жизненные цели. И все это происходит благодаря способностям "оператора" работать с "биополем": чувствовать его, диагностировать, управлять им, манипулировать! Спору нет, человеческое суще-


ство — вершина творчества природы или творения Бога. Тело и душа — это сложнейшие системы, встроенные одна в другую. При взаимодействии людей друг с другом могут происходить тончайшие процессы само- и взаиморегулирования на любых уровнях — эмоциональном, интеллектуальном, поведенчески-волевом, вегетативном, физико-химическом, квантово-световом, электромагнитном и пр. Одно прикосновение может вызвать шквал реакций, а может и ничего не вызвать. От прикосновения любимого у влюбленной может "остановиться сердце", она может задыхаться от восторга и умирать в сладкой неге. И глупо объяснять это особыми свойствами биополя возлюбленного или особой восприимчивостью биополя влюбленной. Между ними особая связь — Эрос, — это и духовное объединение, и эмоциональная связь, и личностное взаимодействие, и биологическое стремление друг к другу с бессознательной задачей продлить род, да еще с особыми генетическими задатками. Нельзя редуцировать всю эту сложнейшую систему условий осуществления любовного союза к примитивнейшему аспекту телесности — зоне вокруг тела.

То же самое можно приписать и взаимоотношениям между Целителем и Больным (диада Врач — Пациент). Так же, как и в любовном союзе, в этой паре для осуществления цели союза — Выздоровления, начинает действовать огромная сумма различных условий и факторов. И невозможно точно определить, что именно и на какую долю процента ведет прямиком к исцелению.

"Бог в бутылке"

Наверное, нет такого вещества, продукта, о котором не сложено столько песней, легенд, мифов, описаний положительных эффектов и предостережений, как этиловый алкоголь. До сих пор неизвестно точно, какими эффектами обладают спиртные напитки в фармакодинамическом аспекте, а какие можно причислить к неспецифическим плацебо-эффектам. На примере исследования формирования психологической зависимости от алкоголя (В.Ю. Завьялов, 1988),


можно раскрыть некоторые аспекты интересующей нас проблемы — сакрацию плацебо-эффектов.

Так например, одним из наиболее ярких описаний первой выпивки с сильнейшими позитивными плацебо-эффектами является фрагмент романа Т. Вулфа "Взгляни на дом свой, ангел", где ребенку дают попробовать немного виски. Прежде чем налить мальчику виски, родственники не жалеют предостережений по поводу того, что "это" его погубит, если он привыкнет "к этой дряни". Мать, например, говорит ему очень серьезным тоном, чтобы он не привыкал "к этому", покачивая при этом своим стаканчиком с виски. Церемония, с какой окружающие готовят "встречу с алкоголем", на языке трансактного анализа называется "подначкой" или провокацией, которая соблазняет ребенка именно на то, от чего его так "заботливо" хотят оградить. Выпив по мизерной порции виски, родственники, как и полагается по всем правилам искусства провоцирования-соблазнения, уходят на длительное время из дома делать предпраздничные приготовления, оставив ребенка одного и не заперев запасы спиртного. Мальчик сделал себе коктейль из виски, джина и рома и медленно выпил эту смесь.

"Жуткое питье оглушило его сразу, как удар тяжелого кулака. Он мгновенно опьянел и тут же понял, зачем люди пьют. Это была, он знал, одна из величайших минут его жизни — он лежал и, подобно девушке, впервые отдающейся объятиям возлюбленного, алчно наблюдал, как алкоголь овладевает его девственной плотью. И внезапно понял, насколько он истинный сын своего отца, насколько — с какой новой силой и тонкостью ощущений — он настоящий Гант. Он наслаждался длиной своего тела, рук и ног, потому что у могучего напитка было больше простора творить свое колдовство. На всей земле не было человека, подобного ему, никого достойного и способного так великолепно и восхитительно напиться. Это было величественнее всей музыки, какую ему доводилось слышать, это было величественно, как самая высокая поэзия. Почему ему этого не объяснили? Почему никто ни разу не написал об


этом, как надо? Почему, если возможно купить бога в бутылке, выпить его и стать самим богом, люди не остаются вечно пьяными?" (Цит. по В.М. Банщиков и И.П. Короленко, 1973).

Неужели вещество под названием "этанол", да еще сильно разбавленное водой и приправленное разными специями, чтобы "приятней пилось", обладает такими изысканными свойствами и такими дифференцированными эффектами на душевное и психосоматическое состояние человека? Нет, конечно. Если нет условий для появления плацебо-эффектов (об этом в главе 4), то алкогольное опьянение порождает общую вялость, сонливость, торможение, поскольку с точки зрения фармакодинамики этанол является "депрессантом центральной нервной системы", ядом, который на некоторое время, пока не будет разрушен ферментами, будет фиксировать нервную клетку в пассивном, нерабочем состоянии. Откуда тогда такие переживания в состоянии опьянения? Наши исследования в разные годы показали: человек в процессе потребления алкоголя создает на своей "страх и вкус" в соответствии со своими потребностями и опытом ту или иную систему положительных эффектов опьянения, хотя сознательного отчета самому себе не дает.

Как ответил Карл Юнг на письмо одного из основателей общества "Анонимные алкоголики" Bill W., стремление напиться, быть полностью под контролем алкогольных эффектов, эквивалентно естественному стремлению человека к целостному бытию, которое в западной культуре передается словесной формулой "Соединиться с Богом". Безотчетные попытки воссоединиться с Абсолютом, найти и реализовать свою Самость, Цельность и приводят человека к "Богу в бутылке". К. Юнг считает, что не случайно латинское слово Spiritus ("Дух"), обозначающее высшее религиозное переживание, обозначает также и один из самых коварных ядов — алкоголь. Поэтому он предлагал членам АА формулу "Spiritus contra spiritum" — Дух против духа, дословно (Sikorsky Г., 1990). Программа "духовного лечения", разработанная Обществом аноним-


ных алкоголиков под названием "12 шагов", опирается как раз на плацебо-эффекты сакрального, возвышенного значения: Бог, как мы его понимаем, исцелит, а местом встречи с этой инстанцией является группа людей, исповедующих принципы АА.

Только противопоставление таких возвышенных ценностей, как благодать(1), личный и честный контакт с друзьями^) или высшее воспитание разума, выходящее за пределы простого рационализма(З), считал К. Юнг, может помочь преодолеть болезненную тягу к алкоголю, которую он понимал как искаженную и проклятую в этом мире духовную жажду цельности. Возвышенные духовные ценности — против (или вместо) завышенных ценностей алкогольной эйфории; благодать и обетования Царства Божия — вместо пустых обещаний, неисполнимых надежд и выпивки; "роскошь человеческого общения" — вместо иллюзии "братства" пьяных застолий; высочайший взлет человеческого разума, творческого воображения — вместо "оживляющего" эффекта и добровольного безумия алкогольного опьянения, — вот что составляет суть духовного возрождения, путь исцеления при алкоголизме. Велико, следовательно, плацебо-действие народного напитка, если ему противостоят такие возвышенные ценности!

Алкоголь давно признан "универсальным лекарством", во всяком случае — основой, фиксирующей средой и "из-влекателем" целебных факторов (в настойках) многих и многих лекарств. Нет такого расстройства здоровья, включая душевное, при котором кому-то не помогла бы водка, вино или настойка. Я даже не берусь перечислять найденные за столетия "лечебные свойства" алкоголя. До начала XX века вино как лекарство прописывалось очень часто врачами. Алкогольные напитки стали интегральной частью современной цивилизации и уже обеспечивают стабильность социальных институтов. Любые насильственные изменения в этой области потребления ведут, как показал опыт 1985 года в нашей стране, к тяжелым социальным последствиям: бутлегерство, отравление суррогатами, рост наркомании и токсикомании.


"Дымок-союзник "

Однажды великий 3. Фрейд глубокомысленно заметил, что иногда сигара является "просто сигарой". А чем еще она могла быть? Всем, чем угодно, в нашей бессознательной фантазии: фаллосом, символом плодородия и силы; скипетром, символом власти; посохом, символом исканий-блужданий в "других мирах"; соской, символом вечной связи с Великой матерью; костью, символом добычи-собственности, крепко удерживаемой в зубах; дымоходом, символом связи с потусторонними силами и тому подобным, но иногда просто сигарой — пачкой скрученных табачных листьев.

Курение табака и других курительных смесей помимо фармакодинамических сдвигов и связанных с этим эффектов, обладает мощным символическим воздействием, создает условия для возникновения плацебо-эффектов. Дым символизирует либо некую энергетическую субстанцию, либо "существо", которое "входит" в человека и осуществляет "воздействие": успокаивает, усмиряет, утоляет боль, аппетит, жажду и любые другие сильные влечения, дает передышку ("перекур") в любой деятельности, усиливает ум, открывает простор для творчества, веселит, провоцирует радость, желание общаться и прочее, и прочее.

Появляются ли такие эффекты курения табака с первых затяжек? Нет и нет. Обучение добиваться определенных эффектов от курения еще более необходимо потребителю табака, чем потребителю алкоголя. Первые затяжки дымом ничего, кроме естественного отвращения и защитного поведения на присутствие дыма, — сигнала опасности, пожара, угрозы гибели, — не вызывают.

Кашель, спазмы в горле, першение, жжение языка, неприятный вкус во рту — все эти симптомы отравления дымом и никотином необходимо научиться подавлять, адаптироваться к ним, а затем и превратить их в положительные симптомы, а дымок — в "союзника". Дети, обучая друг друга подавлять кашель при глубокой затяжке, используют, например, такую "методику": неофит набирает дым в рот, а затем произносит фразу: "Ах!.. Мама пришла!" Во время "Ах..." делается затяжка, дым попадает в


легкие и тут же выталкивается с сакраментальным "Ма-а-ама... пришла". Слово "мама" — универсальное магическое заклинание от всех напастей, трудностей, неудобства, боли и страха. Оно помогает превозмочь рефлекторные спазмы, преодолеть "сопротивление плоти". Если это не религиозно-мистический опыт формирования духовности, хотя и примитивный, доступный каждому, то что это такое?

Дон Хуан учил Карлоса Кастанеду курить галлюциногенную смесь для того, чтобы познакомиться с невидимым союзником — "дымком". "Он изменяет тебя и дает тебе силу, даже не показывая своего присутствия. С ним нельзя говорить. Но ты знаешь, что он существует, потому что убирает твое тело и делает тебя легким, как воздух. И все же ты никогда его не увидишь. Тем не менее он здесь и дает тебе силу для свершения невообразимых дел, вроде того, как он убирает твое тело" (Кастанеда К., 1991, с. 117). "Дымок" обладает огромной силой, которая может убить, если нет рядом поводыря — опытного наставника, однако "правильное отношение" к опыту даст возможность познакомиться со своим "бенефактором" — внутренним магическим двойником, который учит человека стойкости, учит быть сильным в жизни.

Табак, как известно, завезен в Европу, а из Европы Петром I — в Россию, из Америки, где его раскуривали с символической целью. Рональд Уильяме считает, что главный символ табакокурения — принципы Эроса: миротворчество, установление родства, связи, "моста" между людьми. У индейцев сиу, например, символ трубки и дыма связан с легендой о том, что Священная Женщина-Теленок Бизона принесла племени сиу трубку в качестве подарка из другого мира. Эта трубка связала сиу не только с духовным миром, но и со своими собратьями, с мужчинами и женщинами, с землей и со всем, на ней сотворенным. На индивидуальном уровне трубка и произведенный ею дым устанавливают мир между противоположными частями психики — эго и бессознательным, собой и своими врагами, небом и землей, духом и материей, разумом и телом (Д.Л. Уильяме, 1994, с. 77-78).


Дым, как свидетельствует наш детский опыт восприятия, заполняет промежутки между предметами, проникает в любые щели и действительно "соединяет" разрозненные объекты мира в нечто целое — логически целом, объединенное задымлением в одно пространство. А ныне такое объединение производится смысловым контекстом, логическими связями, логическими операторами, средствами грамматики. Но в языке эти связи невидимы, прозрачны для восприятия, а дым наглядно представляет принцип связи. Вдыхание дыма внутрь, кроме фармакологических эффектов воздействия никотина, обладает мощным символически-смысловым эффектом, который действительно можно обозначить как "символическое объединение" всего разрозненного во внутренней модели мира человека: объединяются различные представления, и образы приобретают смысловой контекст отдельного впечатления, картина мира и себя в мире стремится к целостному выражению. А это и есть принцип исцеления — целостность.

1.5. СПОНТАННЫЕ РЕМИССИИ

Выздоравливающие

Кто они, те, кто выздоравливает, несмотря на лечение? Наверное, это самый главный вопрос. Кто они, те люди, у которых проявляются и эффекты плацебо, на которых положительно действуют современные и традиционные системы медицинской помощи, которые сами организуют такую среду обитания, в которой становится трудно или вообще невозможно болеть?

Принято считать, что здоровье человека зависит:

на 10% — от уровня развития медицины;

на 20% — обусловлено влиянием среды;

на 20% — определяется наследственностью;

и на 50% зависит от того, как сам человек организует свою собственную жизнь; от того, какой у него образ


жизни. Если верить такому раскладу сил, то ни при каком идеальном развитии общества и медицины внешний контроль не сможет обеспечить человеку здоровье, поскольку большая часть вклада в здоровье будет всегда принадлежать самому человеку, знает он об этом или нет. При реальном положении вещей врач не контролирует состояние среды обитания (20%); не может изменить наследственность, доставшуюся его пациенту от родителей (20%). Наконец, обычный врач не имеет доступа ко всем медицинским ресурсам (10%), он способен реализовать лишь то, что от него зависит. Остается уповать на способности самого человека самоорганизовывать собственную жизнь таким образом, чтобы выздоровление могло свершиться. Само слово "выздоравливающие" указывает на этот важный момент самоорганизации человека, на его волю к здоровью, желание избавиться от болезни.

Выздоровление

Чаще всего в учебниках можно встретить довольно туманную логическую конструкцию "обратное развитие болезни". Скорее всего, эта конструкция связана с фазой развития интеллекта, которую Ж. Пиаже называл "стадией обратимых действий", а не с реальным феноменом выздоровления. С помощью фантазии, смешанной с изрядной дозой "клинического мышления", можно представить себе картину развития болезни, прокрутить эту картинку назад, наподобие кинотрюка, и вернуться потом к исходному положению. В кинофильме "Старик Хоттабыч" есть такой эпизод: в кадре падают этажерка и стоящая на ней ваза с цветами. Ваза — вдребезги, вода — в брызги, цветы — на пол... Картина полного разгрома. Затем маг рвет свой замечательный волосок — и все возвращается на прежнюю позицию: осколки летят вверх и налету собираются в произведения искусства, цветочки группируются на ходу в букет, вода, само собой, стекается в готовый сосуд, этажерка поднимается. Это и есть "обратное развитие" разрушительного действия, рас-


стройства, болезни в точном соответствии с медицинской моделью:

Доведение этой модели (скорее схемы) до абсурда показывает, что феномен "выздоровления" — это наши представления о жизненных процессах, но не точное описание того, что на самом деле происходит в действительности. Выздоравливающий человек не возвращается в прошлое к исходному состоянию, жизнь идет только в одном направлении — вперед. Обратимость характеризует мыслительный процесс, но не реальный процесс выздоровления. В реальной действительности после преодоления любой болезни человек становится другим — лучше, хуже, не важно, по каким критериям измерять, но — другим. Преодоленная болезнь становится ступенькой лестницы восхождения к зрелости, к созреванию, полной самоактуализации, в терминологии А. Маслоу. В самом деле, любое инфекционное заболевание преодолевается практически реакцией иммунной системы, и с появлением иммунитета после выздоровления организм становится мудрее, опытнее, взрослее. Это биологический уровень. А в психологическом плане у человека появляется опыт преодоления страдания, опыт терпения дискомфорта и боли, опыт просьбы и принятия помощи от других людей, опыт поведения в роли больного и т. д.


Возвращенное благополучие

Болезни, начиная с первых дней жизни человека, учат его многому, в том числе и социализации, приспособлению своих нужд к нуждам других людей, обращению к другим за помощью, доверию и т. д. Эрик Фром, рассуждая о природе благополучия, писал о том, что здоровье человека заключается в непрерывном саморазвитии. Человек должен "вполне родиться", развить свое сознание, разум, способность любить, чтобы прийти к новой гармонии, к новому единству с миром. Жить — это ежеминутно рождаться. Физиологически наша клеточная система пребывает в процессе постоянного рождения, клетки постоянно делятся, тело обновляется. То же самое должно происходить и на уровне психической жизни — непрерывное рождение новых душевных состояний, идей, планов, образов, актов, поступков и т. д. Но, как считает Э. Фром, "психологически большинство из нас в определенном пункте перестает рождаться. Некоторые люди появляются на свет совершенно мертворожденными: они продолжают жить лишь физиологически, тогда как психологически в глубине их существа скрывается желание вернуться в матку, в землю, во тьму, в смерть; они безумны или почти безумны. Многие другие продолжают двигаться по пути жизни, однако они неспособны полностью как бы перерезать пуповину и остаются в состоянии симбиотической привязанности к матери, отцу и семье, расе, государству, к своему положению, к деньгами, к божествам и т. п." (Э.Фром, 1998, с. 105).

Здоровье как спонтанность

Общее определение "болезни", следовательно, должно включать в себя остановку развития человека в направлении созревания, взросления и интеграции. Всякая "привязанность", цепляние за прошлый опыт, детерминизм и ведут к состоянию, которое классики определяли как "стесненную в своей свободе жизнь". Нестесненная в своей свободе жизнь развивается спонтанно, поэтому сам фено-


мен "спонтанности" относят к глубинным факторам здоровья (Ч. Трунгна, 1998).

Очевидно, плацебо-эффекты в "чистом виде" есть не те эффекты, которые спровоцированы сознательным внушением целителя или общественным мнением публики и "здравым смыслом", а порожденные стремлением человека "вполне родиться" эффекты, — это изменения, которые необходимы человеку для преодоления "остановок в пути" саморазвития и самоактуализации, это суть проявления спонтанности жизни. Если эта спонтанность и самодеятельность жизни проявляется, то выздоровление становится состоявшимся, если этой спонтанности жизни нет, то никакое лечение не ведет к из-лечению. В психиатрии не прижился термин "выздоровление", и, наверное, не столько из-за того, что "в психиатрии никто не выздоравливает", а только делает "перерыв" — ремиссию, остановку в протекании болезненного процесса. Более глубокая причина, на мой взгляд, состоит в том, что сама концепция болезни к расстройствам психики не совсем подходит. "Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха", — писал в свое время М. Монтень. Но иметь болезнь как процесс, изменяющий структуру тела человека (воспаление, тромбоз, токсикоз и пр.), и бояться болезни, представлять себе повреждения — это не одно и то же. "Болезнь страха" — это поведение человека, который может быть абсолютно здоров физически, но функционировать полноценно не может. То же самое можно сказать о многих и многих пациентах психиатра. Чем они иногда страдают? Анонимическая депрессия, например. Это состояние, когда человек физически здоровый не знает своих корней, не знает, к какому классу людей в обществе себя отнести, у него "нарушена идентификация", а в современном обществе человек может жить хорошо тогда, когда он способен идентифицировать собственную личность, знать себя. Человек с анонимической депрессией прошел курс реабилитации, нашел "своих" людей по духу, по происхождению, по положению и т. д. У него нет симптомов депрессии. Он выздоровел? Он вы-


лечился? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Скорее всего он восстановил свою миссию в этой жизни, свою жизнедеятельность как автономной личности. Он знает, что будет дальше делать как личность. Он осознал в общем или в деталях свою миссию человека. Следовательно, депрессия прервала начатую миссию, а "лечение" — восстановило миссию. Отсюда — ре-миссия.

Наилучшая ремиссияпрофилактика

Зачатки почти любой болезни в человеке (и его окружении) имеются всегда. То, что человек склонен к болезням, часто болеет, приобретает все новые и новые болезни, нисколько не удивляет, это "совершенно понятно" и вполне объяснимо. Но вот почему человек остается здоровым, несмотря на агрессивность среды, от чего выздоравливает — вот что непонятно, часто необъяснимо вообще и в частностях. Почему, например, раковые клетки появляются у всех людей, а вот объединения их в агрессивные сообщества — опухоли и метастазы — возникают не у всех? Выздоровление, можно так сказать, — это остановка болезни в зародыше или в той фазе, в какой она не угрожает жизни и здоровью в целом, а также ликвидация последствий болезни. Первое принято называть профилактикой, а второе — излечением, исцелением. Спонтанные ремиссии, следовательно, можно причислить к чему-то среднему между профилактикой и излечением (и самоисцелением). Возможно, спонтанная ремиссия — это некий синтез самопроизвольного, не заданного специальными мерами и условиями сопротивления болезненным изменениям, факторам и установкам, и непротивления, включения в целостную систему жизнедеятельности потенциально опасных факторов, с которыми заключается "договор о ненападении" (сопрофиты, кишечная флора, "сумасшедшие идеи" в творчестве), или временный союз для борьбы с большим злом (психологическая зашита как спасение и болезнь одновременно, психосоматика, "локус минорис" и прочее).


ГЛАВА 2

МИСТИЦИЗМ ПЛАЦЕБО

2.1. "ЗДОРОВЫЙ МИСТИЦИЗМ"


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 479 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)