АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Демонстрационная ролевая игра «Рубашка»

Прочитайте:
  1. Деловая (ролевая) игра
  2. ПЕРВАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА. ДУБЛЬ 1

 

Ситуации Инструкции
1. Сегодня утром в магазине (место, вре­мя) вы купили рубашку - импортную, в упаковке. Была большая очередь. Когда вы пришли домой, то обнаружили, что на спине большая дыра и устранить этот дефект невозможно. Вы снова приходите в магазин (собственное поведение) к то­му же самому продавцу и говорите:... Постарайтесь как можно более точно скопировать поведение агрессивного человека
2. (начало то же) Вы долго сомневаетесь, но, наконец, решаетесь идти в магазин и попробовать обменять рубашку на новую. Вы подходите к тому же продавцу и говорите:... Постарайтесь как можно более точно скопировать поведение стеснительного, неуверенного и застенчи­вого человека

6 Ромек


С помощью котренера выбираются претенденты на роли «агрессив­ного» и «неуверенного».

Тренер описывает ситуацию и дает игрокам инструкции, написан­ные на карточках.

Ситуация разыгрывается в ролевой игре, в роли партнера - «покупа­теля» и «продавца» - участники группы. От них требуются определенные актерские способности: они должны вести себя так, чтобы участники группы смогли получить две модели - агрессивного и неуверенного по­ведения для последующей когнитивной проработки.

Если участникам ролевой игры не удается вести себя агрессивно или неуверенно, то в качестве страховки для них совместно с группой разрабатывается «сценарий» и «текст роли». Для этого группе предлага­ется ответить на вопрос: «Что, по вашему, должен говорить или делать агрессивный (неуверенный) покупатель?» - и вспомнить знакомого агрессивного или неуверенного человека и постараться описать его по­ведение.

Котренер составляет на листе ватмана «текст роли». Ролевая игра ра­зыгрывается повторно с теми же участниками.

В качестве вариантов можно предложить другие ситуации игры: Ситуация «Курильщик».

В помещении, где вы работаете, один из сотрудников постоянно ку­рит, подходя к окну. Это уже стало у него привычкой, хотя большинство сотрудников не курят. Сегодня табачный дым вам очень мешает рабо­тать, у вас разболелась голова. Вы подходите к коллеге и говорите:... Ситуация «Бездельники».

Полчаса назад, проходя по коридору, вы видели трех сотрудников вашего отдела. Они курили и весело что-то обсуждали. Сейчас вы снова их видите на том же месте, хотя в отделе довольно много срочной рабо­ты. Вы подходите к курильщикам и говорите:...

Инструкции к этим ситуациям те же, что и в предыдущей игре. Выбор варианта зависит от состава участников, от вкуса тренера и не имеет большого значения - главное, чтобы участники ролевых игр смогли продемонстрировать неуверенное или агрессивное поведение. Обычно это им удается достаточно легко.

Возможен также вариант, когда ситуацию разыгрывают тренер и ко­тренер. В этом случае достигается значительная экономия времени. Недо­статок такого варианта состоит в значительно большей пассивности чле­нов группы — они могут привыкнуть к тому, что инициатива исходит от тренеров и будут отказываться от участия в последующих ролевых играх. При недостатке времени возможна также демонстрация заранее под­готовленных видеоклипов с записью ролевых игр, но участники здесь оказываются в еще более пассивной ситуации.

Последние два варианта дают большую экономию времени. Первый вариант дает участникам дополнительные переживания, которые можно обсуждать и анализировать, предложив участникам группы следующие вопросы:

Какие чувства вы испытывали, копируя агрессивное (неуверенное) поведение?

 

Что вы чувствовали по отношению к партнеру?

Как вы оцениваете напряжение до, во время и после окончания игры?

7. Таблица Ланге и Якубовски (Тренировка способности различать уве­ренное, неуверенное и агрессивное поведение, оценивать их последствия)

Тренер рассказывает о вербальной и невербальной коммуникации, отдельных компонентах невербального поведения, готовит на доске или листе ватмана таблицу для различения уверенного, неуверенного и аг­рессивного поведения и предлагает участникам группы заполнить таб­лицу уверенного, неуверенного и агрессивного поведения для двух край­них столбцов.

Тренер заполняет таблицу на доске или ватмане и предлагает участ­никам группы помочь ему заполнить средний столбец — «уверенное по­ведение».

8. Проведение ролевых игр

Сформированная в предыдущих пунктах программы ориентировоч­ная основа уверенного отстаивания своих прав должна быть теперь пере­несена в плоскость реального моторного поведения каждого из участни­ков группы. Это довольно сложная задача, поскольку у большинства уча­стников группы наверняка до сих пор не было опыта участия в ролевых играх и они не знают точно, что от них ожидается.

Важнейшая задача команды тренеров на этом этапе — устранить не­определенность положения участников группы и задать ритуал проведе­ния ролевых игр. В сознании участника группы должна возникнуть четкая и ясная последовательность действий, которая впоследствии будет вос­производиться во всех ролевых играх.

Одновременно команда тренеров должна реализовать и тренировоч­ные цели: каждый участник группы должен пережить первый успех, он должен почувствовать вкус к обучению, обязательно должен научиться чему-нибудь новому.

Если не решаются эти две задачи, то последующая работа тренеров станет очень тяжелой, участники группы будут чувствовать себя неуве­ренно и незащищенно, каждый из них привлечет весь свой арсенал за­щитных механизмов для сохранения привычного стиля поведения, груп­повая динамика прочно затормозится на стадии борьбы за лидерство.

Неточности в формировании ритуала ролевой игры и нарушение прин­ципа успеха в обучении проявятся в разнообразных атаках и отказах уча­стников группы.

Они будут, например, говорить, что ситуации неподходящие; инст­рукция может помочь только в ограниченном круге ситуаций; дать об­ратную связь они не могут, поскольку все уже сказано; нужно поскорее переходить к следующей теме и т.д.

Все эти замечания заслуживают внимания, если они не мешают вы­полнению ритуала; ритуал будет выполняться, если команда тренеров жестко придерживается его, начиная с самого первого тренировочного занятия.

Итак, предлагаемый нами ритуал проведения первых ролевых игр по теме следующий:

 

 

 

1. Инструкция. Обсуждение.

2. Демонстрационные ролевые игры, иллюстрирующие инструкцию.

3. Оценка списка стандартных ситуаций всеми участниками группы.

4. Тренировочные ролевые игры с обратной связью, начиная с самой простой для группы ситуации с участниками, для которых эта ситуация не представляет большой сложности.

5. Генерализующий тренинг - для тренинга используются ролевые игры, предложенные самими участниками группы.

На отдельном листе ватмана тренер пишет инструкцию по уверенно­му отстаиванию собственных прав (см. прил. 5, С. 174). Котренер раздает участникам информационные листки с аналогичным содержанием.

Оценка списка стандартных ситуаций ролевой игры:

а) участники группы оценивают перечисленные в предлагаемом им списке ситуации ролевых игр по степени их сложности;

б) котренер готовит таблицу для суммарной записи оценок, данных участниками группы;

в) тренер предлагает участникам группы записать свои оценки в об­щую таблицу;

г) тренер вкратце подводит итоги, отмечая самую легкую и самую сложную ситуации. Участники группы получают возможность сравнить свои оценки с оценками других.

Отбор ситуации. Отбор участников.

Для первой ролевой игры с помощью заполненной таблицы тренер отбирает самую простую для группы ситуацию и двух участников, для которых эта ситуация не представляет особого труда. Отказов в этом слу­чае почти не бывает.

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 620 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.019 сек.)