АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Формирование когнитивной основы навыка

Прочитайте:
  1. II.Теоретико-практические основы аутогенной тренировки.
  2. IX Схема ориентировочной основы действия при лечении
  3. V1: Формирование зубочелюстной системы
  4. V2: Основы иммунологии
  5. VII Схема ориентировочной основы действия при лечении пульпита методом девитальной экстирпации
  6. VIII Схема ориентировочной основы действия при лечении пульпита методом девитальной ампутации
  7. Анатомо-физиологические основы диагностики заболеваний нервной системы. - Попытка 1
  8. Аутоиммунное органоспецифическое заболевание формирование несколько антиген к тиероглобулину.
  9. Биологические основы
  10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

Без лишних ссылок на очевидные аналогии с работами А. Банду­ры, М.Форверга и П.Я.Гальперина, скажу только, что с самого начала в программе предусмотрена детальная когнитивная прора­ботка всех компонентов будущего навыка с заданием рамок его ис­пользования - т. е. с указанием на конкретный тип социальных си­туаций, в которых использование тренируемого навыка будет счи­таться компетентным.

К формированию этой когнитивной основы навыка активно привлекаются участники группы. На этом этапе закладывается когни­тивная основа будущего базового навыка.

Основная цель состоит в демонстрации модели тренируемого навыка. Всем участникам группы должно стать абсолютно ясно, что далее, именно от них будет требоваться, в последующих ролевых играх.

Существует несколько способов формирования когнитивной основы навыка в тренинге.

Пустые таблицы: участники группы заполняют таблицы, со­держащие некоторые задания, и затем обсуждают полученные ва­рианты. Тренер на доске или большом листе ватмана суммирует предложенные участниками варианты и подводит итоги.

Анализ случаев: индивидуально, а затем и в группе анализиру­ются различные варианты поведения или реакций на заданную ситуацию с точки зрения схемы тренируемого навыка.

Пример. (Выберите правильный вариант поведения тренера в следу­ющей ситуации).

Ситуация: Участник в самом начале работы группы заявляет, что си­туации, предлагаемые тренером для тренировки, никуда не годятся, не имеют никакого отношения к реальной жизни, неинтересны и т.д.

Вариант 1: Тренер заявляет, что он ведет группу и несет на себе всю ответственность, а потому задача участников - выполнять задания и мно­го не рассуждать...

Вариант 2: Тренер долго оправдывается и пытается доказать актуальность и жизненность предлагаемых ситуаций...

Вариант 3: Тренер сразу соглашается с критикой и предлагает участ­нику самому выбрать ситуацию для тренировки...

Выборы участников обсуждаются в группе.

 

Видеоклипы: группе демонстрируют заранее подготовленные видеозаписи поведения человека или группы людей в определен­ных социальных ситуациях.

 

Демонстрационная ролевая игра: тренер, котренер (помощник тренера) или специально подготовленный персонал в группе ра­зыгрывают ситуацию, в которой демонстрируют целевое поведе­ние. (Этот способ имеет то преимущество, что первая обоснован­ная или необоснованная критика, касающаяся не техники, а сути тренируемого навыка, достается тренеру, а не участнику группы.)

 

Ролевая игра

Навык тренируется и доводится до автоматизма в специально подобранных ролевых играх с обязательным двух-трехкратным по­вторением игры. Очевидный прогресс, который даже без помощи тренера участники группы видят в каждом новом дубле, создает дополнительный мотивирующий фон. Чтобы этот фон не нару­шить, первые ролевые игры должны быть простыми (особенно это важно в начале тренинга - при формировании его ритуала) участники первых ролевых игр обязательно должны достичь успе­ха. Успех в первых ролевых играх включает механизм подражания (А. Бандура) и поддерживает у других участников группы жела­ние тренироваться.

При проведении ролевой игры желательно соблюдать такую последовательность действий.

Выбор ситуации ролевой игры.

Тренер или участник описывает ситуацию ролевой игры по стандартной схеме, ситуация и отдельные ее компоненты об­суждаются с группой. Ситуация должна быть абсолютно ясна всем членам группы, иначе неизбежны сбои на этапе ее разыг­рывания.

Выбор участника ролевой игры и партнера (партнеров) по роле­вой игре.

В каждой ролевой игре поведение тренируется лишь у одного участника. Именно относительно его поведения будет осуществ­ляться обратная связь. Все остальные участники ролевой игры вы­полняют роль партнеров - т. е. помогают участнику в тренировке навыков. На первых этапах, пока это еще не понято участниками, роль партнера может выполнять котренер. Нарушение этого пра­вила часто приводит к тому, что партнер по ситуации начинает соперничать с участником, чрезмерно завышает уровень трудно­сти ситуации и мешает участнику достичь успеха (нарушая таким образом основной принцип поведенческой терапии - принцип подкрепления).

Инструкция участнику.

Тренер громко, так, чтобы это слышали все участники груп­пы, еще раз повторяет инструкцию относительно целевого пове­дения. Эта инструкция касается конкретных компонентов трени­руемого навыка и принципиально должна быть посильна участ­нику ролевой игры.

 

 

Инструкция партнеру (партнерам).

В самом общем виде эта инструкция звучит так: «Веди себя так, как тебе захочется, совершенно спонтанно, но старайся не создавать чрезмерных трудностей для участника. Твоя задача - дать ему выполнить его инструкцию на максимально возможном для него уровне трудности. (Эта инструкция не обязательно долж­на быть слышна участникам группы.)

Инструкция группе.

Тренер еще раз повторяет, какие именно компоненты навыка сейчас тренируются, и за чем конкретно должны следить члены группы. Иногда группе раздают специальные бланки наблюдения за ролевой игрой, которые структурируют обратную связь.

Проведение ролевой игры.

Участники и партнер (партнеры) разыгрывают ситуацию ро­левой игры. Тренер может остановить ролевую игру в том случае, если кто-либо грубо нарушает инструкции или ситуация неверно понята участниками ролевой игры.

Обратная связь от участника (участник ролевой игры гово­рит, что ему удалось или не удалось выполнить). Этот этап очень важен, так как дает возможность участнику группы самому отме­тить возможные недостатки.

Обратная связь от партнера - как он воспринял поведение участника, что он чувствовал и какие особенности поведения уча­стника заметил.

Обратная связь от группы - все члены группы оценивают сте­пень, в которой участнику удалось продемонстрировать целевые компоненты навыка.

Обратная связь от тренера - если участник получил слишком много негативных оценок, тренер находит и отмечает позитив­ные моменты в поведении участника.

Все пункты повторяются два-три или большее количество раз, пока участник не достигнет ясного для него самого и для участ­ников группы успеха. Если сложность ситуации оказалась слиш­ком высокой или слишком низкой для участника, то описание ситуации и инструкцию партнеру можно скорректировать, меняя переменные ситуации. Если же выполнить инструкцию и в этих условиях для участника сложно, то в качестве партнера в ролевой игре может участвовать тренер или котренер. Его задача в этом случае так выстроить свое поведение, чтобы тренинг обязательно привел к положительному результату.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 404 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)