АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Семья как «стартовая площадка» для ребенка

Прочитайте:
  1. II. Выступление школьного психолога на тему «Адаптация ребенка к школе».
  2. XII. Семья Моррель
  3. Алгоритм проведения патронажа ребенка грудного возраста
  4. Аллергия у ребенка. Симптомы и лечение
  5. Анализ ЭКГ (взрослого и ребенка).
  6. Анамнестическая карта ребенка.
  7. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка
  8. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка
  9. Анатомо-физиологические особенности органов и систем новорожденного ребенка
  10. Анатомо-физиологические особенности ребенка.

 

Этап семьи как «стартовой площадки» начинается, когда ребенок переходит в старший подростковый возраст, и заканчивается, когда он оставляет дом. На этом этапе начинается процесс сепарации молодого человека от родителей. В некоторых культурах этот процесс сепарации отмечается специальной церемонией, после которой подросток считается взрослым (Haley, 1973). Эта церемония дает подростку возможность впредь общаться с родителями на равных, как взрослому. По традиции, особые церемонии сопровождают такие события в жизни человека, как поступление в колледж, на военную службу, заключение брака. Однако если молодой человек продолжает пользоваться финансовой и эмоциональной поддержкой своих родителей, все эти церемонии не означают полного отделения и автономии.

Способ ухода молодого взрослого из дома определяет его позицию по отношению к семье – респонсивную (responsive, выбирающую) или реактивную (reactive, вынужденную). Успешное прохождение этапа «стартовой площадки» означает, что молодой человек может вернуться домой, если захочет, а не вынужден оставаться там из чувства вины. Даже если в семье есть проблемы, молодой человек не должен чувствовать себя обязанным вернуться к выполнению своей роли в семье, чтобы помочь эти проблемы решить. Способность молодого взрослого дифференцироваться от своей родительской семьи в перспективе ведет к развитию автономии в отношениях с будущими членами семьи и друзьями.

Этап «стартовой площадки» знаменуется наибольшими переменами в составе семьи. Молодой человек заключает брак и приводит в семью своего супруга и детей. Родители становятся прародителями, и в рамках системы возникают новые роли. Кроме того, смерть родителей и прародителей приводит к потере членов семьи. Влияние смерти того или иного члена семьи на семейную систему в целом определяется значимостью этого члена в этой системе (McCullough, 1980). В нормально функционирующих семьях приход и утрата членов предоставляют возможность исследовать новые роли, в то время как в дисфункциональных семьях подобные события ведут к разладу, что может закончиться разводом или другими проблемами.

На этапе «стартовой площадки» семью подстерегают и другие проблемы. В связи с низкой рождаемостью и увеличением продолжительности жизни родители «дают путевку в жизнь» своему последнему отпрыску в среднем за 20 лет до своего выхода на пенсию (McGoldrick & Carter, 1982). Женщинам, ранее преимущественно занятым воспитанием детей, приходится приспосабливаться к новой профессии или выбирать себе хобби. Кроме того, супругам предстоит пересмотреть свои отношения. Может так случиться, что у родителей не останется общих тем для разговоров, поскольку прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях). В некоторых случаях пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых было отложено из-за появления детей (Haley, 1973). Иногда пара держится за ребенка, особенно если он требовал особой заботы, например, был болен или является инвалидом. Конфликт в семье, которая не может отпустить ребенка, может привести к разводу или к проблемному поведению подростка (например, побегу из дома, беременности или суициду).

Не удивительно, что наиболее серьезные поведенческие расстройства (например, шизофрения или нервная анорексия) начинаются именно на этом этапе. В своей книге «Уход из дома» (Haley, 1980) Джей Хейли описывает взрослых людей с серьезными нарушениями, которые не могут уйти из дома и жить самостоятельно. Стэнтон и Тодд (Stanton & Todd, 1979) подвели итог рассуждениям Хейли:

 

Некоторые исходные положения повышают шансы на успех при работе с молодыми людьми, ведущими себя безрассудно и эксцентрично, злоупотребляющими запрещенными психоактивными веществами, понапрасну растрачивающими свою жизнь и создающими проблемы для ближайшего окружения. Для целей терапии полезно исходить из того, что проблема заключается не в самом молодом человеке, а в том, что этот молодой человек и его семья разобщены. Обычно дети оставляют семью, когда начинают работать или учиться и завязывают близкие отношения вне родительской семьи. Иногда бывает так, что когда сын или дочь уходят из дома, семья переживает дистресс и утрачивает стабильность. Если в этот момент молодой человек почему-либо оказывается несостоятельным, семья вновь обретает стабильность, словно ребенок и не покидал ее. Это происходит даже в том случае, если молодой человек проживает вне дома, до тех пор пока он регулярно сообщает о том, что его проблемы продолжаются. Аналогичная ситуация не исключена и тогда, когда семья испытывает гнев по отношению к ребенку и отвергает его. Семейная стабильность существует до тех пор, пока молодой человек «связан» с семьей своим аномальным поведением (р. 58).

 

Таким образом, до тех пор пока молодой человек будет несостоятельным, родители могут проявлять свою заботу о нем, не взаимодействуя друг с другом. Психотерапия на этом этапе решает проблемы, так или иначе связанные с сепарацией, и призвана помочь молодому человеку уйти из семьи.

Процесс сепарации родитель – подросток идет на протяжении трех поколений (McCallough, 1980). В основе этого утверждения лежит мнение о том, что успешное отделение родителей в юности от собственных родительских семей означает, что они смогут помочь отделиться и обрести автономию своим детям. Женщина, испытавшая трудности с отделением от своей матери, скорее всего, столкнется с ними и при сепарации дочери, что с большой вероятностью вызовет изменения во всех трех подсистемах: подсистеме ребенка, родителя и прародителя.

Адекватное отделение от семьи на данном этапе предполагает разрешение представителями всех трех поколений специфических задач развития. Мак-Каллоу (1980) указывает, что прародителям следует научиться по мере снижения физической активности больше времени проводить вместе. Необходимо наличие межпоколенных связей между прародителями, родителями и внуками, без финансовой и эмоциональной зависимости прародителей от детей. Аналогично и родители должны быть заняты вне-семейной деятельностью, например, волонтерской работой, учебой или карьерой. В то же время обоим супругам следует уделять внимание и собственным отношениям. Перед ними широкое поле новых увлечений и занятий. Перед родителями также стоит задача принять супругов своих детей и их родственников. Дети должны получить возможность сами принимать решения и взаимодействовать с родителями как взрослые люди. Некоторые из обсуждавшихся вопросов иллюстрирует следующий пример.

 

Билл и Стелла столкнулись с трудностями, поскольку в предыдущих поколениях семьи не был решен ряд вопросов. Стелле всегда было трудно общаться с матерью. Ей было 15 лет, когда они с Биллом познакомились. Молодые люди встречались тайком, чтобы не огорчать ее родителей. В течение первого года Стелла забеременела и решила выйти замуж за Билла вопреки воле родителей, по мнению которых «Билл был недостаточно хорош для нее». Родители не пришли на свадьбу дочери и прекратили всякое общение с ней на 18 месяцев. Позднее, столкнувшись с материальными проблемами, Билл со Стеллой стали принимать подарки от родителей Стеллы (например, мебель и домашнюю утварь). Родители к тому времени купили компанию в соседнем штате и предложили супругам работу. Билл и Стелла это предложение приняли и переехали жить к родителям Стеллы на время, пока не подыщут себе квартиру. Некоторое время спустя сестра Стеллы обвинила Билла в краже своего кольца. Разразился скандал, Билл обиделся и ушел. Стелла осталась с родителями, а вскоре они с Биллом подали документы на развод. Через два месяца Билл и Стелла обратились за психотерапией, чтобы решить вопрос о целесообразности сохранения брака. Психотерапевту стало известно, что мать Стеллы продолжает обращаться с дочерью как подростком, а не как с 23-летней женщиной, имевшей ребенка. Оказалось, что сама мать Стеллы сбежала из дома в возрасте 14 лет и всегда ощущала свою вину перед собственной матерью. Стелла хотела вернуться к Биллу, но чувствовала, что это лишь реакция протеста против поведения родителей. Стелла раньше не задумывалась над тем, что зарабатывает слишком мало в родительском бизнесе, чтобы суметь прокормить себя. Она решила стать материально и эмоционально независимой от родителей и только после этого сделать выбор, продолжать ли свои отношения с Биллом.

 

Этот пример показывает, как трудности в процессе сепарации затрагивают несколько поколений. В данном примере Стелла в возрасте 8 лет страдала колитом. Возможно, данное обстоятельство послужило причиной чрезмерной опеки дочери со стороны матери. Выбор дочерью неподходящего, по мнению родителей, партнера и тот факт, что родители девушки не приняли его, служат доказательствами нежелания дать девушке уйти. Стелла с Биллом так и не обрели материальную независимость, причем Стелла чувствовала, что ее брак – лишь акт непослушания по отношению к родителям. Она сохранила верность семье и не поддержала Билла, когда сестра обвинила его в краже кольца.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 475 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)