Структурно-функциональная организация аппарата терморегуляции. Механизмы развития лихорадки.
Для целостного понимания механизмов развития лихорадки необходимо иметь представление о структурно-функциональной организации терморегулирующего аппарата. Одна из основных функций системы теплорегуляции заключается в создании установочной точки температурного гомеостаза.
Установочная температура является результатом интегрирования сигналов, поступающих от холодовых и тепловых рецепторов кожи и внутренних органов к специфическим термочувствительным нейронам теплорегулирующего центра и прямого воздействия на них локальной температуры. Они находятся в мезэнцефалической и бульбарной ретикулярной формации, миндалевидном ядре, гиппокампе, в перегородке, коре головного мозга и термочувствительной области спинного мозга. Однако большинство их расположено в преоптической области переднего гипоталамуса. Тепло- и холодочувствительные нейроны, образующие отдел измерения («термостат»), воспринимают через соответствующие рецепторы прямые гуморальные и рефлекторные температурные влияния.
Медиатором тепловых импульсов служит норадреналин, а холодовых — серотонин и ацетилхолин. Указанные термонейроны передают импульсацию о характере температурного воздействия «эталонным» интернейронам аппарата сравнения («установочная точка»), обладающим спонтанной импульсной активностью, которые воспринимают информацию и формируют установочную точку температурного гомеостаза. Роль медиатора в нейронах «установочной точки» выполняет ацетилхолин.
Генерируемый вставочными нейронами сигнал рассогласования передаётся вегетативным симпатическим, парасимпатическим и соматическим нейронам, составляющим эффекторный отдел центра терморегуляции. Медиаторами афферентной импульсации являются норадреналин и ацетилхолин, регулирующие механизмы теплоотдачи, теплопродукции и поддержания температуры внутренней среды организма в полном соответствии с установочной точкой температурного гомеостаза.
Возникающий в интернейронах сигнал сравнения необходим для осуществления обратной связи и стабилизации функции термочувствительных нейронов, обеспечивая постоянство уровня нормальной температуры и возврат к ней после ее понижения или повышения.
В зависимости от изменения теплообмена в развитии лихорадки выделяют три стадии:
1) повышение температуры (stadium incrementum);
2) установление ее на более высоком уровне (stadium fastigium или acme);
3) снижение температуры до исходного значения (stadium decrementum).
Первая стадия лихорадки характеризуется ограничением теплоотдачи и последующим увеличением теплопродукции. Однако относительно механизмов действия пирогенов и изменения процессов терморегуляции в этот период лихорадки единой точки зрения пока не существует.
По мнению одних авторов, они могут быть представлены следующим образом. Циркулирующие в крови эндопирогены проникают через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) и оказывают прямое специфическое воздействие на термочувствительные нейроны гипоталамического центра терморегуляции. По мнению других авторов, эндопирогены не могут оказывать прямое влияние на мембраны термочувствительных нейронов аппарата измерения или же мембраны «эталонных» вставочных нейронов отдела сравнения гипоталамуса, так как не проходят сквозь ГЭБ, непроницаемый для крупных гидрофобных молекул полипептидов. Они проникают не собственно в ткань гипоталамического отдела мозга, а только в сосудистый орган конечной пластинки (СОКП) — один из так называемых циркумвентрикулярных органов, как бы вынесенных «за барьер». Эндопирогены усиливая, по-видимому, в клетках СОКП синтез циклооксигеназы, способствуют образованию производных арахидоновой кислоты.
Несмотря на то, что в переднем гипоталамусе под влиянием разнообразных пирогенов образуется около 20 различных метаболитов, называемых «медиаторами лихорадки», максимальное значение в повышении установочной точки температурного гомеостаза большинством исследователей отводится ПГЕ-1 и, особенно, ПГЕ-2, которые вырабатываются в гипоталамусе, главным образом под влиянием ИЛ-1, ИЛ-6 и ФНО.
Под влиянием образовавшихся ПГЕ изменяется возбудимость как термочувствительных, так и «эталонных» нейронов теплорегулирующего центра. При этом существенно возрастает их чувствительность к холодовым и понижается чувствительность к тепловым прямым и рефлекторным влияниям. В результате терморегулирующий центр воспринимает нормальную температуру крови, тканевой жидкости в области гипоталамуса и поток афферентной импульсации от периферических термосенсоров как сигнал охлаждения. Включаются механизмы, направленные на ограничение теплоотдачи, увеличение теплопродукции и температуры внутренней среды организма.
При изменении возбудимости нейронов «термостата» и «установочной точки» гипоталамического центра терморегуляции импульсация от холодовых и тепловых нейронов легко воспринимается интернейронами аппарата сравнения и передается к нейронам эффекторного отдела.
Генерируемый нейронами «установочной точки» сигнал рассогласования вызывает торможение парасимпатических нейронов переднего гипоталамуса — центра теплоотдачи и одновременное возбуждение симпатических нейронов заднего гипоталамуса — центра теплопродукции. Параллельно активируются нейроны прессорной области бульбарного сердечно-сосудистого центра и симпатические нейроны спинального вазомоторного центра. Это сопровождается повышением продукции катехоламинов, усилением сердечной деятельности и перераспределением сосудистого тонуса: расширением сосудов ряда внутренних органов и нейрогенным спазмом периферических сосудов, приводящим к развитию умеренной вторичной гипертензии и полиурии.
Сужение сосудов кожи приводит к уменьшению ее кровоснабжения и теплоотдачи путем конвекции, иррадиации и потоотделения. При этом кожа становится холодной, бледной и, нередко, цианотичной вследствие повышения в крови уровня восстановленного гемоглобина; появляется пилоэрекция, вызывающая у людей симптом «гусиной кожи». У большинства больных нередко ограничиваются частота и глубина дыхательных движений, а, следовательно, и выделение тепла из организма.
Таким образом, увеличение температуры внутренней среды происходит прежде всего за счет значительного ограничения тепловых потерь и накопления тепла в организме. Дополнительный прирост тепловой энергии возникает в результате активации механизмов сократительного, а затем и несократительного термогенеза.
При недостаточном повышении температуры тела и несоответствии ее установочной точке температурного гомеостаза дальнейший прирост тепловой энергии в организме осуществляется за счет включения сократительного термогенеза. В условиях ограниченного притока теплой крови к ряду внутренних органов и к кожным покровам происходит их охлаждение. Снижение температуры кожи на несколько градусов приводит к возбуждению холодовых рецепторов и поступлению потока афферентной импульсации к нейронам ретикулярной формации мозгового ствола, таламуса, гипоталамуса и чувствительной области коры головного мозга. В результате возникают ощущение охлаждения организма и появление соответствующих поведенческих реакций, направленных на уменьшение теплоотдачи и увеличение теплопродукции.
Параллельно активируется сократительный термогенез за счет повышения терморегуляторного мышечного тонуса и развития мышечной дрожи, т.е. залповых сокращений различных групп мышц, в том числе и жевательных. Это проявляется постукиванием зубами. Сократительный термогенез, обусловленный в определенной степени активацией терморецепторных нейронов в С5 —Thl сегментах спинного мозга, является основным источником тепла за счет усиления биоэнергетики мышц и увеличения температуры тела до уровня новой установочной точки температурного гомеостаза.
Охлаждение кожи и активированный сократительный термогенез сопровождаются возникновением субъективного ощущения озноба.
Вслед за срочным сократительным термогенезом включается отсроченный несократительный термогенез, обусловленный активацией механизмов химической теплопродукции. В условиях значительной активации симпатических влияний усиливается выделение адреналина из надпочечников, а также трийодтиронина и тироксина из щитовидной железы. Кроме того, ИЛ-1 стимулирует выработку соматостатина, кортиколиберина, АКТГ, глюкокортикоидов, тиролиберина и тиреоидных гормонов, что способствует ослаблению анаболизма и повышению катаболизма особенно в печени, жировой ткани, мозге и скелетных мышцах, которые участвуют в химическом термогенезе не менее активно, чем в сократительном.
Катехоламины увеличивают образование цАМФ в липоцитах белой и бурой жировой ткани, особенно у детей, и вызывают относительно быстрое усиление липолиза. Это приводит к дальнейшему повышению химической теплопродукции и температуры внутренней среды организма.
Рис. 3. Механизмы повышения температуры тела при развитии лихорадки на стадии I.
Вторая стадия лихорадки заключается в том, что при повышенной теплопродукции в организме постепенно начинает возрастать теплоотдача и эти процессы уравновешиваются. Увеличение температуры внутренней среды организма вызывает некоторую активацию тепловых рецепторов сердца, почек, вен, органов брюшной полости, теплочувствительных нейронов спинного мозга и переднего гипоталамуса.
Параллельно происходят ограничение импульсной активности Холодовых термонейронов теплорегулирующего центра, снижение активности адренергических нейронов заднего гипоталамуса и симпатических влияний, некоторая активация парасимпатических нейронов и холинергических влияний. Все это приводит к расширению периферических сосудов, увеличению притока теплой крови к внутренним органам и коже, повышению ее температуры, потоотделения и теплоотдачи.
Кроме того, ФНО и ИЛ-1 снижают чувствительность гладких мышц к катехоламинам, что также ведет к расширению периферических сосудов и появлению ощущения жара, повышению теплоотдачи и незначительному понижению артериального давления.
Воздействуя на эндотелий, указанные эндопирогены повышают проницаемость капилляров, увеличивают транссудацию и еще больше усиливают гипотензивный эффект и теплоотдачу. В результате разогревания кожи и других тканей понижается активность холодовых термосенсоров кожи, внутренних органов, ограничивается поток афферентной импульсации в центр терморегуляции к холодовым термонейронам переднего гипоталамуса и к адренергическим нейронам заднего гипоталамуса, что сопровождается снижением симпатических влияний на периферию. В связи с этим постепенно уменьшается активирующее влияние на нейроны мезэнцефалической и бульбарной ретикулярной формации, ядер черепно-мозговых нервов, на спинальные моторные и вегетативные симпатические нейроны.
Одновременно снижается активность термосенситивных структур в С5 —Thl сегментах спинного мозга. Описанные изменения лежат в основе уменьшения сократительного и несократительного термогенеза. При этом мышечная дрожь, как основной источник тепловой энергии, обычно исчезает по достижении температуры внутренней среды 39,5 — 40,0°С. Усиление теплоотдачи на фоне ограничения прироста теплопродукции препятствует дальнейшему повышению температуры тела и способствует установлению ее на более высоком уровне.
Третья стадия лихорадки характеризуется значительным преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией и возвращением температуры тела к первоначальному уровню. Последнее обусловлено уменьшением концентрации пирогенов в организме, постепенным восстановлением чувствительности нейронов гипоталамического центра к холодовым и тепловым прямым и рефлекторным воздействиям.
В полном соответствии с нормализацией чувствительности интернейронов аппарата сравнения установочная точка температурного гомеостаза возвращается к исходному значению. При этом происходят еще более выраженное торможение активности адренергических нейронов, снижение симпатических влияний и усиление активности парасимпатических нейронов эффекторного отдела центра терморегуляции и холинергических влияний. В результате отмечаются дальнейшее расширение периферических сосудов, увеличение кровоснабжения кожи, деятельности потовых желез и потоотделения. Параллельно возрастает диурез.
Постепенно восстанавливаются метаболические процессы, уменьшается теплопродукция и литическое (в течение нескольких суток) снижение температуры тела до нормальной. К нормализации температуры тела приводит также восстановление возбудимости периферических термосенсоров, расположенных в различных разогретых кровью органах и тканях.
Однако следует отметить, что чрезмерно быстрое снижение концентрации пирогенов в крови и прекращение их действия на гипоталамический терморегулирующий центр могут сопровождаться развитием критического (за 1 — 2 ч) снижения температуры тела. В соответствии с клиническими признаками, возникающими у больных, стадии лихорадки получили характерное обозначение: озноб — жар — пот.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 538 | Нарушение авторских прав
|