АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Униполярная депрессия

Прочитайте:
  1. Биполярная депрессия
  2. Грудное вскармливание и послеродовая депрессия
  3. Депрессия под «маской».
  4. Депрессия.
  5. Депрессия: беда не приходит одна.
  6. Невротическая депрессия
  7. ПОСЛЕРОДОВАЯ ДЕПРЕССИЯ
  8. Постинсультная депрессия.
  9. Стресс и депрессия

От биполярной депрессии униполярная отличается отсутствием ста­дии мании, выражена только депрессивная фаза, которая периодиче­ски повторяется. Эпизод депрессии может длиться от нескольких не­дель до лет. Крайняя форма выражения депрессии — самоубийство, и риск суицида для больного депрессией в течение жизни составляет 15%. Дистимия — более легкая форма униполярной депрессии, кото­рая также представляет собой хроническое состояние, но выражен­ность симптомов депрессии ослаблена.

Заболеваемость униполярной депрессией составляет 5-9% для женщин и 2-3% для мужчин, пик заболеваемости приходится на 25- АА года.

У родственников больного униполярной депрессией значительно увеличен риск заболеваемости — 11-18% против 0,7-7% в контроль-ной группе. Если депрессия у больного проявляется в более тяжелой форме (множественные эпизоды депрессии, раннее начало заболева­ния), то заболеваемость у его родственников вдвое выше, чем у род­ственников больных с более поздними сроками начала заболевания. Из этого можно сделать вывод, что при раннем начале заболевания относительно большую роль играет наследственность.

При анализе заболеваемости униполярной депрессией выясни­лась любопытная деталь. Оказалось, что корреляция в заболеваемо­сти между мужьями и женами почти такая же высокая, как и между дизиготными близнецами. Так как это сходство не растет в течение жизни, то дело не во взаимном влиянии супругов друг на друга. Оста­ется предположить, что мы имеем здесь еще один пример ассорта-тивности браков. Очевидно, люди, склонные к депрессиям, имеют какие-то индивидуальные особенности, влияющие на выбор супруга.

В близнецовых исследованиях униполярной депрессии получены сравнительно небольшие значения конкордантности для монозигот­ных близнецов, эта величина колеблется в рамках 35-50%. Для ди­зиготных близнецов конкордантность по униполярной депрессии со­ставляет 17-29%. Это указывает на относительно большую роль средовых факторов при возникновении данного заболевания, хотя определенная наследственная предрасположенность, конечно, суще­ствует. Оценки наследуемости для униполярной депрессии очень сильно варьируют (от 21 до 79%) в связи с разными критериями за­болевания. В этих условиях тщательное изучение воздействий среды приобретает большое значение. С одной стороны, выяснение основ-


90 Глава 5. Генетика психических расстройств

ных факторов риска поможет предупредить развитие заболевания. С другой стороны, возможно, что удастся обнаружить способы кор­рекции уже возникшей патологии.

Одна из важнейших причин униполярной депрессии, которую можно отнести к средовым воздействиям, — это события, вызвавшие сильную стрессорную реакцию (утрата близких, потеря работы, ка­тастрофы, развод). Кстати, в качестве фактора, вызвавшего приступ депрессии, не обязательно выступает стресс, связанный с несчасть­ем, иногда это может быть вступление в брак, рождение ребенка, вы­движение на работе, связанное с возросшей ответственностью.

Очевидно, может играть роль как хронический стресс в виде по­стоянных неприятностей, так и острый стресс в виде однократных, сильных потрясений. Причем стресс играет большую роль в запуске первых 1-2 эпизодов депрессии и на последующее развита заболе­вания уже практически не влияет. Болезнь начинает развиваться по своим законам — после первого эпизода депрессии имеется 50-60% шансов повторения эпизода. После второго приступа депрессии вероятность третьего — 70%, после третьего — в 90% случаев возни­кает четвертый эпизод депрессии.

Одним из самых значимых факторов риска является развод. Это отмечено практически для всех стран, и имеется четкая корреляция между уровнем разводов в стране и заболеваемостью униполярной депрессией. Например, на Тайване или в Южной Корее (страны с низким уровнем разводов) риск заболевания в течение жизни со­ставляет 1,5 и 2,9% соответственно. Во Франции или Новой Зелан­дии (страны с высоким уровнем разводов) заболеваемость унипо­лярной депрессией гораздо выше — 16,4 и 11,6% соответственно. Интересно, что разведенный мужчина с большей вероятностью впа­дает в депрессию, чем женщина. Это единственная в своем роде си­туация, поскольку в целом женщины болеют униполярной формой депрессии вдвое чаще, чем мужчины.

Есть данные, указывающие на возможную роль социальных взаи­модействий в развитии депрессий. Например, у замужних женщин более высокий уровень заболеваемости, чем у одиноких, однако у женатых мужчин наблюдается обратная зависимость — они болеют реже, чем одинокие мужчины. Впрочем, как это часто бывает в случае установления корреляционных связей, нетрудно перепутать причи­ну со следствием. Может быть, женатый мужчина меньше подвер­жен депрессиям, но возможно и то, что мужчине, больному депресси­ей, значительно труднее жениться.


_________________________ Маниакально-депрессивные психозы 91

В чем причина различной подверженности депрессии мужчин и женщин? Одно из возможных объяснений связано с особенностью эмоциональной памяти у женщин. В экспериментах было продемон­стрировано, что у мужчин и женщин имеются достоверные отличия в эмоциональном реагировании на предъявляемые фотографии, при­чем у женщин наблюдается существенно лучшее запоминание наи­более сильно «эмоционально окрашенных» изображений. По мнению ряда ученых, фактором риска при возникновении депрессии могут являться тяжелые раздумья, подробное восстановление прошлых со­бытий в памяти и их вторичное переживание. В связи с этим особен­ности эмоциональной памяти женщин делают их более подвержен­ными развитию униполярной депрессии.

Очень интересны в этой связи данные о факторах риска в разви­тии психотических расстройств настроения (Tien, Eaton, 1992). Это проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем (увеличива­ют риск депрессий в 5,7 раза), простые фобии, чувство усталости, длящееся непрерывно более двух недель. Очень неожиданный и тем не менее сильный фактор — признание в том, что опрашиваемый ударил ребенка (достаточно сильно, чтобы образовался синяк). Та­кое признание увеличивает риск развития депрессии в течение года в 37 (!) раз. Авторы исследования полагают, что потеря контроля может быть ранним признаком аффективного расстройства. Жен­щины, которые гораздо чаще заболевают униполярной депрессией, проводят с детьми больше времени, и чувство вины, возникающее в связи с подобными инцидентами, может способствовать развитию депрессии.

При возникновении депрессии в результате какого-либо стрес-сорного события выявляется наличие взаимодействия «генотип-среда» (G х Е). В одном из близнецовых исследований оценивался генетический риск возникновения депрессии. Он считался наиболее высоким для монозиготного близнеца, когда у другого была депрес­сия; самый низкий риск был для ситуации, когда другой монозигот­ный близнец был здоров. Промежуточное положение по степени ге­нетически обусловленного риска заболевания занимали дизиготные близнецы. Когда другой дизиготный близнец был болен, считалось, что это второе по величине значение риска, а когда другой был здо­ров — предпоследнее место по степени риска. Выяснилось, что риск на­чала депрессии после серьезного события, происшедшего в жизни, был самым высоким в случае наибольшего генетического риска (Kendler et al., 1995). Эффект взаимодействия «генотип — среда» в данном


 


 


92 Глава 5. Генетика психических расстройств

случае обусловливается тем, что генетические факторы влияют на чувствительность индивида к стрессорным событиям, способным вызвать депрессию. Одинаковые по значимости воздействия вызы­вают болезнь у одних генотипов и не влияют на другие.

В другом исследовании было отмечено, что при наличии серьез­ных стрессорных событий в жизни коэффициент наследуемости зна­чительно выше, чем при их отсутствии. При этом специально выде­лялись только такие события, которые не могли быть связаны с генотип-средовой корреляцией {rGE). При отсутствии генетического риска жизненные события не влияли на риск возникновения депрес­сий, но при наличии генетического риска они вызывали увеличение заболеваемости. Генетические факторы, наоборот, оказывали значи­мое влияние на риск заболеваемости даже при отсутствии стрессор­ных событий (Silberg et al., 2001).

Еще один важный фактор средовых воздействий — это пренебре­жение воспитанием детей в раннем возрасте. Отсутствие заботы о де­тях, особенно в раннем возрасте, наносит им очень сильную психиче­скую травму, которая впоследствии приводит к повышенному риску заболевания униполярной формой депрессии в более взрослом воз­расте. По всей видимости, в основе этого явления лежат некие общие механизмы формирования поведения у млекопитающих, поскольку это явление легко воспроизводится и у животных (крыс, обезьян).


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 524 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)