АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Биологическое и социальное в структуре дефекта

Прочитайте:
  1. I. Социальное значение изобретений
  2. II. Социальное значение изобретателей
  3. III. Социальное значение патентов на изобретения
  4. Анализ суммарной ДНК — новые сведения о структуре генома человека
  5. Антисоциальное расстройство личности.
  6. Биологическое действие глюкагона.
  7. Биологическое исследование.
  8. Высшее общественное социальное сознание Рефлексивное сознание 16-22
  9. Глава 8. Антисоциальное расстройство личности.

Понимание структуры заикания как дефекта не может решаться в отрыве от современных представлений о соотношении биологического и социального, физического и психического в человеке. Такой подход, на наш взгляд, предопределяет глубокое понимание структурных компонентов дефекта и выбор необходимых средств их преодоления или компенсации.

Не касаясь общих вопросов многоаспектной проблемы социального и биологического в человеке, выделим лишь те из них, которые относятся к соотношению физического и психического здоровья, воспитания и обучения человека.

В подходе к изучению структуры заикания как дефекта определяющим являются ответы на следующие основные вопросы: 1) что может быть отнесено к биологической структуре человека; 2) что может быть отнесено к социальной (психической) структуре человека; 3) в какой отношении находятся биологическое и психическое в человеке. Таким образом, ответы на поставленные вопросы позволяют в структуре дефекта уточнить рамки поражения биологических (физиологических) и социальных (психических) структур в человеке, носителе данного дефекта, и выбрать необходимые условия и средства их преодоления или компенсации.

С философских позиций человек рассматривается как существо биосоциальное (В.М.Банщиков, Е.В.Шорохова, В.М.Мясищев, К.К.Платонов, П.К.Анохин, В.В.Ковалев, Н.П.Дубинин и др.), в котором диалектически сочетается в единстве биологическое и социальное. Из всего многообразия литературы по этому вопросу наиболее полным представляется определение биологического и социального в человеке, которое дает В.В.Ковалев. Он считает, что под биологическим в человеке следует понимать человеческий организм с его структурами и функциями, включая специфическую для человека нейрофизиологическую организацию с присущей ей высшей нервной деятельностью. К социальному в человеке следует относить психические явления и состояния, которые формируются в индивиде воздействиями социальной среды и имеют содержательную сторону, определяемую социальной средой.

Определяя соотношения биологических и социальных факторов в человеке, исследователи не считают возможным рассматривать их в строго рядоположенной последовательности. Биологическое и социальное в человеке находится в неразрывном единстве и сложных динамических отношениях как в условиях здоровья, так и при болезни (В.Н.Мясищев). Отсюда вытекает вывод и о неправомерности отрыва, противопоставления и одностороннего преувеличения роли одного из названных факторов (В.В.Ковалев). Теория и практика педагогики, например, показывают, что воспитание и образование создают на врожденном (биологическом) и более простом такие изменения, которые преобразуют и видоизменяют его, надстраивают на нем такие свойства, которые из него не вытекают, или не объясняются, но сами его перестраивают. В этом заключается смысл воспитания в его новообразующей роли (В.Н.Мясищев).

С позиций соотношения биологического и социального в человеке в структуре и проявлениях заикания, как мы убедились, несомненно присутствуют и биологические, и социальные факторы, находящиеся в теснейшей взаимосвязи. Речевые судороги, Нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики — факторы биологического порядка; речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности и психологические особенности — факторы социального порядка.

Наличие и диалектическое единство этих биологических и социальных факторов в структуре заикания позволяют, с одной стороны, понять сложность существующих между ними причинно-следственных связей, где изначальными, первичными (по времени возникновения структурных компонентов заикания) являются биологические (физиологические) факторы. Со временем, под влиянием социальных условий жизни и в процессе формирования личности у заикающихся на первый план обычно выступают социальные (психические) факторы, которые теперь уже и определяют тяжесть заикания.

С другой стороны, наличие и взаимосвязь биологических (физиологических) и социальных (психических) компонентов в структуре заикания определяют правомерность и необходимость комплексного медико-педагогического подхода к его изучению и преодолению.

Глава III
СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ
ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе.

При анализе существующих методов преодоления заикания нам представляется целесообразным рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалис, Кленке, Лихтингер и др.). Как правило, терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с I в. н.э. до середины XIX в., пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бонне и др.). Хирургический метод появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения артикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании.

В литературе по вопросам преодоления заикания встречаются также многочисленные указания на необходимость использования облегчающих и корригирующих речь ортопедических средств и различных двигательных упражнений. Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов; деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т.д.

Ортопедические приспособления, однако, не имели самостоятельного значения в лечении заикания и рекомендовались как дополнительные средства.

Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего воздействия личности врача на больного, бесед с ним о сущности заболевания и путях его преодоления, без создания определенных условий для благоприятного лечения, поддержания веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного участия больного в лечебном процессе и т.д. Следовательно, всем без исключения методам преодоления заикания свойственно было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие на психику заикающихся.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Меркель, А.Либман, Г.Д.Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в преодолении заикания видели в нем прежде всего психическое страдание. Поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося они прежде всего учитывали влияние этих средств на его психику.

Сторонники только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и последовательно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А.Гуцман, А.Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.).

Изолированное применение мер педагогического или лечебного характера при лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного. Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени и в разной форме элементы и педагогического,' и медицинского характера.

Однако многоплановость корригирующего воздействия на речь заикающегося в прошлом — это обычно довольно примитивное (с современных позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это стремление нельзя отождествлять с комплексным подходом преодоления заикания, применяемым в настоящее время.

Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах отечественных авторов — И.А.Сикорского (1889) и И.К.Хмелевского (1897). И.А.Сикорский влечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих окружающих больного условий, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И.А.Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов — И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания. В.А.Гиляровский, М.В.Серебровская, Ю.А.Флоренская, Ф.А.Рау, М.И.Пайкин, М.Е.Хватцев, Н.П.Тяпугин, Н.А.Власов, М.С.Лебединский, С.С.Ляпидевский, В.С.Кочергина, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, А.И.Лубенская, Л.З.Андронова и др. своими исследованиями и практической деятельностью способствовали развитию лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий — устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности, формирование правильного социального поведения.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми.

Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся.

Повторим, что лечебно-оздоровительная и коррекционно-воспитательная работа являются составными частями единого комплексного медико-педагогического воздействия на заикающегося.

Выделение этих частей необходимо для более полного представления сходства и различия отдельных частей комплексного подхода к преодолению заикания.


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 709 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)