АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА-ПЕДАГОГА
Глобальные изменения во всех сферах жизни человека требуют от медицинского образования формирования у студентов осмысленного отношения к собственной жизни, психическому и физическому здоровью, обучению в вузе, формированию основ будущей профессиональной деятельности.
Современные ученые обращают внимание на то, что уходит в прошлое основная функция образования - передача культурного и профессионального опыта в форме некоей завершенной системы знаний, умений, навыков. Происходит переориентация с целей адаптации молодежи к реальной жизни, с технократических целей на цели и ценности развития личности.
Наметившаяся тенденция превращения образования в фактор развития общества актуализирует идеологию развития как механизм развития всего образовательного пространства. В последнем случае объектами усвоения будут являться не только (и не столько) знания, умения, навыки, способы деятельности будущего специалиста-медика, что, конечно, необходимо, но и ценностно-смысло вые ус тановки, техники рефлексии, коммуникативности, нравст венные понятия, способности саморазвития и самореализации.
Это принципиально меняет смысл понятия «психолого-педагогическая компетентность» педагога-врача, который из руководителя, организатора (подчас к тому же авторитарного транслятора знаний) превращается в фасилитатора, т.е. того, кто способствует становлению и росту (личностному и профессиональному) студентов и своему собственному.
Что же такое философско-антропологические основы медицинского образования и профессионального сознания врача-педагога?
Наше внимание к этим вопросам не случайно: как показала практика работы в системе повышения квалификации, они игнорируются и часто не осознаются преподавателями, т.к. изначально они не получали знаний по различным психологическим теориям личности, их внимание не было привлечено к ключевому понятию педагогики и психологии высшей школы - развитию. Мы считаем, что профессиональное сознание врачей-педагогов было направлено не на цели развития и становления личности будущего врача, а на усвоение студентами суммы теоретических знаний, информации и практических умений.
Осознать смысл происходящих гуманитарных изменений, которые, в свою очередь, меняют направленность профессионального сознания и деятельности врачей-педагогов, смысловых установок и концептуальных предпочтений, невозможно без опоры на философско-антропологические знания. Дело в том, что традиционно психологические знания о теориях личности не были включены в учебные планы медицинских вузов, а в системе повышения квалификации на них вместе с педагогикой отводится всего 24 часа.
Это достаточно сложный вопрос, своего рода проективный тест, раскрывающий профессиональную позицию врача-педагога. Речь идет о вере или отсутствии веры в человечество, человека. Интересно высказывание венгерского психолога К. Хорни в книге «Невротическая личность нашего времени» (М., 1993) о том, что если сам человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, то он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия соответственно породит представления и техники работы с человеком, имеющие психотравмирующий характер.
Установка веры-неверия в человека дает возможность условно разделить все психологические и педагогические теории на две группы: «доверяющие человеческой природе» (гуманистически ориентированные) и «не доверяющие».
В группе «не доверяющих» имеет место жесткая, негативная позиция понимания природы человека как асоциальной и деструктивной и отрицания возможности человека собственными силами справиться с этой данностью. Сторонники более «мягкого» подхода сущность природы человека сводят к «чистой доске» (Локк), нейтральному объекту формирующих внешних влияний.
В группе «доверяющих» есть радикальная точка зрения о безусловно-позитивной, доброй и творческой сущности человека, заложенной в виде потенциала («Божией искры»), который раскрывается при соответствующих психолого-педагогических условиях (Руссо). Сторонники более осторожной концепции считают, что человек изначально не обладает такой сущностью, но обретает ее в процессе самосозидания (условно-позитивная сущность) (Маслоу).
Эти четыре базовые установки являются основаниями тех или иных направлений философии образования, а затем уже пусковым механизмом выбора психолого-педагогических принципов, условий, понимания и определения конкретных целей и задач педагогической деятельности в триединстве обучения, воспитания и развития.
Мы считаем полезным привести психологические основания в педагогике для понимания альтернатив трактовки ключевого понятия «развитие». С точки зрения «основных личностных подструктур» преподаватели самостоятельно могут проделать подобное упражнение для уточнения альтернатив понятий «обучение», «воспитание».
Мы выделяем три категории основных личностных подструктур.
• приобретенные качества (в основном, под влияние социума);
• врожденные качества (как правило, неуправляемые сознанием или выходящие за его пределы);
• «самосозидаемые личностные качества» (развиваемые и регулируемые сознанием самого человека).
Выбирая одну из подструктур в качестве доминирующей, преподаватель получает три основных варианта ответа на главный для педагогики вопрос о движущих силах развития человека и, следовательно, о целях, задачах и результатах педагогической деятельности, ее принципах, условиях.
Это следующие три базовые психологические концепции:
• человек развивается исключительно под воздействием внешней среды (обучение и воспитание в том числе); • развитие человека определяется биологическими и наследственными факторами, бессознательными тенденциями, недоступными сознанию;
• сам человек является творцом своей судьбы, он свободен в сознательном выборе пути жизни и несет ответственность за него.
Последняя точка зрения в XX столетии получила убедительное подтверждение в различных психологических теориях личности в рамках гуманитарной парадигмы. Происходит парадигмальный переворот в науках о человеке: переход от биологического и социоло-гизированного, частично-рационального понимания сущности человека к пониманию человека как существа целостного, творческого, духовного и нравственного, свободного, но ответственного, способного к самоизменению и саморазвитию.
В рамках естественнонаучной парадигмы психология сформировала для педагогического сознания образы «человека ощущающего», человека «как вместилища нужд, инстинктов и влечений» и «запрограммированного человека», «человека-деятеля» (Асмолов, Петровский), т.е. частично-рационального. Эти образы искажали педагогическое сознание и практику работы с человеком, якобы существом пассивным, представляющим собой объект воздействий.
Утверждение гуманитарной парадигмы связано с признанием мира субъективного как психологической реальности. В связи с этим необходимо учесть опыт движения за гуманистическую психологию, которое возникло в 50-е годы нашего столетия на западе, противопоставило себя классическому психоанализу, бихевиоризму и утвердило в сознании тех, кто занимается практикой работы с человеком (педагогов, практических психологов, врачей, социальных работников и т.д.), новое понимание как самого человека и механизмов его развития и саморазвития, так и тех психолого-педагогических условий, которые приводят к позитивным изменениям личности.
Сторонники гуманистической психологии заявили через созданную ими Ассоциацию о том, что они обращаются к таким понятием, как творчество, смысл, высшие ценности, любовь, спонтанность, опыт, духовность, психическое здоровье, счастье, к которым не обращались ни традиционный психоанализ, ни бихевиоризм. По мнению педагогов гуманистической ориентации, с помощью этих понятий описываются специфические человеческие способности и возможности, характерные для здорового, творческого, полноценно функционирующего человека.
Теория личности в рамках гуманистической психологии строится на основе следующих принципов и положений.
• Цельность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке взаимосвязаны органическое и психическое, осознанное и неосознанное, чувства и мысли.
• Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психологический опыт, доступный ему через осознание «здесь и теперь».
• Человек всегда обладает свободой решать, как поступить в данной ситуации, поэтому свобода человека связана с его ответственностью. Даже обреченный на смерть человек свободен по-разному чувствовать и вести себя при ее приближении.
• Человеку присуще изначальное стремление к развитию, росту, актуализации своей потенциальности. Человек стремится к развитию своих способностей, стремится быть более зрелым, ответственным.
Гуманитарный подход делает возможным исследование одной из фундаментальных проблем жизни человека - проблемы осмысленного существования как основы полноценного психологического развития, психологического и физического здоровья, при этом изменяется понимание «нормы» в психологии, медицине, педагогике. Главное в человеке - не способность к адаптации и гомеостаз, а, напротив, стремление к самоизменению, способность переосмыслять ценности и жизнь.
Активизация научных разработок в данных направлениях стимулируется общим духовным кризисом человечества на рубеже веков, проблематичностью самой возможности выживания, огромным количеством ноогенных неврозов, которые связаны с неосознанными поисками смысла жизни (Франкл, Братусь, Мелони). Агрессивность, наркомания, алкоголизм, вещизм, безответственность, тоталитаризм, лень, апатия - это симптомокомплекс духовного нездоровья человеческого общества, который, кроме всего прочего, является результатом внедуховной позитивистской концепции науки о человеке, а ведь на этой основе формируется профессиональное сознание работников сферы образования и воспитания. У истоков осознания всех этих факторов еще в прошлом веке стоял наш великий соотечественник Л.Н. Толстой, к которому ни педагоги, ни психологи так и не прислушались (Петровский). Справедливости ради стоит сказать, что только сейчас открылась уникальная возможность объективно осмыслить религиозные искания писателя, оценить их как первый серьезный шаг преодоления позитивистской методологии наук о человеке. Это была попытка сближения науки и религии в решении проблем человековедения, одухотворения дегуманизированных, механистических психологии и педагогики конца прошлого века, не потерявших этих качеств и в наши дни.
На наш взгляд, Л.Н. Толстой понял драматизм ситуации отвержения человека позитивистской методологией, «потери души», сведения духа к материи, телесности, приравнивания в исследованиях человека к вещи, объекту, логической схеме, искажения самого понятия «психика», подмены человека натуралистически понимаемой личностью. Л.Н. Толстой стоял у истоков формирования утверждающегося в настоящее время взгляда, согласно которому духовные образования личности - это фундамент и смысловой аспект всей научной картины мира. Однако он не был понят современниками, даже такими великими представителями русской культуры, как С.А. Франк, Н.Г. Чернышевский, Д.С. Мережковский, И.А. Ильин, В.В. Вересаев, П.А. Кропоткин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др. Духовная и нравственная сущность человека затушевывалась учеными естественнонаучной позитивистской ориентации. «Они, -писал Л.Н. Толстой, - подобны штукатурам, которых бы приставили заштукатуривать одну сторону стены церкви и которые, пользуясь отсутствием главного распорядителя работ, в порыве усердия замазали бы своей штукатуркой и окна, и образа, и леса, и неутвержденные еще стены и радовались бы на то, как с их штукатурной точки зрения «все выходит ровно и гладко».1 Думается, что авторитет Л.Н. Толстого для отечественных педагогов не менее значим, чем авторитет К. Роджерса, В. Франкла и др. Тем более, что В. Франкл называет Л.Н. Толстого предтечей гуманистической психологии.
Особую значимость смыслового, нравственно-ценностного аспекта для понимания сути человеческой личности, ее развития, воспитания подчеркивает известный отечественный психолог Б.С. Бра-тусь. Это сложное явление стимулируется мотивационной включенностью и вовлеченностью в процесс деятельности, когда главным становится не характер, не темперамент, не успехи человека и его социальные роли, не сама по себе продуктивная деятельность, а мера участия, заинтересованности, пристрастности, проникновения в нужды другого человека, общества, человечества в целом.2
Отношение, в котором выражается смысл, признается в наши дни учеными-психологами в качестве центральной системообразующей характеристики личности, некоей внутренней (интрагенной) активности человека. Эта потенциальная активность, будучи «включенной», обеспечивает меру участия, заинтересованности человека в обучении, профессиональной деятельности, степень его «субъектное™», которая может быть различной.
Категория «отношения» может быть понята при осмыслении соотношения конечного и бесконечного в человеке, а потому она с трудом воспринимается врачами, воспитанными на основе материалистических установок марксистской науки.
Современными психологами используется метафора святоотеческой литературы «горизонтали» и «вертикали» человеческой души (Братусь). На эту метафору, создавая онтологию человеческой жизни, опирался Л.Н. Толстой в трактате «О жизни» (1888).
С «внутренней» стороной души (вертикаль) связаны высшие проявления человеческого духа, устремленность человека к смыслу и ценностям, и без взаимосвязи, соотнесения с ней не может быть оценена и «внешняя» часть души, душа человека в целом, пространство которой подчас бывает наполнено весьма драматичными переживаниями. Толстой придавал огромное значение видению этого разлома жизни - родовидового противоречия.
Современные психологи пришли к выводу, что в рамках материалистической психологии нельзя объяснить понятие смысла, ответить на вопрос, откуда в психическом образе человека берется этот нравственный по сути вопрос: «зачем?».
Современная психология постепенно подошла к тому, что мотивационно-смысловые личностные образования не просто участвуют в побуждении, направлении, оценивании, регулировании, планировании поведения и деятельности, но они реально субъективизируют, очеловечивают, одухотворяют окружающий человека мир. Эти положения чрезвычайно важны для организации педагогического процесса и обучения студентов, наполненного глубоким смыслом. При этом следует обратить внимание на то, что смысловая картина личности многоаспектна. Так, человек может понимать высший смысл, предназначение как созидание своей духовной сущности, выявление и развитие творческих способностей. Этот высший смысл позволяет осмысливать трудовую деятельность, общение с людьми, находить радость общения в семье, черпать творческие силы в общении с природой. Однако все это может осуществляться и на бессознательном уровне. Человек всегда стоит перед уникальной творческой жизненной задачей, в самой специфике решения которой проявляется его внутренний мир, осознанность или неосознанность мотивов и смыслов.
Смысловые структуры более устойчивы, чем мотивационные, которые скорее являются побудительными, первичными. Так, у ребенка или у человека с неразвитым сознанием мотив первичен по отношению к смыслу, а по мере развития личности смысл становится психологически решающим, и на основе смысла человек отдает предпочтение тем или иным мотивам, их формированию и развитию. Последнее является, на наш взгляд, содержанием процесса воспитания и самовоспитания. Смысл определяет отношение человека к миру. Задача воспитания или самовоспитания состоит в замене смыслов натуралистических на устойчивые духовные. Эта направленность сознания, отношение - процесс динамический, в нем происходит переход сознательного в план бессознательного и наоборот, что тоже важно для понимания этапов и процессуальности, например, деонтологического воспитания и развития нравственного сознания студентов, о чем мы поговорим в следующих главах. Вышесказанное не является некоей интеллектуальной добавкой профессионального сознания врачей-педагогов, а наоборот, имеет вполне практическую направленность.
Современная психологическая наука связывает проблему смыслов с появлением возможности изучения реальных движущих сил человеческого поведения во всех субъективных проявлениях личности, так как структура индивидуального сознания может иметь различные сочетания и иерархии смысловых компонентов, и это должен понимать врач-педагог, выбирающий разные техники, методики, технологии работы со студентами и пациентами.
Врачи-педагоги должны понимать, какие из создаваемых ими психолого-педагогических условий способствуют, а какие препятствуют психологическому развитию учащихся и даже имеют пси-хотравмирующий характер. Как показывает практика работы, в идеологии развития наиболее трудным является вопрос о том, «что развивается в образовании... и что образуется в развитии» (Слободчиков). Еще раз подчеркнем, что развитие может происходить «по сущности природы» (как созревание), «по сущности социума» (как социализация) и «по сущности человека» (как саморазвитие). Последнее направление - и есть саморазвитие как фундаментальная способность человека «становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни» (Слободчиков), оно редко осознается как главная цель образования (при признании социализации). Для гуманитарного подхода характерно понимание целей образования как развитие родовых характеристик личности, т.н. высших способностей: рефлексии, целеполагания, творчества, духовности, нравственности и осознания собственного позитивного психологического развития как способности преодолевать основное экзистенциальное противоречие жизни.
Идеология развития личности связана с проблемой психического здоровья и личностной зрелости. Понимание этого важно для профессионального сознания врача-педагога. Например, в ММА им. Сеченова была актуализирована необходимость развития саногенного мышления как предпосылки здорового образа жизни (Орлов).
В настоящее время полноценное психологическое развитие личности как цель и результат образовательных систем представляет наибольший интерес для врачей-педагогов. Исходя из гуманистических представлений можно определить факторы, которые не являются собственно развитием личности, но с которыми его часто отождествляют.
Личностный рост (психологическое развитие) - это не усвоение знаний, способов деятельности, не формирование устойчивой системы «ценностных ориентации», «активной жизненной позиции», «познавательной активности» и т.д. Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл, но их развитие связано с внешними внеличностными критериями. Приведем примеры отдельных подходов.
Для практики высшего медицинского образования и формирования адекватного образа человека в профессиональном врачебном сознании большой интерес представляют идеи представителей гуманистической психологии. Это концепции «здоровой личности» А. Маслоу и «полноценно функционирующей личности» К. Роджерса. В нашей стране известным психологом Б.С. Братусем сделана попытка определить «критерии нормального развития» личности, которые одновременно являются условиями этого развития. Братусь перечисляет следующие критерии.
• Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное системообразующее отношение).
• Способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения.
Творческий, целетворящий характер жизнедеятельности.
• Потребность в позитивной свободе.
• Способность к свободному волепроявлению.
• Возможность самопроектирования будущего.
• Вера в осуществимость намеченного.
• Внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлым и будущими поколениями.
• Стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.
Понятие личностного роста К. Роджерса (о котором до него рассуждал и Л.Н. Толстой) не тождественно продвижению человека по «лестнице» возрастов.
Это всегда сложный многоаспектный процесс, вся драма которого, по мысли Л. Толстого, разворачивается между двумя векторами души - горизонтальной (жизни человека в пространстве и времени как существа конечного) и вертикальной (внутренней, духовной составляющей, характеризующей человека как существо бесконечное). Согласно К. Роджерсу и Л. Толстому, «у каждой души свой путь», процесс личностного роста имеет всегда индивидуально-своеобразную траекторию. По мнению К. Роджерса, «основной закон личностного роста» состоит в том, что если есть или специально создаются психолого-педагогические условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его зрелой личности. При полноценном личностном росте эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность).
К. Роджерс к внутриличностным критериям относит: принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственную свободу, целостность, динамичность.
Дадим краткую характеристику этих критериев.
Принятие себя выражается в признании себя и безусловной любви к себе таковому, каков ты есть, в отношении к себе как к «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору», вере в себя и свои возможности, доверии собственной природе, «организму». К. Роджерс подчеркивает, что целостный организм «мудрее», чем его сознание.
Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» - одно из центральных понятий в гуманистической психологии, в начале века используемое писателями импрессионистского толка как «поток сознания», а корнями уходящее в восточную философию (Лао-Цзы), для которой было характерно использовать образы движения воды для описания различных состояний сознания. Действительно, процесс субъективных переживаний внутреннего мира человеком является тем более зрелым, свободным от психологических защит, чем более человек способен прислушиваться к своей внутренней реальности, жить настоящим - «здесь и теперь», опираясь на реальные свои желания и переживания. К Роджерс пишет, что в ходе психологического развития человек «более полно живет настоящим моментом и узнает, что это самый правильный способ существования» (Роджерс, 1994). Как только человек становится более открытым своему опыту, он начинает больше доверять своим реакциям, свободно выражая как негативные, так и позитивные чувства. В сложных, неоднозначных, беспокойных отношениях с другими людьми у человека появляется доверие к своим внутренним реакциям, которые привели к правильному поведению.
Понимание себя заключается во все более полном и глубоком представлении о себе и своем актуальном состоянии. К. Роджерс в своих рассуждениях основывается на «Я»-концепции, в которой происходит сближение или рассогласование между «Я»-реальным и «Я»-идеальным, приводящее к т.н. конгруэнтности или инконгруэнтности личности. Понимание себя предполагает способность услышать подлинное «Я», голос совести сквозь наслоение социальных ролей (масок), психологических защит.
Ответственная свобода, или внутренний «локус оценивания», означает способность человека к принятию самостоятельных решений и одновременно ответственность за выбор ценностей и собственных оценок, независимость от давления внешних оценок, а самое главное - ответственность за актуализацию своей потенциальности, самобытности.
Целостность. Проблема заключается в том, чтобы сохранить целостность внутреннего мира и личности - как залог способности к психологическому росту и творчеству. Утрата человеком внутреннего единства между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным, между личностью и организмом -препятствие к эффективной регуляции жизни человека. Главное экзистенциальное противоречие между родовой и видовой сущностью Л. Толстым рассматривалось как главное препятствие благополучию человека и в то же время условие его развития. Он писал о том, что смысл и радость человеческой жизни в непрерывной борьбе с грехами, соблазнами, суевериями: они, «как та земля, которая должна покрывать семена любви для того, чтобы они могли взойти».1
Динамичность. Личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. «Человек текуч, в нем есть все возможности», — писал Л. Толстой. Гуманистические психологи подчеркивают, что зрелая личность - это становящаяся личность, а ее рост - это способ существования. Лев Толстой использовал образ путника и говорил, что остановка пути - это «жизнь в гробах своих». К. Роджерс подчеркивает, что важнейшие критерии личного роста - это динамичность, гибкость, открытость к изменениям и способность, сохраняя свою индивидуальность, развиваться через разрешение противоречий и проблем: «Быть процессом, а не целью».
К интерперсональным критериям развития личности, которые затрагивают взаимоотношения личности с внешним миром, межличностные отношения, К. Роджерс относит: принятие других, понимание других, социализированность, творческую адаптивность. Дадим краткую характеристику этих критериев.
Принятие других - важнейший показатель зрелости личности, основополагающее доверие к человеческой природе и чувство глубинной сущностной общности между людьми.
Понимание других - один из показателей личностного роста, способность принять точку зрения другого человека, способность глубокого и тонкого взаимопонимания и сопереживания (эмпатия).
Социализированность - это выражение фундаментального стремления человека к конструктивным социальным взаимоотношениям, способность «жить с другими в максимально возможной гармонии» (Роджерс).
Творческая адаптивность - готовность «выразить и использовать все внутренние потенциальные возможности, становиться все более и более ответственным».
Названые критерии «личностного роста» очень близки концепции личностной зрелости А. Маслоу и, безусловно, могут быть использованы в педагогической практике.
Американский психолог А. Маслоу рассматривает проблему роста как следствие последовательного удовлетворения все более «высоких потребностей». Движение к самоактуализации не может «начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей - таких, как потребности в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.
Рост осуществляется посредством самоактуализации. Самоактуализация подразумевает деятельность, постоянную вовлеченность в процесс роста и развития способностей до максимально возможного уровня, а не удовлетворение малым из лени или из-за недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных творческих усилий. Самоактуализирующиеся индивидуумы стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким.
О том, как осуществляется сам психологический рост, Маслоу попытался рассказать в своей последней работе «Дальние достижения человеческой природы», где он приводит восемь различных типов поведения, ведущих к самоактуализации.
1. Таково, по его мнению, полноценное поведение, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием. Обычно мы сравнительно мало осознаем происходящее в нас и вокруг нас. Однако у каждого человека бывают моменты повышенного осознания и интенсивного интереса, именно эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.
2. Если мыслить жизнь как постоянный процесс выбора, то самоактуализация означает способность человека при каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные стороны. Выбрать безопасное — значит остаться при известном и знакомом, но при этом человек рискует показаться смешным и отставшим от жизни. Выбрать рост – значит, открыть себя новому, неожиданному опыту, однако остается риск оказаться с неизведанным один на один.
3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не потенциально. Самоактуализация - это научение быть созвучным со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.
4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей самостью, т.е. со своим темпераментом, со своими уникальными вкусами и ценностями.
5. Все упомянутые положения помогают развить способность «лучшего жизненного выбора». Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшему выбору того, что конституционно правильно для каждого индивидуума (выбор в искусстве, музыке, пище, выбор при решении серьезных жизненных проблем, таких, как брак или профессия).
6. Самоактуализация - постоянный процесс развития собственных потенций. Это означает использование своих способностей и разума и работу ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать. Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, возможно, с весьма средним талантом, сделали невероятно много.
Самоактуализация - это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.
7. «Пик-переживания» - переходные моменты самоактуализации. Маслоу вводит данное положение, чтобы выразить мысль о том, что люди более целостны, более интегрированы, больше сознают себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.
8. Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих «защит» и отказ от них. Человеку необходимо яснее сознавать, как он искажает свой образ и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.
Каково же понимание полноценно функционирующего человека гуманистической психологией?
Полноценно функционирующая личность - синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруэнтности, полной открытости опыту. Некоторые из этих терминов звучат несколько статически, поэтому необходимо подчеркнуть, что все характеристики такого человека процессуальны. Полноценно функционирующая личность - это человек в процессе, в пути (Толстой), постоянно изменяющийся человек.
1) Полноценно функционирующая личность характеризуется рядом свойств, первое из которых - открытость опыту. Такой человек постоянно движется от защит к прямому опыту, он более открыт собственным чувствам страха, обескураженности, боли. Он также более открыт чувствам мужества, воодушевленности, нежности, благоговения...
2) Вторая характеристика - жизнь в настоящем, полная реализация каждого момента. Человек способен переструктурировать свои реакции в соответствии с опытом, когда опыт предоставляет ему новые возможности.
3) Последняя характеристика - доверие собственным внутренним побуждениям и интуитивным суждениям, все возрастающее доверие собственной способности принимать решения. Человек все лучше может собирать и использовать данные, все более ценит в себе способность обобщать их и реагировать. Это не только интеллектуальная деятельность, но функция личности в целом. Роджерс полагает, что у полноценно функционирующей личности ошибки, если они допускаются, обусловлены скорее неверной информацией, чем неверной ее обработкой. Это похоже на поведение кошки, падающей с высоты на землю. Кошка не вычисляет скорость ветра, угловые моменты и скорость падения, но все это принимается во внимание в ее целостной реакции. Кошка не размышляет, кто столкнул ее, каковы были мотивы для этого и не повторится ли это в будущем; она занята исключительно данной неотложной проблемой, стараясь перевернуться в воздухе, чтобы приземлиться на четыре лапы.
Полнофункционирующая личность свободна реагировать и свободна переживать в опыте свою реакцию на ситуацию. Это сущность того, что Роджерс называл «жить хорошей жизнью». Такой человек постоянно находится в процессе дальнейшей самоактуализации, зачастую пренебрегая определенными чувствами или потребностями. Свою независимость он может доводить до степени, шокирующей его более конформистски настроенных друзей. Однако при этом ему могут быть знакомы многие проблемы обычных людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.
Препятствия росту. В центре внимания всех крупных психологов XX столетия была проблема препятствий личностному психологическому росту.
Эта проблема напрямую связана с проблемой психического, физического, духовного здоровья человека и общества. Она особенно значима и для медицины, и для образования, в ней отчасти реализуется практическая направленность психологической науки.
Знания о том, что препятствует личностному росту, важны для каждого человека, который поставил для себя вопрос корректировки поведения, улучшения взаимоотношений в семье, студенческой группе. Эти же знания важны для врача, который может использовать их для определения и разрешения психологических проблем пациентов, что повлияет на эффективность лечения.
Процесс самоактуализации может быть ограничен как внешними, так внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести определенные события, ограничивающие физические, экономические или даже нормативные возможности роста человека (в результате аварии человек может остаться инвалидом, может потерять все средства к существованию, потерять личную свободу и т.д.). К внутренним факторам можно отнести всевозможные внутренние барьеры - такие, как чрезмерная нерешительность, неуверенность в себе, неспособность установить контакт с другими людьми и т.д. Катастрофы и насилие выступают и как внешние, и как внутренние факторы. Сами катастрофы являются внешними факторами по отношению к индивидууму, но часто создают целый ряд внутренних препятствий к росту и даже механизмы для самоуничтожения личности.
Осознание философско-антропологических основ медицинского образования преобразуется в ценностно-смысловые установки педагогов-врачей, их предпочтения тем или иным способам, методам, техникам работы со студентами и пациентами. Это, в свою очередь, оформляется в той или иной модели обучения студентов, зачастую при наличии смешанных и даже противоположных подходов.
Последнее свидетельствует о неосознанном отношении к философско-антропологическим основам профессионального сознания и деятельности.
Таким образом, мы только начали непростой разговор о философско-антропологических основах профессионального сознания и деятельности врачей-педагогов. Мы приглашаем к продолжению его в рекомендуемой литературе. Многие книги известных западных ученых переведены на русский язык и доступны каждому.
Вопросы к главе
1. Связываете ли Вы знание философско-антропологических основ высшего медицинского образования с качеством выполняемой профессиональной деятельности?
2. Как Вы помогаете студентам формировать субъектные отношения в педагогическом процессе?
ГЛАВА 3.
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 522 | Нарушение авторских прав
|