АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Другие направления и средства интенсивной терапии сепсиса

Прочитайте:
  1. A – и b-адреномиметические средства. Классификация. Фармакологические эффекты. Применение. Побочные эффекты.
  2. F43.8 Другие реакции на тяжелый стресс
  3. F44.88 Другие уточненные диссоциативные 2 (конверсионные) расстройства
  4. I. Методы симптоматической психотерапии
  5. I. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных патогенными грибами
  6. II. Генетика микроорганизмов. Основы учения об инфекции. Основы химеотерапии.
  7. II. Органические средства
  8. II. Снотворные средства с наркотическим типом действия
  9. II. Средства, влияющие преимущественно на рецепторы эфферентной иннервации сердца
  10. III. Средства, понижающие тонус шейки матки

Кортикостероиды. Результаты проспективных многоцентровых рандомизированных и контро­лируемых исследований (доказательства I уровня), проведенные еще в 80-е годы XX столетия, а также метанализ публикаций, показали отсутствие эф­фективности и даже отрицательное влияние на летальность больных с сепсисом высоких доз кортикостероидов (преднизолон 30 мг/кг массы тела). Аналогичные неблагоприятные дан­ные получены при применении высоких доз кор­тикостероидов у больных ОРДС. Именно поэтому «Методические рекомендации по лечению тяжело­го сепсиса и септического шока» Международного форума по сепсису (2001) категорически исключа­ют применение такой терапии при сепсисе.

В последние несколько лет получены весьма инте­ресные новые данные, давшие толчок к другой мето­дологии назначения кортикостероидов при септиче­ском шоке и ОРДС у больных с сепсисом (что образ­но названо «ренессанс кортикостероидной терапии при сепсисе»). Во-первых, в двух рандомизирован­ных исследованиях установлено положительное вли-



хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия


яние длительного, в течение 5-10 сут, применения малых доз гидрокортизона в лечении больных с ре­фрактерным септическим шоком. Введение гидро­кортизона в дозе 100 мг 3 раза в сутки (режим, ис­пользованный Е.Е. Bollaert et al.) в виде непрерывной инфузии 0,18 мг/кг/ч (Briegel I. et al., 1999) способст­вовало стабилизации гемодинамики и отмене вазо-прессорной терапии, а также снижению летальности больных.

Многоцентровое контролируемое исследование, только что законченное во Франции, подтвердило весьма важный факт снижения летальности больных с септическим шоком, связанное с применением ма­лых доз кортикостероидов. Во-вторых, установле­но, что длительное назначение стероидов способст­вует предотвращению формирования фиброза лег­ких в поздние стадии ОРДС. Ряд факторов объясняет положительное действие длительной кортикостеро-идной терапии при сепсисе: коррекция латентной относительной адреналовой недостаточности, уси­ление чувствительности адренергических рецепто­ров (так называемый «пермиссивный эффект»), влия­ние на каскады воспалительной реакции. Эти обнадеживающие данные позволяют реко­мендовать кортикостероиды (малые дозы в тече­ние продолжительного времени 5—10 сут) для ле­чения септического шока. Воздействия на систему гемокоагуляции

1. Антитромбин III и протеин С. При сепсисе
выброс медиаторов воспаления (провоспалитель-
ных цитокинов) быстро приводит к активации ко-
агуляционного каскада и угнетению фибринолиза.
При этом ключевую роль в нарушениях гемокоагу­
ляции играет снижение концентрации антитром­
бина III и протеина С. Как известно, антитромбин
III занимает ведущее место в так называемом внеш­
нем пути коагуляции и подавляет активность таких
факторов, как IXa, XIa, ХПа, Ха, Па и плазмин. Акти­
вированный протеин С взаимодействует с факто­
рами Va, Vila и ингибитором активатора плазмино-
гена. Снижение уровня антитромбина III и протеи­
на приводит к гиперкоагуляции, угнетению фиб­
ринолиза, развитию ДВС-синдрома и тромбоэмбо-
лических осложнений. Установлено, что леталь­
ность при сепсисе находится в четкой обратной
корреляции со снижением концентрации АТ-Ш и
протеина С. Поэтому, несмотря на отсутствие до­
стоверных данных о влиянии на летальность вве­
дения препаратов АТ-Ш при сепсисе, целесообраз­
на коррекция его дефицита.

Обнадеживающие результаты были получены при законченном в 2000 г. клиническом испыта­нии эффективности человеческого активирован­ного протеина С (дротрекогина) при тяжелом сеп­сисе. Применение этого препарата привело к суще­ственному - на 19,4% - снижению риска летально­го исхода больных. Пожалуй, это первое новое средство лечения сепсиса со столь благоприятным жизнеспасительным эффектом. Эксперты полага­ют, что в ближайшее время активированный проте­ин С будет включен в протокол ведения больных с тяжелым сепсисом.

2. Профилактика тромбоза глубоких вен
(тромбоэмболических осложнений) при сеп­
сисе.
В условиях нарушения гемокоагуляции и
синдрома диссеминированного внутрисосудисто-
го свертывания при сепсисе весьма велик риск раз-


вития тромбоза глубоких вен и связанной с этим тромбоэмболией легочных артерий. Фатальные последствия этих осложнений очевидны, посколь­ку на фоне нарушений системного и почечного кровообращения, характерных для сепсиса, даже эмболизация мелких ветвей легочных артерий мо­жет привести к летальному исходу. В настоящее время отсутствуют обобщающие данные о частоте тромбоэмболических осложнений при сепсисе. Опубликованы результаты исследований (7 рандо­мизированных контролируемых исследований) у почти 15 000 больных в ОИТ различного профиля, среди которых было около 20% пациентов с сепси­сом. Профилактическое применение гепарина приводило к существенному снижению частоты ТЭО - с 29 до 13%, снижению летальности с 11 до 7,8% (в целом по всей популяции больных в ОИТ). В группе пациентов, получавших низкомоле­кулярный гепарин (эиоксапарин), риск тром­боэмболических осложнений удалось сни­зить в 3 раза. При этом следует иметь в виду, что частота ТЭО у больных в ОИТ может достигать 33%. Столь высокая частота ТЭО у больных в критичес­ких состояниях обусловлена наличием у них соче­тания факторов риска этих осложнений: пожилой возраст, постельный режим, послеоперационный период, сердечная недостаточность, гиперкоагуля­ция, катетеризация венозных сосудов, применение седативных средств и миорелаксантов.

Имеющиеся данные подтверждают, что профи­лактика ТГВ и ТЭО существенно влияет на результа­ты лечения больных с сепсисом (доказательства I уровня). С этой целью могут быть использованы как нефракционированный гепарин, так и препа­раты низкомолекулярного гепарина. Установлено, что эноксипарин более эффективен и безопасен для профилактики ТЭО в группе высокого риска, чем нефракционированный гепарин.

Главными преимуществами НМГ по сравнению с НФГ является меньшая частота геморрагических осложнений, менее выраженное влияние на функ­цию тромбоцитов, продолжительное действие (что позволяет вводить их 1 раз в сутки) и отсутст­вие необходимости частого лабораторного кон­троля. Эти преимущества объясняются различиями в механизме действия.

С профилактической целью эноксапарин следует назначать 30-40 мг в сутки однократно. В случаях, имеющих противопоказания для применения ан­тикоагулянтов (высокий риск кровотечений, выра­женная тромбоцитопения) у больных с сепсисом, следует прибегать к пневматическим компресси­онным методам профилактики ТГВ.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 490 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)