Судебно-психиатрическая экспертиза. По данным зарубежных авторов (Е
По данным зарубежных авторов (Е. Rochff, 1978; и. Е. Маc Еаchron, 1979 и др.) среди лиц, совершивших правонарушения, страдающие олигофренией достигают почти 40%. Отечественные авторы (И. Н. Боброва, А. Р. Мохонько, 1983) указывают на рост числа лиц с олигофренией среди проходивших судебно-психиатрическую экспертизу за последние десятилетия с 4 до 11%.
В конце XIX — начале XX в. при изучении олигофрении в судебно-экспертном аспекте основное значение придавалось степени интеллектуальной недостаточности. Исходя из этих принципов, невменяемыми признавались лица начиная с тех, у которых слабоумие в степени выраженной дебильности (В. П. Сербский, 1895; С. С. Корсаков, 1898; Е. Кrepelin, 1915 и др.).
Исследователи последних лет, касаясь этой проблемы, уделяют большое внимание пограничным состояниям между вменяемостью и невменяемостью, при которых решение экспертного вопроса зависит главным образом не от уровня снижения интеллекта испытуемого, а от выраженности эмоционально-волевых и психоподобных расстройств. Стали изучаться в судебно-психиатрическбм аспекте психотические расстройства, а также особенности клинической динамики в зависимости от воздействия неблагоприятных внешних факторов (А. А. Чуркин, 1980; О. Г. Сыропятов, 1987; В. Д. Горинов, 1989 и др.).
Наиболее полные данные о психически больных, совершивших общественно опасные действия, представлены в монографии М. М. Мальцевой и В. П. Котова (1995), общественно опасные действия, совершенные больными олигофренией, освещены в работах А. Ю. Березанцева (1990, 1991).
В судебно-психиатрической практике нередко встречаются случаи, когда испытуемые, страдающие олигофренией, пытаются аггравировать (утяжелять) свое слабоумие, что создает определенные сложности при проведении судебно-психиатрической экспертизы и установлении истинного уровня расстройств. На это еще в 1894 г. указывал А. В. Говсеев: «Парадоксальный факт, когда действительно слабоумие при случае симулирует слабоумие». При вынесении судебно-психиатрического заключения следует иметь в виду, что чем более груба и наигранна аггравация или «симуляция», тем более глубока выраженность слабоумия.
При решении вопроса о дееспособности-недееспособности лиц с олигофренией в соответствии со ст. 29 ГК РФ судебно-
441 Глава 31. Симуляция расстройств
психиатрическая экспертиза признает недееспособными и нуждающимися в опеке всех испытуемых с диагнозом олигофрении в стадии идиотии и имбицильности. Аналогичная экспертная оценка выносится и в случаях глубокой дебильности. Испытуемые с более легкими степенями дебильности признаются, как правило, дееспособными.
Теми же признаками руководствуются при экспертизе больных олигофренией, выступающих в судебном процессе в качестве свидетелей и потерпевших.
Малоизученной является проблема агрессивного поведения у лиц с умственной отсталостью, отсутствуют убедительные данные о мерах своевременной профилактики, создании эффективных способов коррекции и контроля (Б. М. Антонян, С. В. Бородин, 1998; Р. М. Масаryтов, 1988; А. В. Неilbrun, 1991).
Тем не менее выявлено влияние микросоциальных факторов и роль резидуально-психоорганической патологии на формирование определенных типов агрессивного поведения.
Агрессия у лиц с умственной отсталостью является неотъемлемой частью их делинквентных действий, и происхождение ее обусловлено сложным взаимодействием неблагоприятных биологических и социально-психологических процессов в онтогенезе. При этом биологические факторы (резидуально-органическая церебральная патология с дефицитом когнитивного процесса), создавая определенные закономерности неиропсихологических (дизонтогенетических) механизмов, обеспечивают возникновение агрессии.
Неблагоприятные психосоциальные факторы, взаимодействуя с биологическими, провоцируют и рецидируют усвоение агрессивного поведения (С. Г. Бецков, 1999).
Глава 31
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 431 | Нарушение авторских прав
|