АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Результаты программы

Прочитайте:
  1. XIV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
  2. ВОПРОС №80: ОНТОГЕНЕЗ КАК ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА. ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА.
  3. Двигательные программы спинного мозга и ствола
  4. Ежемесячно цеховые участковые врачи проводят анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности и обсуждают его результаты на совещаниях у начальника цеха.
  5. Классификация, общая симптоматология свободных грыж живота. Диагностика. Показания и противопоказания к операции. Результаты лечения. Причины рецидивов.
  6. Конечные результаты обучения
  7. Конечные результаты обучения.
  8. Механизм и результаты конъюгации
  9. Наблюдения, результаты, объяснения
  10. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗ СФЕРЫ ПСИХОСОМАТИКИ

На данном этапе экспериментального исследования нами были проведены и апробированы отдельные занятия по программе, на основе которых были разработаны представленные выше модели, что можно отметить как один из значимых результатов работы.

Большая часть занятий была проведена с семьями аутичных детей в период с 06.06.2012 года по 08.01.2013 года.

Некоторые темы занятий: «Цвет моего настроения»; «Образ Я в цветах», «Мини-сад в горшке», «Танец эмоций с тканями в Саду», «Путешествие в царство минералов», «Семейный оркестр», «Песочный ландшафт», «Готовим Сад к весне»; «Волшебные превращения – создаём образ себя»; «Путешествие по снежному Саду», «Сад камней».

Периодически в работу включались элементы музыкальной экспрессии, в форме музыкальной импровизации с использованием самодельных музыкальных инструментов, ксилофонов, трещотки и бубна. На занятии мы сначала знакомились с помощью звуков, издаваемых музыкальными инструментами, как по отдельности, так и в семейных парах. Затем каждый играл на своём инструменте свободную импровизацию и руководил групповым ансамблем, давая команду к началу действия и его окончания. Далее мы менялись по кругу своими инструментами, и очередь дирижировать переходила к следующему участнику. Также в практике занятий с музыкальными инструментами мы использовали форму рондо.

Особенность данной музыкальной формы состоит в том, что один человек играет постоянно одну и ту же композицию, и каждый раз адресует её кому-нибудь из участников. Задача участника ответить на вопрос своей композицией, используя соразмерное количество тактов (например, по два такта). Затем ведущий обращается к следующему участнику, тот отвечает своей импровизацией и так продолжается до тех пор, пока свой ответ не дадут все участники. Игра завершается повторением импровизации ведущим. Дети могут сами ассоциировать данную формой со сказочным сюжетом - на одном из семейных занятий мальчик-аутист приложил форму рондо для музыкальной импровизации по сказке «Колобок». Сочетание музыкальной импровизации со сказочным сюжетом проявило при этом непростой характер семейных взаимоотношений.

Также использовалась такая форма работы, как совместной посадка растений и взаимодействие с живыми природными объектами (Рис.1). Опыт проведения занятий показал повышение эмоциональной включенности детей и родителей, их активности и улучшение самочувствия и настроения при непосредственном контакте с природным ландшафтом.

 

Рис. 1 Пример совместной посадки растений

 

Закончился летний цикл занятий, началась осень, а природный ландшафт дарил новые возможности для арт-терапии. Несколько коробок засохших фломастеров, случайно обнаруженных при переезде организации, дали семьям возможность для создания арт-объекта на клумбе Ботанического сада, совместив это с посадкой луковичных растений (Рис. 2).

 

 

Рис. 2 Создание арт-объекта из фломастеров на клумбе

 

Яркие краски осени зажгли надежду на встречу весны растениями, которые первыми подарят свою красоту при пробуждении природы. Этот растянутый во времени перформанс нужно прожить и почувствовать, дожидаясь, когда посаженные луковицы прорастут в душах детей ростками любви.

Темой следующих встреч стало преображение. На занятии девочка Вероника и ее мама Наталья создавали образ принцессы и королевы-матери. Им в помощь были разноцветные ткани, щедрые дары природы Ботанического сада и атмосфера безопасности. Использование техник фототерапии позволило семье взглянуть на себя с другой стороны, повысить свою самооценку и проявить внутреннюю красоту.

Мама девочки-подростка с инвалидностью и полуторогодовалого малыша, с больным супругом (после перенесённого инфаркта) преобразилась из озабоченной женщины в прекрасную королеву. Занятие позволило маме обрести новый взгляд на себя, изменить отношение к жизненной ситуации и найти ресурсы для восстановления, что подтверждает ресурсность ландшафтной арт-терапии и её реабилитационный потенциал.

Темой одного из занятий (Рис. 3) явилось создание «Сада камней». Несмотря на одинаковые материалы и заготовки, подход у каждой семьи был отличным от других.

 

 

Рис. 3 Примеры работ на тему «Сад камней»

 

Работа по программе носила экспериментальный характер, поэтому ставилась задача апробировать отдельные техники и методические приёмы ландшафтной арт-терапии, а не оценить эффективность программы. По итогам проведённых занятий были отмечены следующие результаты:

1. Развитие навыков саморегуляции у детей и их родителей: в начале программы детям было сложно удержать себя на одном месте в кругу, а с увеличением количества проведённых занятий, повысилась способность детей находиться в кругу, удерживать своё внимание на задании и поддерживать контакт с другими участниками.

2. Уменьшение страха при необходимости совершать собственный выбор: ребёнок, который ориентировался в начале занятий на выбор матери, стал делать выбор более свободно, а его родители научились выдерживать паузу, предоставляя этот выбор. Первоначально выбор за ребёнка совершала мама, которая постепенно научилась ждать, когда ребёнок сделает выбор и самостоятельно начнёт выполнять необходимые ему действия.

3. Совершенствование коммуникативной сферы: дети с достаточно выраженной формой нарушений стали обращать внимание друг на друга, радоваться встрече, даже после длительного отсутствия на занятиях кого-нибудь из них, обращать внимание на родителей друг друга, слышать обращения и реагировать на просьбы, как своего родителя, так и другого взрослого.

4. Появилось стремление к сотрудничеству, взаимопомощи при выполнении упражнений, способность работать в паре и ждать своей очереди при работе в кругу, что наглядно было видно при круговой игре на музыкальных инструментах и совместных посадках растений.

5. Улучшение самоотношения у детей, отношения родителей к ребёнку и появление в семье позитивного эмоционального настроя. Данные изменения можно пока отметить как недостаточно стабильные и зависящие от устойчивости посещения занятий. В группе детей, занимающихся реже и пропускающих занятия по разным причинам, колебания эмоционального детей и родителей более выражены.

6. Родители детей начали лучше понимать своё состояние и состояние детей, как своих, так и других, что может свидетельствовать о развитии эмоционального интеллекта.

7. У родителей также снизился страх «выхода в люди» со своим ребёнком – они начали активно участвовать в арт-педагогических событиях, календарных праздниках, организуемых Ботаническим садом, где помимо них участвуют и семьи с условно здоровыми детьми.

8. У многих родителей и детей сформировались позитивное отношение к природному ландшафту, навыки практической работы в саду, способность к импровизации в ландшафтных условиях и творческому самовыражению.

9. Важно отметить и изменения в эмоциональном состоянии родителей: они стали более раскрепощёнными, активно включаются в предлагаемые драматические игры и танцедвигательные техники. Они сами придумывают игры с природными образами в сенсорной комнате, создают и разыгрывают свои роли в играх со всеми детьми группы, переключаясь со своего ребёнка на других и организуя их творческую активность.

10. У детей активно формируются навыки взаимодействия друг с другом и с другими взрослыми: так на одном из занятий взрослые пытались объяснить девочке, что ей нужно передать мяч следующему по кругу человеку, она не реагировала, а стоящий перед ней мальчик взял мяч и её руками произвёл нужное действие, после чего, в следующем круге девочка выполнила это действие уже сама.

Как важный эффект воздействия ландшафтной арт-терапии важно обозначить и изменение эмоционального фона детей при проведении занятий на открытой территории Ботанического сада и в помещении. Сад позволяет создать безопасное пространство на своей территории, где ребёнок и родители могут осваивать окружающую среду в атмосфере приятия и поддержки.

Подводя итоги работы по экспериментальной программе на данном этапе исследования, мы считаем необходимым обозначить направления её дальнейшего совершенствования:

· проведение констатирующей и контрольной диагностики до начала и после проведения занятий;

· фиксация в процессе занятий экспрессивных проявлений участников:

· включение экспресс-диагностики эмоционального состояния и взаимодействия с ребёнком в конце каждого занятия;

· шерринг в конце занятия с вербализацией эмоциональных состояний в процессе выполнения арт-терапевтических техник;

· последовательное соблюдение структуры и плана занятия при гибком подходе к их проведению.

 

Заключение

Подводя итоги проведенного пилотажного исследования ландшафтной арт-терапии как метода социальной интеграции семьи с особым ребёнком можно сделать следующие выводы.

1. Взаимодействие человека с природной средой носит для социальной общности интегрирующий характер, а для каждого индивидуума в отдельности создает потенциальную возможность приобщения к сообществу в практике социального взаимодействия в природном ландшафте.

2. Теоретический анализ работ по теме исследования позволил достигнуть поставленной цели - построить системную модель ландшафтной арт-терапии, где ключевыми понятиями являются культурный ландшафт и системно-ориентированный подход в арт-терапии, разрабатываемый А.И. Копытиным (Копытин А.И., 2010, 2011; Копытин А.И, Корт Б., 2013).

3. На основе системной модели ландшафтной арт-терапии, ключевыми составляющими которой являются множественность коммуникаций между психической реальностью и искусством, социальной реальностью и ландшафтом, цикличный характер коммуникаций и взаимосоответствие процессов внутренней и внешней активности человека и социума, была разработана система программ ландшафтной арт-терапии.

4. В процессе реализации программ ландшафтной арт-терапии был выявлен системный характер взаимодействия и взаимоотношений, возникающий при включении в процесс построения арт-терапевтических отношений природного и культурного ландшафта.

5. Данная система программ в процессе апробации доказала свою эффективность как метод социальной интеграции не только семьи с особым ребенком, но и условно здоровых семей и специалистов при комплексном характере работы.

6. Социальная интеграция семьи с особым ребёнком происходит за счёт обеспечения эффективности сопровождения, поддержки, развития, моделирования и включения ландшафтной арт-терапии в структуру жизнедеятельности семьи и общества, в котором она развивается.

7. Реализация программ показала специфику ландшафтной арт-терапии, обеспечивающую её эффективность как метода социальной интеграции семьи с особым ребёнком:

- опора на здоровый потенциал личности;

- создание комфортной и безопасной среды в ландшафтных условиях;

- расширение круга социального взаимодействия семьи и совместного внимания к общему пространству;

- возможности для проявления внутреннего мира ребёнка, материализации и воплощения его переживаний в конкретные объекты;

- формирование практических навыков рационального природопользования и устойчивого развития;

- объединение ресурсов социальной общности;

- развитие социальной ответственности;

- нормализация биологических ритмов особых детей и формирование навыков организованного поведения.

8. Требуется продолжение экспериментального исследования в интересах целостной реализации системы разработанных ландшафтных арт-терапевтических программ с последующей оценкой данных констатирующей и контрольной диагностики.

 

Литература:

Бурно М.Е. (1989) Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина.

Копытин А.И. (2010) Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.

Копытин А.И. (2011) Арт-терапия психических расстройств. СПб.: Речь.

Копытин А.И., Корт Б. (2013) Техники ландшафтной арт-терапии. Москва: Когито-Центр.

Копытин А.И., Корт Б. (2011) Ландшафтная арт-терапия: работа с найденными объектами // Исцеляющее искусство. Том 14, №3, С. 52-72.

Ammon G. (1994) Milieu therapy // Dynamische Psychiatrie, H. 144-145, S. 24-27.

Buzzell L., Chalquist C. (2009) Ecotherapy. San Francisco: Sierra Club Books.

Rust M.-J. (2008 a) Consuming the earth: unconscious processes in relation to our environmental crisis. Keynote lecture for Climate of Change Conference Bristol, UK.

Rust M.-J. (2008 b) Nature hunger counseling // Psychology Review. May, Vol. 23, P. 2.

 

Об авторе: Лилия Шарафиева – психолог, закончила годичную программу дополнительного образования «Арт-терапия в медицине, образовании, социальной сфере» (НОУ Институт практической психологии «Иматон»).

 


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 459 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)