АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Иммунитет 14 страница

Прочитайте:
  1. A. дисфагия 1 страница
  2. A. дисфагия 1 страница
  3. A. дисфагия 2 страница
  4. A. дисфагия 2 страница
  5. A. дисфагия 3 страница
  6. A. дисфагия 3 страница
  7. A. дисфагия 4 страница
  8. A. дисфагия 4 страница
  9. A. дисфагия 5 страница
  10. A. дисфагия 5 страница

Дж. Фрамо (Framo, 1981) выделил следующие основные положения теории объект­ных отношений:

1. Человечество, как вид, изначально находится в постоянном поиске объектов.

2. Человеческие существа не способны реально изменять объекты, поэтому созда­ют их внутренние психологические дубликаты.

3. Эти внутренние дубликаты претерпевают изменения с течением времени, по мере того как люди устанавливают новые отношения.

4. Люди используют текущее взаимодействие для исцеления прошлых конфлик­тов в родительской семье.

5. Выбор партнера и обращение с детьми имеют в своей основе проективный про­цесс, в результате которого супруг и дети замещают отсутствующие фигуры из прошлых, первичных, объектных отношений.

Лояльность семейным традициям

Прошлое оказывает влияние на настоящее через лояльность семейным традици­ям (Boszormenyi-Nagy & Spark, 1973). Лояльность индивида по отношению к роди­тельской семье — это нечто большее, нежели чувство признательности родителям за свое воспитание или желание вернуть им некий долг. Не следует забывать о много­численных проявлениях скрытой лояльности, династических ожиданиях (generatio­nal legacies) и неразрешенных конфликтах в ряду поколений. Проиллюстрируем вы­шесказанное на примере.

Джон, молодой страховой агент, обратился к психотерапевту с жалобами на депрессию и желание покончить с собой. После недавнего развода он переехал в другой город, сменил профессию и место работы, порвав с банковским бизнесом. Несмотря на то, что переживания, связанные с разводом, остались позади, Джон не только не чувствовал облегчения, но и жаловался на ухудшение состояния. Свою затянувшуюся депрессию он неохотно объяснил тем, что «всех подвел». Джон охарактеризовал себя как «полного неудачника», хотя не считал свой раз­вод большой трагедией. Ощущение крушения надежд было настолько сильным, что Джон не мог придумать, как оправдаться перед «всеми». Понятие «все» вклю­чало родителей, дальних родственников и малолетнего сына.

Положение Джона стало проясняться по мере того, как психотерапевт больше узнал о семейной истории и традициях. Дед Джона был выходцем из бедной семьи

34 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

и получил плохое образование, однако ценой огромного труда в условиях безжа­лостной конкуренции сумел организовать собственный страховой бизнес. Все же прочного материального положения деда оказалось недостаточно для того, чтобы быть принятым в высшем обществе, куда он так стремился. Дед много пил, вызы­вающе вел себя на людях, жестоко обращался со своей женой и двумя сыновьями. Его любимцем был старший сын, а младший (отец Джона, Уолтер) был ближе к матери. Уолтер завидовал брату, втайне желая быть любимым и принятым своим отцом. Когда старший брат погиб на войне, Уолтер стал единственным наследни­ком семейных традиций, включая репутацию своего отца, семейный бизнес и тя­гостную семейную атмосферу.

Гибель сына была тяжелым ударом для отца, который вскоре отошел от дел и стал много пить. Для Уолтера настали трудные времена: он был занят спасением отцов­ского бизнеса, пытался помешать появлению отца на людях, защищал мать от отца и параллельно ухаживал за девушкой из высшего общества. Уолтер посвятил свою жизнь тому, чтобы заполнить пустоту, возникшую в семье после гибели брата, и справиться с семейным горем и другими проблемами. Уолтер принес слишком большую жертву: его сын Джон однажды почувствовал, что пора отдавать долги. После смерти страдавшего алкоголизмом отца Уолтер решил наверстать упущен­ное отцом, получить хорошее образование, чтобы мать могла им гордиться, обрес­ти положение в обществе, что так и не удалось его отцу, а также дать своему ма­ленькому сыну Джону все то, чего был сам лишен — уважение окружающих и близ­кие отношения с отцом.

Джон всегда жил в достатке, постепенно усваивая семейные традиции. В отли­чие от своего отца, Уолтер баловал жену и старался дать сыну все самое лучшее. С детства мальчик учился в престижных пансионах. Получая все возможные ма­териальные блага, Джон был лишен теплых отношений с родителями. Он считал себя обязанным: 1) не запятнать честь семьи, 2) быть признательным своему отцу за его неисчислимые жертвы, 3) вести себя так, словно его мать проявляла по от­ношению к нему любовь и теплоту, 4) наслаждаться жизнью, чего никогда не мог позволить себе отец, и 5) никогда не подвергать критике свои отношения с отцом или недостатки деда. Внешне Джон всегда выглядел вполне благополучным, но в душе чувствовал пустоту. Он решил устроить свою жизнь так, чтобы соответство­вать ожиданиям отца. Будучи единственным наследником, юноша ощущал силь­нейшее давление со стороны отца, который надеялся на воплощение в сыне своей мечты. Кроме того, на Джона давил груз тех проблем, с которыми сталкивались члены семьи на протяжении нескольких поколений. Он сожалел о том, что его дет­ство прошло в одиночестве, потому считал себя ущербным. Его обижало, что мать целиком была занята собственной персоной, но он полагал, что не должен делить­ся этой обидой с окружающими.

Повзрослев, Джон, казалось, стал воплощением несбывшийся мечты отца, иску­пил многочисленные жертвы предшествующих поколений. Юноша поступил в правильный колледж, правильно женился, выбрал правильную профессию (бан­ковского служащего), даже дом выкрасил в правильный цвет. Он пользовался пре­стижной машиной и безупречно одевался. Джон позаботился и о том, чтобы его рубашки были накрахмалены так же, как отцовские. Обязательства соответство-

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия 135

вать династическим ожиданиям опутали всю жизнь Джона. К несчастью, жена ушла от него, забрав с собой сына. Стремление Джона к респектабельности было на­столько всепоглощающим, что женщина не смогла найти своего места в этом бра­ке. Не чувствуя себя в силах встречаться с общими друзьями и принимать сочув­ствие от членов своей семьи, Джон отправился в добровольную ссылку в другой город, где стал работать страховым агентом. Он выбрал именно эту профессию, потому что, по его словам, «ничего другого не подвернулось». Джону пришлось не только пережить свой развод, но и справиться с унаследованным от предыдущих поколений бременем династических ожиданий. Бошормени-Надь (Boszormenyi-Nagy & Spark, 1973) метко называет это бремя платой по счетам предков (ledger balancing). Джон впал в депрессию не только в связи с собственным разводом, но и потому, что в его настоящей утрате воплотились прошлые утраты предыдущих поколений.

История Джона иллюстрирует некоторые наиболее деструктивные проявления лояльности семейным традициям. Вместе с тем, именно лояльность объединяет чле­нов семьи, заставляет проявлять альтруизм, дает надежду на будущее. Формула «от­дать, чтобы получить» («giving to get») непосредственно применима к жизни семьи на протяжении ряда поколений. Несмотря на то, что молодые родители, помогающие ребенку сделать первые шаги, не получают за это немедленной отдачи, все это нахо­дит свое отражение в системе семейной лояльности. Молодые родители «компенси­руют» собственным родительским семьям за их жертвы, открывая тем самым «кре­дит» своему ребенку. Именно в семье люди учатся отдавать и получать, узнают о гру­зе обязательств, «долге» в случае принятия дара. В некоторых семьях этот «долг» небольшой и плата по нему (частичной утратой своей автономии) также мала. В дру­гих семьях, как в семье Джона, «долг» одного поколения другому очень велик, а зна­чит, велика и плата, существенно ограничивающая автономию индивида.

Что же определяет различия между семьями в континууме «отдачи и получения»? Почему эмоциональная отдача в одной семье имеет такую высокую цену и почему эта цена неодинакова для членов одной и той же семьи? Семейные психотерапевты транс­генерационного направления, в частности Мюррей Боуэн (Bowen, 1978), задали себе эти вопросы. Следующий раздел знакомит читателя с некоторыми из ответов.

Эволюция эмоций и разума

На одном полюсе континуума, о котором идет речь, эмоциональная отдача, или за­бота, предоставляется без заманивания потребителя этой заботы в ловушку. На дру­гом полюсе потребитель заботы ощущает себя погребенным под ее грузом. На протя­жении континуума меняется соотношение между индивидуальностью и сплоченнос­тью (Кегг, 1981) в семьях. Сторонники других подходов к семейной психотерапии формулируют эту концепцию сходным образом; так, Минухин (Minuchin, 1974) на­звал ее матрицей идентичности («matrix of identity»). Для того чтобы получить пред­ставление о взглядах семейных психотерапевтов трансгенерационного направления, целесообразно рассмотреть три связанные между собой концепции Мюррея Боуэна (Bowen, 1966,1978), а именно 1) дифференциацию, 2) триангуляцию и 3) семейный проективный процесс (family projection process).

136 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Дифференциация

Получив базовую подготовку как психоаналитик, Мюррей Боуэн работал над созда-тоем теории возникновения эмоциональных расстройств, которая не противоречила бы хругим наукам, в частности биологии. Боуэну удалось объединить различные теорети-1еские разработки, учение Фрейда о бессознательном (Ид, или «Оно»), дарвиновскую теорию эволюции, а также результаты собственных исследований семей больных ши-юфренией в Национальном институте психического здоровья, NIMH (Bowen, Dysinger, Brodey, & Basmania, 1957). M. Боуэн высказал предположение о том, что эмоциональ-ше расстройства являются побочным продуктом человеческой эволюции. Он разви­вал идею о том, что человек имеет две системы функционирования: эмоциональную ■истему, общую с низшими представителями животного мира, и мыслительную систе­му, разум, (кору головного мозга), которая появилась, по эволюционным меркам, срав-гательно недавно. Чем более слиты, или менее дифференцированы, эти системы, тем 5олее индивид склонен реагировать на импульсы, исходящие от системы эмоций. При юзникновении тревоги эти две системы сливаются, утрачивая способность к раздель-юму функционированию. Фразы типа «его мысли перенасыщены эмоциями» или «она ie способна ясно мыслить» выражают обывательское восприятие человека, прибегаю-цего скорее к эмоциям, нежели к доводам разума.

Степенью дифференциации мыслительной системы и системы эмоций определя­йся способность индивида к сохранению собственного «Я» в отношениях с другими иодьми (Кегг, 1981). Чем дальше мысли отстоят от чувств, тем с большей вероятнос-ъю индивид сумеет сохранить свое «Я» в близких отношениях. Люди вступают в брак: приблизительно одинаковым соотношением способностей реагировать на уровне 1моций или разума.

Кажущиеся различия в дифференциации этих способностей обычно объясняются тзличными стилями совладания с эмоциями (Bowen, 1978). Один из партнеров мо-кет выглядеть более сдержанным только потому, что склонен к интеллектуализации воих эмоций. Кроме того, каждый супруг имеет определенный уровень дифферен-(иации своего «Я»; то есть ощущение того, где заканчиваются ценности и установки ■упруга и начинаются его собственные ценности и установки. Теоретически пары мо-ут варьироваться от не имеющих своего «Я» (склонных к эмоциональному реагиро-1анию) до обладающих развитым «Я» (способных рассуждать). Поскольку большин-тво пар находятся где-то посередине между этими двумя крайностями, все они испы-ывают определенное эмоциональное напряжение. В диадических взаимоотношениях неизбежностью возникает конфликт, когда один партнер эмоционально реагирует ia ответы второго до тех пор, пока не возникнет угроза для отношений (или для од-юго из участников). В этот момент в диадическую борьбу вводится третье лицо или [ечто другое (например, алкоголь или работа) с целью ослабить напряжение, что ве-[ет к возникновению треугольника.

Триангуляция

Классическим примером триангуляции является бедственное положение несчаст-юй Этель Мерц в старом шоу «Я люблю Люси». В каждом эпизоде она произносила тандартную фразу: «О, нет, Люси, только не заставляй меня участвовать в очеред-

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия 137

ном безумном проекте только потому, что Рики никогда на это не согласится!». Ну, конечно же, она неизменно попадала в «треугольник отношений». В реальной жизни все выглядит далеко не так забавно для членов семьи с низкой дифференциацией и постоянной потребностью разряжать напряжение на других. «Треугольники отноше­ний» неизбежно возникают в том случае, когда пара отличается чрезмерно низкой дифференциацией эмоций и разума и нуждается в том, чтобы смягчать конфликты и избавляться от излишнего напряжения за счет третьего лица. «Треугольники» не обя­зательно свидетельствуют о патологии — любые отношения между людьми могут рас­сматриваться как потенциальные источники их формирования.

В семьях с высокой дифференциацией и низким уровнем тревоги смягчение стрес­са происходит практически без ущерба для индивидуальности каждого. Члены семьи просто перераспределяют обязанности в зависимости от того, какая перед ними сто­ит проблема и кому в данный момент труднее всего. Напротив, в семьях с низкой диф­ференциацией и высоким уровнем тревоги эмоциональная реактивность проявляет­ся в образовании множества связанных между собой «треугольников отношений». Например, при рождении ребенка триангуляция происходит автоматически. Вновь образованный «треугольник» (отец — мать — ребенок) оказывает воздействие на уже существующие. Предположим, что до рождения ребенка конфликт между супругами иногда настолько обострялся, что жена вовлекала в «треугольник отношений» свою мать (например, обсуждала с ней суть разногласий). Несмотря на то, что вовлечение матери смягчало напряжение, муж ощущал себя отстраненным от семьи. Эта триан­гуляция удовлетворяла потребность матери, позволяя ей разряжать на дочери напря­жение, возникшее в собственных отношениях. Можно только гадать, насколько сильна была лояльность семейным традициям в данном примере. Рождение ребенка порож­дает у мужа желание вернуться в семью, чтобы заботиться о ребенке. Одним из спо­собов является попытка вывести тещу за пределы нуклеарной семьи. Если это удает­ся, то теща отныне вынуждена сама справляться с напряжением, возникающим в соб­ственных супружеских отношениях. При условии высокой дифференциации в ряду поколений, «треугольник» представителей старшего поколения сможет подыскать другой объект для разрядки напряжения. Одним из возможных вариантов является «игра на троих с открытыми картами» («triangle showdown») — то есть муж вступает в борьбу с тещей за место в семейном кругу рядом с женой/дочерью. В этот конфликт с большой вероятностью будут вовлечены и другие люди, а также работа и здоровье.

Описанный пример доказывает то, что уровни дифференциации переходят через границы между поколениями. Каким образом это происходит, вы узнаете из следую­щего раздела.

Семейный проективный процесс

Термин семейный проективный процесс (Bowen, 1966) свидетельствует о том, что, согласно наблюдениям, уровень дифференциации у детей, как правило, соответ­ствует уровню дифференциации у их родителей. Тем не менее у разных детей диф­ференциация выражена в разной степени. Если уровень дифференциации у одного из детей высок (что проявляется в хорошо сформированном «Я» и низкой эмоцио­нальной реактивности), то его брат или сестра могут иметь низкий уровень диффе­ренциации (то есть слабое «Я» и высокую эмоциональную реактивность). Такая ва-

138 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

риабельность обусловлена тем, что родители склонны разряжать напряжение пре­имущественно на одном из детей. Имеется в виду, что родители проецируют соб­ственные эмоциональные конфликты на ребенка и пытаются у его контролировать. Краткое хронологическое изложение случая из практики поможет прояснить то, каким образом конфликты в объектных отношениях, лояльность, обязательства, дифференциация, триангуляция и семейный проективный процесс описывают раз­личные характеристики одного и того же многопоколенного процесса. Рассмотрим это на примере Джона, случай ко-торого уже был описан в этой главе, взяв за нача­ло отсчета его отца, Уолтера, и будем двигаться назад, в прошлое, чтобы увидеть, каково его влияние на настоящее.

Уолтер был младшим сыном в семье, любовь и уважение своего отца ему так и не удалось заслужить, а мать слишком часто использовала его для того, чтобы раз­рядить напряжение в супружеских отношениях (семейный проективный процесс). Не будучи способен изменить эти объекты, Уолтер интернализовал их, в резуль­тате чего образовались субидентичности (объектные отношения). Игнорируя соб­ственную потребность в любви и заботе, Уолтер стремился к респектабельности. Основным недостатком отца, по мнению матери, было его безобразное поведение. Уолтер часто слышал о тех мучениях, которые ей пришлось испытать из-за неуме­ния отца себя вести и отсутствия у него положения в обществе. Уолтер ощущал, что в долгу перед матерью, и одновременно испытывал обиду на нее, стремясь из­бавиться от чрезмерной эмоциональной близости, возникшей вследствие слишком жестко закрепленного «треугольного» альянса.

В своей жене Уолтер надеялся обрести надежного друга с хорошими манера­ми, социальным положением и умением контролировать свои эмоции. Он встре­тил женщину, которая олицетворяла объектные отношения, отсутствовавшие в его собственной жизни, и женился на ней. Безусловно, его невеста Хелен, выходя за­муж, также надеялась обрести свой эго-идеал. Она была единственным ребенком и постоянно находилась в центре внимания. Родители больше заботились о ней, чем о самих себе. Тем не менее объектные отношения Хелен не удовлетворяли ее потребностей в доверительных отношениях и автономии. Эта двойственность по­явилась в стремлении Хелен быть в центре внимания, а также в парадоксальном отказе от сближения с кем бы то ни было.

Внешне брак Уолтера и Хелен казался благополучным. Хелен требовала, Уол­тер выполнял, и потребности обоих отчасти удовлетворялись. Однако сближению супругов мешало то, что в прошлых отношениях (в родительских семьях) близость всегда сопровождалась чувством обиды и утратой индивидуальности. Поскольку оба партнера были вовлечены в «треугольники отношений» в своих родительских семьях, им не удалось сформировать сильное «Я» — то есть, дифференциация эмо­ций и разума была низкой. Под действием стресса оба утрачивали способность разумно рассуждать и переключались на эмоции. Их отношения, на первый взгляд благополучные, заключали в себе скрытый конфликт.

Вовлеченность Уолтера и его старшего брата в «треугольник» родительских отношений отчасти определялась порядком их рождения. Родители уделяли по­вышенное внимание старшему сыну, который должен был олицетворять достаток

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия 139

и благополучие семьи. Младший сын, Уолтер, невольно помогал родителям изба­виться от напряжения, связанного со скрытым супружеским конфликтом.

Со смертью старшего сына в семью пришло не только горе, но и утрата надеж­ды на обретение положения в обществе. Многие поколения семьи трудились над тем, чтобы вырастить представителя высшего общества, и утрата была невоспол­нима. Уолтер это остро ощущал. Несмотря на то, что от него ничего прямо не тре­бовали, Уолтеру казалось, что именно он должен восполнить эту утрату, отдать долг предшествующим поколениям. Лояльность семейным традициям зачастую не осознается. Сын Уолтера и Хелен, Джон, должен был продолжить дело отца. Бу­дучи вовлечен в родительский конфликт, Джон не смог достичь высокого уровня дифференциации «Я». То есть он с годами научился внутренне переживать все, что происходило между родителями. У Джона практически отсутствовала способность подчинять свои эмоции разуму. Кроме того, он не всегда мог отличить собствен­ные чувства от эмоционально окрашенных переживаний в ответ на чувства роди­телей. Интернализация объекта уравновешивалась стремлением достичь в жизни высот. Джон отличался повышенной чувствительностью к критике и ста­рался вести себя так, чтобы родители были им довольны. Юноша ощущал, что ве­сти себя иначе означает не быть лояльным семье.

Джон остановил свой выбор на Сузан, поскольку она напоминала ему мать, но отличалась добротой и приветливостью. Семья жены, по сравнению с его соб­ственной, была менее обеспеченной. В глубине души Джон надеялся таким обра­зом отмежеваться от своих родителей. Сузан предпочла Джона, поскольку он в ней, по-видимому, нуждался, и надеялась, что Джон не будет с ней так строг, как ее отец. Однако первые годы супружества оказались для Сузан нелегкими. Она тосковала по родителям и ощущала сильное давление со стороны окружающих. Более того, Джон постоянно критиковал ее. Супруги попали в порочный круг, который сфор­мировался в предыдущих поколениях. Джон изо всех сил старался произвести впе­чатление на родственников и партнеров по бизнесу, а Сузан должна была играть роль гостеприимной хозяйки и образцовой жены, постоянно выслушивая крити­ческие замечания мужа. В случае конфликта Джон начинал усиленно критиковать жену, а она мстила ему по мелочам, ставя его на людях в неловкое положение (на­пример, надевала не подходящее к случаю платье). Джон воспринимал это как уг­розу имиджу семьи, во имя создания которого его предками были принесены та­кие жертвы, и начинал еще больше паниковать. Он злился на нее до тех пор, пока она не уходила на время к своим родителям, возвращаясь лишь после того, как все успокоится. Напряжение усиливалось, и однажды Сузан приняла решение не воз­вращаться. Для нее уход от мужа символизировал победу над строгим отцом; для Джона это было равносильно разрушению долго создаваемого карточного доми­ка. Утрата любви — трагическая утрата, но по большей части развод является куль­минацией семейной динамики, развивавшейся на протяжении многих поколений семьи.

Приведенный пример, безусловно, затрагивает лишь малый фрагмент истории дан­ной семьи. Можно обратиться в прошлое, к ранним годам жизни отца Уолтера, или заглянуть в будущее, к праправнукам Джона. Развод Джона стал фоном для форми-

140 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

рующихся объектных отношений его сына, семья невесты которого будет иметь соб­ственную историческую динамику.

Семейные психотерапевты трансгенерационного направления считают, что про­шлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую семейную динамику. Пред­полагается, что наше мышление столь подвержено влиянию прошлого потому, что как вид мы сравнительно недавно обрели способность разумно мыслить, не взирая на эмоции. Зачастую поведение предопределяется эмоциональным зарядом прошлых переживаний, а не тем, что представляется разумным в настоящем. Текущие близкие отношения становятся для обоих партнеров ареной для проработки прошлых взаи­модействий. Этот сложный процесс прерывается при возникновении конфликта, на­пряжения или стресса. Тогда, с целью разрядить напряжение, в процесс вовлекаются другие люди. Спроецированный семейный стресс служит контекстом для будущих объектных отношений и, пересекая границы между поколениями, передается в виде своеобразного «приданого», или «наследства».

После краткого изложения теоретических концепций трансгенерационной семей­ной психотерапии, рассмотрим их применение в психотерапевтической практике.

Практика трансгенерационной семейной психотерапии

Существенным отличием трансгенерационной семейной психотерапии от других подходов является то, что ее сторонники не делают акцент на пошаговом применении той или иной процессуальной техники. Если психотерапевты структурного и страте­гического направлений уделяют большое внимание деталям коммуникации между терапевтом и членами семьи, даже предлагают сценарии проведения интервью, сто­ронники трансгенерационного подхода говорят о технике в более широком контекс-ге. Считается, что психотерапевт должен хорошо знать теоретические основы транс­генерационного подхода и тщательно обследовать родителей пациента. Непременным условием успешной работы является разрешение собственных межпоколенных се­мейных конфликтов, что позволяет психотерапевту выработать свой стиль и метод применения теории на практике. Это значит, что психотерапевту следует достичь определенного уровня дифференциации, чтобы не быть вовлеченным в эмоциональ­ный конфликт между членами своей семьи (Bowen, 1978). Речь идет об истинной диф­ференциации, а не об овладении какой-либо техникой.

Этот раздел посвящен техническим разработкам семейных психотерапевтов транс-генерационного направления с учетом уникальности и своеобразия каждого из них. Акцент делается на общих моментах подхода к оценке семейного взаимодействия, выбору целей психотерапии и применению техник вмешательства.

Оценка семейного взаимодействия

Семейные психотерапевты трансгенерационного направления считают основным методом оценки клиническое интервью. Причем больше полагаются на свое знание тео­рии и клинический опыт, нежели на разнообразные опросники и объективные тесты.

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия

Если Фрамо (Framo, 1981), Боуэн (Bowen, 1978) и Уильямсон (Williamson, 1982b) подчеркивают необходимость проведения нескольких интервью, то Бошормени-Надь (Boszormenyi-Nagy & Spark, 1973) вообще не выделяет оценивание в самостоятельный этап психотерапии. Напротив, Бошормени-Надь описывает диагностический процесс как составную часть формирования доверительных отношений с семьей. То есть оцен­ка семейного взаимодействия имеет определенные особенности и зависит от личного подхода клинициста. Тем не менее Керр (Кегг, 1981) дает следующие, общие для мно­гих представителей этого направления рекомендации по проведению оценивания:

1. Фокусируйте внимание на анамнезе с точки зрения этиологии симптома (сома­тического, эмоционального или поведенческого). Особо отметьте важнейшие жизнен­ные события на протяжении истории семьи.

2. Сбор информации начинайте с момента знакомства родителей и вплоть до насто­ящего времени. Особый интерес представляет период ухаживания и брачная церемо­ния. Имеют значение сведения об этапах жизненного цикла семьи, переездах из одного географического региона в другой, образование и профессиональная деятельность.

3. Займитесь изучением расширенной семьи каждого из супругов. Информация о братьях и сестрах, их текущая семейная жизнь, эволюция эмоциональных отноше­ний между родителями — все это представляет особый интерес. Важными показате­лями семейной динамики являются сведения о рождениях и смертях, состоянии здо­ровья, физической близости и значимых жизненных событиях в родительской семье каждого из супругов.

Клиницист внимательно выслушивает рассказ членов семьи, пытаясь обнаружить связь семейной проблемы с историческим контекстом. Допустим, проблема заключа­ется в депрессии, тогда клиницист выдвигает первичную гипотезу, основываясь на результатах своего наблюдения и теориях развития депрессии. Так, психотерапевт может предположить существование у клиента внутреннего критического голоса (ин-тернализации), который внушает ему, что ни проблему, ни свое восприятие этой про­блемы изменить нельзя. Психотерапевт задает вопросы с целью проследить историю появления этого голоса, обязательно идентифицирует текущие ситуации, в которых этот голос звучит. Что общего между этими ситуациями и прошлыми переживания­ми? Кто был вовлечен в эти прошлые переживания и почему? С помощью этих воп­росов удается сделать первые шаги в изучении истории эмоциональных отношений в семье. Прежде чем психотерапевту удастся мысленно воссоздать сложную истори­ческую карту семьи, необходимо изучить и некоторые другие аспекты проблемы. С целью проиллюстрировать этот процесс обратимся к ключевым теоретическим кон­цепциям, ранее описанным в этой главе, и, исходя из них, наметим аспекты, имеющие значение для определения целей лечения.

1. Как прошлое проявляет себя в настоящем?

A. Каковы были ранние объектные отношения пациента?

Б. Какие слои отношений впоследствии заслонили эти ранние отношения?

B. Как исторические аспекты проявляются в существующих близких отноше­ниях?

Г. Каков эмоциональный «долг» в семье?

142 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Д. Какие в семье традиции и насколько выражена лояльность им? Е. Насколько сильно нарушено равновесие между поколениями? 2. Какова история проявления эмоций и разума в семье?

A. Каков потенциал разумного функционирования, и насколько члены семьи различаются по этому признаку?

Б. Какие основные «треугольники отношений» существуют в семье и как они изменялись во времени?

B. Насколько активно семейный проективный процесс протекает в данной се­мье? Какое значение он имеет для клиента?

Как видно из вышеперечисленных вопросов, процесс оценивания в трансгенера­ционной семейной психотерапии зачастую проводится медленно и методично.

Цели

Трансгенерационная семейная психотерапия рассматривает данную семейную проблему как результат межпоколенного взаимодействия; следовательно, цели пси­хотерапии выходят за рамки смягчения отдельной проблемы. Безусловно, сама по себе проблема также важна, однако симптому не уделяется такого пристального внимания, как в стратегической психотерапии.

Цели трансгенерационной семейной психотерапии выдвигаются, исходя из теоре­тических конструктов, а затем адаптируются к специфическому случаю клиента. На теоретическом уровне клиницист пытается ослабить воздействие прошлого на на­стоящее, одновременно повышая приоритет разумного по сравнению с эмоциональ­ным подходом к решению вопросов в семье. Цели формулируются с учетом ведущего симптома, динамики и сопутствующих обстоятельств, определяющих ход вмешатель­ства (например, удаленности места проживания, финансового положения семьи и состояния здоровья ее членов). В следующем разделе приводится описание техник грансгенерационной семейной психотерапии, позволяющих достичь поставленных целей.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 474 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.01 сек.)