АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Лимфоцитарный хориоменингит

Прочитайте:
  1. Б. Подострый лимфоцитарный тиреоидит
  2. ОСТРЫЙ ЛИМФОЦИТАРНЫЙ ХОРЕОМЕНИНГИТ.
  3. Острый лимфоцитарный хориоменингит

Лимфоцитарный хориоменингит (ЛГМ) — вирусная зооантропонозная инфекция, развитие которой определяют иммунопатологические механизмы; болезнь поражает преимущественно мышей, течение болезни у мышей может быть острым и медленным. При остром течении болезнь характеризуется поражением центральной нервной системы, главным образом мозговых оболочек и сосудистых сплетений; при медленном течении — развитием гломерулонефрита и периваскулита.

Распространение. Вирус изолирован в странах Европы, Северной и Южной Америки, но многочисленные попытки выделить его от мышей или больных людей в Австралии и Южной Африке были безуспешны.

Этиология. Вирус ЛХМ определен как типичный представитель рода. Arenaviridae.

Эпизоотология. Резервуаром вируса в природе являются серые домовые мыши. К вирусу чувствительны многие виды лабораторных животных: белые мыши, морские свинки, сирийские хомяки, крысы, обезьяны. Персистентно инфицированные вирусом мыши — основной источник возбудителя инфекции. Мыши-вирусоносители инфицируют как особей своего вида, так и других животных.

Вирус ЛХМ патогенен для человека. Основной способ заражения людей—воздушно-капельный, однако инфицирование нередко происходит также алиментарным путем. Не исключена возможность проникновения вируса через поврежденную кожу. Передача возбудителя от человека человеку не зарегистрирована.

У естественного хозяина, т. е. среди мышей, вирус распространяется вертикально: трансовариально, внутриутробно, а после рождения главным образом через инфицированное молоко, слюну или мочу. Как важный путь распространения инфекции внутри вида отмечается половой путь заражения. Горизонтальный путь распространения — важный механизм при распространении инфекции от естественного хозяина на другие виды.

Патогенез. Характер взаимодействия вируса ЛХМ и мышей зависит от возраста животных. Инфицирование взрослых иммунокомпетентных мышей приводит к развитию острой инфекции с последующей гибелью или выздоровлением и элиминацией вируса. В противоположность этому у мышей, зараженных внутриутробно, и у значительной части мышей, инфицированных в первые дни жизни, развивается медленная инфекция.

Входные ворота инфекции точно не известны, но предполагают, что ими являются поврежденные кожа и слизистые оболочки.

При медленном течении инфекции, оставаясь длительное время, иногда в течение всей жизни клинически здоровыми, мыши содержат вирус в высокой концентрации во всех органах.

Основные аспекты патогенеза как острой, так и медленной инфекции, вызываемой вирусом ЛХМ, определяются иммунологическим конфликтом, но значительная роль принадлежит также аллергическим реакциям замедленного типа.

Симптомы. У мышей клиническое течение болезни зависит от возраста, путей заражения, штамма вируса и других факторов. У взрослых иммунокомпетентных наблюдается церебральная форма лимфоцитарного хориоменингита после введения вируса в мозг и висцеральная форма в результате заражения каким-либо другим экстраневральным методом (внутри-брюшинно, подкожно); медленная инфекция, или так называемая «поздняя болезнь», отмечается у мышей, инфицированных неонатально или внутриутробно; и, наконец, острое течение болезни — у части мышей, инфицированных в первые дни после рождения.

Больные мыши мало подвижны, сжаты в комок, шерсть грязная, взъерошенная, глаза полузакрыты; потревоженные мыши время от времени подпрыгивают и в шоке падают на спину. Характерная картина наблюдается при подъеме мышей за хвост: тремор головы, часто переходящий в серию клонических судорог, заканчивающихся тоническими судорогами задних конечностей. Судороги нередко начинаются спонтанно как у больных, так и у внешне здоровых мышей. Как правило, мыши или погибают в течение 1—3 дней от начала болезни, или выздоравливают на 5—6-й день. Параличи никогда не наблюдаются.

У человека различает три формы течения болезни: гриппоподобную, менингеальную и менингоэцефаломиелитную. Субклиническое течение инфекции у человека встречается редко. Инкубационный период 6—13 дней. Преобладающими симптомами при гриппоподобной форме являются лихорадка, слабость, мышечные боли, иногда сопровождающиеся бронхитом. Лихорадка может быть перемежающейся с тремя периодами подъема температуры. Иногда болезнь приобретает характер тифоидной лихорадки.

Менингеальной форме часто предшествует продромальная стадия, напоминающая описанную выше гриппоподобную. Начало болезни острое: лихорадка, головная боль, слабость, ригидность затылочных мышц, боли в мышцах. Эти симптомы могут оставаться умеренно выраженными и продолжаться недолго, а могут постепенно нарастать и приводить к состоянию глубокой прострации.

При менингоэнцефаломиелитной форме, наряду с отмеченными, наблюдаются симптомы поражения головного и спинного мозга; в тяжелых случаях развиваются параличи, поражения черепномозговых нервов, коматозное состояние.

Описаны случаи длительного течения болезни с развитием менингоэнцефалита, миокардита, с вовлечением в процесс печени и почек.

Патологоанатомические изменения незначительно варьируют в зависимости от штамма вируса и линии мышей, при этом могут превалировать пролиферативные процессы или цитолиз. На 3-й день после интрацеребрального заражения взрослых мышей наблюдается легкая воспалительная инфильтрация мягких мозговых оболочек, которая бывает представлена мононуклеарными клетками, в основном лимфоцитами на разных стадиях бласттрансформации. Инфильтрация быстро нарастает, достигая максимума к 6— 9-му дню; она особенно интенсивна в паутинной оболочке цистерн мозга и сосудистом сплетении желудочков. При электронномикроскопическом исследовании обнаруживают цитоплазматические включения и некроз клеток эпителия сосудистого сплетения и, менее часто, клеток мягких мозговых оболочек и эпендимы. Лимфоцитарные инфильтраты проникают в пространства Вирхова — Робена, но признаки энцефалита отсутствуют.

При экстраневральном введении инокулята изменения в мозге наблюдаются не всегда, так как распространению инфекции в мозг препятствует гемато-энцефалический барьер. В противоположность этому при внутримозговом введении материала наблюдаются изменения внутренних паренхиматозных органов, примерно столь же интенсивные, что и после внутривенного заражения.

Изменения во внутренних органах варьируют в значительной степени в зависимости от штамма вируса и линии мышей. Они могут ограничиваться пролиферацией лимфоидных клеток и активацией макрофагов селезенки и лимфатических узлов, что, вероятно, связано с иммунологической реакцией на вирусный антиген. В других случаях обнаруживается воспалительная реакция во всех органах, но наиболее ярко она бывает выражена в печени и лимфоидных органах. На 5—6-й день после инфицирования отмечается лобулярный гепатит с диссеминированным некрозом эозинофильных клеток. В перипортальных областях печени формируются инфильтраты, которые состоят из трансформированных лимфоцитов (лимфобластов), моноцитов, активированных клеток Купфера, активированного эндотелия синусовых капилляров печени и, реже, полиморфно-ядерных клеток и мегакариоцитов. На 7-й день инфекции гликоген исчезает из гепатоцитов, развивается жировая дегенерация.

При медленной инфекции, вызываемой вирусом ЛХМ, у мышей, инфицированных неонатально или конгенитально, наблюдаются патологоморфологические изменения, характерные для болезней иммунных комплексов. Наиболее тяжелые поражения локализуются в гломерулах почек и сосудистом сплетении мозга. В процесс вовлекаются также синовиальные оболочки, стенки кровеносных сосудов и кожа на границе дермы и эпидермиса. Высокая скорость фильтрации плазмы крови, характерная для этих структур, способствует улавливанию и депонированию циркулирующих иммунных комплексов. Последнее сопровождается образованием в периваскулярных областях диффузных или нодулярных инфильтратов. Инфильтраты напоминают лимфоидные фолликулы и состоят из лимфоцитов, плазматических клеток и моноцитов.

Диагноз. ЛХМ диагностируют серологически и путем выделения вируса и его идентификации. Вирус изолируют, вводя гомогенаты тканей или кровь подозрительных на инфицирование животных в мозг 3—4-недельных лабораторных мышей или заражая этими материалами культуры клеток.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 595 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)