АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Введение в психологию сознания

Прочитайте:
  1. A) введение антигистаминных препаратов
  2. I. Введение в анатомию.
  3. I.Введение
  4. II. Внутривенное высокодозное введение иммуноглобулина гамма.
  5. II. Другие причины слабости и периодических нарушений сознания
  6. II. Острая спутанность сознания в сочетании с недостаточной психомоторной активностью
  7. II. Острые нарушения памяти и сознания, обусловленные алкоголем и лекарственными средствами
  8. II. Продолжительные качественные нарушения сознания
  9. IV. Введение вакцин
  10. IV. Введение системных антидотов

Говоря о сознании, прежде всего следует иметь в виду, что выделяется сознание общественное (“сознание вообще”) и индивидуалъное (“личное”) сознание. Есть основания и для такого утверждения: “сознание по своей природе не индивидуально, а обусловлено культурой” (Х. Дельгадо, 1971, с. З3). Индивидуальное созна­ние всегда включено в определенную систему социальных отношений. Все понятия, исполь­зуемые для описания “личного” сознания, прямо или косвенно фикси­руют его социальную природу, взаимопереходы сложны. Сознание обладает рядом аспектов и потому по-разному определяется представителями разных специальностей; одни определения взаимно дополняют другие. Для философа сознание — высшая форма психического отражения действительности, присущая лишь общественно развитому человеку, субъективный образ объективного мира. Другое философское понимание: сознание — это свойство высокоорганизованной материи, продукт социального раз­вития. В социологии сознание тоже понимается как социальное явление, как много­образная духовная жизнь общества. В психологии понятие сознания формулируется как целостная совокупность тесно связанных с мышлением и речью высших форм психических процессов, открывающих для носителя сознания возможность ориентироваться в окружающем и в собственной личности, реализовывать активное адекватное взаимо­действие с внешним и внутренним миром и в то же время выделять себя из окружающей среды, отдавать отчет и о происходящем вокруг, и о самом себе, осуществлять преемственность жизненного опыта, целенаправленность поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. Кибернетическое понятие сознания — “сознание есть информация” (Ф. Т. Михайлов, 1960, с. 184). Понятие информации “логически поливалентно”. В том числе оно характеризуется активным отражением, содержанием и интенциональностыо, т. е. признаками, присущими сознанию.

И для психологов, и для нейрофизиологов, и для врачей понятно и другое понимание сознания: сознание определенный, характерный для текущего отрезка времени, данной ситуации, уровень бодрствования. Хотя разумеется, едва ли можно согласиться с теми, кто односторонне декларирует: “сознание, таким образом, является синонимом бодрствования”. (К. Куленбек, 1961).

Следовательно, “конституирующие признаки сознания — отражение, отношение, целеполагание и управление” (А. Г. Спиркин, 1970, с. 43). Сознание — это опережающее, предвосхищающее отражение, высшая интегральная форма психической деятельности. Оно интенционально, т. е. направлено на определённый объект и представляет собой информацию о нём. Вершина сознания — самосознание (сознание “Я”, подотчетность личности). “Сознание “Я” имеет четыре формальных признака: 1) чувство деятельности — осознание (интериоризация) себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства: в каждый данный момент я сознаю, что я един; 3) осоз­нание собственной идентичности: “я остаюсь тем, кем был всегда”; 4) осознание того, что “Я” отлично от остального мира, от всего, что не является “Я”. В рамках этих четырех признаков сознание “Я” выказывает различные уровни развития: от простейшего убогого бытия до полнокровной жизни, богатой самыми разнообразными осознанными переживаниями” (К. Ясперс, 1997, с. 159). Процесс осознания индивидом внутренних психических состояний обозначается как рефлек­сия, самонаблюдение; это неотъемлемая характеристика самосознания.

В структуре индивидуального сознания выделяют следующие параметры (Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова, 2003):

1. центр сознания — объективная реальность во всей совокупности её составляющих, осознаваемая в данный момент наиболее четко;

2. периферия сознания — объективная реальность, осознаваемая в данный отрезок времени более смутно, нечетко;

3. объем сознания — совокупность процессов объективной реальности, регистрируемых как в центре, так и на периферии сознания;

4. порог сознания — функциональный предел, за которым явления объективной реальности не осознаются.

Подытоживая сказанное, необхо­димо подчеркнуть следующее: “Термин “сознание” обозначает, во-первых, действительный опыт внутренней психической жизни…; во-вторых, этот термин указывает на дихотомию субъекта и объекта…; в-третьих, он обозначает знание собственного сознательного “Я” (К. Ясперс, 1997, с. 178).

К. Ясперс, указывая на континуальность сознания, справедливо утверж­дает: наше мгновенное состояние сознания, сознание и в норме не является чем-то однородным, оно выступает в виде множества флюк­туаций, разнообразных модусов (мозаики, по выражению других исследо­вателей). Вокруг фокуса сознания определяется поле внимания, которое становится менее отчетливым по мере приближения к периферии. Абсолютная ясность сознания бывает только в одной точке, от неё расходятся многочисленные менее осознанные феномены: “Начинаясь от ярко освещенного центра сознания, сфера более или менее осознанного содержания доходит до этой темной области, где уже становится трудно различить грань между сознанием и бессознательным” (там же, с. 179).

Сознательное существует вместе с целым миром бессознательного. Сознание человека, по мнению Г. Лейбница (1936), возникает тогда, когда “Я” воспринимает те положения, которые до того протекали на бессознательном уровне. Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности, “бессозна­тельное” — “мозговые нервные процессы, которые, обуславливая сложные формы приспособительного поведения, не только не сопровож­даются осознанием вызванных ими психических явлений, но и не находят отражения в системе “переживаний” субъекта” (Ф.В. Бассин, 1978, стр. 125). Для изучения бессознательного много сделал З. Фрейд и его последователи. Многообразные, неоднородные бессознательные феномены, всплывая, оживая, усиливаясь, непрерывно вторгаются в сферу сознательного, изменяя его направленность и содержание. Это — с одной стороны. С другой стороны, многие проявления сознательной деятельности могут, – особенно при повторении, – автоматизироваться, стать компонентом бессознательной сферы. Бессознательное понимается неоднозначно. По К. Ясперсу, бессознательное — это нечто, не принадлежащее действительному внутреннему опыту и внешне не проявляющееся как переживание (1); не мыслится как объект и не замечается, хотя оно может быть при этом предметом восприятия и всплывать затем в памяти (2); не знает ничего о самом себе (3). На бессознательном, по мнению К. Ясперса и других исследователей, основывается вся жизнь че­ловека со всеми уровнями развития сознания: “совокупность жизненных впечатлений, материал жизни, её содержание — всё это беспрерывно поставляется мне сферой бессознательного. Я постоянно сталкиваюсь с элементами бессознательного во всём, что касается осуществления заложенных во мне способностей — начиная с моих повседневных автоматических действий и кончая моим творческим, оригинальным мышлением и решениями, составляющими самую суть моей свободы. Даже высшие озарения основываются на темном фундаменте бессозна­тельного. Любое прояснение предполагает существование проясняемого. Наша жизнь не сводится к простой оппозиции осознанной интенции (разума, воли) и бессознательного. Следует говорить скорее о слож­ной иерархии изменчивых взаимосвязей между сознанием и бессозна­тельным, пропитывающей всё наше душевное, духовное, интеллектуаль­ное бытие” (К. Ясперс, 1997, с. 425).

Термин “измененное сознание” широко употребляется и в психологии, и в психиатрии. Но понимание этого термина неоднозначно. Психологами обычно (Р. А. Фи­шер, 1997) измененное сознание определяется как любое состояние соз­нания, которое отличается от активного экстравертированного соз­нания и которое характеризуется отсутствием контроля, утратой контакта с реальностью, изменением восприятия времени и простран­ствА.К. Ясперс (1997) полагает, что существует множество изменен­ных состояний сознания, множество модусов измененного сознания. Все они отличаются неким отклонением от нормальной ясности и континуальности сознания и от связи с “Я”. Это могут быть состоя­ния, не выходящие за пределы нормы (к примеру, гипнотический сон и сновидения). Как измененное сознание К. Ясперс расценивает и случаи, где сохраняется относительная упорядоченность связей, субъект может выглядеть нормальным, но сознание всё же ограничено, сужено, в том числе на короткое время (истерическое сумеречное состояние, эпилептическая аура). Но описывая клинические симптомокомплексы изменённого сознания, К. Ясперс подчеркивает необходи­мость подразделения их на три группы: состояние оглушенности, помраченного и изменённого сознания.

По нашему мнению, здесь необходимы более четкая дифференциация, подходы, которые уже получили отражение и признание в ряде отечественных руководств, изданий по психопатологии и по психологии. В патологии принято выделять синдромы общего помрачения сознания (расстройства преимущественно качественного порядка, извращение познавательной деятельности) и синдромы выключения сознания (расстройства преимущественно количественного характера, понижения ясности осознания). То есть те целостные клинические картины, где функция сознания расстроена диффузно, глобально. Это случаи, которые в основном соответствуют следующему описанию: “Для всех этих симптомокомплексов характерны выраженные в различной степени дезориентировка, бессвязность психической жизни и полная или частичная утрата воспоминаний после окончания психоза” (К. Ясперс, 1997, с. 716). Но психиатры употребляют и иную терминологию — патологически (болезненно) измененное соз­нание. Имеются в виду состояния, где нет общего помрачения, выключения сознания, но обнаруживается какой-то другой психопато­логический симптомокомплекс. Например, развивается галлюцинаторно-параноидный синдром, когда, несомненно (особенно в остром периоде), деятельность сознания, — этой тонкой, сложной, целостной системы, — так или иначе нарушается: расстраивается целенаправленность мышления и поведения, деформируется “мое отношение к моей среде”. В таких и подобных случаях правомерно гово­рить о патологически измененном сознании.

Рассмотрим, далее, этапы формирования уровней сознания в онто­генезе, что, на наш взгляд, может дополнить изложенные выше точки зрения на сознание, позволит увидеть в них некоторые новые сторо­ны. По Г. К. Ушакову (1973), развитие сознания, — от момента рождения до зрелого возраста человека, — проходит пять периодов. Первый период (до 1 года) — бодрствующее сознание. Второй период (от 10 - 12 месяцев до 3-х лет) — предметное сознание: ещё главную роль в сознательной деятельности играют непосредственные впечат­ления от действительности. Третий период (3 - 9 лет) — индивидуальное сознание, “Я”-сознание, самосознание: формируется соотнесение знаний о предметной действительности и о себе самом. Четвертый период развития сознания (от 7 - 9 до 14 - 16 лет) — коллективное сознание: прежний опыт обогащается выработкой форм взаимосвязей и отноше­ний с коллективом. И пятый период (от 14 - 16 до 22 лет) — рефлексив­ное, высшее, общественное, социальное сознание, когда открываются широкие возможности для субъективного соотнесения приобретенных знаний, — и без переплетения таких пересочетаний с новыми непосредст­венными впечатлениями действительности. Понятно, что от периода к периоду сознание продолжает непрерывно обогащаться, продолжает развиваться не только в том направлении, которое соответствует названию периода, но и более всесторонне, многообразно и в то же время целостно. И здоровый индивид, в отличие от больного, “не разделяет свое психическое “Я” на какие-либо составные части” (Г. К. Ушаков, 1973, с. 161).

В заключение данного психологического ввдения к патологии хотелось бы ещё раз подчеркнуть: соз­нание как целостное состояние, как системная функция головного мозга и в норме чрезвычайно пластично, многолико в своих проявле­ниях. И это необходимо учитывать при дифференциации нормы и па­тологии.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 802 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.054 сек.)