Папоротники относятся к числу наиболее древних групп высших растений. По своей древности они уступают только риниофитам и плауновидным и имеют приблизительно один геологический возраст с хвощами. Но в то время как риниофиты давно вымерли, а плауновидные и хвощевидные играют в современном растительном покрове очень скромную роль, папоротники продолжают процветать, их насчитывают около 10000 видов. Хотя сейчас в растительном покрове Земли они играют несколько меньшую роль, чем в прошлые геологические эпохи.
По сравнению со мхами, папоротники значительно лучше приспособлены к сухопутному образу жизни: они имеют крупные листья, настоящие придаточные корни и достаточно развитую проводящую систему.
И все-таки, наибольшее разнообразие папоротников отмечается в тенистых и сырых лесах, особенно тропических.
Среди современных папоротников преобладают травянистые формы с крупными листьями и неразвитым стеблем. Деревянистые формы встречаются исключительно в тропиках, отдельные экземпляры достигают 25м высоты.
Спорофит является господствующей фазой в жизненном цикле папоротников. Особенности жизненного цикла равноспоровых папоротников мы рассмотрим на примере Щитовника мужского (Dryopteris filix-mass).
Щитовник мужской - травянистое бесстебельное растение с крупными листьями, которые называют вайами. В отличие от обычных листьев, вайи нарастают не основанием, а верхушкой, как побеги, и развиваются достаточно долго. Два года они сидят под землей и лишь на третий год на дневную поверхность выходят весьма своеобразные молодые улитковидно-свернутые листочки. В дальнейшем они стремительно расправляются и превращаются в типичные крупные листья-вайи.
Во второй половине лета на нижней стороне листовых пластинок появляются скопления спорангиев, именуемые сорусами. На поперечном срезе через сорус видны многочисленные булавовидные спорангии на ножках. Спорангии крепятся к плаценте и сверху прикрыты своеобразным защитным зонтиковидным покрывалом - индузиумом.
Со временем в спорангиях из диплоидной спорогенной ткани в результате мейоза образуются тетрады гаплоидных спор. Стенка спорангия однослойна и состоит из тонкостенных клеток, только по ее гребню проходит ряд клеток, выделяющийся мощными подкововидно-утолщенными оболочками - это так называемое колечко. Однако колечко у щитовника неполное и в нижней его части остается неохваченный кольцом участок - устье спорангия. Именно в этом тонком месте в дальнейшем и происходит разрыв спорангия.
Колечко является приспособлением, при помощи которого происходит разрывание спорангия и рассеивание спор. При подсыхании в клетках кольца создается большое напряжение, стремящееся разогнуть кольцо. Рано или поздно спорангий не выдерживает и разрывается в области устья. Освободившееся от напряжения кольцо разгибается, а затем резко возвращается в исходное положение, отбрасывая споры как катапульта.
Попав в благоприятные условия, например, на влажную почву, спора прорастает и развивается в небольшую (диаметром около 1 см) сердцевидную зеленую пластиночку, именуемую заростком. Заросток является своеобразным гаметофитом папоротников.
На нижней стороне, которой заросток крепится к почве, развиваются многочисленные ризоиды. Кроме того, здесь же формируются многочисленные половые органы: антеридии и архегонии.
Под пластинкой заростка всегда скапливается испаряющаяся из почвы влага, поэтому вышедшие из антеридиев сперматозоиды обычно без труда подплывают к архегониям, проникают внутрь и оплодотворяют яйцеклетку.
Возникшая в результате оплодотворения диплоидная зигота дает начало молодому спорофиту, который некоторое время остается прикрепленным к заростку и частично питается за его счет. Однако очень скоро заросток отмирает, а окрепший молодой спорофит начинает самостоятельное существование.
Таким образом, папоротники представляют собой ярчайший пример растений, у которых спорофит и гаметофит являются самостоятельно существующими организмами, лишь на непродолжительное время совмещающимися в жизненном цикле.