АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Прочитайте:
  1. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  2. F19 Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и использования других психоактивных веществ
  3. IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
  4. IV. Перечень наглядных пособий, используемых на практических занятиях.
  5. IV. Создание благоприятных условий внешней среды во время занятий.
  6. V. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ВХОДЯЩИХ В МОДУЛЬ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ (ОВП)»
  7. Аварии с выбросом радиоактивных веществ
  8. АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ АРТЕРИЙ ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ
  9. Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений обучающихся с переводом в традиционную шкалу оценок
  10. Биологически активных веществ, вызывающих развитие и персистенцию воспаления

Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения.

В процессе преподавания философии используются классические методы обучения – лекции и семинарские занятия, а также методически подкрепленная самостоятельная работа студентов, направленная на развитие интеллектуальной инициативы студентов.

В ходе учебной работы используются:

Активные формы обучения:

 

- Написать эссе на тему «Использование языковых игр с выражением «Разве ты не видишь, что…» в повседневном дискурсе» (объем 1500 - 2000 знаков).

- Описать условия достижения взаимопонимания между людьми разных культурно –исторических традиций по вопросу о сущности подлинной реальности. (по работе М.Хайдеггера «Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим

- Написать эссе на тему «Компаративный анализ ценностей античной и христианской культур» по материалам диалога Платона (по выбору) и тексту Нагорной проповеди (1500 -2000 знаков)

- Представить воображаемый диалог между Р. Бартом, Э. Кассирером, Д. Винникоттом, Ж. Лаканом на тему «Лицо крупным планом в кинематографе» ( Объем эссе – 2000 -4000 знаков с пробелами)

- В современной европейской философии одним из наиболее важных концептов является концепт «Другого». Напишите эссе на тему: «Другой как концептуальный персонаж современной философской мысли». Попробуйте создать нечто вроде его «фоторобота». (Объем эссе 1500 -2000 знаков).

 

При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.

 

 

Интерактивные формы обучения:

В связи с обсуждением на семинарских занятиях произведений философской мысли 20 века особое использование «интерактивных методов» наряду с классическими методами диалога, дискуссии, обсуждения предлагаемых вопросов и различных точек зрения не планируется.

При изложении части тем на лекциях и семинарских занятиях используются видеоматериалы в формате презентаций учебного материала, фрагментов из кинофильмов, телевизионных передач, фотографий и видиороликов.

 

1.6. Организация учебных занятий

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость

групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины Аудиторная учебная работа учащихся Самостоятельная работа трудоемкость (в зач.ед.)
лекции семинары консультации практ. занятия лаб.работы контр. работы коллоквиумы в т.ч. текущий контроль промежуточная аттестация под рук-вом препод-ля в присутствии препод-ля в т.ч. с использованием метод. материалов в т.ч. текущий контроль промежуточная аттестация объем активных и интерактивных форм учебзанятий
                                 
Очная форма обучения
Модуль 1. 18 -           0,5             18  
40 24           40            
Модуль 2. 22 -           0.5             22
40 24           40     40      
Модуль 3. - 24   24       24     24 24 6   24
40 24   24       24     24      
     
Экзамен 20                            
ИТОГО: 40 24 24 60 44   64  

1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
Модуль 1 Экзамен В период сессии - Написать эссе на тему «Использование языковых игр с выражением «Разве ты не видишь, что…» в повседневном дискурсе» (объем 1500 - 2000 знаков с пробелами).   1 неделя
- Описать условия достижения взаимопонимания между людьми разных культурно –исторических традиций по вопросу о сущности подлинной реальности. (по работе М.Хайдеггера «Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим.» 1500 -2000 знаков с пробелами)   2-4 недели
Написать эссе на тему «Компаративный анализ ценностей античной и христианской культур» по материалам диалога Платона (по выбору) и тексту Нагорной проповеди (1500 -2000 знаков) 5- 9 недели
Модуль 2 В современной европейской философии одним из наиболее важных концептов является концепт «Другого». Напишите эссе на тему: «Другой как концептуальный персонаж современной философской мысли». Попробуйте создать нечто вроде его «фоторобота». (Объем эссе 1500 -2000 знаков с пробелами).   10 - 21
Модуль 3 Представить воображаемый диалог между Р. Бартом, Э. Кассирером, Д. Винникоттом, Ж. Лаканомнатему «Лицо крупным планом в кинематографе» (Объем эссе – 2000 -4000 знаков с пробелами)   22- 28

 

Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.

Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, активно работавшие на семинарских занятиях, успешно справившиеся со всеми письменными работами, и предъявившие реферативную работу имеют право выбора на экзамене одного из двух предложенных в билете вопроса; вторым вопросом является тема выполненного реферата. Студенты, не посещавшие лекции и семинары в объеме, предусмотренным Уставом СПбГУ, на экзамене получают на экзамене дополнительный вопрос по пропущенному материалу.

 

1.7. Структура и содержание учебных занятий

(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)

 

Тема 1. Философия как «усилие, чтобы случилась мысль». – ( лекция 2ч ., с. р – 2ч.)

Философия и мышление. Философия как любовь к мудрости. Предмет мышления в пространстве семиозиса и поток жизни. Философия как наука о смысле. Бытие человека как стремление к смыслу и способы его выражения: язык и речь, мимика, поза, голос, рисунок мышечных напряжений… мышление. Конкретное и абстрактное. Участие и самонаблюдение. Рефлексия. Смотреть и наблюдать.

Историчность человека как сопротивление речи. Почему трудно рассказать собственную историю? История и событие. Границы события. История как живая археология. Философия как археология знания. История и понимание. Г. Гадамер и М.Фуко. Герменевтика и психоанализ. Мышление: от метафоры к понятию. Природа концепта. Языковые оппозиции. Человек в сетях языка. Философия и поэзия. История и проблематизация смысла: зоны неопределенности.

 

Тема 2. От мифа к логосу. ( лекция 2ч., с.р. – 4ч.)

Проблема мифа в науке 20-го века..Миф как «похищение языка» в «Мифологиях» Р. Барта. Образ и смысл. От голоса к тексту. Проблема интенциональности речи. Обращение и нарратив. Наглядный образ и объяснение. Принудительность образа и принудительность речи. Формы современного мифа: реклама, клип, кинокадр, стриптиз, политика.

 

Тема 3. Философия античного мира. – (лекции 4 ч., с.р. – 4ч)

Феномен древнегреческой культуры в истории европейской культурной традиции. Трагедия, спорт, право, философия.

Слово как инструмент политической жизни. Публичность. Скульптурный стиль античной культуры. Исономия - как равное (isoi –“ равные») участие всех граждан в осуществлении власти и тем самым выступление от лица равного другого, от лица государства, объединяющего равных других. Ср.- исократия: власть равных

Великая колонизация и ее последствия. От архаики гомеровской Греции к духовному миру классического полиса: 8-6 вв. до н. э.. Реформы Солона(594г. –избрание на должность первого архонта) и Клисфена (508-507 гг. до н.э.). Героизм древнегреческой культуры.

«Одиссея» как универсальный текст Европейской истории. Проблема гарантированности исторического процесса. От героев жертвенного типа /Ахилл, Патрокл,…/ к героизму Одиссея. Психология героя: от неистовства силы к силе мудрости.

Основные этапы развития древнегреческой философии: натурфилософия, философия классики, философия эпохи эллинизма. Первые философы –6в.. Истина как соучастие в жизни космоса./Гераклит/.

Феномен Акмэ. От принудительности олицетворения к принудительности мысли. Удивление как начало философии /Аристотель/. Удивление = недоумение + восторг. Истина как непотаенность бытия/Хайдеггер/. Невозмутимость жертвенного героя и удивление, недоумение, ирония, цинизм как ориентации в истине бытия: все перед глазами и тем не менее нуждается в наделении смыслом.

Феномен Сократа (ок. 470 – 399 до н. э..) Диалог и истина. «Апология Сократа». Почему Афиняне осудили Сократа на смерть? Как возможен диалог? Истина как совместное усилие по пониманию бытия. Диалогичность истины. Диалоги Платона (427 – 347 до н. э.). Эйдос = образ + смысл. Мир идей. Платоновская теория бытия, познания и общества. Проект «идеального» государства и европейская социально-политическая традиция. Карл Поппер «Открытое общество и его враги». Чары Платона и тоталитаризм.

Аристотель (384 –322 до н.э.) Жизнь и работы. Аристотелевская критика Платона. Учение о причинах: материальная, движущая, формальная и целевая. Учение об Энтелехии. Бог как форма форм, перводвигатель, бог интеллектуалов и философов.

Эпоха эллинизма. Истина и смысл. Значение и бытие. Стоицизм: «лектон» как живое звучащее слово, как организм и душа. Эпикуреизм: ощущение как чутье на происходящее, «в этом что-то есть», как предчувствие. Неоплатонизм: интуиция взгляда как доступ к чистому присутствию в области иррелевантного. «Вещи смотрят на нас, но мы видим их». Бог как Единое, смотрящее на нас.

 

Тема 4. Философия эпохи Средневековья. (лекции4ч. с.р. – 4ч.)

Понятие Средневековья. Феодализм и христианство. Христианство как первая духовная революция. Христианская критика античной культуры. Нагорная проповедь. Мудрость и духовная нищета: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное.» Преображение личности. Сократ и Христос. Героизм и милосердие: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,…» Непротивление злу насилием: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;…»

Патристика. Аврелий Августин (354 –430). Жизнь и творчество «Исповедь»(400г.) как религиозная философия индивидуальнойжизни, как проповедь самопознания. В чем исповедуется Аврелий? Нерешительность и решимость. Знание и истина. Вера как максимальное воплощение воли. Вера и понимание. Доверие и верность. Основные принципы христианской антропологии. Искушение/соблазн и желание. Греховность человека и опыт свободы. Рождение «внутреннего человека».

Схоластика и Возрождение. Стремление к новому культурному синтезу христианства и античности. Символизм христианского мышления и феномен перспективизма. Гуманизм как опыт испытания человека творчеством и свободой. Почему закончилось Средневековье? Христианская картина мира и опыт бесконечности мира.

 

Тема 5. Наука как предмет философской рефлексии в эпоху Нового времени- (лекция 2ч., с.р. -2ч.)

Понятие Нового времени и мышление. Познание, вера, воображение. Мышление как инструмент интеллектуально - психологического освоения бесконечности. Время и проблема рационализации жизни человека, его деятельности. Призвание науки и опыт самодостаточности субъекта. Реформация и религиозные войны в Европе. Сомнение и неверие. Р. Декарт и его творчество. Cogito–ergo sum. Сомнение и достоверность. Сомнение в творчестве Р. Декарта, М. Монтеня и У. Шекспира. Методическое использование сомнения в научном познании. Феномен самосознания европейского субъекта и рождение субъекта науки. Рационализм и эмпиризм как основные стратегии обоснования научного знания. Наука и гениальность.

 

Тема 6. Проблема историчности в немецкой классической философии. – (лекции 4ч., с.р. -4 ч.)

Как возможна история как наука? «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» И. Канта. Феноменальный и ноуменальный планы исторического процесса. План природы и свобода человеческого деяния. Телеологическая метафора «как если бы…». История и трансцендентальный субъект. Сознание как деятельность синтеза интерсубъективного знания. Исторический процесс, воля и моральный порядок. Категорический императив и история. Зачем нужна история?

Последовательность исторического процесса и хитрость разума. Субъект истории как Абсолют: Он знает, чего он хочет на самом деле (Г. Гегель). История как история свободы. Феноменология духа и опосредованность исторического процесса. Проблема разумности истории. История и будущее.

 

 

Тема 7. Формирование предпосылок современного мышления в философии К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда. – (лекции 4ч., с.р. -4ч.)

Философия истории К. Маркса. Жизнь человека и общественное бытие. Труд как основа непрерывности исторического развития. Вещи как воплощение реальности человека. История как опредмечивание, а историческая наука как распредмечивание деятельности человека. Многомерность исторического процесса: всеобщее и индивидуальное, повторяющееся и уникальное. Историческая реальность и стремление к истине. Большая история как процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций.

Философия истории Ф. Ницше. «О пользе и вреде истории». История как инновационный процесс. Становление и то, что впервые. «Перспективизм» истории и воля к истине. Понятие и метафора в исторической науке. Ницше о истоках европейского мышления. «Рождение трагедии из духа музыки». «Учиться мыслить, как учатся танцевать». Мышление и импровизация.

Психоанализ З. Фрейда как наука о смысле. История как наука о конкретном человеке. Сновидение как парадигма рациональности. Проблема реальности и память. Реальность как осадок из насыщенного раствора воображаемого, как переживание принудительности происходящего с человеком.

«Любить и работать». Формирование человека в процессе труда, способности к усилию и терпению. Подчиниться власти вещей для обретения власти над собой и над ними. Любовь как желание присутствия Другого, встреча с реальностью Другого. Реальность Другого как чистое присутствие, как Дар бытия. Любовь, сексуальность и гендерная идентичность.

 

Тема 8. Cоциальное действие и рациональность истории.- (лекции 4ч., с.р. -4ч.)

Социально – экономический детерминизм и преднамеренность действий человека. К. Маркс и М. Вебер: объективность исторических событий и субъективность действий и поступков. Психологическая «нагруженность» действия. Социальное действие: смысл и установка на Другого. Мотивация действия. Ожидание, понимание, рационализация. Понимание и коммуникация.

Типы социального действия: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное, целе-рациональное. Целе-рациональное действие как тип социального действия при капитализме Норма прибыли как психологический регулятив. Проблема истоков капитализма в работах М. Вебера “ Протестантская этика и дух капитализма” и С. Булгакова «Философия хозяйства». Работа как призвание. Работа и стресс

Господство как признание власти Другого. Веберовская типология господства. Рационально-бюрократическое управление. Система управления как “идеальная машина” власти. Проблема транзита от эффективного управления к «клинике» власти.

Рациональность и «книжная чувственность». Целерациональность экономической деятельности и существование человека. Социальные условия и дисциплинарные пространства. Дисциплинарные пространства повседневности: от принуждения к признанию и самоконтролю. “ Рождение клиники ” М. Фуко и проблема власти дискурса.

 

Тема 9. Общество как система обменов.-(лекции 4 ч., с.р. – 4ч.)

Проблема антропогенеза в современной науке: у истоков смысла.

Общество как система обменов: Материальными благами, Знаниями, Женщинами - Экономика, Познание, Родство - Труд. Коммуникация. Сексуальность. Способность к дистанции. Проблема реальности как процесс наделения происходящего смыслом. Реальность и ее данность. Определение Реальности: 1. Вещность/Предметность человека. 2. Присутствие Другого.

Человек как tool making animal. Проблема агрессивности против представителей своего вида. Агрессивность как функция от положенияв среде обитания. Сексуальность и брачные игры. Феномен игры в мире животных. Синхронность. Сексуальность и цикличность. Сексуальность гоминид. Агрессивность и жест, поза. Сообщение и коммуникация. От ав стралопитека к неандертальцу и человеку разумному. Феномен наскальной живописи как этап символизации образа.

Человек как субъект экономической деятельности, обмена материальными благами. Потребности и желания. Труд как процесс воздействия на природу. Орудия труда и целесообразная деятельность. Труд как производство различий. История человека и общества как история экономической рациональности.(От К. Маркса к М. Веберу.)

Животное как «стрела, выпущенная природой точно в цель».(Ф. Ницше). Человек как «стрела, летящая мимо цели», как «больное животное».Umwelt: единство потребностей, системы инстинктов и среды обитания. Образ и смысл. Проблема объективации образа.

Желания и коммуникация. Познание и речь. Речь и язык. Дискурс как событие языка, единство вовлеченности, образа мысли, типа воображения и выбора. Дискурс и событие. Мир как событие, как со-бытие. История как история перехода от дописьменной культуры к письменной и массовой.

Общество как система родства, кровнородственных связей. Запрет инцеста и элементарные структуры родства. История человека как история идентичности. Проблема единства исторического процесса как истории смысла.

 

Тема 10. Проблема происхождения языка и речи. От высказывания к тексту.- (лекции 4 ч., с.р. -4ч.)

Что такое – язык?Язык и сообщение. Язык и смысл. К. Г. Юнг о символизме мышления. Символ и язык как инструмент выражения символического. Мумификация символического в языке. Определение символа. Многозначность и целостность. Узнавание символа. Использование символов в товарных знаках. Символ и дефектные установки сознания: односторонность, разрыв мира и человека в сознании. Сознание как функция связи многообразия опыта и эго, как чрезвычайное упрощение мира, как «данайский дар культуры». Функции символической системы информации. Психологическая работа сновидения. «Перезагрузка».

Сновидение как опыт образов и в образах. Проблема истоков символического: Метафора.. Метафора и ее денотат (См: «сырая красота естественных как листья леса лет»). Теории метафоры.

Функция выражения как такового, как эмоции, лишенной формы (Э.Кассирер). Выражение лица (крупный план в кино, рекламе, клипе…). Лицо как пространство кросс - идентификации.

Проблема языка: 1. Язык как способ выражения мысли2. Язык как способ понимания. Принудительность языка и присутствие Другого. 3. Язык как способ выражения желания, быть признанным Другим.

Фрейд: Другой и Вещь, как … («По ту сторону принципа удовольствия»). Бессознательное как часть дискурса Другого, которой не хватает для выражения непрерывности собственной истории. Основные направления философии языка: герменевтика, лингвистический анализ, психоанализ. Л. Витгенштейн о языке как системе значений и их употреблений, «языковых игр». Лирическое стихотворение как парадигма языка. Язык как единство сообщения и интенциональности. Фрейд о интенциональности языка. «Печаль и меланхолия».

Язык и рефлексия. Теория «бикамерного ума» Юлиана Джейнеса. Речь как единство голоса и смысла. Язык «Илиады». Речь и сознание. Феномен фонетического письма. Встреча голоса и видимого знака. Сознаниекак работа лексической метафоры. Звук как наименее контролируемая чувственная модальность. Голос как поводырь реальности: голос за кадром, спортивный комментарий, … Субъект как тот, кто слышит голос.Век имен для животных и начало пещерных изображений. «Слово стало плотью». Речь и экзистенциальное априори. Голос и текст.

 

Тема 11. Массовая культура как производство желания.- (лекция 4ч., с.р. – 4ч.)

Целерациональное действие и «книжная чувственность». Речь и желание. Выражение и объективация: производство человека и его цена. Потребление как способ выражения и самоутверждения «массового человека.»

Истоки, структура и динамика субъективной жизни человека. Идентификация, отчуждение, субъекция. Ускользающие «объекты» бессознательного. Сознание и кризис идентичности в условиях массовой культуры. Высказывание как социальное действие. Нарративы и перформативные акты.

Достоинство или “право на идентичность”. Человек как субъект текста. Коммуникативные тупики и письменная культура. Мышление и зрелище. Человек в Галактике Гуттенберга и системах массовых коммуникаций.

 

Тема 12. Произведение искусства как трансисторический феномен. Проект исторической герменевтики. 2ч., с.р -4ч.)

Художественное произведение как про – изведение истины бытия. Эстетическое сознание и переживание красоты. Истоки художественного творения. Призвание поэзии как связи времен.

Понимание, вчувствование/einfullung, интенциональность, комментарий и интерпретация. Коммуникативные тупики и художественное произведение. Историческое бытие и рефлексия. Движение языка к самому себе. «Герменевтическое мерцание» как смысл лирического стихотворения. Неспособность к разговору и техника коммуникации. Диалог и общность мира произведения. Зоны неопределенности. Смысловое ожидание. Эстетика и телеология.

 

Тема 13. Проблемамифологического сознания в философии 20 века

(по работе Р. Барта «Мифологии») – семинарское занятие 4 часа, с.р. с преподавателем -4ч., с.р. 4 часа).

Философское произведение как формат философского знания. Название произведения и образ мысли автора. Ролан Барт –теоретик и практик мифологии.

Природа и история. От знака к смыслу. Мифологическое сознание древности и мифологии массовой культуры: производство, реклама, кинематограф. Проблема истоков семиотического.

Мифотворчество. Основные особенности современного мифа в концепции Р. Барта. Современная культура как сфера циркуляции мифов. Миф как похищение языка.

 

Вопросы к тексту:

1. Какое значение придает Р. Барт понятию мифа?

2. Почему миф – это язык?

3. Что такое дискурс?

4. Что такое миф как семиологическая система?

5. Как соотносятся знак, означаемое и означающее?

6. Почему Барт считает миф вторичной семиологической системой?

7. Почему, говоря о значении в мифе, Р.Барт использует термин «деформация»?

8. В каком смысле миф оказывается «похищением языка»?

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару

 

Основная:

1. Барт Р. Мифологии. М., 1996, 2000.

Несколько фрагментов из «Мифологий» ч.1 по выбору. Рекомендуемые фрагменты:

«Игрушки» (с.102 -104), «Лицо Греты Гарбо» (с.113 -115),««Глубинная» реклама». (с.125 -127).

Ч.2 Миф сегодня. с. 233 – 264.

2. Барт Р. Война языков. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., Прогресс,1986, с.535-541

 

Дополнительная:

1. Декомб Винсент Современная французская философия. М, 2000, с.

2. Чехов М.А. Путь актёра — М., АСТ — 2003.

 

 

Тема 14. Особенности цивилизационного процесса в России.- (лекция 2ч., с.р. 2ч.) -

Проблема исторической миссии России в русской философии 19 – 20 веков. Россия и Запад в «Философических письмах» П. Чаадаева. Западничество и славянофильство в истории русской философской и общественно политической мысли. Почвенничество Ф. М. Достоевского. Русский и европейский нигилизм как отрицание смысла жизни и истории. Ф. Ницше и Ф. Достоевский: пророчество тоталитаризма, вопрос о «цене» гуманизма и демократии, проектов общественного устройства? Морализм и терпимость. Проблема русской национальной идеи. Национальный мессианизм как поиски русского Христа. Мессианизм и национализм. Высшее здоровье человека, свобода и пространство конкуренции. Данилевский и Ж. Деррида о европоцентризме и европейской идентичности.

Государство, общество, нация в Европе и в России. Национальное государство в Европе. «Право наций на самоопределение» в России. Процессы интеграции мирового сообщества и реальность народа.

 

Тема 15. Символический обмен. (по работе Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть») семинарское занятие -4 часа, с.р. –

Феномен смерти в философии постмодерна. Смерть как фантазм, создающий социальную иерархию и производство в современной культуре. Эпоха Возрождения и ее значение в развитии европейской культуры. Понятие симулякра. Порядок симулякров. Подделка, производство, симуляция. Труд и производство в эпоху общества потребления и массовой культуры. Понятие гиперреальности.

 

Вопросы к тексту:

1. Почему в названии своей работы Ж. Бодрийяр использует слово «смерть»?

2. В чем состоит переломный характер эпохи Возрождения в отношении европейского человека к реальности?

3. Что такое симулякр?

4. Как соотносятся знак и симулякр?

5. Что делает возможным существование «подделки» как симулякра первого порядка.

6. В чем заключается сущность «серийности»? Какую «игру знаков» порождает серийность?

7. Что такое «код»? В чем состоит значение кода для европейской культуры и философии?

8. Какой из трех порядков симулякров ближе к сущности человека?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. ч 2. Порядок симулякров, с. 113- 132.

 

Дополнительная:

1. Декомб Винсент Современная французская философия. М, 20001

2. Мосс М. Очерк о даре// Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996

 

Тема 16. Переоценка ценностей в истории европейской метафизики (по работе М. Хайдеггера «Европейский нигилизм») – семинарское занятие -4 ч., с.р. с преп. -4 ч., с.р. 4ч)

Понятие нигилизма. Происхождение нигилизма и три формы нигилизма.

Тезис Протагора. Господство субъекта в эпоху Нового времени. Cogito Декарта как

Cogito me cogitare. Декартово cogito sum. Новоевропейская метафизика, картина мира и стремление к власти.

 

Вопросы к тексту:

1. Что такое нигилизм?

2. Каковы, согласно Ф.Ницше, три условия возникновения нигилизма?

3. Какую интерпретацию дает М.Хайдеггер тезису Протагора? В чем отличие греческого мировосприятия от новоевропейского субъективизма?

4. Что значит «присутствие» и «сущее как непотаенное»?

5. Что означает слово субъект, каково его этимологическое значение?

6. Какое значение понятие свободы получает в эпоху Нового времени?

7. В чем состоит значение тезиса Декарта как основы новоевропейской метафизики. В чем сложность верного понимания данного тезиса, согласно Хайдеггеру?

8. Какую взаимосвязь между Декартом и Ницше намечает Хайдеггер?

9. Раскройте смысл понятия «пред-ставления».

10. Какое значение на развитие метафизики оказывает тезис Декарта? Какие последствия имеют эти изменения для вопросов о истине и бытии?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

 

1. Хайдеггер М. Европейский нигилизм.// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 79 – 82, 114 -131.

 

Дополнительная:

 

1. Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб. 2005, с. 330 – 345, 368 -381.

 

Тема 17. Философия как прояснение языковых затруднений (по работе Л. Витгенштейна «О достоверности») семинарское занятие -4 часа, с.р. с преп. 4ч., с.р. 4 ч.)

Роль Витгенштейна в развитии философии лингвистического анализа. Достоверность, язык и реальность. Значение как употребление языка. Понятия «языковых игр», «семейных сходств», «видения языка», «следования правилу».

Философия как терапевтическая работа с языком.

 

Вопросы к тексту (фрагменты 1- 65):

1. Существует ли различие между знанием и достоверностью?

2. В чем Л. Витгенштейн видит парадоксальность высказывания «Я знаю»?

3. Назовите условия необходимые для доказательства невозможности ошибки.

4. Что такое «языковая игра»?

5. Почему Л. Витгенштейн говорит о соответствии между понятиями «значение» и «правило»?

(фрагменты 410 – 479)

6. Почему значение возможно только в рамках знания как системы?

7. Может ли «предполагание» рассматриваться как основа мышления?

8. Что значит «знать»?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

1. Витгенштейн Л. О достоверности.//Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1., М., 1994. с.323 -331, 367 – 376.

 

Дополнительная:

1. Козлова М.С. Философские искания Л. Витгенштейна. Вступительная статья к// Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М., 1994.

2. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993.

Тема 18. Деконструкция или герменевтика исторического опыта?

 

Тема18.1 Деконструкция. Конец книги и начало письма? (по работе Ж. Деррида «О грамматологии») семинарское занятие -4 ч., с.р. с преп.4 ч., с.р.- 4ч.)

Язык и граница мира. О чем нельзя говорить ясно, о том следует молчать? Что значит говорить: желание выразить себя или подтверждение метафизического проекта? Голос и/или письмо.

 

Вопросы к тексту:

1. Почему Ж. Деррида обращается к проблеме языка?

2. Что такое язык, речевая деятельность, речь?

3. Почему понятие языка, по Деррида, оказывается шире понятия языка?

4. Дайте определения понятиям «письмо» и «язык».

5. Как соотносятся язык и истина, письмо и истина?

6. В чем состоит значение «внеположности означающего»?

7. Что такое логоцентризм?

8. Возможна ли постановка вопроса о бытии в рамках деконструкции?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. с. 119 – 143.

 

Дополнительная:

1. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.

2. Марков Б.В. Знаки бытия., СПб., 2001, с.110 – 132.

 

Тема 18.2 Герменевтика исторического опыта (по работе Г. Г. Гадамера «Введение к работе Мартина Хайдеггера «Исток художественного творения») семинарское занятие -4 часа, с.р. с преп. 4ч., с.р. 4ч.)

Проблема исторического познания как значение «содеянного». Научные факты и исторические памятники. Письмо и бытие. Герменевтика понимания как культурно – историческая психология. Принудительность понимания. Герменевтика как искусство взаимопонимания, событие языка. Разговор и говор. Единство речи и экзистенциальной ситуации. Герменевтический феномен самопонимания. Вещь и художественное творение. Произведение искусства как истина о сущем.

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

Гадамер Г.Г. Введение к работе Мартина Хайдеггера «Исток художественного творения»// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.М,, 1991, с.100 -116

 

Дополнительная:

 

Марков Б.В. Знаки бытия., СПб., 2001, с.110 – 132.

 


Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 527 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.042 сек.)