ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕФАКТОРОВ ОПУХОЛЕВОГО РОСТА И ИММУНОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА
  
 Общеизвестно, что рак молочной железы относится к группе дисгормональных заболеваний. Несмотря на имеющиеся значительные данные о функции молочной железы, многие вопросы патогенеза рака окончательно не изучены. Схематично гормональное влияние на молочную железу можно представить следующим образом: 
   
   | кора головного мозга
 |    |     |  
 |   
 |   
 |    |     |  
 |  гипоталамус
 |   
 |     |   |    |    |    |    |        | ТТГ - тиреотропный гормон;
 ЛТГ - лактотропный гормон (пролактин);
 |          
 гипофиз 
   
 ФСГ - фолликулстимулирующий гормон; АКТГ - андренокортикотропный гормон; 
 ЛГ - лютенизирующий гормон; 
 ХГ - хориогонадотропный гормон. 
 Данные современных исследований позволяют сделать вывод, что в патогенезе рака молочной железы важную роль играют практически все указанные гормоны и их рецепторы. Рецепторы гормонов - это особые цитоплазматические белки, располагающиеся на клеточных мембранах, которые при взаимодействии с определенным гормоном обеспечивают не только физиологический эффект, присущий конкретному гормону, но и могут контролировать скорость деления опухолевых клеток. Важное практическое значение имеют рецепторы эстрогенов (РЭ) и прогестерона (РП). Границей положительного значения РЭ считают содержание 10 фмоль РЭ на 1 мг белка. Кроме того существует распространенный за рубежом метод подсчета Н-баллов. Интенсивность окрашивания ядер клеток опухоли антителами к эстрогенам оценивается от 0 до 3 (0-отсутствис окрашивания, 1 -слабое, 2-умеренное и 3-сильное окрашивание). Н-балльг представляют собой сумму процента сильно окрашенных ядер, умноженного на коэффициент 3, процента умеренно окрашенных ядер, умноженного на коэффициент 2 и процента слабоокрашенных ядер. Результат может колебаться от 0 до 300. Оценка рецепторного статуса производится следующим образом: 0-50 отрицательный; 51-100 - слабоположительный; 101-200 - умеренно положительный; 201-300 - сильно положительный. Рецептор прогестерона обнаруживается примерно в 50% эстроген-позитивных раков. 
 Концетрация эсградиола (Э) в крови менструирующих женщигг во всех фаза менструального цикла достоверно выше значений этого гормона в менопаузе. Содержание Э в менопаузе было, в свою очередь, также выше нормы, это связывают с ароматизацией тестостерона в данном возрасте. Рецепторы гормонов имеют положительное значение приблизительно в 60% случаев, причем преимущественно в постменопаузальном возрасте. Кроме того имеется обратная зависимость между уровнем РЭ и РП в опухолях и концентрацией соответствующих гормонов в крови. О нарушении функции яичников можно судить и по одинаково высокому уровню прогестерона в фолликулярной и лютеиновой фазах менструального цикла. 
 Не меньшее значение следует придавать и андрогенам. Концентрация тестостерона повышается у менструирующих и постменопаузальных больных вне зависимости от сроков менопаузы. Источником этого состояния является гиперплазия интерстициальных клеток яичников. 
 При изучении гонадотропных гормонов гипофиза установлено, что у больных пожилого возраста концентрация фолликулстимулирующего (ФСГ) и лютенизирующего гормонов (ЛГ) близки к норме. У пациенток репродуктивного возраста с I стадией рака молочной железы содержание этих гормонов в крови также близко к нормальным значениям, повышение концентрации наблюдается только при II и III стадиях, причем отсутстувует характерная цикличность, что говорит о нарушении принципов обратной связи между половыми и гонадотропными гормонами. 
 Большое внимание следует уделять пролактину, который повышается у менструирующих женщин при II и III стадиях, а в период менопаузы во всех стадиях заболевания. 
 В настоящее время при раке молочной железы общепринятыми факторами, влияющими на прогноз, являются степень распространенности процесса, уровень рецепторов стероидных гормонов и степень плоидиости опухоли (адекватность хромосомного набора). Состояние эндокринной системы больных раком молочной железы - важный фактор при выборе правильных методов лечения. Присутствие РП и РЭ повышает чувствительность опухоли к гормональной терапии. Но кроме вышеизложенного ведется поиск маркеров, позволяющих судить о эффективности проводимого лечения и прогнозировать дальнейшее течение 
   заболевания. С этой точки зрения определение гонадотропных и половых гормонов является нецелесообразным. Исключение составляет пролактин, повышенный исходный уровень которого или его стабильное повышение у оперированных больных может служить неблагоприятным прогностическим признаком, особенно у больных в постменопаузс. 
 Разработка радиоиммунохимических методов исследования различных опухолевых маркеров позволяет использовать с целью ранней диагностики рака молочной железы раково-эмбриональный антиген (РЭА), ферритин, тканевой полипептидный антиген (ТПА), муциноподобный раковый антиген (МСА) и антиген, ассоциированный с раком молочной железы (СА 15-3). Наиболее информативными, коррелирующими со стадией опухолевого процесса оказались РЭА, MCA, СА 15-3 и ТПА. Сохранение высоких уровней маркеров при различных вариантах клинического течения заболевания, которые оставались резистентны к проводимой терапии, характеризует их как группу с изначально неблагоприятным прогнозом. 
 Особое значение для определения биологических особенностей рака молочной железы играет определение уровня простагландинов ipynnbr Е (ПГЕ), циклических нуклеотидов и содержание ДНК в клетках опухоли. Установлено, что содержание ц-ГМФ в злокачественных опухолях молочной железы достоверно выше по сравнению с окружающей непораженной тканью железы. Отмечено снижение ц-АМФ в анеуплоидных (с нарушенным хромосомным набором) опухолях. Низким считается значение менее 25 нг/г ткани. Также отмечено отсутствие взаимосвязи содержания ц-АМФ и пролиферативных характеристик новообразования, в то время как высокая пролиферативная активность опухоли достоверно сопровождается увеличением содержания ц-ГМФ и ПГЕ. Что дает основания считать их одними из ключевых индукторов пролиферации при раке молочной железы. Кроме того сроки появления метастазов достоверно короче у больных с низким содержанием ПГЕ Следует подчеркнуть, что при низких концентрациях ПГЕ в первичной опухоли метастазированис развивается с преимущественным поражением висцеральных органов и значительно отличается от развития болезни при уровне простаноида выше 25 нг/г ткани, при котором метастазы во внутренние органы отмечаются лишь в 40% случаев. 
 Интересна и взаимосвязь между содержанием ц-АМФ и уровнем рецепторов стероидных гормонов. Их соотношение однозначно зависит от плоидности опухоли - в анеуплоидных опухолях подобная связь отсутствует, в диплоидных опухолях наименьшее значение ц-АМФ отмечается в РЭ-i РП+ опухолях. Отмечаемая жесткая сопряженность между уровнем ц-АМФ и рецепторами стероидных гормонов с диплоидных опухолях позволяет более атекватно предсказать чувствительность злокачественных новообразований к эндокринной терапии. 
 Содержание ДНК тесно связано с течением заболевания. В начальныстадиях не отмечено различий. В гоже время при III стадии рака молочной железы анеуплоидия является достоверно плохим прогностическим признаком. 
 В экспериментальных исследованиях последних десятилетий установлено, что клетки злокачественных опухолей способны продуцировать полипептиды и белки, названные факторами роста, которые взаимодействуя со специфическими рецепторами на мембранах клеток, индуцируют их пролиферацию. Среди наиболее активных и изученных можно выделить эпидермальпый (ЭФР) и альфа-трансформирующий (альфа-ТФР) факторы роста, взаимодействующие с общим рецептором (Р-ЭФР). Концентрация ачьфа-ТФР возрастает с увеличением распространенности процесса и степенью вовлеченности лимфатических узлов. Р-ЭФР рассматривается в качестве одного из перспективных тканевых маркеров биологических особенностей опухоли, позволяющих индивидуализировать подходы к назначению адъювантной терапии. Безрецидивная выживаемость на фоне гормонотерапии у больных с Р-ЭФР+ опухолями значительно хуже, чем у больных с Р-ЭФР- опухолями. Наличие Р-ЭФР в опухолях уступает по достоверности предсказания эффекта гормонотерапии, однако позволяет отнести таких больных к группе повышенного риска, требующего более тщательного наблюдения, а возможно и лечения, не включающего гормоны. 
 Состояние иммунной системы является одним из факторов, определяющих динамику развития злокачественного образования, поскольку считается, что Т-лимфоциты, естественные киллеры и макрофаги участвуют в элиминации раковых клеток путем непосредственного контакта с ними. Изучение иммунологического статуса у больных местнораспространенным раком молочной железы выявляет достоверное снижение клеток естественных киллеров (СД 16) и процентное снижение содержания Т-клеток. В процессе комплексного лечения происходит значительное (до 50% от исходного уровня) снижение общего числа лимфоцитов и Т-клсток. Начало восстановление же клеточного иммунитета происходит через 6 месяцев по окончании терапии. 
   
   
 Дата добавления: 2015-08-14 | Просмотры: 720 | Нарушение авторских прав 
   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
 
  
 |