АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Здоровье, философское, биологическое и этическое определение. Определение здоровья согласно ВОЗ
Существует множество определений понятия «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недугов». Но в чем состоит это «благополучие»? Назовем его составляющие.
Физическое благополучие — возможность двигаться, видеть, сопротивляться инфекции, нормально переваривать пищу, восстанавливаться после физической нагрузки и т. д.
Психическое благополучие — возможность испытывать эмоции, ощутить полноту жизни, быть счастливым и получать удовольствие от результатов своей деятельности и жизни в целом.
Социальное благополучие — возможность найти своё место в социуме и получить признание.
Вопрос о сущности и значимости здоровья всегда был важной методологической проблемой как философии, так и медицины. Здоровье во всех обществах, конфессиях, в любом этносе входит в число ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье всегда считалось ценностью — факт, установленный многими этнографами и историками.
Однако значение понятия здоровье в разные эпохи оценивалось по-разному. Еще на стадии зоологического индивидуализма выживание, как отдельных особей, так и первобытной группы определялось физическим здоровьем. Именно с физическим здоровьем, физическими данными как условиями мутаций и наследования связаны естественный отбор, биосоциальный отбор, возникновение табу, развитие производства и другие изменения, приведшие к формированию современного человека. Понятно, что на этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться.
В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный статус индивида. Самые физически здоровые люди становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Поэтому индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознается как жизненная ценность и культивируется в племени с детства. В то же время, здоровье его членов уже становится объектом заботы коллектива.
Ценность физического здоровья дополняется значимостью духовных характеристик в эпоху рабовладения. Уже в культуре Древнего Востока появляется понятие меры как гармонии физического и духовного. Древнекитайский философ Цзы-Чань утверждал, что причины болезней не только в пище, напитках, но и в радостных или печальных событиях. В Древней Индии йоги полагали, что здоровый ум пребывает в здоровом теле, разработали правила для поддержания здоровья тела и сосредоточения мысли. Первый европейский философ Фалес был убежден, что для счастья необходимо как физическое, так и духовное здоровье. Счастлив тот, утверждал Фалес, «кто телом здоров, натурою богат, душой благовоспитан». Эти же идеи гармоничности физического и духовного здоровья высказывали Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и другие античные мыслители.
Эпоха средневековья характеризуется раздвоением души и тела. По учению богословов, тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования духовных сил, силы духа, выражающейся в вере в Бога.
Абсолютное противопоставление здоровья физического и здоровья духовного начинает преодолеваться в эпоху Нового времени. Значительную роль в этом сближении сыграли научные открытия XVII–XVIII веков в биологии, медицине, психологии. Они убедительно подтвердили взаимосвязанность души и тела.
В философско-антропологической мысли начала XX века усилилось противостояние, вытекающее из дуализма души и тела, биологического и социального в человеке. Появились учения, в которых доминирующим фактором в становлении и развитии человека и его здоровья рассматривались либо биологические, либо социальные обстоятельства.
В современных условиях преодолен фрагментарный подход к определению здоровья и укореняется интегративный подход к нему как к единству физического и духовного. В то же время, анализ современной ситуации в обществе свидетельствует о том, что и бинарная трактовка здоровья исчерпывает себя, а подлинная интегративность формируется с включением в характеристики здоровья третьей составляющей — социального здоровья человека и общества.
Более того, социальная и духовная составляющие здоровья сегодня даже преобладают в своей значимости над физической составляющей. Это связано с тем, что в условиях глобализации резко обострились социальные и психологические проблемы жизнедеятельности человека: происходят разрушение привычных стереотипов жизни, стандартизация уникального под влиянием массовой культуры, резкая смена идеалов и ценностей жизни.
Возрастание роли той или иной составляющей в интегративном здоровье человека в различные исторические эпохи вело к изменениям в доминировании вида здоровья. Схематично эти изменения можно представить следующей цепочкой: физическое здоровье (первобытное общество), гармония души и тела (античность), духовное (средневековье), сближение физического и духовного (Новое время), интеграция физического, духовного и социального (современность).
ВЫГОВСКАЯ
Моральные принципы выражают в обобщенной форме выработанные обществом требования, касающиеся моральной сущности человека и его деятельности. Они задают общее направление нравственной деятельности человека и служат основанием для выработки частных моральных требований и норм. В настоящее время в биоэтике наиболее признанной является система этических принципов, предложенная американскими учеными Т. Бичампом и Д. Чилдресом. Она включает принцип «не навреди» (модель Гиппократа), принцип «делай добро» (модель Парацельса), принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель), принцип уважения прав и достоинства человека (принцип информированного согласия, уважения автономии пациента и принцип справедливости).
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 1174 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |
|