АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Искусственное прерывание беременности: история вопроса

Прочитайте:
  1. Anamnesis morbi (история настоящего заболевания)
  2. History of International Anatomical Terminology / История Международной анатомической терминологии
  3. History of International Anatomical Terminology / История Международной анатомической терминологии
  4. History of International Anatomical Terminology / История Международной анатомической терминологии 205
  5. History of International Anatomical Terminology / История Международной анатомической терминологии 207
  6. I. История переливания крови
  7. I. История, распространенность ОА.
  8. II. История заболевания
  9. III. История настоящего заболевания
  10. III. История настоящего заболевания (anamnesis morbi)

Первые известные упоминания об абортах относятся к истории Китая, отстоящей от нас на 4600 лет. Если судить по прямым и косвенным историческим источникам, практически не было культуры и страны, где не знали бы этой медицинской процедуры, выполняемой с помощью самых разных средств. Однако, если знанием обладали практически все, то отношение к абортам могло сильно отличаться в зависимости от ценностей, идеологии, приоритетов развития конкретного общества, могло варьировать и в разные периоды одного общества или отличаться в зависимости от социального положения женщины. Известны как суровые наказания за аборт в Ассирии, так и фактическое его поощрение у древних греков, но особенно отчетливо – во времена упадка Римской Империи. Осуждали аборты, как правило, из-за риска для здоровья женщины. Затем отношение к ним стало определяться влиянием церкви и христианского мировоззрения. Вопрос об абортах как этическая проблема возник много позже, после того, как современная медицина обеспечила их относительную безопасность. Открытая полемика разгорелась только теперь, в последние десятилетия.

Однако, поскольку основой этики медицины стала «Клятва» Гиппократа, нельзя не упомянуть, что в ней сформулировано четкое запретительное предписание по поводу прерывания беременности. Но, как мы уже отметили, в Древней Греции практика абортирования была вполне распространенной, собственно поэтому и предписание данное вошло в этический кодекс. Насколько строго оно соблюдалось, мы можем только гадать, хотя хорошо известно, что в Древнем Риме позднего периода, когда установкой, доминирующей в мировоззрении, стал гедонизм, отношение к рождению детей было скорее негативным. Поэтому высокопоставленные и состоятельные граждане отказывались от деторождения, и аборт широко практиковался. Вплоть до возникновения христианства, эмбрион не имел статуса и признаваемой ценности. Он рассматривался как часть тела матери, а потому она имела полное право распоряжаться им по своему усмотрению.

Позже, по мере развития общества, его институтов, в том числе права, стали возникать коллизии, связанные, например, с имущественными правами. В этой связи абортирование плода, если оно становилось препятствием для рождения ребенка и осуществления в связи с этим имущественных прав, либо если совершалось по другим низменным мотивам, трактовалось как нарушение прав родителя, и уже расценивалось как преступное деяние. Однако это еще не было признанием самостоятельной ценности и прав человеческого эмбриона.

С возникновением и распространением христианства, отношение к человеческому эмбриону радикально изменилось. Часто цитируемым является сформулированное одним из авторитетнейших отцов церкви – епископом Василием Великим (V в.) – так называемое «второе правило»: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося или еще необразованнаго у нас несть». Из этой цитаты видим весьма жесткую позицию, но в современное нам время эта полная цитата иногда используется со ссылкой на новые научные данные, якобы уже позволяющие отличить образовавшийся плод от необразовавшегося. Эта тема звучала и ранее, у других первых богословов можно тоже найти ссылки на тот факт, что плод не может быть приравнен к человеку и эмбрион обретает душу не сразу. Указывались и 40-й, и 80-день от зачатия, аргументация использовалась как схоластическая, так и собственно биологическая, и именно такая двусмысленность позиции привела к тому, что на сегодняшний день церковь не признает никаких оговорок и прерывание беременности на любом сроке и в любой ситуации трактует как убийство. Одним из важнейших аргументов является то, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения, а потому является тяжким грехом.

В Средневековой Европе отношение к абортам полностью определялось влиянием церкви. Поэтому если женщиной было произведено изгнание плода, который уже обнаруживал признаки «одушевленности», то наказание было таким же, как за убийство рожденного и некрещеного ребенка, то есть как за тяжкое преступление. Это была смертная казнь для матери, а нередко и для других участников абортирования, если их вина была доказана. Такое положение дел сохранялось в странах с католическими традициями до 18-19 вв. Нельзя сказать, что такие законы препятствовали проведению абортов, исторические документа свидетельствуют о распространенности такого рода процедур, хотя чаще все же имели место тайные вынашивания и рождения детей, с последующим их «подкидыванием» усыновителям или в приюты. Последнее почти стопроцентно обрекало ребенка на смерть, поскольку выживаемость детей в подобного рода учреждениях была ужасающе низкой. Был распространен также инфантицид (убийство матерью новорожденного), за который матери грозила смертная казнь. В целом можно сказать, что отношение женщин к нежеланным детям в тот период отличалось суровостью, если не сказать жестокостью, возможно поэтому позиция церкви была столь принципиальной – чтобы все же что-то противопоставить привычной практике.

Некоторые изменения в ситуацию были внесены под влиянием развития медицины, медицинской статистики. Действительно, смерть в родах была делом обычным на протяжении веков, а связано это было в первую очередь с низкими возможностями медицины по обеспечению сложных, патологических родов. Статистика по смертности после кесарева сечения была пугающей, что и привело к появлению понятия аборта по медицинским показаниям. Постепенно это понятие получило свое широкое распространение, определило и изменило отношение к абортам медицинских работников. Такое разграничение «аборта по просьбе» и «аборта по медицинским показаниям» повлияло на отношение к абортам широкого круга людей, в последующем были введены также «социальные показания», связанные с широким классом явлений. К ним стали относить как имущественный, социальный статус будущей матери, так и факторы, способствовавшие появлению нежелательной беременности (изнасилование, инцест), многодетность и другие. Медицинские показания тоже постепенно расширялись, включая не только непосредственную угрозу жизни матери, но и ее здоровью.

История абортов в России –


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 576 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)