В настоящее время в нашей стране выделяют следующие исходы КЭ: полное клиническое выздоровление (29-80%), остаточные явления без тенденции к прогрессированию (16-71%), хроническое течение инфекции (1-18%) и летальный (0,8-39,2%).
Прогноз зависит от формы заболевания. При лихорадочной и менингеальной формах прогноз в целом благоприятный, при очаговой форме - серьезный и для жизни больного, и для его работоспособности. У 30-40% больных после перенесенной очаговой формы возможен переход на прогредиентное течение. К группе риска относятся мужчины среднего возраста, не вакцинированные против КЭ и не получившие экстренной профилактики.
К остаточным явлениям относят астеновегетативный синдром (62,7-70,0%), вялые параличи, атрофии мышц. Астеновегетативный синдром манифестирует слабостью, повышенной утомляемостью, головной болью, возбудимостью, потливостью. При обследовании выявляются рассеянные органические микросимптомы: анизорефлексия с непостоянными знаками орального автоматизма, гиперестезия в конечностях по полиневритическому характеру или без четкой локализации, вегетативные расстройства в виде бледности кожных покровов, повышенная потливость, стойкий красный дермографизм. Остаточные явления могут сохраняться в течение дальнейшей жизни, а в некоторых случаях могут регрессировать.
К неблагоприятным исходам КЭ относится развитие хронического течения инфекции, которое характеризуется длительностью инфекционного процесса более 6 месяцев и может начаться после любой клинической формы КЭ. Выделяют два типа прогредиентности: первичный (заболевание дебютирует хроническим развитием) и вторичный (хроническому процессу предшествует острый КЭ). Выделяют также рецидивирующее течение (прогрессирование болезни возникает через определенные сроки после острого КЭ) и непрерывно прогрессирующее (прогрессирование начинается сразу после острого заболевания). Варианты прогредиентного течения клещевого энцефалита представлены в таблице 1.
таблица 1
Варианты прогредиентного течения клещевого энцефалита
Клиническая форма
Неврологические синдромы
Энцефалитическая
Эпилепсия Кожевникова
Гиперкинетический синдром
Эпилептический с генерализованными судорожными припадками
Паркинсонизм
Полиоэнцефалитическая
Верхнестволовой синдром
Нижнестволовой синдром
Множественное поражение мозгового ствола
Полиомиелитическая
Амиотрофия плечевого пояса, шеи
Диффузная амиотрофия плечевого пояса, шеи и верхней конечности
Вегетативный алгический синдром
Энцефалополиомиелитическая
Сочетание указанных выше синдромов
Синдром бокового амиотрофического склероза
Способностью к длительной персистенции обладают штаммы с низкой авидностью. При этом затруднено формирование полноценного иммунного ответа. Показано, что специфическая серопрофилактика при заражении штаммами низкой авидности либо неэффективна, либо даже повышает заболеваемость клещевым энцефалитом. Такие же результаты были получены при проведении серопрофилактики в поздние сроки после инфицирования.
Важную роль в хронизации вирусных инфекций отводят также особенностям иммунореактивости человека. Это может быть связано с генетически обусловленной недостаточностью иммунного ответа. О генетической предрасположенности или резистентности к развитию того или иного заболевания можно судить по антигенам главного комплекса гистосовместимости человека HLA. У больных клещевым энцефалитом по сравнению со здоровыми достоверно чаще встречаются антигены HLA- А2, А3, А28, В16, В18. Повышенный риск развития хронического
течения связан с HLA - антигенами А3,В35. В развитии хронической вирусной инфекции имеет значение формирование патогенных иммунных комплексов, которые могут индуцировать массовую деструкцию инфицированных вирусом клеток. Вирус в составе иммунных комплексов может сохранять инфекционную активность. Если нарушены механизмы деградации иммунных комплексов через протеолитическую систему крови или мононуклеарно-фагоцитарную систему, то время циркуляции вируса значительно увеличивается. Такие иммунные комплексы могут провоцировать манифестацию инфекции в отдаленные сроки. Откладываясь на стенках кровеносных сосудов, они приводят к развитию пери- и эндоваскулитов, в том числе и в головном мозге. Именно низкоавидные штаммы должны формировать иммунные комплексы низкой молекулярной массы с инфекционной активностью. Из-за слабого взаимодействия антигенов вируса с противовирусными антителами такие комплексы могут легко распадаться и вновь поражать клетки. Вирус клещевого энцефалита, как и большинство вирусных инфекций, сам способен вызывать иммунодефицит, поражая иммунокомпетентные клетки.
Летальность при клещевом энцефалите чаще регистрируется при очаговых формах. На территории России тяжесть заболевания возрастает с запада на восток, и цифры летальности колеблются от 0,2 до 39%.
Таким образом, исходы клещевого энцефалита могут быть самыми разнообразными (Рисунок 8 - последствия перенесенной очаговой формы клещевого энцефалита (атрофия мышц плечевого пояса)). Их структура на территории страны различна. Наиболее неблагоприятно инфекция протекает в восточных регионах. Чаще неблагоприятно заканчиваются очаговые формы у лиц мужского пола.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Дифференциальная диагностика проводится с различными заболеваниями в зависимости от формы КЭ. Дифференциальная диагностика менингеальной и лихорадочной форм, как наиболее часто встречающихся, представлена в таблицах 2 и 3.
Менингоэнцефалитическую форму клещевого энцефалита необходимо, в первую очередь, дифференцировать с менингоэнцефалитами другой этиологии.
Круг заболеваний, с которыми проводится дифференциальная диагностика остальных очаговых форм, очень широк, т.к. клинические проявления этих форм весьма многообразны. В таких случаях поставить правильный диагноз в первые дни болезни бывает довольно трудно и часто становится возможным только после исключения большого числа различных неврологических заболеваний. Больного с подозрением на очаговую форму клещевого энцефалита необходимо как можно раньше проконсультировать у невропатолога. Во всех случаях важную роль играет правильно и вовремя собранный эпиданамнез.
Таким образом, следует отметить, что дифференциальная диагностика клещевого энцефалита вопрос непростой и требует от врача знаний не только в области инфекционных заболеваний, но и неврологической патологии.