АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ
До сих пор мы обсуждали в основном то, как невротик пытается актуализировать свое идеализированное Я по отношению к внешнему миру: в достижениях, в торжестве успеха, в могуществе или триумфе. Невротические претензии также связаны с миром вне него: он пытается утвердить свои исключительные права в любое время, когда его уникальность заявляет право на них, и всеми способами, какими только может. Его ощущение права стоять над необходимостями и законами позволяет ему жить в выдуманном мире, как если бы он действительно стоял над ними. И в любой момент, когда он терпит осязаемую неудачу в том, чтобы совпадать со своим идеализированным Я, его претензии позволяют ему делать ответственными за такие «неудачи» внешние факторы.
Теперь мы должны обсудить бегло упомянутый в первой главе аспект самоактуализации, в котором фокус находится внутри невротика. В отличие от Пигмалиона, который пытался превратить другого человека в творение, Реализующее его концепцию красоты, невротик принимается работать над формированием из себя высшего существа собственного изготовления. Он держит перед своим Мысленным взором свой образ совершенства и бессознательно говорит себе: «Забудь о том, каким презренным с°зданием ты в действительности являешься; вот каким ты °лзкен быть; и важно только то, что помогает тебе быть этиад идеализированным Я. Ты должен быть в состоянии Се Вытерпеть, все понять, любить всех, всегда быть продуктивным». Здесь упомянуто только несколько из этих
внутренних диктатов. Так как они неумолимы, я назвала их «тиранией долженствования».
Внутренние диктаты охватывают все, что невротик должен быть в состоянии делать, кем быть, что чувствовать и знать, и табу на то, кем и каким он быть не должен. Я начну с того, что перечислю некоторые из них ради краткости вне контекста. (Более детализированные примеры будут приведены после того, как мы обсудим характеристики долженствований.)
Он должен быть олицетворением честности, великодушия, внимательности, справедливости, достоинства, храбрости, бескорыстия. Он должен быть совершенным любовником, мужем, учителем. Он должен быть в состоянии все вытерпеть, должен всех любить, должен любить своих родителей, свою жену, свою страну; или: он не должен быть связан ни с чем и ни с кем, ничто не должно иметь для него значения, он никогда не должен чувствовать себя задетым и всегда должен оставаться спокойным и ясным. Он всегда должен наслаждаться жизнью, или же должен быть выше удовольствия и наслаждения. Он должен быть спонтанным; он должен всегда контролировать свои чувства. Он должен знать, понимать и предвидеть все. Он должен быть всегда в состоянии моментально решить любую проблему, собственную или чужую. Он должен быть в состоянии преодолевать все свои трудности, как только видит их. Он должен никогда не уставать и не болеть. Он должен быть всегда в состоянии найти работу. Он всегда должен быть в состоянии сделать за час то, что требует два-три часа.
Этот обзор, приблизительно указывающий на размах внутренних диктатов, оставляет у нас впечатление требований к себе, которые, будучи понятными, являются одновременно слишком сложными и слишком жесткими. Если мы скажем пациенту, что он слишком многого ожидает от себя, он часто признает это без колебаний; возможно, он сам уже осознал это. Обычно он добавит, прямо или косвенно, что лучше ждать от себя слишком многого, чем слишком малого. Но говорить о слишком высоких требо-
ваниях к себе не означает раскрыть своеобразные черты внутренних диктатов. Они приобретают ясные очертания при более близком исследовании. Они отчасти пересекаются, так как все они вытекают из ощущаемой человеком необходимости стать своим идеализированным Я, и из его убежденности в том, что он может это сделать.
Что поражает нас прежде всего — это то же самое игнорирование осуществимости, которое пронизывает все влечение к актуализации. Многие из этих требований таковы, что ни один человек не может их осуществить. Они откровенно фантастичны, хотя сам человек этого не осознает. Однако он не может не признать этого, как только его ожидания попадут под луч критического мышления. Но такое умозрительное признание обычно немного меняет, если вообще меняет что-нибудь. Скажем, врач может ясно сознавать, что он не в состоянии осуществлять интенсивную научную работу вдобавок к девятичасовой практике и обширной общественной жизни; тем не менее после безуспешных попыток снизить ту или иную активность он продолжает действовать в том же темпе. Его требования, чтобы ограничений во времени и энергии для него не существовало, оказываются сильнее его разума. Или взять более тонкую иллюстрацию. На психоаналитическом сеансе пациентка была удручена. Она беседовала с подругой о ее супружеских проблемах. Моя пациентка знала мужа подруги только по социальным ситуациям. Тем не менее, хотя она подвергалась психоанализу в течение нескольких лет и обладала достаточным пониманием психологических сложностей, вторгающихся в любые взаимоотношения между двумя людьми, ей представлялось, что она должна быть в состоянии сказать своей подруге, прочен или нет ее брак.
Я сказала ей, что она ждет от себя того, что невозмож-Но Для кого бы то ни было, и обратила ее внимание на множество вопросов, которые надо выяснить, прежде чем бу-Дет возможно иметь сколько-нибудь ясное представление 0 Действующих в ситуации факторах. Оказалось, что она
осознавала большинство сложностей, на которые я обратила ее внимание. Но она все еще чувствовала, что должна обладать чем-то вроде шестого чувства, чтобы их все постичь.
Другие требования к себе могут не быть фантастичны сами по себе, и тем не менее они демонстрируют полное игнорирование условий, при которых могут осуществляться. Так, многие пациенты рассчитывают моментально выполнить свой анализ, потому что они так умны. Но прогресс в психоанализе мало связан с умом. Весомость рассуждений, которой обладают эти люди, может в действительности использоваться как препятствие прогрессу анализа. Что важно, так это эмоциональные силы, действующие в пациентах, их способность быть искренними и принимать ответственность за себя.
Ожидание легкого успеха действует не только в отношении продолжительности всего анализа, но равно и в отношении конкретного приобретенного понимания. Например, признание некоторых из их невротических претензий кажется им равным тому, что они их уже переросли. А то, что это требует от пациента усилий, что претензии будут продолжать существовать до тех пор, пока эмоциональная необходимость в них остается, — все это они игнорируют. Они верят, что их ум должен быть высшей движущей силой. Естественно, что далее неизбежно наступает последующее разочарование, обескураженность. Так, учительница может ожидать, что при ее опыте работы ей должно быть легко написать статью на педагогическую тему. Если слова не струятся с ее пера, она чувствует абсолютное отвращение к себе. Она просто проигнорировала или отбросила такие относящиеся сюда вопросы, как: есть ли ей что сказать? Выкристаллизовались ли ее переживания в какие-либо полезные формулировки? И даже если ответы на это утвердительны, статья означает еще работу по формулированию и выражению мыслей.
Внутренние диктаты точно так же, как политическая тирания в полицейском государстве, действуют с полный
игнорированием собственного физического состояния человека — к тому, что он может чувствовать или делать в данный момент. Например, одно из сильных долженствований — это долженствование никогда не чувствовать себя задетым. В качестве абсолюта (который подразумевается словом «никогда») любой нашел бы это крайне сложным. Сколько людей было или есть, которые так уверены в себе, так спокойны, чтобы никогда не чувствовать себя задетыми? Это может быть в лучшем случае идеал, к которому мы можем стремиться. Серьезное отношение к этому должно означать настойчивую и интенсивную работу над нашими бессознательными претензиями на защиту, над нашей ложной гордостью — или, короче говоря, над каждым фактором в нашей личности, делающим нас уязвимыми. Но человек, чувствующий, что он никогда не должен ощущать себя задетым, не имеет в виду такой конкретной программы. Он просто отдает себе абсолютный приказ, отрицающий или отвергающий факт его уязвимости.
Давайте рассмотрим другое требование: я всегда должен быть понимающим, сочувствующим и полезным. Я должен быть в состоянии растопить сердце преступника. Опять-таки, это не полностью фантастично. Редкие люди, такие, как священник в «Отверженных» Виктора Гюго, Достигали этой духовной силы. У меня была пациентка, Для которой фигура этого священника являлась важным символом. Она чувствовала, что должна быть подобной ему. Но в этот момент она не обладала ни одной из установок или качеств, позволявших священнику действовать так, как он действовал, по отношению к преступнику. Временами она могла поступать милосердно, потому что была Уверена, что должна быть такова, но она не чувствовала себя милосердной. Собственно говоря, она не чувствовала ни к кому ничего особого. Она постоянно боялась, как бы кто-нибудь не использовал ее. Всякий раз, когда она не Могла найти какой-то предмет, она думала, что его украли. Поскольку она этого не осознавала, ее невроз сделал ее
эгоцентричной, ориентированной на свою собственную выгоду — которую полностью скрывал пласт компульсивного смирения и доброты. Хотела ли она в это время увидеть в себе эти сложности и работать над ними? Нет, конечно. Здесь также это был вопрос слепой отдачи приказов, которые могли вести только к самообману и несправедливой самокритике.
В попытке объяснить поразительную слепоту долженствования мы вновь должны оставить немало пробелов. Многие из них, однако, понятны в силу их происхождения из поиска славы и функции переделывания себя в собственное идеализированное Я. Они исходят из предпосылки, что для них не должно быть и нет ничего невозможного. Если это так, то логично, что нет нужды исследовать существующие условия.
Эта черта наиболее очевидна применительно к требованиям, адресованным к прошлому. Относительно детства невротика важно не только пролить свет на влияния, определившие течение его невроза, но и распознать его нынешние установки по отношению к несчастьям прошлого. Это обусловлено не столько хорошим или плохим отношением к нему в прошлом, сколько его потребностями в настоящем. Если у него возникла, например, общая потребность всегда источать нежность и свет, он будет распространять на свое детство золотистую дымку. Если он загнал свои чувства в смирительную рубашку, он может чувствовать, что действительно любит своих родителей, потому что должен их любить. А если он вообще отказывается принимать ответственность за свою жизнь, он может переложить на своих родителей всю вину за свои трудности- В свою очередь, мстительность, сопровождающая эту установку, может выражаться открыто или подавляться.
Наконец, он может впасть в противоположную крайность и явно принимать ответственность за себя в абсурД" ных размерах. В этом случае он может начать полностью осознавать влияние запугивающих и ограничиваюЩИ ранних влияний. Его сознательная установка при это
вполне объективна и правдоподобна, Например, он может обращать внимание на то, что его родители не могли поступать иначе. Иногда пациент удивляется самому себе, почему он не испытывает никакого негодования. Одна из причин отсутствия сознательного негодования — обращенное в прошлое долженствование, которое нас здесь интересует. Хотя он осознает, что совершенного по отношению к нему было бы вполне достаточно, чтобы сломать кого-либо другого, он должен был выйти из этого невредимым. Он должен был обладать внутренней силой и мужеством, чтобы не позволить этим факторам повлиять на себя. Но раз они влияли, это доказывает, что он не был хорош сначала. Другими словами, он реалистичен до некоторого момента; он мог бы сказать: «Уверен, это была клоака лицемерия и жестокости». Но затем его зрение становится расплывчатым: «Хотя я был беспомощен в этой атмосфере, я должен был выйти из нее как лилия из болота».
Если бы он мог принять фактическую ответственность за свою жизнь взамен такой поддельной, он бы думал иначе. Он бы признал, что ранние влияния не могли не сформировать его неблагоприятным образом. И он бы увидел, что, каким бы ни было происхождение его трудностей, они Действительно нарушили его настоящую и будущую жизнь. По этой причине он лучше собрал бы свою энергию Для преодоления их. Вместо этого все остается на полностью фантастическом и бесполезном уровне его требования, чтобы эти трудности его не затронули. Когда тот же паци-ент на более позднем этапе меняет свою позицию и воздает себе должное за то, что не был полностью раздавлен обстоятельствами раннего детства, — это знак прогресса.
Установка по отношению к детству — не единственная область, в которой эти ретроспективные долженствования Действуют под такой обманчивой маской ответственности
с той же самой безрезультатностью. Один человек утвер-Дает, что он должен был помогать своему другу откровен-
и критикой, другой — что он должен был вырастить
детей не невротиками. Естественно, все мы сожалеем о том, что потерпели неудачу в том или ином отношении. Но мы можем исследовать, почему мы потерпели неудачу, й извлечь из нее уроки. Мы также должны признать, что вследствие невротических сложностей, существовавших во время «неудач», мы действительно делали максимум того, что могли в то время. Но для невротика сделать все для себя возможное — недостаточно хорошо. Каким-то чудом он должен был сделать лучше.
Сходным образом, осознание любого наличного недо. статка невыносимо для того, кто страдает от диктата долженствований. Какой бы ни была сложность, она должна быть быстро устранена. Как именно — может варьировать. Чем больше человек живет в воображении, тем вероятнее, что он просто сбежит в него от сложностей. Так, пациентка, обнаружившая в себе неудержимое влечение к тому, чтобы быть «серым кардиналом», и которая увидела, как это влечение действовало в ее жизни, к следующему дню была убеждена, что это влечение теперь стало полностью делом прошлого. Она не должна была быть одержима стремлением к власти, поэтому она и не была. После таких часто случавшихся «улучшений» мы осознали, что влечение к реальному контролю и влиянию было всего лишь выражением волшебной власти, которой она обладала в своем воображении.
Другие пытаются посредством одной лишь силы воли устранить сложность, которую они осознали. В этом отношении люди могут идти на удивительные вещи. Я вспоминаю, например, двух молодых девушек, которые чувствовали, что не должны ничего бояться. Одна из них боялась грабителей и заставляла себя спать в пустом доме до тех пор, пока страх не пройдет. Другая боялась плавать в непрозрачной воде, опасаясь, что ее может укусить змея или рыба. И она заставляла себя переплывать кишащий аку лами залив. Обе девушки таким образом пытались сПРа виться со своими страхами. Эти случаи вроде бы льют воду на мельницу тех, кто относится к психоанализу как к
вомодной чепухе. Разве не видно, что все, что необходимо, — это собраться? Но в действительности страх перед грабителями или змеями был только наиболее очевидным, явным выражением общего, более скрытого опасения. И эта распространенная скрытая тенденция осталась не затронутой принятием конкретного «вызова». Она была просто скрыта, вытеснена глубже не затронувшим реального расстройства избавлением от симптома.
В психоанализе мы можем наблюдать, как механизм силы воли включается у людей определенных типов, как только они осознают свои слабости. Они принимают решение и пытаются придерживаться бюджета, общаться с людьми, быть более настойчивыми или более снисходительными. Было бы прекрасно, если бы они демонстрировали такой же интерес к пониманию смысла и источников своих проблем. К сожалению, как это ни печально, такой интерес отсутствует. Уже самый первый шаг, состоящий в том, чтобы увидеть всю степень конкретного нарушения, будет им не по нутру. Это, действительно, шло бы вразрез с их неистовым влечением сделать так, чтобы нарушение исчезло. Поскольку они чувствуют, что должны быть достаточно сильными, чтобы победить нарушение с помощью сознательного контроля, процесс тщательного распутывания был бы признанием слабости и поражения. Эти искусственные усилия, конечно, раньше или позже обязательно ослабнут, и затем, в лучшем случае, проблема окажется под чуть большим контролем. Уверенным можно быть лишь в том, что проблема загнана в подполье и продолжает действовать в более замаскированной форме. Психоаналитик, естественно, должен не поощрять такие усилия, а анализировать их.
Большинство невротических нарушений сопротивляет-
Ся Даже самым энергичным усилиям по контролю. Созна-
ельные усилия просто бесполезны против депрессии, про-
ив глубоко зашедшего паралича работы или против по-
•Чощенности грезами. Можно подумать, что это должно
быть ясно любому, кто приобрел некоторое психологичес- i кое понимание в ходе психоанализа. Но вновь мышление не проникает дальше, чем: «Я должен быть в состоянии справиться с этим». Результатом является то, что он лишь сильнее страдает от депрессий и т.п., поскольку мало того что это в любом случае болезненно, это становится еще видимым признаком отсутствия у него всемогущества. Иногда психоаналитик может ухватить этот процесс в самом начале и пресечь его в корне. Так, пациентка, обнаружившая размах своих грез и увидевшая, как тонко они пронизали большинство ее действий, пришла к осознанию их вреда, — по меньшей мере к пониманию того, как они истощают ее энергию. В следующий раз она выглядела довольно виноватой и извинялась, потому что грезы продолжали существовать. Зная ее требования к себе, я передала ей мое убеждение, что было бы невозможно и даже неразумно искусственно прекращать их, потому что мы можем быть уверены, что они еще выполняют важные функции в ее жизни, к пониманию которых мы должны приходить постепенно. Она почувствовала очень сильное облегчение и призналась мне, что решила прекратить грезить, но так как оказалась не в состоянии это сделать, то чувствовала, что я буду ею недовольна. Так ее собственные ожидания спроецировались на меня.
Многие реакции уныния, раздражительности или страха, случающиеся во время анализа, являются не столько реакцией на обнаружение пациентом беспокоящей проблемы в себе (как склонен предполагать аналитик), сколько на его ощущение бессилия немедленно устранить их.
Таким образом, внутренние диктаты, будучи в чем-то более радикальным, нежели другие, способом сохранения идеализированного образа, подобно остальным способам, нацеливаются не на реальное изменение, а на немедленное и абсолютное совершенство. Они имеют целью заставить несовершенство исчезнуть или выглядеть так, ко, если бы было достигнуто совершенство. Это становит
особенно ясным, если, как в последнем примере, внутренние требования экстернализируются. Тогда то, чем человек является, и даже то, что он испытывает, становится неважным. Только то, что видно другим, вызывает сильное беспокойство: рукопожатие, покраснение, неловкость в общении.
Следовательно, долженствованиям не хватает моральной серьезности подлинных идеалов. Люди, находящиеся в их власти, не стремятся, например, к приближению к большей степени честности, но их влечет к достижению абсолютной честности, которая всегда находится почти совсем рядом за углом, или достигнута в воображении.
Они в лучшем случае могут достичь совершенства в поведении, такого, как мадам By, персонаж из «Павильона женщин» Перла Бака. Это портрет женщины, которая, похоже, всегда поступает, чувствует и думает правильно. Нет нужды говорить, что внешний облик таких людей наиболее обманчив. Они сами бывают озадачены, когда, казалось бы, вопреки внешне безоблачному состоянию у них развивается фобия улиц или функциональное сердечное нарушение. Как это возможно? — спрашивают они. Ведь они же в совершенстве управлялись с жизнью, были лидерами в своем классе, организаторами, образцовыми супругами и родителями. Однажды наступает ситуация, кото-Рой они не могут управлять в своей обычной манере. И, не обладая другим способом обращения с ней, они испытывают нарушение равновесия. Психоаналитик, познакомившись с ними и с громадным напряжением, с которым они Действуют, скорее изумится, что они так долго обходились ез серьезных нарушений.
Чем глубже мы осознаем природу долженствований,
Тем яснее видим, что различие между ними и реальными
Моральными стандартами и идеалами является не коли-
ественным, а качественным. Одна из величайших оши-
°к Фрейда состояла в рассмотрении внутренних дикта-
Ов (некоторые детали которых он разглядел и описал
как Сверх-Я) как составляющих мораль вообще. Прежде всего, их связь с моральными вопросами не слишком тесна. Достаточно верно, что требования морального совер. шенства действительно занимают особое место среди долженствований по той простой причине, что моральные вопросы важны в жизни всех нас. Но мы не можем отделять эти особые долженствования от других, столь же настойчивых, которые прямо детерминированы бессознательным высокомерием, от таких, как «я должен быть в состоянии выбираться из субботней послеполуденной дорожной пробки» или «я должен уметь рисовать, обойдясь без тяжелой учебы и труда». Мы должны также помнить, что во многих требованиях явно отсутствует даже видимость морали, среди них «я должен уметь всегда выходить сухим из воды», или «я всегда должен брать верх над другими», или «я всегда должен быть в состоянии отомстить другим». Только сфокусировав внимание на целостности картины, мы можем получить правильную точку зрения на требования морального совершенства. Подобно другим долженствованиям, они проникнуты духом высокомерия и нацелены на увеличение славы невротика и его богоподобия. В этом смысле они являются невротической подделкой нормальных моральных стремлений. Если добавить к этому подсознательную нечестность, обязательно участвующую в сокрытии недостатков, они оказываются скорее аморальным, чем моральным явлением. Для переориентации пациента с воображаемого мира на развитие подлинных идеалов необходимо ясно понимать эти различия.
Есть еще одно качество долженствований, которое отличает их от подлинных стандартов. Оно подразумевалось в предшествующих комментариях, но само по себе достаточно весомо, чтобы сказать о нем отдельно. Это их принудь тельный характер. Идеалы также обладают обязывающей властью над нашей жизнью. Например, если в их чи ло входит убеждение в необходимости исполнять обяза ности, которые мы признаем таковыми, то мы стараеМ
сделать все возможное для осуществления этого, несмотря даже на то, что это может быть сложно. Исполнение их__это то, чего мы сами очень хотим или что мы считаем правильным. Это наше желание, мнение, решение. Таким образом, мы достигаем единства с самими собой, усилия такого рода дают нам свободу и силу. С другой стороны, в подчинении долженствованиям примерно столько же свободы, сколько в «добровольных» взносах или овациях диктатору. В обоих примерах, если мы не соответствуем ожиданиям, наступает быстрая кара. В случае внутренних диктатов это вызывает жестокие эмоциональные реакции на невыполнение — реакции, которые охватывают весь диапазон тревоги, отчаяния, самоосуждения и саморазрушительных импульсов. Постороннему они кажутся совершенно не соответствующими величине того, что их вызвало. Но они полностью соответствуют размерам того, что они означают для индивида.
Позвольте мне привести еще одну иллюстрацию принудительного характера внутренних диктатов. Среди неумолимых долженствований одной женщины было долженствование уметь предвидеть все случайности. Она очень гордилась тем, что считала даром предвидения, и тем, что предохраняла свою семью от опасностей своим предвидением и благоразумием. Она разработала подробный план, чтобы уговорить своего сына подвергнуться психоанализу. Однако она потерпела неудачу, так как не учла влияния Друга своего сына, который был враждебно настроен к психоанализу. Когда она поняла, что упустила этого друга в своих расчетах, у нее была просто физическая шоковая Реакция, и она чувствовала себя так, словно у нее из под ног Убрали почву. В действительности было более чем сомнительно, что друг имел такое влияние, как она думала, и Что она в любом случае смогла бы привлечь его на помощь, еакция шока и краха возникла целиком вследствие внезапного осознания ею того, что она должна была подумать 0 невд. Подобным же образом, когда женщина, которая была замечательным водителем, слегка толкнула машину впере-
ди себя и была вызвана из машины офицером полиции, у нее внезапно появилось ощущение нереальности происходящего, хотя авария была минимальной, и она никогда не боялась полицейского, чувствуя себя правой.
Реакция тревоги часто ускользает от внимания, так как привычные средства защиты от тревоги — это система, действующая мгновенно. Так, человек, чувствовавший, что должен быть другом, подобным святому, осознал, что был суров со своим другом вместо того, чтобы помочь ему, и ударился в тяжелый запой. Женщину, чувствовавшую обязанность всегда быть приятной и симпатичной, мягко покритиковала подруга за то, что она не пригласила на вечеринку другую подругу. Она ощутила мимолетную тревогу, на мгновение была близка к обмороку и отреагировала на это возросшей потребностью в любви, которая была ее способом контролировать тревогу. У мужчины под давлением неосуществленных долженствований развилось острое желание переспать с определенной женщиной. Для него сексуальность являлась средством почувствовать себя желанным и вновь восстановить понизившееся самоуважение.
Таким образом, неудивительно, что долженствования обладают принудительной силой. Человек может функционировать довольно хорошо, пока живет в соответствии со своими внутренними диктатами. Но плавный ход его жизни может быть нарушен, если он окажется между ДВУ" мя противоречивыми долженствованиями. Например, один мужчина чувствовал, что должен быть идеальным врачом и все свое время отдавать пациентам. Но он должен был также быть идеальным мужем и уделять своей жене столько времени, сколько ей надо, чтобы быть счастливой-При осознании, что он не мог быть и тем и другим в полной мере, возникала легкая тревога. Она оставалась легкой, потому что он тут же постарался не развязать горДй-ев узел, а разрубить его мечом, решив поселиться за городом. Это подразумевало его отказ от надежд на дальнейшее
совершенствование и, таким образом, подвергало опасности все его профессиональное будущее.
В конце концов дилемма была удовлетворительно разрешена благодаря ее анализу. Но это свидетельствует о размерах отчаяния, которое может порождаться конфликтующими внутренними диктатами. Одна женщина едва не погибла, потому что не могла совместить бытность идеальной матерью с бытностью идеальной женой, где последнее означало для нее выдерживать все трудности жизни с мужем-алкоголиком.
Естественно, такие противоречивые долженствования делают сложным, если вообще возможным, рациональный выбор между ними, потому что противоположные требования равно принудительны. Один пациент проводил бессонные ночи, безуспешно пытаясь решить, должен он ехать с женой в короткий отпуск или остаться в своем офисе и работать. Должен он соответствовать ожиданиям своей жены или ожиданиям работодателя? Вопрос о том, что больше хочет делать он сам, вообще не приходил ему на ум. А на основании долженствований вопрос просто не мог быть решен.
Человек никогда не осознает ни полного влияния внутренней тирании, ни ее природы. Но существуют значительные индивидуальные различия в установках по отношению к этой тирании и способах переживания ее. Они лежат между полюсами уступчивости и бунта. Хотя элементы таких разных установок действуют в каждом человеке, обычно та или иная превалирует. Предвосхищая более поздние различия, установки по отношению к внутренним диктатам и способы переживания их первоначально °пределяются определенными жизненными влияниями на Человека: властью, любовью или свободой. Так как такие Различия будут обсуждаться ниже 1, я здесь кратко укажу тЗДько на то, как они действуют по отношению к долженствованиям и табу.
См. главы 8-11.
Экспансивный тип, для которого господство в жизни является решающим, склонен идентифицировать себя со своими внутренними диктатами и, осознанно или бессознательно, гордиться своими стандартами. Он не ставит под сомнение их адекватность и старается актуализировать их любым путем. Он может стараться соответствовать им в своем актуальном поведении. Он должен быть всем для всех людей, он должен все знать лучше других, он должен никогда не ошибаться, он никогда не должен ни в чем, что пытается делать, терпеть неудач — короче говоря, он должен осуществлять все, что он должен. И мысленно он действительно соответствует своим высшим стандартам. Его высокомерие может быть столь велико, что он даже не рассматривает возможность неудачи и отвергает ее, если она случается. Его властная правота так ригидна, что — субъективно — он просто никогда не ошибается.
Чем больше его засасывает воображение, тем менее необходимым оказывается предпринимать реальные усилия. Так, достаточно, что мысленно он в высшей степени бесстрашен или честен, и неважно, насколько его осаждают страхи или как он нечестен в действительности. Граница между «я должен» и «я есть» для него неопределенна — в этом отношении она, возможно, не слишком четкая для любого из нас. Немецкий поэт Кристиан Мор-генштерн сжато выразил это в одном из своих стихотворений. Человек лежит в больнице со сломанной ногой после того, как на него наехал грузовик. Он читает, что на той самой улице, на которой произошел несчастный случай, проезд грузовиков запрещен, и поэтому приходит к заключению, что все переживание было только сноМ-Ибо, делает он вывод, «острый как нож»: ничто не может случиться из того, что не должно случиться. Чем больШе воображение человека превалирует над его рассудком, тем больше исчезает пограничная линия, и он предали0 ляет себя образцовым мужем, отцом, гражданином ил кем бы то ни было еще, кем он должен быть.
Уступчивый тип, которому любовь кажется решением всех проблем, подобным же образом чувствует, что его долженствования составляют закон, не подлежащий сомнениям. Но пытаясь — тревожно — соответствовать им, он большую часть времени ощущает, что жалко терпит неудачу в осуществлении их. На первом плане в его сознании выступает, следовательно, самокритика, чувство вины за то, что он не является высшим существом.
Доведенные до крайности, обе эти установки по отношению к внутренним диктатам делают для человека сложным анализ самого себя. Склонность к одной крайности — к уверенности в своей правоте — может помешать ему увидеть в себе любой изъян. А склонность к другой крайности — к слишком легкому возникновению чувства вины — влечет за собой опасность, что понимание недостатков окажет скорее уничтожающее, чем освобождающее влияние. Наконец, отстраненный тип, которого идея «свободы» привлекает больше какой-либо другой, наиболее из всех троих склонен бунтовать против внутренней тирании. Из-за большой важности, которую свобода — или его толкование ее — имеет для него, он сверхчувствителен к любому принуждению.
Он может бунтовать довольно пассивным способом. Тогда все, что, как он чувствует, он должен делать, касается ли это работы, чтения книги или сексуальных отношений с женой, превращается — в его сознании — в принуждение, вызывает осознанное или бессознательное сопротивление и впоследствии делает его безразличным; все, что Должно быть сделано, если и делается вообще, то делается с напряжением, вызванным внутренним сопротивлением. Это более активный бунт против долженствований. Он Может попытаться выбросить их все за борт и иногда впа-Дает в противоположную крайность, настаивая на том, что-Ы Делать лишь то, что ему нравится и когда нравится. Унт может принимать яростные формы и в таком случае сто является бунтом отчаяния. Если он не может быть Разцом набожности, целомудрия, искренности, тогда он
будет совсем «плохим», развратным, будет лгать, оскорблять других.
Иногда через фазу бунта может проходить человек, как правило исполняющий долженствования. Тогда бунт обычно направлен против внешних ограничений. Дж. IL Маркан мастерски описал такие временные бунты. Он показал нам, как легко они могут подавляться по той причине, что ограничивающие внешние стандарты имеют могущественного союзника во внутренних диктатах. Впоследствии индивид остается тусклым и равнодушным.
Наконец, некоторые могут проходить через чередующиеся фазы самобичующей «доброты» и дикого протеста против любых стандартов. Для наблюдающего их друга такие люди могут представлять неразрешимую загадку. Если временами они неприятно безответственны в сексуальных или финансовых делах, то в другие периоды они демонстрируют высоко развитую моральную чувствительность. Таким образом, друг, только что отчаявшийся обнаружить у них какое-либо чувство порядочности, успокаивается относительно того, что, в конечном счете, они превосходные люди, но только для того, чтобы вскоре снова быть ввергнутым в тяжелые сомнения. У других людей могут наблюдаться постоянные колебания между «я должен» и «нет, я не желаю». «Я должен уплатить долг. Нет, почему это я должен?» «Я должен придерживаться диеты. Нет, я не собираюсь». Часто такие люди производят впечатление спонтанных и ошибочно принимают свои противоречивые установки по отношению к своим долженствованиям за «свобоДу».
Какова бы ни была превалирующая установка, значительная часть процесса всегда экстернализуется; она переживается как протекающая между мной и другими. Вариации в этом отношении касаются конкретного аспекта, который экстернализуется, и способа, которым это осуЩе' ствляется. Грубо говоря, человек может прежде всего навязывать свои стандарты другим и выдвигать неумолимьг?
требования относительно ах совершенства. Чем больше он ощущает себя мерой всех вещей, тем больше он настаива-еТ_но не на общем совершенстве, а на применении к нему особых норм. Неудача других вызывает его презрение или гнев. Еще более иррационален тот факт, что его собственное недовольство собой за то, что он не является в любой момент и при любых условиях тем, чем он должен быть, может быть обращено вовне. Так, например, когда он не оказывается совершенным любовником, или когда его уличают во лжи, он может разозлиться на тех, чьи ожидания он не оправдал, и выстроить обвинение против них.
Он может переживать свои ожидания к себе как исходящие прежде всего от других. И действительно, ожидают ли эти другие чего-либо или он просто думает, что они ожидают, их ожидания превращаются в требования, которые должны осуществляться. В психоанализе ему представляется, что аналитик ждет от него невозможного. Он приписывает психоаналитику свои собственные ощущения, что он всегда должен быть продуктивным, что у него всегда должен быть сон для рассказа, он всегда должен говорить о том, что, как он думает, аналитик хочет, чтобы он обсуждал, и он должен всегда быть признателен за помощь и демонстрировать это своим улучшением.
Если он, таким образом, убежден, что другие чего-то ожидают или требуют от него, он, опять же, может реагировать двояко. Он может постараться предвосхитить и примерно предугадать их ожидания и стремиться жить соответственно им. В этом случае он обычно также предполагает, что они осудят его или немедленно бросят, как только он потерпит неудачу. Или, если он сверхчувствителен к принуждениям, он ощущает, что они навязыва-Ют ему что-либо, вмешиваются в его дела, подталкивая ли принуждая его. Затем он горько беспокоится из-за того или даже открыто бунтует против них. Он может 3Ражать против дарения рождественских подарков,
потому что их ожидают. Он будет в своем офисе или на любом свидании чуть позже, чем ожидается. Он будет забывать о годовщинах, письмах или любых одолжениях, о которых его просили. Он может забыть о визите к родственникам только потому, что мать попросила его посетить их, хотя он их любит и намеревался повидать. Он будет чрезмерно реагировать на любую просьбу. Критика других будет не столько страшить его, сколько возмущать. Его яркая и несправедливая самокритика также упорно экстернализуется. Ему, далее, кажется, что другие несправедливы в своих суждениях о нем или всегда подозревают у него скрытые мотивы. Или, если его бунт более агрессивен, он будет щеголять своим открытым неповиновением и верить, что его ни.чуть не заботит, что о нем думают.
Чрезмерная реакция на просьбы — хороший ключ к распознаванию внутренних требований. Реакции, которые поражают нас самих своей несоразмерностью, могут быть особенно полезны для самоанализа. Следующая иллюстрация, отчасти самоанализ, может быть также полезна для демонстрации определенных выводов, которые мы можем сделать на основе самонаблюдений. Речь идет о деловом руководителе, которого я иногда встречала. Его спросили по телефону, не сможет ли он прийти на пирс и встретить приезжающего из Европы писателя-беженца. Он всегда восхищался этим писателем и встречался с ним неофициально во время визита в Европу. Так как его время было забито конференциями и другой работой, ему было действительно невозможно исполнить эту просьбу, особенно потому, что это могло потребовать нескольких часов озки-дания на пирсе. Как он осознал позднее, он мог отреагировать двумя способами, оба из которых были бы благоразумны. Он мог сказать, что подумает и посмотрит, сможет ли это сделать, или же он мог, выразив сожаление, отка заться и поинтересоваться, не сможет ли сделать для пи сателя что-либо другое. Вместо этого он сразу отреагир
вал раздражением и резко сказал, что слишком занят и никогда не будет никого ждать на пирсе.
Вскоре он пожалел о своем ответе, а позже постарался отыскать, где поместили писателя, чтобы помочь ему при необходимости. Он не только пожалел об инциденте, но и почувствовал себя озадаченным. Был ли он такого высокого мнения о писателе, как считал? Он был уверен в этом. Может, он не был таким дружелюбным и готовым прийти на помощь, каким себя считал? Если так, то не был ли он раздражен потому, что был поставлен в затруднительное положение просьбой доказать свое дружелюбие и готовность помогать?
Здесь он был на верном пути. Простой факт его способности усомниться в искренности своего великодушия был для него немалым шагом — потому что в своем идеализированном образе он был благодетелем человечества. Однако это было больше, чем он мог «переварить» в тот момент. Он отверг эту возможность, вспомнив, что затем он старался предложить и оказать помощь. Но, закрывая один путь в своем мышлении, он вдруг натолкнулся на другой ключ. Когда он предложил помощь, инициатива была его, а в первый раз его попросили сделать нечто. Далее он осознал, что он ощутил просьбу как несправедливое навязывание. Если бы он заранее знал о приезде писателя, он бы непременно рассмотрел свои собственные возможности встретить его на корабле. Теперь он подумал о многих подобных случаях, когда раздраженно реагировал на просьбы об одолжении, и осознал, что, очевидно, ощущал как навязывание и принуждение многие вещи, которые в действительности были просто просьбами или предложениями. Он т&кзке подумал о своей раздражительности по поводу несогласия или критики. Он пришел к выводу, что был за-Дирой и хотел доминировать. Я упомянула здесь об этом, °тому что реакции такого типа легко принимаются за клонности к доминированию. Самостоятельно он увидел ^°ю сверхчувствительность к принуждению и критике, не мог выносить принуждения, потому что в любом
подобном случае ощущал себя как бы в смирительной ру. башке. И он не мог выносить критику, потому что был сам своим самым острым критиком. В этом контексте мы также можем обратиться к предположению, отброшенному им, когда он ставил под сомнение свое дружелюбие. В большой степени он оказывал помощь, потому что должен был ее оказывать, а не из своей довольно абстрактной любви к человечеству. Его установка по отношению к конкретным людям была гораздо сильнее дифференцирована, чем он осознавал. Любая просьба погружала его во внутренний конфликт: он должен был соглашаться на нее и быть очень великодушным, но он должен был также никому не позволять принуждать себя. Раздражение было выражением ощущения загнанности в дилемму, которая в это время была неразрешима.
Оледствия, которые долженствования имеют для личности и жизни человека, в некоторой степени варьируют в зависимости от его способа реагирования на них или переживания их. Но определенные следствия проявляются неизбежно и регулярно, хотя и в разной степени. Долженствования всегда вызывают чувство напряжения, которое тем больше, чем больше человек пытается актуализировать их в своем поведении. Он может ощущать, что все время стоит на цыпочках, и страдать от хронического изнеможения. Или же он может чувствовать себя смутно ограниченным, напряженным или осажденным. Если его долженствования совпадают с установками, ожидаемыми от него в культуре, он может просто ощущать едва заметное напряжение. Однако оно может быть достаточно сильным, чтобы в иных случаях побудить активного человека уйти от деятельности и обязательств.
Более того, вследствие экстернализации эти долясеН" ствования всегда тем или иным путем вносят свой вклад в нарушения человеческих отношений. Самым общи нарушением на этой шкале является сверхчувствитель ность к критике. Будучи беспощаден к себе, такой чел
век любую критику со стороны других — реальную или просто предвосхищаемую, дружескую или недружелюбную — ощущает такой же убийственной, как его собственная. Мы лучше поймем силу этой чувствительности, если осознаем, как сильно он себя ненавидит за любое отступление от установленных для самого себя стандартов 1. В других случаях виды нарушений в человеческих отношениях зависят от вида превалирующей экстернализации. Они могут делать его слишком критичным или резким с другими, или слишком обидчивым, слишком непокорным, слишком уступчивым.
Важнее всего то, что в дальнейшем долженствования нарушают спонтанность чувств, желаний, мыслей и убеждений, то есть способность переживать свои собственные чувства и выражать их. Человек может в лучшем случае быть «спонтанно компульсивным» (цитирую пациента) и выражать «свободно» то, что он должен чувствовать, желать, думать, или чему должен верить. Мы привыкаем думать, что можем контролировать не чувства, а только поведение. Мы можем заставить другого человека работать, но не можем никого принудить любить его работу. Точно так же мы привыкаем думать, что можем заставить себя действовать так, как если бы мы не были подозрительны, но мы не можем заставить себя доверять. Это в основном соответствует истине. И если бы мы нуждались в Другом доказательстве, психоанализ мог бы их предоставить. Но если долженствования приказывают чувствам, воображение взмахивает своей волшебной палочкой, и пограничная линия между тем, что мы должны чувствовать, и тем, что мы действительно чувствуем, исчезает. Мы сознательно верим или чувствуем далее так, как мы должны верить или чувствовать.
Это проявляется в психоанализе, когда расшатывается фальшивая безусловность псевдочувств, и пациент затем пРоходит через период сбивающей с толку неопределенно-
См.
главу 5.
К.,
сти — болезненной, но конструктивной. Например, женщина, верившая, что она любит всех, потому что должна любить, может затем спросить: «Действительно ли я люблю своего мужа, своих учеников, своих родителей? Или кого-либо еще?» И в этом месте на вопросы нельзя дать ответы, потому что только теперь можно взяться за все страхи, подозрения и обиды, которые всегда мешали свободному течению положительных чувств, но до сих пор были тщательно скрыты долженствованиями. Я называю этот период конструктивным, потому что он представляет собой начало поиска истинного.
Удивительна степень, в которой спонтанные желания могут быть задавлены внутренними долженствованиями. Процитируем отрывок из письма одной пациентки, написанного после того, как она обнаружила тиранию собственных долженствований.
Я увидела, что просто была совсем не способна чего-либо хотеть, даже смерти! И уж конечно — не «жизни». До сих пор я думала, что моя беда только в том, что я была неспособна делать что-либо, неспособна отказаться от своей мечты, неспособна принимать или контролировать свою раздражительность, неспособна стать более человечной с помощью силы воли, терпения или печали.
В первый раз теперь я увидела это — я была буквально не способна ничего чувствовать. (Да, при всей моей сверхчувствительности!) Как хорошо я знала боль — каждая моя пора в течение последних шести лет была забита яростью, жалостью и презрением к себе и отчаянием — снова и снова, опять и опять. Тем не менее я вижу это теперь — все было негативным, реактивным, компульсивным, все навя зано извне; внутри не было абсолютно ничего моего.
Воображаемые чувства — самое поразительное в тех, чей идеализированный образ лежит в области доброты,
1 Finding the Real Self. A Letter, with foreword by K.Horney-American Journal of Psychoanalysis, 1949.
любви и безгрешности. Они должны быть внимательными, благодарными, благожелательными, великодушными, любящими, и поэтому мысленно они обладают всеми этими качествами. Они говорят и действуют так, как будто они действительно такие хорошие и любящие. И, так как они убеждены в этом, они даже могут временно убедить других. Но, конечно, эти воображаемые чувства не обладают глубиной и стойкостью. При благоприятных обстоятельствах они могут быть довольно последовательны и тогда, естественно, не подвергаются сомнению. Мадам By из «Павильона женщин» начала сомневаться в подлинности своих чувств, только когда в семье возникли сложности, и когда она встретила мужчину, который был прям и честен в своей эмоциональной жизни.
Чаще поверхностность вызванных по заказу чувств обнаруживается другими путями. Они легко могут исчезать. Любовь легко переходит в безразличие, в негодование или презрение, когда задеты гордость или тщеславие. В этих случаях люди обычно не спрашивают себя: «Почему мои чувства и мнения так легко меняются?» Они просто чувствуют, что другой человек разрушил их веру в человечность, или же что они никогда «на самом деле» не доверяли ему. Все это не означает, что у них нет дремлющих способностей к сильным и живым чувствам, а лишь что-то, что проявляется на более осознанных уровнях — это притворство, в котором очень мало подлинного. В конце концов они производят впечатление чего-то непрочного, неуловимого или фальшивки. Нахлынувший гнев — часто единственное реально искреннее чувство.
На другом полюсе ощущения бесчувственности и безжалостности также могут преувеличиваться. Запреты на чув-ства нежности, симпатии и доверия могут быть столь же Велики у некоторых невротиков, как у других — запреты На вРаждебность и мстительность. Эти люди чувствуют, То Должны быть в состоянии жить без каких-либо близ-их человеческих отношений, так как верят, что не нуждаются в них. Они не должны ни от чего получать удоволь-Ие> потому что верят, что им все безразлично. В таком
случае их эмоциональная жизнь больше обеднена, чем искажена.*
Естественно, эмоциональные картины, порожденные внутренними приказами, не всегда столь хорошо выписаны, как в этих двух крайних группах. Приказы могут быть противоречивы. Вы должны быть настолько доброжелательны, чтобы не допускать никаких жертв, но вы также должны быть и столь хладнокровны, чтобы быть в состоянии осуществить любой акт мести. В результате временами человек убежден, что он крайне бесчувственен, а в другие моменты — что он предельно добросердечен. У других людей сдерживается так много чувств и желаний, что отсюда вытекает общая эмоциональная безжизненность. Например, может существовать запрет на желание чего-либо для себя, который кладет конец всем живым желаниям и создает преграду для делания чего-либо для себя. Затем, отчасти из-за этих преград, у них возникают такие же всеобъемлющие претензии, на основе которых они чувствуют себя вправе получать от жизни все на серебряном подносе. А затем раздражение на фрустрацию таких претензий может быть задушено с помощью диктатов, требующих смириться с жизнью.
Мы меньше осознаем вред, который наносят нашим чувствам эти всеобъемлющие долженствования, чем ДрУ' гие их последствия. Хотя это действительно высочайшая цена, которую мы платим за попытку вылепить из себя совершенство. Чувства — это наиболее живая часть нас самих; если они попадут под диктаторский режим, в нашем бытии создается глубокая неопределенность, которая должна неблагоприятно влиять на наши отношения ко всему внутри и вне нас.
Мы едва ли можем переоценить интенсивность >..вл0 ния внутренних диктатов. Чем сильнее в человеке прева лирует влечение к актуализации его идеализированного тем в большей степени долженствования становятся ед ^ ственной движущей силой, побуждающей его, влекут
еГ0 толкающей его к действию. Когда пациент, еще далекий от своего реального Я, обнаруживает некоторые из ограничивающих влияний своих долженствований, он тем не менее может быть неспособен полностью отказаться от них, потому что без них — как он чувствует — он бы не стал или не смог ничего делать. Иногда он может выражать эту озабоченность как убеждение, что нельзя заставить других людей поступать «правильно» иначе, чем силой, которая есть экстернализованное выражение его внутреннего переживания. Затем долженствования приобретают для пациента субъективную ценность, без которой он сможет обходиться, только когда ощутит в себе существование других спонтанных сил.
Осознав громадную принудительную силу долженствований, мы должны поставить один вопрос, ответ на который обсуждается в пятой главе: что происходит с человеком, когда он понимает, что не может соответствовать своим внутренним диктатам? Коротко предвосхитим ответ: тогда он начинает ненавидеть и презирать себя. Фактически мы не можем понять все влияние долженствований, пока не увидим то, как они переплетены с ненавистью к себе. Именно угроза карающей ненависти к себе, скрывающаяся за ними, поистине превращает их в орудие террора.
Глава 4 НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ
При всех своих энергичных усилиях по достижению совершенства и при всей своей вере в достигнутое совершенство невротик не получает того, в чем он отчаянно нуждается: уверенности в себе и самоуважения. Даже несмотря на свое воображаемое богоподобие, он все еще ощущает нехватку грубой уверенности в себе простого пастуха. Высокое положение, которого он может достичь, слава, которую он может обрести, сделают его высокомерным, но не принесут ему чувства внутренней безопасности. Он все еще ощущает в глубине души неуверенность в себе, его легко задеть, и он нуждается в постоянном подтверждении своей ценности. Он может чувствовать себя сильным и значительным, пока обладает властью и влиянием и пользуется похвалой и уважением. Но все эти чувства самолюбования легко рушатся, когда в незнакомой обстановке этой поддержки недостает, когда он навлекает на себя неудачу или когда он один. Царство небесное не приходит через внешние жесты.
Давайте посмотрим, что происходит с уверенностью в себе в ходе невротического развития. Очевидно, что для того, чтобы уверенность в себе развивалась, ребенок нуждается в помощи извне. Он нуждается в теплоте, ощущении желанности, заботе, защите, атмосфере доверия, поощрении своих действий, конструктивной дисциплине. При наличии этих факторов у него будет развиваться «базальное доверие», если использовать удачно выбранный Мэри Рэиси термин 1, включающий доверие и к другим, и к себе.
1 Rasey M., Psychoanalysis and Education. Доклад, прочитанный перед Ассоциацией развития психоанализа, 1946.
Напротив, сочетание вредных влияний мешает здоровому развитию ребенка. Мы обсудили эти факторы и их общее воздействие в первой главе. Здесь я хочу добавить еще несколько причин, которые создают специфические сложности на пути достижения правильной самооценки. Слепое обожание может раздуть его ощущение значительности. Он может чувствовать себя желанным, любимым и ценимым не за то, чем он является, а просто как предмет удовлетворения потребностей его родителей в обожании, престиже или силе. Негибкий набор стандартов совершенства может вызвать в нем чувство неполноценности из-за несоответствия таким требованиям. За скверное поведение или плохие отметки в школе могут делаться строгие выговоры, тогда как хорошее поведение и хорошие отметки считаются само собой разумеющимися. Движение к самостоятельности и независимости может высмеиваться. Все эти факторы, вдобавок к общей нехватке подлинного тепла и интереса, создают у него ощущение своей нелюбимости и недостойности — или, во всяком случае, того, что он ничего не стоит, пока не станет чем-то другим.
Более того, невротическое развитие, запущенное ранним неблагоприятным сочетанием факторов, ослабляет самую сердцевину его существования. Он становится отчужденным от себя и расщепленным. Его самоидеализация — это попытка залечить рану путем мысленного вознесения себя над грубой реальностью себя и других. И, как в историях о договоре с дьяволом, он получает всю славу в воображении и иногда в реальности. Но вместо твердой Уверенности в себе ему дается блестящий дар сомнительной ценности: невротическая гордость. Эти вещи ощущаются и выглядят так похоже, что относительно их различии в большинстве умов возникает понятная путаница. Например, определение в старом издании словаря Уэбсте-Ра гласит, что гордость — это самоуважение, основанное лиоо на реальных, либо на воображаемых достоинствах. ^Роведено различие между реальными и воображаемыми Достоинствами, но и те, и другие названы основой
«самоуважения», как будто это различие не имеет больщ0. го значения.
Путаница возникает также из-за того, что большинство пациентов рассматривает уверенность в себе как таинственное качество, возникающее из ниоткуда, но самое желательное для обладания. Тогда логично их ожидание, что психоаналитик тем или иным способом вольет его в них1 это всегда напоминает мне мультфильм, в котором кролик и мышь получили по уколу храбрости; потом они выросли в пять раз по сравнению со своими обычными размерами, стали дерзкими и полными неукротимого боевого духа. Чего пациенты не знают — и тревожатся, чтобы на самом деле не осознать, — это строгой причинно-следственной связи между существующими личными качествами и чувством уверенности в себе. Эти отношения ничуть не менее определенны, чем зависимость финансового положения человека от его собственности, сбережений и способности заработать. Если все эти факторы удовлетворительны, человек будет испытывать чувство экономической безопасности. Или возьмем другой пример: уверенность рыбака покоится на таких конкретных вещах, как хорошее состояние его лодки, починенные сети, знание им погодных условий и его физическая сила.
То, что рассматривается как личные достоинства, в определенной степени варьирует в зависимости от культуры, к которой мы принадлежим. Для западной цивилизации это такие качества или свойства, как обладание собственными убеждениями и деятельность на основе их, способность полагаться на себя, вырастающая из использования собственных ресурсов, принятие ответственности за себя, реалистичная оценка своих качеств, обязательств и ограничений, сила и прямота чувств способность к установлению и культивированию хор»' ших человеческих взаимоотношений. Хорошее функди онирование этих факторов субъективно проявляется чувстве уверенности в себе. В зависимости от того, в
кой степени они нарушены, уверенность в себе будет больше или меньше поколеблена.
Подобным же образом здоровая гордость базируется на реальных свойствах. Это может быть оправданное уважение, чувство гордости за особые достижения, такие, как проявление моральной храбрости или хорошо выполненная работа. Это может быть и более всеохватывающее ощущение своей собственной ценности, спокойное чувство достоинства.
Наблюдая крайнюю чувствительность невротической гордости к обиде, мы склонны рассматривать ее как буйное разрастание здоровой гордости. Однако основное различие, истинность которого мы уже так часто обнаруживали прежде, является не количественным, а качественным. Невротическая гордость оказывается при сравнении непрочной и базируется на полностью отличных факторах, которые все относятся к версии прославления себя или поддерживают ее. Это могут быть посторонние — престижные — ценности, или свойства и способности, которые человек безосновательно себе приписывает.
Из разновидностей невротической гордости наиболее нормальной кажется ценность престижа. В нашей культуре типично гордиться обладанием привлекательной девушкой, происхождением из респектабельной семьи, принадлежностью к коренным жителям, южанам, или жителям Новой Англии, принадлежностью к престижной политической или профессиональной группе, встречей с важными людьми, популярностью, обладанием хорошей машиной или квартирой в престижном районе.
Этот тип гордости наименее типичен для невроза. Для многих людей со значительными невротическими проблемами эти вещи означают не больше, чем для сравнитель-0 3Дорового человека, а для многих из них они значат вНо меньше, если вообще что-либо значат. Но есть неко-РЫе люди, для которых они настолько решающи, что их Изнь вращается вокруг них, и они часто растрачивают в°и лучшие силы на служение им. Для этих людей абсо-
лютной необходимостью выступает связь с престижными группами или с видными институтами. Конечно, вся их лихорадочная деятельность осознается в понятиях подлинного интереса или законного желания преуспевать. Что-либо подкрепляющее этот престиж может вызывать настоящий восторг; любая неудача группы в попытке увеличить такой престиж человека или любое уменьшение престижа самой группы вызывает все реакции уязвленной гордости, которые мы только что рассмотрели. Например, если кто-либо из членов семьи «поступает нехорошо» или психически болен, это может быть тяжелым ударом для гордости, которая в основном скрыта за поверхностной заботой о родственнике. Опять же, есть много женщин, которые предпочитают вообще не пойти в ресторан или театр, чем пойти туда без сопровождения мужчины.
Все эти взгляды подобны тем, которые, по мнению антропологов, характеризуют определенных так называемых примитивных людей, у которых индивид прежде всего выступает и ощущает себя частью группы. Предметом гордости тогда выступают не личные дела, а деятельность институтов и групп. Но хотя эти процессы кажутся сходными, они существенно различаются. Основное различие состоит в том, что невротик в глубине души не связан с группой, не ощущает себя ее частью, не обладает чувством принадлежности, а скорее использует группу для своего личного престижа.
Хотя человек может быть поглощен мыслями о престиже и гонкой за ним и в своих представлениях поднимается и падает вместе со своим престижем, это часто не видится как невротическая проблема, которую надо анализировать, — либо потому, что это весьма общий случай, либо потому, что это выглядит как культурный паттерн, либо потому, что сам психоаналитик несвободен от этой болезни. Но это болезнь, притом опустошающая, так как она делает людей оппортунистичными и, таким образом, нарушает их целостность. Далекая от нормы, она указывав
на серьезное нарушение. Действительно, она случается только у тех, кто настолько глубоко отчужден от себя, что паже гордость в значительной степени прилагает к чему-то вне себя самого.
Невротическая гордость может покоиться и на свойствах, принадлежащих его конкретному идеализированному образу, которые человек приписывает себе в своем воображении. Здесь своеобразная природа невротической гордости приобретает четкость. Невротик не гордится тем, чем является на самом деле. Зная его ошибочную точку зрения на себя, мы не удивляемся, что его гордость скрывает трудности и ограничения. Но она идет еще дальше. Обычно он даже не гордится своими реальными достоинствами. Он, возможно, лишь смутно осознает их; он может фактически отрицать их. Но даже если он осведомлен о них, они для него не имеют веса. Например, если психоаналитик обращает внимание пациента на его большую работоспособность или на проявляемое им упорство в пробивании себе дороги в жизни, или указывает на то, что — несмотря на его сложности— пациент действительно написал хорошую книгу, тот может буквально или фигурально пожать плечами и легко, с заметным безразличием обойти похвалу молчанием. Особенно он не ценит все, что есть «просто» стремление, а не достижение. Он, например, отвергает честные старания добраться до корней своих проблем, которые он демонстрирует, осуществляя одну серьезную попытку за другой заняться психоанализом или анализировать себя.
Пер Гюнт Г. Ибсена может служить в качестве знаменитой литературной иллюстрации. Он невысоко ставит свои реальные достоинства, такие, как смышленость, дух приключений, жизнеспособность. Но он гордится только тем, чем не является,— «быть самим собой». Фактически он — субъективно — является не собой, а своим иде-ализированным Я, с неограниченной «свободой» и нео-Раниченным могуществом. (Он поднял свой беспредель-Ь1и эгоцентризм до уровня жизненной философии своей
сентенцией «быть верным себе», которая, как указывает Ибсен, есть прославление идеи «быть самодостаточным».)
Среди наших пациентов много пер гюнтов, озабоченных сохранением своих иллюзий о том, что они являются святыми, великими умами, обладают уравновешенностью и так далее. Они почувствовали бы себя так, будто утратили свою «индивидуальность», если бы отодвинулись хоть на дюйм от этих оценок себя. Само воображение может предстать величайшей ценностью, независимо от того, как оно используется, так как оно позволяет своему обладателю с презрением смотреть на бесцветных и прозаических людей, озабоченных правдой. Пациент, конечно, вряд ли скажет «правду», он, как правило, говорит в неясных понятиях «реальности». Например, один пациент, чьи претензии были грандиозны настолько, чтобы ожидать, что весь мир будет к его услугам, сначала занял ясную позицию по отношению к этой претензии, назвав ее абсурдной и даже унизительной. Но на следующий день он восстановил свою гордость: теперь претензии были «великолепным творением ума». Истинное значение иррациональных претензий скрылось из виду, а гордость воображением восторжествовала.
Чаще гордость бывает привязанной не специально к воображению, а ко всем психическим процессам: к интеллекту, разуму, силе воли. Безграничные силы, которые невротик приписывает себе, являются, в конце концов, силами ума. Не удивительно, что он очарован и гордится ими.
Идеализированный образ является продуктом его воображения. Но это не есть нечто, созданное внезапно. Непрестанная работа интеллекта и воображения, большей частью бессознательная, входит в поддержание вымышленного личного мира через рационализацию, оправдание, эк- стернализацию, примирение непримиримого, — коро5е говоря, через нахождение способов заставить вещи выглядеть иначе, чем они есть. Чем больше человек отчуждается от себя, тем более его разум становится высшей реально-
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 641 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|