АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
Хотя основной упор в этой книге делается на интрапси-хические процессы, представляя их, мы не могли отделить их от межличностных. Мы не могли сделать это, потому что в действительности между ними существует постоянное взаимодействие. Даже вначале, вводя понятие поиска славы, мы видели в нем такие элементы, как потребность превосходить других или испытывать триумф над ними, которые прямо касаются межличностных отношений. Невротические претензии, хотя и вырастают из внутренних потребностей, главным образом направлены на других. Мы не могли обсуждать невротическую гордость без того воздействия, которое ее уязвимость оказывает на человеческие взаимоотношения. Мы видели, что любой ин-трапсихический фактор может быть экстернализован, и как радикально этот процесс модифицирует наши установки по отношению к другим. Наконец, мы обсудили наиболее специфические формы, которые принимают взаимоотношения людей в каждом из главных решений базальных конфликтов. В этой главе я хочу от специфического вернуться к общему и сделать краткий систематический обзор того, как в принципе система гордости влияет на наше отношение к другим.
Прежде всего система гордости отделяет невротика от Других, делая его эгоцентричным. Во избежание непонимания скажу, что под эгоцентричностью я не имею в виду эгоизм в смысле учета только собственной выгоды. Невротик может быть бессердечно эгоистичным или неэгоистичным — в этом нет ничего характерного для всех неврозов.
19*
Но он всегда эгоцентричен в том смысле, что погружен в себя. Это не обязательно лежит на поверхности: он может быть одиноким волком или жить для других и посредством других. Тем не менее в любом случае он живет своей личной религией (своим идеализированным образом), выполняет собственные законы (свои долженствования), за оградой из колючей проволоки своей гордости, с собственной охраной, защищающей его от опасностей изнутри и извне. В результате он не только все сильнее эмоционально изолируется, но ему все труднее становится видеть других людей как индивидов с их собственной, отличной от его правотой. Они подчинены его главной заботе — самому себе.
К этому моменту представление о других затуманивается, но еще не искажается. Однако в системе гордости действуют другие факторы, которые даже еще более радикально мешают ему видеть других такими, какие они есть, и вносят позитивные искажения в его видение людей. Мы не можем разделаться с этой проблемой, бойко сказав, что, конечно, наше представление о других туманно в той же степени, что и наше представление о себе. Хотя это в целом верно, тем не менее вводит в заблуждение, так как предполагает простую параллель между искаженным видением других и себя. Мы можем получить более точную и всестороннюю картину искажений, если исследуем вызывающие их факторы в системе гордости.
Актуальные искажения происходят отчасти из-за того, что невротик видит других в свете потребностей, порождаемых системой гордости. Эти потребности могут быть прямо направлены на других или косвенно влиять на установки по отношению к ним. Его потребность в восхищении превращает их в восхищающуюся публику. Его потребность в магической помощи наделяет их таинственными магическими способностями. Его потребность быть правым делает их виновными и подверженными ошибкам-Его потребность в триумфе делит их на последователей И
противников-интриганов. Его потребность безнаказанно задевать их делает их «невротиками». Его потребность преуменьшать себя превращает их в гигантов.
Наконец, он видит других в свете своих экстернализаций. Он не ощущает своей самоидеализации, вместо этого он идеализирует других. Он не испытывает своей тирании, но другие становятся тиранами. Самая релевантная эк-стернализация — это ненависть к себе. Если в этом преобладает активная тенденция", он склонен видеть других презренными и заслуживающими порицания. Если что-то идет не так, это их вина. Они должны быть совершенными. Им нельзя доверять. Их надо измененить и исправить. Так как они бедные заблуждающиеся смертные, он должен принять за них богоподобную ответственность. В случае, если преобладает пассивная экстернализация, в суде сидят другие, готовые обвинить и осудить его. Они подавляют его, жестоко относятся к нему, принуждают и запугивают его. Они его не любят, он им нежелателен. Он должен умиротворять их и соответствовать их ожиданиям.
Среди всех факторов, искажающих видение невротиком других, экстернализация, вероятно, занимает первое место по своей эффективности. И это тот фактор, который ему в себе сложнее всего признать. Ибо, согласно его ожиданиям, другие являются такими, какими он их видит в свете своих экстернализаций, а он просто реагирует на них таких, какие они есть. Он не чувствует, что реагирует на то, чем сам их наделяет.
Экстернализаций еще труднее распознать потому, что °ни часто смешаны с его реакциями на других на почве его потребностей или фрустрации этих потребностей. Было бы, например, несостоятельным обобщением говорить о том, что всегда в основании раздражения на других лежит экстернализация нашего гнева на себя. Только тщатель-ньщ анализ конкретной ситуации позволяет нам различить, испытывает человек и в какой степени ярость по отношению к себе или действительно злится на других, скажем, за фрустрацию своих претензий. Наконец, конечно,
его раздражение может вырастать из обоих источников. Анализируя себя или других, мы всегда должны уделять беспристрастное внимание обеим возможностям, то есть мы не должны предпочитать одно или другое объяснения. Только тогда мы постоянно видим те пути, которыми они влияют на наше отношение к другим, и в какой степени.
Но даже если мы осознаем, что вносим в наши отношения что-то им не принадлежащее, это не предотвращает экстернализации. Мы можем отказаться от них только в той мере, в какой мы «возвращаем их» себе и способны переживать конкретный процесс в себе.
Мы можем грубо выделить три пути, которыми экстернализации могут искажать видение других. Искажения могут быть результатом наделения других чертами, которых у них нет или есть в минимальной степени. Невротик может видеть в них абсолютно идеальных людей, наделяя их богоподобным совершенством и силой. Он может видеть их презренными и виновными. Он может превращать их в гигантов и карликов.
Экстернализация может также делать человека слепым к существующим достоинствам и недостаткам других людей. Человек может переносить на них свои собственные (неосознанные) табу на эксплуатацию и ложь и, таким образом, не видеть в них даже очевидных намерений эксплуатировать и обманывать. Или, подавив собственные положительные чувства, он может быть не в состоянии признать в других существующие дружелюбие и преданность. Он тогда будет склонен рассматривать их как лицемеров и держаться настороже, чтобы не быть вовлеченным в такие «маневры».
Наконец, его экстернализации могут делать его проницательным по отношению к определенным тенденциям, которые действительно есть у других людей. Так, один пациент, в своих представлениях обладающий всеми христианскими добродетелями и слепой к выраженным хищническим тенденциям в себе, быстро замечал лицемерные установки в других, особенно претензии на доброту и лю-
бовь. Другой пациент, с непризнаваемыми им склонностями к неверности и предательству, был бдителен к таким тенденциям у других. Эти случаи кажутся противоречащими моему утверждению об искажающей силе экстернализации. Не будет ли правильнее сказать, что экстернализация может и то, и другое: делать человека особенно слепым или особенно проницательным? Я так не считаю. Ту проницательность, которой он может обладать в распознавании определенных качеств, сводит на нет их личная важность для него. Из-за этого они так разрастаются, что обладающий ими индивид почти исчезает как индивид и превращается в символ определенной экстернализованнои тенденции или тенденций. В результате.взгляд на всю личность настолько односторонен, что, бесспорно, искажен. Естественно, этот последний вид наиболее сложен для признания в качестве экстернализации, так как сам пациент всегда может найти убежище в том «факте», что в конечном счете все его наблюдения точны.
Все упомянутые факторы — потребности невротика, его реакции на других и его экстернализации — делают для других сложным иметь с ним дело, по крайней мере в любых близких взаимоотношениях. Сам невротик видит это иначе. Так как в его глазах все его потребности и вытекающие из них претензии законны, если вообще осознаются, а его экстернализации — просто реакции на существующие в других установки, он обычно не осознает таких сложностей, а чувствует, что с ним жить легко. Хотя и вполне понятная, но все-таки иллюзия.
Настолько, насколько им позволяют собственные проблемы, другие люди часто стараются жить в мире с самым явно невротичным членом семьи. И здесь опять его экстернализации являются величайшей помехой для таких усилий. Так как экстернализации по самой своей природе не Имеют никакого или почти никакого отношения к действительному поведению других людей, те против них беспомощны. Например, они могут прийти к согласию с
воинствующе праведным человеком, не противореча ем и не критикуя, заботясь о его одежде и пище именно так как он того хочет, и т.д. Но сами их старания могут выз' вать у него самообвинения, и он может начать ненавидеть других, дабы защититься от собственного чувства вины (ср. мистер Хикс в «Комете Айсмана»).
В результате всех этих искажений значительно усиливается испытываемое невротиком по отношению к другим чувство небезопасности. Хотя в собственных представлениях он может быть убежден в том, что проницательно наблюдает за другими, что знает их, что его оценки других людей всегда верны, — все это в лучшем случае может быть только отчасти истинным. Наблюдения и критический ум не заменяют той внутренней уверенности в отношении других, которой обладает человек, реалистично воспринимающий себя как себя, а других как других и не подверженный в своей оценке других возможным компуль-сивным потребностям. Даже при растущей неуверенности по отношению к другим невротик может быть в состоянии довольно точно описывать их поведение и даже некоторые невротические механизмы, если он обучен внимательному наблюдению за другими людьми. Но существующая неуверенность обязательно проявится в его отношениях с ними, если он подвержен чувству неуверенности, вызванной всеми этими искажениями. Тогда оказывается, что достигнутая им путем наблюдений и умозаключении картина и основанная на них оценка не обладают устойчивостью. Существует слишком много субъективных факторов, вступающих в игру и способных быстро изменить е отношение. Он легко может ополчиться против кого-то, кому относился с большим уважением, или утрати нему интерес, а кто-то другой может так же внезапно
расти в его глазах.
Среди множества способов, которыми проявляете^ кая внутренняя неуверенность, два оказываются
ленными достаточно регулярно и довольно неза конкретных невротических структур. Индивид не
висимы от
знает,
он находится по отношению к другому человеку и где
ходится тот по отношению к нему. Он может называть го дрУг0М> но слово утратило для него свой глубокий мысл. Любой спор, любой слух, любая неверная интерпретация чего-либо сказанного, сделанного или упущенного другом может вызвать не только временное сомнение, но потрясти самые основы взаимоотношений.
Вторым достаточно распространенным случаем является неуверенность относительно доверия или веры. Она проявляется не только в слишком большом или слишком малом доверии, но и в незнании в душе того, в каком отношении другой человек заслуживает доверия и где его границы. Если эта неуверенность становится интенсивнее, у него нет ощущения того, способен ли другой человек совершать порядочные или подлые поступки или совершенно не способен, даже если он тесно связан с этим человеком годами.
В своей фундаментальной неуверенности в отношении других он, как правило, склонен ожидать худшего — сознательно или неосознанно, — потому что система гордости также усиливает его страх перед людьми. Его неуверенность тесно переплетена с его страхами, потому что, если даже другие действительно представляют для него большую угрозу, его страхи не вспыхивали бы так легко, если бы его картина других не была искажена. Наша боязнь других, вообще говоря, зависит от их власти повредить нам и от нашей беспомощности. Система гордости значительно усиливает оба этих фактора. Вне зависимос-
°т того, насколько бушует на поверхности самоуверен-°сть, внутри система гордости ослабляет человека. Преж-
всего она делает это через отчуждение его от себя само-' Но также и через его презрение к себе и вызываемые им
Утренние конфликты, которые разрывают его на части, чина — в его возросшей уязвимости. Он становится
вимым со многих сторон. Так мало надо, чтобы уязвить
гордость, или вызвать у него чувство вины, или презре-к себе. Природа его претензий такова, что они обяза-
тельно будут фрустрированы. Его равновесие так неустой чиво, что оно легко может быть нарушено. Наконец экстернализации и собственная враждебность к другим вызванная ими и другими факторами, делают других бо' лее грозными, чем они есть на самом деле. Все эти страхи отвечают за его основную оборонительную установку по От ношению к другим, принимает ли она более агрессивную или более умиротворяющую форму.
При рассмотрении всех упомянутых до сих пор факторов поражает их сходство с составляющими базальной тревожности, которая, повторим, есть чувство изолированности и беспомощности перед потенциально враждебным миром. Таково в действительности влияние системы гордости на человеческие взаимоотношения: она усиливает базалъную тревожность. То, что во взрослом невротике мы осознаем как базальную тревожность, является не базальной тревожностью в ее изначальной форме, а тревожностью, достаточно модифицированной добавками, приобретенными за годы действия внутрипсихических процессов. Она стала сложной установкой по отношению к другим, детерминированной более сложными факторами, чем участвовавшие первоначально. Точно так же, как ребенку вследствие его базальной тревожности приходится находить способы взаимодействия с другими людьми, взрослый, в свою очередь, тоже должен находить такие способы. И он находит их в описанных нами главных решениях. Хотя они имеют сходство с ранними решениями движения к людям, от них или против них и отчасти из ни вытекают, в действительности эти новые решения У ^ тупчивость, экспансивность и уход — отличаются по с структуре от старых. Детерминируя формы человеческ взаимоотношений, они являются, главным образом, Р нием внутрипсихических конфликтов.
В завершение скажем, что, усиливая базальну вожность, система гордости одновременно наделяет др ^ людей сверхзначимостью через генерируемые ею
Поугие становятся для невротика сверхважными и просто необходимыми во многих отношениях. Он ждается в них для прямого подтверждения тех вымыш-нных ценностей, которые он без оснований приписал ебе (восхищения, одобрения, любви). Его невротические чувства вины и презрения к себе лежат в основе насущной потребности в оправдании себя. Но сама ненависть к себе, породившая эти потребности, делает почти невозможным самостоятельное нахождение такого оправдания в собственных глазах. Он может найти его только у других. Он должен доказать им, что обладает какими-то особыми достоинствами, ставшими важными для него. Он должен показать им, какой он хороший, какой счастливый, какой умный, какой могущественный и что он может сделать для них или ради них.
К тому же, будь то ради его активного стремления к славе или ради его мстительности, он нуждается и действительно получает значительную часть своего побуждения к действию от других. Это наиболее резко выражено у уступчивого типа, который едва ли что-то может делать самостоятельно и ради собственной пользы. Но насколько активным и энергичным был бы более агрессивный тип, если бы не побуждение производить впечатление на других, бороться с ними и побеждать их? Даже бунтующий тип еще нуждается в других, в тех, против кого он восстает Ради высвобождения своей энергии.
И последнее, но не по значимости. Невротик нуждается в других, чтобы защититься от собственной ненависти к се°е. Фактически получаемое им от других подтверждение его идеализированного образа так же, как и возмож-°сти оправдать себя, тоже укрепляют его против ненави-Ти к себе. Кроме того, во многих очевидных и неочевид-Ых отношениях он нуждается в том, чтобы другие умень-Или его тревогу, вырастающую из ненависти или презре-я к °ебе. И главное: если бы не другие, он не смог бы вос-п°льзоваться
Ты.
своим самым могучим средством самозащи-
экстернализациями.
Таким образом, получается, что система гордости вносит фундаментальное рассогласование в его человеческие отношения: он ощущает себя отдаленным от других людей, не чувствует определенности в отношении них, боится их, враждебен к ним и тем не менее испытывает жизненно важную нужду в них.
Все факторы, нарушающие человеческие взаимоотношения в целом, неизбежно действуют и в любовных взаимоотношениях, как только те становятся чуть длительнее. Это утверждение с нашей точки зрения очевидно, но о нем необходимо сказать, так как многие люди ошибочно считают, что хороши любые любовные взаимоотношения, если только партнеры получают сексуальное удовлетворение. На самом деле сексуальные отношения могут помочь временно облегчить напряжение или даже укрепить взаимоотношения, основанные преимущественно на невротической основе, но не делают их более здоровыми. Следовательно, обсуждение невротических сложностей, которые могут возникать в браке или партнерских взаимоотношениях, ничего не добавило бы к уже описанным принципам. Но внутрипсихические процессы оказывают также определенное влияние на смысл и функции для невротика любви и секса. И в заключение этой главы я хочу представить некоторый общий взгляд на природу этого влияния.
Значение и важность, которые имеет для невротика любовь, слишком сильно меняются в зависимости от вида решения, чтобы можно было делать обобщения. Но регулярно присутствует один беспокоящий фактор — его глубоко укоренившееся чувство, что он не может быть любимым. Я говорю здесь не о его ощущении, что его не любит тот или иной конкретный человек, а о его уверенности, которая может вырастать в бессознательное убеждение, что никто не любит и не может когда-либо полюбить его. Или он может верить, что другие любят его за его внешность, голос, за помощь или сексуальное удовлетворение,
которое он им дает. Но они не любят его за него самого, потому что он просто недостоин любви. Если доказательства противоречат этой вере, он склонен по разным основаниям отбрасывать их. Может быть, этот конкретный человек одинок, или ему нужно на кого-то опереться, или он склонен к снисходительности и т.д.
Но вместо того чтобы пытаться действительно преодолеть эту проблему, если он ее осознает, он обращается с ней двумя неопределенными способами, не замечая, что они противоречат друг другу. С одной стороны, он склонен крепко придерживаться иллюзии, даже если его не особо заботит любовь, что когда-нибудь где-нибудь он встретит «правильного» человека, который его полюбит. С другой стороны, он принимает ту же установку, что и в отношении уверенности в себе: он рассматривает достойность любви как качество, не зависящее от существующих достойных любви качеств. И так как он отделяет это качество от своих личностных качеств, он не видит никакой возможности его изменения в будущем развитии. Он склонен, следовательно, принимать фаталистическую установку и рассматривать свою недостойность любви как мистический, но неизменный факт.
Уступчивый тип легче всего осознает свое неверие в любовь и, как мы видим, упорно старается культивировать в себе достойные любви качества или, по крайней мере, их видимость. Но даже он, со своей всепоглощающей заинтересованностью в любви, не идет спонтанно к корням вопроса: что именно дает ему убеждение в том, что он недо-стоен любви?
Оно возникает из трех основных источников. Один из них — нарушение способности самого невротика любить. Эта способность обязательно нарушается всеми факторами, которые мы обсуждали в этой главе: его слишком большой поглощенностью собой, слишком большой уязвимостью, слишком большой боязнью людей и т.д. Эта связь Между ощущением себя достойным любви и способностью любить самому, хотя довольно часто признается интеллек-
туально, очень для немногих из нас имеет жизненное зна чение. Однако на самом деле, если у нас хорошо развит способность любить, нас не беспокоит вопрос, достойны мь любви или нет. И не имеет решающего значения, действи тельно ли нас любят другие.
Второй источник ощущения невротиком себя недостойным любви — его ненависть к себе и ее экстернализации До тех пор пока он неприемлем для себя, достоин ненависти и презрения, он не может, вероятно, поверить, что кто-то другой может его любить.
Эти два источника, сильные и всеобъемлющие при неврозах, ответственны за то, что в терапии нелегко устранить ощущение себя недостойным любви. Мы можем наблюдать существование этого чувства у пациента и исследовать его следствия для любовной жизни. Но оно может уменьшиться только в той мере, в какой уменьшается сила этих источников.
Третий источник вносит свой вклад не так прямо, но его важно упомянуть по другим причинам. Он заключается в ожидании невротиком от любви большего, чем она может дать в самом лучшем случае («совершенной любви»), или ожидании чего-то иного, чем она может дать (например, она не может избавить его от ненависти к себе). И так как никакая любовь, которую он получает, не может соответствовать его ожиданиям, он склонен чувствовать, что его «реально» не любят.
Конкретные виды ожиданий любви различны. Вообще говоря, они отвечают многим, часто противоречивым невротическим потребностям, а в случае уступчивого типа всем его невротическим потребностям. И эта реальность любви, будучи поставленной на службу невротическим потребностям, делает ее не только желательной, но и краин необходимой. Таким образом, в любовной жизни мы нахо дим то же рассогласование, которое существует и в о ла ти человеческих взаимоотношений невротика в целом-росшая потребность и сниженная способность к ней.
Возможно, проведение слишком жестких границ меж-v любовью и сексом так же далеко от истины, как и слишком тесное связывание их (Фрейд). Однако, поскольку при неврозах сексуальное возбуждение и желание чаще отделены от чувства любви, я хочу немного прокомментировать роль, которую играет в них сексуальность. При неврозах у сексуальности сохраняются ее естественные функции средства физического удовлетворения и интимного человеческого контакта. Хорошее сексуальное функционирование многое добавляет к чувству уверенности в себе. Но при неврозах все эти функции разрастаются и приобретают иную окраску. Сексуальные действия начинают освобождать не только от сексуальноего напряжения, но и от разнообразных видов несексуального психического напряжения. Они могут служить орудием катали-зации презрения к себе (в мазохистических действиях) или средством отреагировать мучение себя путем сексуального унижения или подвергания мучениям других (садистская практика). Они образуют один из наиболее частых способов устранения тревоги. Сами люди часто не осознают такой связи. Они могут даже не осознавать, что испытывают определенное напряжение или тревогу, а просто испытавать возрастающее сексуальное возбуждение или желание. Но в анализе мы можем точно наблюдать эту связь. Например, пациент может близко подойти к переживанию ненависти к себе, и внезапно появляются планы или фантазии переспать с какой-то девушкой. Или он может говорить о некоторой своей слабости, которую глубоко презирает, и иметь садистские фантазии о подверга-нию мучениям кого-то слабее себя.
Естественные сексуальные функции установления интимного человеческого контакта также часто принимают пРеувеличенные размеры. Хорошо известен факт, что для Устраненных людей сексуальность может являться един-ценным мостиком к другим людям, но это не ограничи-ается очевидным замещением человеческой близости. Это Р°является и в поспешности, с которой люди кидаются в
сексуальные связи, не давая себе возможности разобрать ся, есть ли у них что-нибудь общее, или развить любовь и понимание. Конечно, возможно, что эмоциональное роя ство возникает позднее. Но чаще этого не происходит, по тому что обычно первоначальная спешка является призна ком того, что они слишком заторможены, чтобы развить хорошие человеческие взаимоотношения.
Наконец, нормальная связь между сексуальностью и уверенностью в себе заменяется связью между сексуальностью и гордостью. Сексуальное функционирование, собственная привлекательность или желанность, выбор партнера, количество или разнообразие сексуальных переживаний — все это становится делом более гордости, чем желаний и удовольствия. Чем больше личный фактор в любовных отношениях отступает и возрастает чисто сексуальный, тем больше бессознательная забота о том, достоин ли он любви, подменяется сознательной заботой о привлекательности 1.
Эти разросшиеся функции сексуальности при неврозах совсем не обязательно ведут к более экстенсивным, чем у сравнительно здорового человека, сексуальным действиям. Так может быть, но они могут вести и к большей заторможенности. В любом случае трудно проводить сравнение со здоровым человеком из-за большого разнообразия, даже в диапазоне «нормы», сексуальной возбудимости, интенсивности и частоты сексуальных желаний и форм сексуальных проявлений. Однако есть одно важное отличие. Подобно тому, как мы обсуждали в отношении воображения 2, сексуальность становится на службу невротическим потребностям. По этой причине она часто обретает чрезмер ную значимость в том смысле, что эта значимость выр тает из несексуальных источников. К тому же по то причине сексуальные функции могут легко нарушать Здесь страхи, здесь множество запретов, сложные пр
гомосексуальности и перверсии. Наконец, из-за того, о сексуальные действия (включая мастурбацию и фан-зии) и их особые формы детерминированы, по крайней мере отчасти, невротическими потребностями и табу, они часто компульсивны по природе. Все эти факторы могут приводить к тому, что невротичный пациент вступает в сексуальные отношения не потому, что хочет, а потому, ЧТо должен угождать своему партнеру; потому, что ему нужен знак того, что его хотят и любят; потому, что он должен устранить некоторую тревогу; потому что он должен доказывать свои мастерство и силу и т.д. Другими словами, сексуальные отношения детерминированы не столько его реальными желаниями и чувствами, сколько влечением к удовлетворению некоторых компульсивных потребностей. Даже в отсутствие какого-либо намерения унизить партнера, тот перестает быть индивидуумом и становится сексуальным «объектом» (Фрейд) 1.
Детали того, как невротик обращается с этими проблемами, варьируют в таком широком диапазоне, что я не могу даже пытаться обрисовать здесь все возможности. Специфические сложности, существующие по отношению к любви и сексу, являются в конечном счете только одним из проявлений тотальных невротических нарушений. Кроме того, вариации столь разнообразны, потому что их природа зависит не только от структуры невротического характера индивида, но и от конкретных партнеров, которые у него были или есть.
Это может казаться избыточным определением, так как аналитические знания говорят, что чаще, чем считалось прежде, выбор партнеров происходит бессознательно. Правомерность этой концепции может действительно демонстрироваться вновь и вновь. Но мы двигались в направ-ении другой крайности, предполагая, что каждый парт-
Анг-
1 См. обсуждение презрения к себе в главе 5.
2 См. главу 1.
1 Подходя к предмету с точки зрения сексуальной морали, лийский философ Джон Макмюррей (Macmurray J., Reason ana Emotion. Faber and Faber Ltd., London, 1935) делает эмоциональ-НУЮ искренность критерием ценности сексуальных отношении.
нер выбирается индивидуально, а такое обобщение неверно. Его нужно уточнить в двух направлениях. Мы должны сначала задать вопрос о том, кто делает «выбор». Собственно говоря, слово «выбор» предполагает способность выбирать и способность знать партнера, который выбирается. У невротика обе способности ограничены. Он способен выбирать только в той степени, в какой его картина других не искажена обсуждаемыми нами многочисленными факторами. В этом строгом смысле здесь нет или очень мало того, что заслуживало бы названия выбора. То, что имеется в виду под названием «выбор партнера», — это ощущение привлекательности человека, возникшее на основе его главных невротических потребностей: гордости, потребности доминировать или эксплуатировать, потребности сдаваться и т.д.
Но даже в этом определенном смысле у невротика немного шансов «выбрать» партнера. Он может жениться, потому что это то, что надо делать, и он может быть настолько отдален от себя и отстранен от других, что женится на человеке, которого ему просто привелось узнать немного лучше, чем других, или на том, кто хочет выйти за него. Его самооценка может быть такой низкой из-за презрения к себе, что он просто не может подойти к тем людям противоположного пола, которые — хотя бы только по невротическим причинам — были бы привлекательны для него. Добавив к этим психологическим ограничениям то, что фактически он часто знает очень немного доступных партнеров, мы осознаем, насколько это остается делом случайных обстоятельств.
Вместо попытки отдать должное бесконечному разнообразию эротических и сексуальных переживаний, вытекающих из этих многообразных факторов, я просто укажу определенные общие тенденции, действующие в установках невротика по отношению к любви и сексу. Он может быть склонен исключить любовь из своей жизни. Он может преуменьшать или отрицать ее значение или даже существование. Тогда любовь не кажется ему же-
ланной, ее скорее избегают или презирают как самообман и слабость.
Такая тенденция исключить любовь проявляется спокойно, но решительно у ушедшего в себя, отстраненного типа. Индивидуальные различия внутри этой группы главным образом касаются его установки по отношению к сексуальности. Он может отдалить актуальную возможность не только любви, но и секса от своей личной жизни, как если бы они вовсе не существовали или не имели для него смысла. По отношению к сексуальным переживаниям других он не испытывает ни зависти, ни неодобрения, но может проявлять хорошее понимание их, если у них неприятности.
У других могло быть несколько сексуальных связей в более молодые годы. Но они не проникают через броню их отстраненности, не были слишком значимы и увяли, не оставив желания получения дальнейшего опыта.
Для другого отстраненного человека сексуальные переживания важны и приятны. Он может вступать в сексуальные отношения по многим разным поводам, но всегда осознанно или неосознанно быть настороже, чтобы не сформировалась привязанность. Природа таких преходящих сексуальных контактов зависит от многих факторов. Среди других факторов релевантны распространенность экспансивных или уступчивых тенденций. Чем ниже его самооценка, тем сильнее эти контакты будут ограничены людьми более низкого, чем у него, социального или культурного уровня, например проститутками.
Некоторые могут вступать в брак, даже быть в состоянии поддерживать приличные, хотя не слишком тесные взаимоотношения, при условии, что партнер тоже отстраненный. Если такой человек вступает в брак с кем-нибудь, с кем у него не так много общего, он, как правило, может терпеть ситуацию и стараться выполнять обязанности му-Жа и отца. Только если партнер слишком агрессивен, жесток, садистичен и не дает ему уходить в себя, отстраненный человек может либо попытаться разорвать отношения, либо вдребезги разбиться в них.
Высокомерно-мстительный тип исключает любовь более воинственным и деструктивным способом. Его общая установка по отношению к любви обычно унижающая и развенчивающая. В отношении его сексуальной жизни открываются две принципиальные возможности. Либо его сексуальная жизнь поразительно бедна, он может просто вступать в случайные сексуальные связи ради главной цели — снятия психического напряжения. Либо сексуальные отношения могут быть важны для него при условии, что он может дать свободный выход своим садистским импульсам. В этом случае он может либо участвовать в садистских сексуальных действиях (которые могут быть наиболее возбуждающи для него и приносить ему удовлетворение) или быть напыщенным и сверхкон-тролирующим в своих сексуальных отношениях, но относиться к своему партнеру в присущей ему садистской манере.
Другая общая тенденция в отношении любви и секса заключается в исключении любви — а иногда и секса — из актуальной жизни, но при отведении ей выдающегося места в своем воображении. Тогда любовь становится чувством столь возвышенным и небесным, что любая реальность любви оказывается по сравнению с этим чувством мелкой и презренной. Э.Т.А.Гофман, мастерски описавший этот аспект в «Сказках Гофмана», называет любовь «этим страстным желанием бесконечности, которое венчает нас с небесами». Это заблуждение, внедренное нам в душу «через хитрость врага человеческого... что через любовь, через плотское удовольствие может быть достигнуто на земле то, что существует в наших сердцах только как обещанное на небесах». Следовательно, любовь может осуществляться только в фантазиях. В его интерпретации Дон Жуан деструктивен по отношению к женщинам, потому что «каждая измена любившей невесте, каждая радость, уничтоженная жестоким ударом, поразившим любящего... представляет собой возвышающий триумф над этим враждебным монстром, навсегда поднимающий со-
блазнителя над нашей ограниченной жизнью, над природой, над Создателем».
Третья и последняя возможность, которую надо здесь упомянуть, — это чрезмерный акцент, ставящийся на любви и сексе в жизни. Любовь и секс тогда образуют главную ценность жизни и, соответственно, прославляются. Мы можем здесь грубо провести различие между побеждающей и подчиняющейся любовью. Последняя логически развивается из уступчивого решения и была описана в этом контексте. Первая случается у нарциссического типа, если по особым причинам его влечение к господству сфокусировалось на любви. Тогда его гордость облекается в форму роли идеального и неотразимого любовника. Легко доступные женщины для него непривлекательны. Он должен доказать свое господство завоеванием тех, кого по каким-то причинам трудно добиться. Завоевание может заключаться в совершении полового акта, или же человек может добиваться полного эмоционального подчинения. Когда эти цели достигнуты, его интерес пропадает.
Я не уверена, что это краткое описание, сконцентрированное на нескольких страницах, передаст степень и интенсивность влияния, оказываемого интрапсихическими процессами на человеческие взаимоотношения. Осознавая все их влияние, мы должны модифицировать определенные ожидания, обычно затаенные, относительно полезного воздействия, которое могут оказывать лучшие человеческие отношения на неврозы или, в более широком смысле, на развитие человека. Эти ожидания состоят из предвосхищения того, что изменения в окружении человека — брак, сексуальные связи, участие в любой групповой деятельности (в общине, в религиозных, профессиональных группах и т.д.) — помогут человеку перерасти свои невротические сложности. В аналитической терапии эти ожидания выражаются убеждением, что основной целебный фактор содержится в возможности пациента устанавливать с аналитиком хорошие взаимоотношения, то есть те, в которых отсутствуют факторы, которые были в детстве
травматическими 1. Это убеждение вытекает из разделяемой некоторыми аналитиками посылки, что неврозы прежде всего являются и продолжают оставаться нарушениями в человеческих взаимоотношениях и, следовательно, могут быть исправлены переживанием хороших человеческих взаимоотношений. Другие упомянутые ожидания базируются не на столь четкой посылке, а, скорее, на самом по себе верном представлении о том, что человеческие взаимоотношения являются решающим фактором во всей нашей жизни.
Все эти ожидания оправданы по отношению к ребенку или подростку. Даже несмотря на то, что он может демонстрировать определенные симптомы грандиозных представлений о себе, претензий на особые привилегии, ощущения себя легко уязвимым и т.д., он может быть достаточно гибок в ответ на благоприятное человеческое окружение. Оно может сделать его менее опасливым, менее враждебным, более доверчивым, оно еще может повернуть развитие порочных кругов, все глубже вовлекающих его в невроз. Конечно, мы должны добавить словосочетание «более или менее», в зависимости от степени выраженности нарушений у человека и от длительности, качества и интенсивности положительных влияний людей.
Такой благоприятный эффект на внутренний рост человека может иметь место и у взрослых при условии, что система гордости и ее следствия не слишком глубоко укоренились, или, выражая это позитивно, если идея самореализации (в каких бы то ни было индивидуальных формулировках) все еще жизненна и имеет какой-то смысл.
4 Rioch J. M., The Transference Phenomenon in Psychoanalytic Therapy. Psychiatry, 1943.
«В этом процессе целебным является то, что пациент открывает ту часть самого себя, которая была подавлена в период его детских переживаний. Он может это сделать только в межличностных взаимоотношениях с аналитиком, которые подходят для такого повторного открытия... В личных взаимоотношениях между аналитиком и пациентом реальность постепенно становится "неискаженной", Я переосмысливается».
Например, мы часто видели, как один супруг получает толчок в своем развитии, когда другой находится в процессе анализа и меняется к лучшему. В таких случаях действует несколько факторов. Обычно подвергающийся анализу партнер рассказывает об обретенном понимании, а другой может извлечь какую-то ценную информацию для себя. Видя собственными глазами, что изменение действительно возможно, он будет поощряться к тому, чтобы сделать что-то себе на пользу. И, видя возможность лучших взаимоотношений, он будет испытывать побуждение перерасти свои собственные неприятности. Аналогичные изменения могут происходить и без какого-либо участия анализа, когда невротик вступает в тесный и длительный контакт с относительно здоровыми людьми. И здесь опять его развитие могут стимулировать множество факторов: переориентация его системы ценностей, чувство принадлежности и принятости, возможность ослабления экстернализа-ции и, таким образом, столкновения его с собственными проблемами, возможность принятия и извлечения пользы из серьезной и конструктивной критики и т.д.
Но эти возможности гораздо более ограничены, чем обычно полагают. Допуская, что опыт аналитика сужен тем, что он видит, в основном случаями, когда эта надежда не сбылась, я осмелюсь сказать на основе теории, что шансы слишком малы, чтобы в любом случае слепо на них полагаться. Мы видим вновь и вновь, что человек, застрявший на своем конкретном решении внутренних конфликтов, вступает во взаимоотношения с жестким набором претензий и долженствований, чувством особой правоты и уязвленностью, с ненавистью к себе и экс/гернализациями, с потребностями в господстве, подчинении или свободе. Таким образом, взаимоотношения вместо того, чтобы быть теми условиями, в которых оба могут получать удовольствие друг от друга и вместе расти, становятся средством Удовлетворения невротических потребностей. Такие отношения приносят невротику прежде всего эффект снижения или увеличения внутреннего напряжения в соответ-
ствии с удовлетворением или фрустрацией его потребностей. Например, экспансивный тип может лучше себя чувствовать и функционировать, когда он командует ситуацией или окружен восхищенными учениками. Уступчивый тип может расцветать, когда он менее изолирован и чувствует себя нужным и желанным. Любой, кому знакомы невротические страдания, признает субъективную ценность таких улучшений. Но они отнюдь не обязательно являются признаком внутреннего роста человека. Чаще они просто указывают на то, что подходящее окружение может позволить человеку чувствовать себя сравнительно спокойно, даже если его невроз совсем не изменился.
Та же точка зрения приложима к ожиданиям более безличного вида, основанным на изменениях в институтах, экономических условиях, формах политических режимов. Конечно, тоталитарный режим может успешно блокировать индивидуальный рост и по своей природе должен быть нацелен на это. И, несомненно, только тот политический режим заслуживает, чтобы к нему стремились, который дает как можно большему количеству людей свободу движения к самореализации. Но даже самые лучшие изменения во внешней ситуации сами по себе не вызовут индивидуального роста. Они могут только лишь обеспечить лучшую среду для этого.
Ошибка всех этих ожиданий лежит не в переоценке важности человеческих отношений, а в недооценке мощи внутрипсихических факторов. Хотя человеческие отношения имеют выдающееся значение, они не обладают силой, чтобы вырвать с корнем систему гордости, крепко сидящую в человеке, который удерживает свое реальное Я вне коммуникации. В этом решающем аспекте система гордости снова доказывает, что является врагом нашего роста. Самореализация не нацелена исключительно или даже главным образом на развитие особых талантов человека-В центре этого процесса — эволюция его возможностей как человеческого существа; следовательно, она включает в себя — на центральном месте — развитие способностей к хорошим человеческим отношениям.
Глава 13
НЕВРОТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В РАБОТЕ '
Нарушения в нашей рабочей жизни могут вырастать из многих источников. Они могут быть результатом внешних обстоятельств, например, экономического и политического давления, нехватки покоя, уединения или времени, или же сложностей — возьмем такой более специфический случай нашего времени: писателя, который должен научиться выражать себя на новом языке. Сложности могут вытекать и из условий культуры, таких, как давление общественного мнения на человека, которое может побуждать его зарабатывать гораздо больше денег, чем ему действительно нужно, примером чего служат наши урбанизированные бизнесмены. С другой стороны, для мексиканских индейцев такая установка не имеет смысла.
Однако в этой главе я собираюсь обсуждать не внешние трудности, а то, как невротические нарушения переносятся в работу. Ограничим тему еще больше: многие невротические нарушения работы связаны с нашими отношениями к другим людям — вышестоящим, подчиненным и равным по положению. И хотя на самом деле мы не можем четко отделить их от проблем, касающихся самой работы, здесь мы по возможности опустим их и сосредоточим внимание на влиянии интрапсихических факторов на процесс работы и отношение индивида к нему. Наконец, невротические нарушения сравнительно незначимы в любой рутинной работе. Они возрастают в той степени, в которой
1 Несколько параграфов этой главы взято из статьи Inhibitions in Work, American Journal of Psychoanalysis, 1948.
работа требует личной инициативы, точки зрения, ответственности, уверенности в себе, изобретательности. Поэтому я ограничусь в своих комментариях теми видами работы, для которых мы должны использовать свои личные ресурсы, творческой работой в самом широком смысле слова. То, что говорится в примерах, взятых из художественной или научной деятельности, приложимо также и к работе учителя, домохозяйки и матери, бизнесмена, юриста, врача, профсоюзного деятеля.
Диапазон невротических нарушений в работе обширен, но, как мы сейчас увидим, не все эти нарушения переживаются осознанно. Вместо этого многие отражаются на качестве выполняемой работы или ее продуктивности. Другие выражаются в различных видах психического дистресса, связанного с работой, например необычном напряжении, усталости, истощении, страхах, панике, раздражительности или осознанном страдании от запретов. В этом отношении существует только несколько главных достаточно очевидных факторов, общих для всех видов неврозов. Сложности, стоящие за присущими какой-то конкретной работе факторами, никогда не исчезают, даже если они не очевидны.
Быть может, самая решающая предпосылка творческой работы — уверенность в себе — всегда стоит на шатком основании, независимо от того, насколько кажутся самоуверенными и реалистичными установки человека.
Редко адекватно оценивается то, что влечет за собой конкретная работа, — имеющиеся трудности скорее недооцениваются или переоцениваются. Как правило, нет и адекватной оценки ценности сделанной работы.
Условия, при которых работа может быть выполнена, в основном слишком ригидны. Они более своеобразны по виду и более ригидны по степени, чем обычно формирующиеся у людей рабочие навыки.
Из-за эгоцентричности невротика внутренняя связь с самой работой непрочна. Больше, чем сама работа, его
заботят вопросы о том, насколько он справлялся или как он должен ее выполнить.
Удовольствие и удовлетворение, которые обычно может приносить близкая по духу работе, обычно нарушены, так как работа чересчур принудительна, слишком обременена конфликтами и страхами или слишком субъективно обесценена.
Но как только мы оставляем такие обобщения и рассматриваем в деталях, как проявляются нарушения в работе, мы бываем поражены различиями в разных видах неврозов гораздо больше, чем их сходством. Я уже упоминала различия в степени осознания имеющихся сложностей и страдания от них. Но столь же разнообразны специфические условия, при которых работа может или не может быть выполнена. То же самое относится и к способности осуществлять последовательные усилия, к риску, к планированию, к принятию помощи, к передаче работы другим и т.д. Эти различия в основном определяются главными решениями внутрипсихических конфликтов, найденными личностью. Мы обсудим отдельно каждую группу.
Экспансивные типы безотносительно к своим специфическим чертам склонны переоценивать свои способности и особые таланты. Они также склонны рассматривать выполняемую ими работу как единственно важную и переоценивать ее качество. Те, кто не разделяет их оценку этой деятельности, кажутся им либо не способными их понять (не мечи бисер перед свиньями), либо слишком завистливыми, чтобы воздать им должное. Любая критика, вне зависимости от ее серьезности и добросовестности, в силу этого ощущается как враждебные нападки. И, вследствие необходимости подавлять любые сомнения в отношении себя, они склонны не проверять обоснованность критики, а сосредотачиваться на отражении ее тем или иным способом. По той же причине безгранична их потребность в любых формах признания их работы. Они склонны ощущать свое право на такое признание и негодовать, если его не предвидится.
В то же время их способность воздавать должное другим, по крайней мере в своей области и в своей возрастной группе, крайне ограничена. Они могут открыто восхищаться Платоном или Бетховеном, но им сложно признать любого из современных философов или композиторов, и чем он современнее, тем большей угрозой оказывается это для их собственной уникальной значимости. Они могут быть сверхчувствительными к похвалам в чужой адрес в их присутствии.
Наконец, характерная для этой группы привлекательность господства влечет за собой имплицитную убежденность в том, что просто не существует преград, которых они не могли бы преодолеть своей сильной волей или превосходящими способностями. Я думаю что, именно экспансивный тип первым придумал девиз, который можно найти в некоторых американских учреждениях: «Со сложностями мы разделываемся сразу, с невозможным — немного позже». В любом случае, он принял бы это буквально. Потребность доказывать свое господство часто делает его находчивым и побуждает пытаться выполнять задачи, за которые другие берутся с осторожностью. Однако это влечет за собой недооценку существующих сложностей. Просто не существует таких сделок, которые он не смог бы быстро заключить, нет болезней, которые он не мог бы диагностировать с первого взгляда, нет докладов или лекций, которые он не мог бы прочитать сходу, нет неполадок в его машине, которые он не мог бы устранить лучше любого механика.
Все эти факторы вместе: переоценка своих возможностей и качества своей работы, недооценка других и существующих трудностей и его относительная непроницаемость для критики объясняют, почему он часто не замечает существующих неполадок по отношению к работе. Эти неполадки могут варьировать в зависимости от превалирования нарциссических, перфекционистских или высокомерно-мстительных тенденций.
Нарциссический тип, обычно находящийся во власти своего воображения, обнаруживает все вышеизложенные критерии в самом неприкрытом виде. Если исходить из примерно равной одаренности, он самый продуктивный из экспансивных типов. Но он может сталкиваться с разнообразными трудностями. Одна из них — разбросанность интересов и энергии. Это, например, женщина, которая должна быть совершенной хозяйкой, домохозяйкой, матерью, она также должна быть великолепно одета, активно участвовать в работе комитетов, заниматься политикой, и, кроме того, быть великой писательницей. Или же бизнесмен, который, помимо участия во многих предприятиях, занимается обширной политической и общественной деятельностью. Когда в конце концов такой человек осознает, что никогда не охватит всего, он обычно приписывает это множественности своих талантов. С плохо скрытым высокомерием он может выражать свою зависть тем менее удачливым парням, которые одарены только одним талантом. Действительно, разнообразие способностей может быть вполне реальным, но не оно — источник его проблем. В их основе лежит упорный отказ признать существование пределов того, что он может совершить. Таким образом, временная решимость ограничить круг деятельности обычно непродолжительна. Вопреки всем свидетельствам он вскоре вновь возвращается к своему убеждению, что другие могут быть не в состоянии делать так много вещей, а он может, и в совершенстве. Ограничение активности имело бы для него привкус поражения и презираемой слабости. Перспектива уподобиться другим, с такими же ограничениями, для него унизительна и потому невыносима.
Другие нарцистические люди могут рассеивать свою энергию не путем слишком большого количества одновременных занятий, а путем последовательного начинания и забрасывания одного занятия за другим. У одаренных юношей это еще может выглядеть просто как потребность в периоде экспериментирования для того, чтобы найти, что именно их больше интересует. И только более при-
стальное исследование всей их личности в целом может показать, подходит ли такое простое объяснение. Они могут проявлять страстный интерес к театру, пробовать себя в качестве драматических актеров, иметь многообещающее начало — и вскоре бросить это. Затем они могут проходить такой же путь в написании стихов или в сельском хозяйстве. Затем они могут браться ухаживать за больными или изучать медицину с таким же крутым поворотом от энтузиазма к потере интереса.
Но это же может происходить и у взрослых. Они могут очерчивать план большой книги, приводить в движение организацию, планировать громадные деловые проекты, работать над изобретением — но вновь и вновь их интерес угасает прежде, чем что-либо завершено. Их воображение нарисовало сияющую картину быстрого и привлекательного достижения. Но их интерес ушел, как только они столкнулись с самой первой реальной трудностью. Однако гордость не позволяет им признать, что они увиливают от проблемы. Таким образом, утрата интереса выступает средством сохранения своего лица.
В характерные для нарциссического типа лихорадочные метания из стороны в сторону вносят свой вклад два фактора: его отвращение к тому, чтобы заниматься деталями в работе, и к последовательным усилиям. Первую установку можно заметить уже у невротичных школьников. Они, например, могут быстро придумывать идеи сочинения, но оказывают решительное бессознательное сопротивление четкому и правильному письму. Такая же неряшливость может портить качество работы у взрослых. Они могут чувствовать, что в состоянии придумывать яркие идеи и проекты, а «детальную работу» должны выполнять обыкновенные люди. Следовательно, они не испытывают сложностей в передаче работы другим, если это возможно. И если у них есть работники или коллеги, которые могут реализовать их идеи, это может получиться хорошо. Если же они должны выполнять работу сами, такую, как написание статьи, создание одежды, составление юриди-
ческого документа, они могут ощущать работу завершенной к их собственному полному удовлетворению прежде, чем реальный труд по продумыванию идей, проверке, перепроверке и организации их хотя бы начнется. То же самое может происходить с пациентом в процессе анализа. И здесь мы, помимо общей грандиозности, видим другую детерминанту — страх увидеть себя в деталях.
Их неспособность осуществлять последовательные усилия вырастает из тех же корней. Особый сорт гордости относится к «превосходству без усилий». Их воображение пленяет слава драматичная, необычная, а скромные задачи повседневной жизни вызывают негодование как унизительные. Напротив, они могут осуществлять спорадические усилия, быть энергичными и осмотрительными при непредвиденных обстоятельствах, растормошить любую компанию, с внезапной вспышкой энергии писать письма, которые скапливались месяцами и т.д. Такие спорадические усилия питают их гордость, а последовательные усилия оскорбляют ее. Любой Том, Дик и Гарри может чего-то добиться упорным трудом! Более того, пока никакие усилия не приложены, всегда существует отговорка, что они совершили бы нечто великое, если бы приложили настоящие усилия. Наиболее скрытое отвращение к последовательным усилиям связано с угрозой иллюзии неограниченного могущества. Предположим, кто-то намерен вырастить сад. Хочет он того или нет, он вскоре осознает, что сад не превращается в цветущий рай за одну ночь. Сад растет в той мере, в какой человек вкладывает в него свой труд. Такой же отрезвляющий опыт он получает при последовательной работе над статьей, при выполнении рекламной работы или преподавании. Существуют фактические пределы времени, энергии и того, что он может достичь в этих пределах. Пока нарциссический тип держится за свои иллюзии неограниченной энергии и безграничных достижений, он неизбежно должен остерегаться столкновения с крахом своих иллюзий. Если же он не избежал этого, он должен испытывать раздражение от реальности
как от недостойного ярма. Такое негодование в свою очередь утомляет и изнуряет его.
Суммируя, можно сказать, что нарциссический тип, несмотря на хорошую квалификацию, часто разочаровывает качеством сделанной им работы, потому что, согласно своей невротической структуре, он просто не знает, как работать.
Сложности перфекционистского типа в некоторых отношениях противоположны. Он работает методично и скорее даже слишком тщательно занимается деталями. Но он так ограничен тем, что и как он должен сделать, что не остается места для оригинальности и спонтанности. Поэтому он медлителен и непродуктивен. По причине своей взыскательности к себе он легко перетруждается и истощается (что хорошо знакомо домохозяикам-перфекционисткам) и в результате заставляет страдать других. А поскольку он не менее требователен и к другим, его влияние на них часто оказывается стесняющим, особенно если он находится в руководящей позиции.
У высокомерно-мстительного типа есть свои преимущества и обязательства. Среди всех невротиков он самый удовлетворительный работник. Не будь столь неуместно слово «страсть» по отношению к эмоционально холодному человеку, мы могли бы сказать, что у него страсть к работе. Вследствие своих неумолимых амбиций и сравнительной пустоты его жизни вне работы, каждый час, потраченный не на работу, считается потерянным. Это не означает, что он получает от работы удовольствие (в сущности, он не способен получать удовольствие ни от чего), но работа и не утомляет его. Фактически он кажется неутомимым, как хорошо смазанная машина. Тем не менее, при всей его находчивости, эффективнности, а часто и остром критическом уме, производимая им работа с большой вероятностью окажется бесполезной. Я здесь не имею в виду выродившихся представителей типа, которые заинтересованы лишь внешними результатами своей работы — успехом, престижем, триумфом — вне зависимости от того, произ-
водят ли они мыло, портреты или научные статьи. Но даже если его, кроме собственной славы, интересует и сама работа, он часто будет оставаться на краю своей области, не двигаясь к сути дела. Например, будучи преподавателем или социальным работником, он больше будет интересоваться методами преподавания или социальной работы, чем детьми или клиентами. Он скорее может писать критические обзоры, чем вносить что-то свое. Он может беспокоиться о том, чтобы полностью охватить все вопросы, которые могут возникать, так что за ним останется последнее слово в данном вопросе, но не добавляет ничего своего. То есть оказывается, что ему важно скорее овладеть конкретным Предметом, чем обогатить его.
Из-за того, что высокомерие не позволяет ему воздавать должное другим, и из-за недостаточной продуктивности он с легкостью, не сознавая того, может присваивать идеи других людей. Но и они в его руках превращаются в нечто механическое и безжизненное.
В противоположность большинству невротиков он обладает способностью тщательно планировать и может совершенно ясно видеть дальнейшее развитие (по его собственному мнению, его предсказания всегда точны). Таким образом, он может быть хорошим организатором. Однако несколько факторов умаляют эту способность. Он испытывает трудности в делегировании работы. Вследствие высокомерного презрения к людям он убежден, что что-либо правильно делать может только он один. Кроме того, в организации он склонен работать диктаторскими методами: запугивать и эксплуатировать, но не поощрять; гасить интерес и радость, но не возбуждать.
Благодаря долгосрочному планированию он сравнительно хорошо может противостоять временным помехам. Однако в ситуации серьезного испытания он может запаниковать. Конечно, того, кто живет почти исключительно в категориях триумфа или поражения, возможное поражение пугает. Но так как он должен быть выше страха, он начинает сильно злиться на себя за то, что боится. Кроме
'/2 20 Хорин К., т. 3
того, в подобных ситуациях (например экзамена) он начинает сильно злиться и на тех, кого считает участником суда над ним. Все эти эмоции обычно подавляются, а результатом внутреннего смещения могут быть такие психосоматические симптомы, как головная боль, спазмы кишечника, сердцебиение и т.д.
Трудности уступчивого типа по отношению к работе почти зеркально противоположны трудностям экспансивных типов. Он имеет тенденцию ставить себе слишком низкие цели и недооценивает как свои способности, так и важность и ценность своей работы. Его мучают сомнения и самокритичность. Далекий от веры в то, что он может сделать невозможное, он склонен легко поддаваться ощущению «я не могу». Качество его работы не обязательно страдает, но он сам — всегда.
Уступчивые типы могут достаточно свободно себя чувствовать и хорошо работать, пока они работают на других: в качестве домохозяйки, экономки, секретаря, социального работника, учителя, сиделки, ученика (для любимого учителя). В этом случае на имеющиеся нарушения могут указывать одна или две часто наблюдаемые особенности. Во-первых, это могут быть заметные различия между их работой в одиночку и с другими людьми. Например, работающий в поле антрополог может быть наиболее находчив при установлении контактов с туземцами, но совершенно теряться, когда дело доходит до формулирования его находок; социальный работник может проявлять компетентность в отношениях с клиентами или в качестве инспектора, но начинает паниковать при составлении отчета или акта с оценкой; ученик художника может совершенно замечательно рисовать в присутствии учителя, но в одиночку забывает все, чему научился. Во-вторых, люди этого типа могут в своей работе оставаться на уровне, который на самом деле ниже их способностей. И им может никогда не прийти в голову, что они зарыли талант в землю.
По разным причинам они могут что-нибудь начать делать сами. Они могут достичь положения, требующего написания чего-то или публичных выступлений; их собственные (непризнанные) амбиции могут толкать их вперед к более независимым действиям, и самая здоровая и действенная причина — существующие у них таланты — могут в конце концов подтолкнуть их к адекватному самовыражению. И именно в тот момент, когда они пытаются выйти за узкие рамки, поставленные «процессом усыха-ния» в их структуре, начинаются реальные сложности.
С одной стороны, их требования совершенства столь же высоки, как и у экспансивного типа. Но в то время как последний с легкостью самодовольно наслаждается удовлетворением от достигнутого превосходства, уступчивый тип, со своей тенденцией непрерывно себя ругать, всегда беспокоится об изъянах в своей работе. Даже после удачного испытания (устройства вечеринки или прочтения лекции) они будут все-таки подчеркивать, что что-то забыли, нечетко акцентировали то, что хотели сказать, вели себя слишком мягко или же оскорбительно и т.д. Таким образом, они втягиваются в почти безнадежное сражение, в котором борются за совершенство, и в то же самое время наносят себе поражение. Вдобавок, требования превосходства подпитываются из особого источника. Присущие им табу на честолюбие и гордость заставляют их чувствовать себя «виноватыми», если они добиваются личных достижений, и искуплением этой вины служит только высшее достижение. («Если ты как музыкант не являешься совершенством, тебе лучше мыть полы».)
С другой стороны, если они нарушают эти самые табу или хотя бы чувствуют, что нарушают, они делаются самодеструктивными. Это тот же процесс, что я описала по отношению к конкурентным играм: как только этот тип осознает, что побеждает, он больше не может играть. Таким образом, он постоянно находится между дьяволом и морской бездной, между требованием достичь и необходимостью удержать себя внизу. '/г 20*
Наиболее заметна эта дилемма в том случае, когда конфликт между экспансивными и уступчивыми влечениями близок к поверхности. Возьмем, к примеру, художника, который, пораженный красотой какого-то предмета, представляет себе великолепную композицию. Он начинает писать. Первые наметки на холсте выглядят превосходно. Он в восторге. Но затем, было ли начало слишком хорошим (чего он не мог вынести), или же оно еще не достигло совершенства первого образа, он ополчается против себя. Он пытается улучшить начатое. Оно становится хуже. Он впадает в неистовство. Он продолжает «улучшать», но палитра становится все тускнее и безжизненнее. И очень скоро картина погублена, он в отчаянии сдается. Через какое-то время он начинает новую картину только ради того, чтобы вновь пройти через тот же процесс агонии.
Точно так же писатель какое-то время может легко сочинять, пока не осознает, что у него все очень здорово получается. И здесь — конечно, без осознания того, что само удовлетворение тому виной — он начинает придираться к недостаткам. Возможно, он действительно столкнулся с трудностями в том, как должен действовать в какой-то ситуации его главный герой, однако, быть может, трудности просто ярче проявились, ибо ему уже мешало деструктивное презрение к себе. В любом случае, он делается вялым, несколько дней не может заставить себя работать и в приступе гнева рвет в клочки последние страницы. В ночных кошмарах он может оказываться закрытым в комнате с маньяком, собирающимся его убить, — чистейшее и простейшее выражение убийственного гнева против самого себя 1.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 608 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|