АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
РЕШЕНИЕ ОБ УСТУПЧИВОСТИ: ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ
Второе основное решение внутренних конфликтов, которое мы теперь обсудим — решение об уступчивости. Оно является шагом в направлении, которое во всем существенном противоположно экспансивному решению. В самом деле, характерные черты решения о уступчивости немедленно обретают ясные очертания в свете этого противопоставления. Поэтому мы вкратце рассмотрим некоторые выдающиеся черты экспансивного типа, сосредоточиваясь на вопросах: что он в себе прославляет, а что ненавидит и презирает? Что он культивирует в себе, а что подавляет?
Экспансивный тип прославляет и культивирует в себе все, что означает господство. Господство по отношению к другим влечет за собой потребность превосходить их и быть лучшим в каком-то отношении. Он склонен манипулировать другими или доминировать над ними и делать их зависимыми от себя. Эта тенденция также отражается в том, какое отношение к себе он от них ожидает. Стремится ли к обожанию, уважению или признанию — он озабочен тем, чтобы другие подчинялись и уважали его. Он испытывает отвращение при мысли оказаться уступчивым, сговорчивым или зависимым.
Кроме того, описанный тип гордится своей способностью справляться с любыми случайностями и убежден, что Может это делать. Нет или не должно быть ничего, чего бы °н не мог совершить. Он должен быть — и чувствует, что является, — хозяином своей судьбы. Беспомощность мо-^ет заставить его испытывать панику, и он ненавидит в Себе любые ее признаки.
Господство по отношению к себе означает, что экспансивный тип является своим идеализированным гордым Я-благодаря силе воли и разуму он является капитаном своей души, только с большой неохотой признает наличие в себе каких-нибудь бессознательных, т.е. не подчиненных сознательному контролю, сил. Его чрезмерно беспокоит признание конфликта в себе или любой проблемы, которую он не может решить (подчинить себе) немедленно. Страдание ощущается им как позор, который надо скрывать. Для него типично, когда в анализе он не испытывает особых трудностей в признании своей гордости, но не хочет видеть своих долженствований или, по крайней мере, того их аспекта, который подразумевает, что он движим ими. Ничто не должно подталкивать его. Пока это возможно, он сохраняет иллюзию, что может устанавливать для себя законы и выполнять их. Он ненавидит беспомощность по отношению к чему-либо в себе так же или даже сильнее, чем беспомощность по отношению к любому внешнему фактору.
В типе, выбирающем решение об уступчивости, мы находим обратные акценты. Он не должен сознательно ощущать превосходства над другими или демонстрировать подобные чувства в своем поведении. Наоборот, он склонен подчиняться другим, быть зависимым от них, ублажать их. Наиболее характерная черта — диаметрально противоположное экспансивному типу отношение к беспомощности и страданию. Далекий от отвращения к этим состояниям, он скорее культивирует и невольно преувеличивает их; соответственно, что-либо вроде восхищения или признания со стороны других, ставящее его в позицию превосходства, вызывает у него дискомфорт. Чего он страстно желает, так это помощи, защиты и4 беззаветной любви.
Эти черты преобладают также в его отношении к себе. По контрасту с экспансивным типом, он живет с дифФУ3' ным ощущением неудачи (быть на уровне своих долЖеН' ствований) и, следовательно, склонен чувствовать себя
виноватым, неполноценным, презираемым. Ненависть и презрение к себе, вызванные таким ощущением неудачи, пассивно экстернализуются: другие якобы обвиняют или презирают его. И наоборот, он склонен отвергать или уничтожать в себе такие экспансивные чувства, как самопрославление, гордость и высокомерие. Гордость, независимо от того, чего она касается, находится под строгим и тотальным запретом. В результате она сознательно не ощущается, а отрицается, или отвергается. Он — это его подавленное Я; он — «безбилетник» без всяких прав. В соответствии с такой установкой он также склонен подавлять в себе все, что означает честолюбие, мстительность, триумф, поиск собственной выгоды. Короче говоря, он решает свой внутренний конфликт путем подавления всех экспансивных установок и влечений и превращения своих тенденций отказывать себе в преобладающие. Только в ходе анализа эти конфликтные влечения выходят на передний план.
Тревожное избегание гордости, триумфа и превосходства проявляется многими способами. Характерен и легко заметен страх побеждать в спорах. Например, пациентка, проявляющая все отличительные признаки болезненной зависимости, могла временами играть замечательные партии в теннис или шахматы. До тех пор пока она забывала о своем хорошем положении, все шло хорошо. Но как только она осознавала, что побеждает своего противника, она вдруг пропускала легкий мяч или (при игре в шахматы) «зевала» самые очевидные ходы, которые обеспечивали победу. Еще до анализа она вполне осознавала, что причина не в том, что она не хочет победить, а в том, что не смеет этого сделать. Но, хотя она злилась на себя за поражение, процесс действовал настолько автоматически, что °на была бессильна положить этому конец.
Точно такая же установка действует в других ситуациях- Для этого типа характерно не осознавать своих прему-Ществ и быть не в состоянии их использовать. Привилегии, в его представлении, — это обязанности. Он часто не
осознает своих превосходящих знаний и в критически" момент оказывается не в состоянии продемонстрирова их. Он испытывает растерянность в любой ситуации, в ко торой его права ясно не определены — как, например в отношении к домашней или секретарской помощи. Даже высказывая совершенно законные просьбы, он чувствует себя так, словно чрезмерно пользуется другими людьми И он либо удерживается от просьбы, либо выражает ее в извиняющейся манере, с «нечистой» совестью. Он даже может быть беспомощным по отношению к людям, которые в действительности зависят от него, и не может защитить себя, когда они обращаются с ним в оскорбительной манере. Неудивительно, далее, что он оказывается легкой добычей для людей, которые хотят извлечь из него выгоду. Он беззащитен, но часто осознает это только значительно позже и может затем реагировать сильным гневом на себя и на эксплуататора.
Его боязнь триумфа в делах, более серьезных, чем игры, накладывается на успех, приветствия, всеобщее внимание. Он боится не только любого публичного действия, но и, добившись успеха в каком-то деле, не может воздать себе должное за это. Он либо пугается, преуменьшает его значение, либо приписывает все везению. В последнем случае вместо чувства «я сделал это» он испытывает просто ощущение, что «так случилось». Между успехом и внутренней безопасностью существует обратное соотношение. Повторные достижения в своей области делают его не более спокойным, а более тревожным. И это может достичь размеров паники, так что, например, музыкант или актер станет иногда отклонять перспективные предложения.
Более того, он должен избегать любой мысли, чувства или жеста, представляющихся ему «самонадеянными»- D бессознательном, но систематическом процессе самоумаления он ударяется в другую крайность — избегания всего, что, по его ощущениям, является высокомерным, чванливым или самонадеянным. Он забывает и то, что знает, чт он достиг, что сделал хорошего. Думать, что он мог
виться со своими делами, что люди с удовольствием пришли, когда он их приглашает, что он мог бы понра-ться привлекательной девушке, — самомнение. «Все, то я хочу сделать, — наглость». Если он действительно чего-то достиг, то благодаря везению или обману. Он может оЩУЩать как самонадеянность даже обладание собственным мнением или убеждением и поэтому легко уступает, даже не советуясь с собственными убеждениями, любому энергично сделанному предложению. Поэтому, подобно флюгеру, он может с равным успехом поддаваться противоположным влияниям. Самое законное самоутверждение, как, например, ответ на несправедливое обвинение, заказ еды в ресторане, просьба о прибавке к зарплате, отстаивание своих прав при заключении контракта или ухаживание за желанным человеком противоположного пола также представляется ему самонадеянным.
Реальные достоинства или достижения могут признаваться косвенно, но эмоционально они не ощущаются. «Мои пациенты, видимо, думают, что я хороший врач». «Мои друзья говорят, что я хороший рассказчик». «Люди говорили мне, что я привлекательна». Иногда даже искренняя положительная оценка, исходящая от других, не признается. «Мои учителя считают, что я очень умен, но они ошибаются». Та же установка преобладает в отношении к финансам. Такой человек может не испытывать ощущения владения деньгами, которые он заработал своим трудом. Будучи финансово обеспеченным, он тем не менее чувствует себя бедным. Любое обычное наблюдение или самонаблюдение раскрывает страхи, лежащие за всей этой сверхскромностью. Они появляются, как только он поднимает голову. Чтобы ни приводило в действие процесс самоумаления, он поддерживается могущественными за-Ретами на нарушение установленных им для себя ограни-ений. Он должен довольствоваться малым. Он не должен Теть или стремиться к большему. Любое желание, любое Ремление, любая тяга к большему для него подобна опаску и опрометчивому вызову судьбе. Он не должен же-
лать улучшения фигуры посредством диеты или гимнастики, или улучшения внешности при помощи нарядов. Последнее, но не менее важное, — он не должен совершенствоваться посредством самоанализа. Он может быть в состоянии делать это под давлением. В ином случае он просто не найдет для этого времени. Я здесь имею в виду не конкретную боязнь заниматься определенными проблемами. Помимо этих обычных трудностей что-то удерживает его от этого вообще. Часто, по контрасту с его сознательным убеждением в ценности самоанализа, тот представляется ему «эгоистичным», «пустой тратой большого количества времени» на себя.
То, что он оценивает как «эгоизм», почти столь же всеохватывающе, как и то, что является для него «самонадеянным». Эгоизм для него включает делание чего-либо только для себя. Он часто способен получать удовольствие от многих вещей, но было бы «эгоистичным» наслаждаться ими одному. Он часто не осознает, что действует под такими запретами, а просто считает «естественным» желание разделить удовольствие с другими. Фактически разделение удовольствия — абсолютная необходимость. Еда, музыка или природа — все утрачивает вкус и смысл, если не разделено с кем-нибудь еще. Он не может тратить много денег на себя. Его скупость в личных расходах может достигать абсурдных размеров, которые особенно изумительны по контрасту с его часто щедрыми тратами на других. Когда он нарушает эти запреты и тратит на себя деньги, даже если это может иметь объективные причины, он будет паниковать; то же верно по отношению к использованию времени и сил. Он часто не может читать книгу в свободное время, если она не нужна ему для работы. Он не может оставить себе времени для написания личного письма, а украдкой втискивает это между двумя встречами. Он часто не может наводить или поддерживать порядок в своих личных вещах, если это не делается для кого-то, кто это оценит. Подобным образом он может игнорировать свою внешность, если у него нет свидания, профессиональной
иЛи социальной встречи, т.е. опять же, если это не для других. И наоборот, он может демонстрировать значительную энергию и мастерство в совершении чего-либо для других, например в помощи в установлении желательных контактов или получении работы; но он связан по рукам и ногам, когда тоже самое надо сделать для себя.
Хотя в нем генерируется много враждебности, он не может выразить ее, за исключением тех случаев, когда выведен из равновесия. В другое время он боится стычек и даже трений по нескольким причинам. Отчасти потому, что человек, у которого таким образом подрезаны крылья, не является и, возможно, не в состоянии быть хорошим бойцом. Отчасти он боится, чтобы кто-нибудь не был враждебен по отношению к нему, и предпочитает уступать, «понимать» и прощать. Мы лучше поймем этот его страх, когда рассмотрим его взаимоотношения с людьми. В соответствии с другими запретами, в нем находится запрет быть «агрессивным». Он не может отстаивать свою нелюбовь к человеку, идее, делу и бороться с ними при необходимости. Он не может сознательно сохранять ни непрерывную враждебность, ни недовольство. Следовательно, мстительные влечения остаются неосознанными и могут выражаться только косвенно и в замаскированной форме. Он не может ни прямо требовать, ни упрекать. Труднее всего для него критиковать, упрекать или обвинять, даже когда это кажется оправданным. Он не может даже в шутку сделать Резкое, остроумное, саркастическое замечание.
Суммируя все это, мы могли бы сказать, что существуют запреты на все самонадеянное, эгоистичное и агрессивное. Если мы в деталях оценим диапазон запретов, то получится, что они налагают уродующие ограничения на Развитие человека, на его способности к борьбе и самоза-Щите, на его личную выгоду,— на все, что может подкрепить его рост и самоуважение. Запреты и самоумаление обусловливают процесс съеживания, который искусственно Уменьшает его достоинства и оставляет у него ощущение, отразившееся во сне одного пациента, в котором в
результате жестокого наказания человек вдвое уменьши ся в размерах и дошел до полной нищеты и безумия.
Итак уступчивый тип не может предпринимать никаких настойчивых, агрессивных, экспансивных шагов н нарушая своих запретов. Их осквернение вызывает и са моосуждение, и презрение к себе. Он реагирует либо общим ощущением какой-то паники без особого повода, либо чувством вины. Если на первый план выступает презрение к себе, он может реагировать страхом перед насмешкой. Он предстает в своем самоощущении таким маленьким и незначительным, что любой выход за пределы этих своих узких рамок может легко вызывать у него боязнь насмешки. Если страх хоть сколько-нибудь осознан, он обычно экстернализуется; другие, дескать, нашли бы смешным, если бы он высказался в дискуссии, стал баллотироваться на какую-то должность или имел амбиции написать что-то. Однако по большей части этот страх остается неосознанным. По крайней мере, оказывается, что он никогда не осознает его грозного влияния. Но именно этот фактор подавляет его. Боязнь насмешки — характерный показатель тенденций уступчивости. Он чужд экспансивному типу, который бывает шумливо самонадеянным, даже не сознавая при этом, что может быть смешным или что другие могут таким его видеть.
Во всем наступая на свои личные интересы, он не только свободен делать что-либо для других, но и, согласно его внутренним диктатам, должен быть образцом помощи, великодушия, внимания, понимания, сочувствия, любви и жертвенности. На самом деле любовь и жертва в его представлении тесно переплетены: он должен жертвовать всем ради любви — любовь есть жертва.
Пока что запреты и долженствования обнаружила замечательную согласованность. Но раньше или поз возникнут противоречивые тенденции. Мы можем на ожидать, что он так и будет^испытывать достаточное от щение к агрессивным, высокомерным и мстительным там у других. Но на самом деле его отношение pacffl
Он действительно ненавидит их, но также тайно или оыто восхищается ими и делает это без разбору, без личия между подлинной уверенностью в себе и пустым юокомерием, между реальной силой и эгоистичной же-костью. Мы легко понимаем, что, тяжело переживая свое вынужденное унижение, он восхищается в других свойствами, которых недостает ему самому, или которые ему недоступны. Но постепенно мы осознаем, что это неполное объяснение. Мы видим, что в нем действует также более глубоко спрятанная группа ценностей, полностью противоположных только что описанным, и что он восхищается в агрессивном типе экспансивными влечениями, которые ради собственной интеграции он должен так глубоко подавлять в себе. Это отречение от собственной гордости и агрессивности и восхищение ими в других играет важную роль в его патологической зависимости, возможность которой мы будем обсуждать в следующей главе.
Когда пациент становится достаточно сильным, чтобы повернуться лицом к своему конфликту, его экспансивные влечения становятся четче. Он должен также обладать абсолютным бесстрашием; он также должен всецело бороться за свою выгоду; он должен быть в состоянии дать сдачи любому, оскорбившему его. Соответственно, °н в глубине души презирает себя за любые следы «трусости», безрезультатности или уступчивости. Таким об-Разом, он находится под перекрестным огнем. Он осуждает себя, если делает что-то, и осуждает, если не делает.
Если
он отказывает в просьбе дать взаймы или в каком-
0 одолжении, он чувствует себя отвратительной и ужас-
°и тварью; если он удовлетворяет такие просьбы, он
0ЩУ1Цает себя «простофилей». Если он ставит обидчика
а Место, он пугается и чувствует себя совершенно недо-
ст°йным любви.
°Ка он не может противостоять конфликту и работать
'"Д ним, потребность держать под контролем агрессивные
Годные течения делает все более необходимым упорное
поддерживание паттерна уступчивости и тем самым повышает его ригидность.
Итак, перед нами возникает портрет человека, который подавляет себя и вызывает увядание своих достоинств для того, чтобы избежать экспансивных шагов. Более того, как указывалось ранее и будет подробно рассмотренно ниже, он чувствует себя обязанным следовать вечной готовности обвинять и презирать себя; он также легко чувствует себя испуганным и, как мы увидим, тратит значительные силы на смягчение всех этих болезненных ощущений. Прежде чем обсуждать дальнейшие детали и следствия из этого базального состояния, попробуем разобраться в его развитии, рассмотрев факторы, которые влекут его в этом направлении.
Люди, которые продолжают склоняться к уступчивому решению, обычно разрешали свои детские конфликты с людьми путем «движения к людям» 1. Их детское окружение в типичных случаях характерным образом отличалось от окружения экспансивных типов, которые пользовались в детстве либо восхищением, либо испытывали на себе суровое отношение — их эксплуатировали и унижали. С другой стороны, уступчивый тип рос в чьей-либо тени: предпочитаемого брата или сестры, родителя, которым обычно восхищались посторонние, прекрасной матери или добродетельно-деспотичного отца. Это была ненадежная ситуация, чреватая возбуждением страхов. Но какая-то привязанность была доступна, хотя не просто так: ценой самоподчиняющейся преданности. Например, могла быть страдающая мать, которая побуждала ребенка испытывать вину при любой неудаче попытки обеспечить ей максимальную заботу и внимание. Быть может, это были мать или отец, которые могли быть дружелюбными или щедрыми, лишь когда ими слепо восхищались, или доминирую-
1 См.: Хорни К., Невротическая личность нашего времени, главы 6-8 о невротической потребности в привязанности; Хорни К-> Наши внутренние конфликты, глава 3, «Движение к людям»-
щий брат (сестра), чьи нежность и защиту можно было получить, угождая и умиротворяя его или ее 1. В результате после нескольких лет, в течение которых желание взбунтоваться боролось в сердце ребенка с его потребностью в нежности, он подавил свою враждебность, отказался от духа борьбы, и потребность в нежности взяла верх. Вспышки гнева прекратились, и он стал уступчивым, научился любить всех и опираться с беспомощным восхищением на тех, кого больше всего боялся. Он стал сверхчувствительным к враждебному напряжению, вынужденный все умиротворять и сглаживать. Так как ублажение других стало иметь первостепенную важность, он старался культивировать в себе качества, которые сделали бы его угодным и любимым. На каком-то отрезке подросткового возраста назрел другой период бунта, связанный с лихорадочным и компульсивным честолюбием. Но он вновь отказался от этих экспансивных влечений ради выгод любви и защиты, возможно, в пору своей первой влюбленности. Дальнейшее развитие зависело главным образом от того, в какой степени бунт и честолюбие были подавлены, и от того, насколько полным стал поворот к подчинению, привязанности и любви.
Подобно любому другому невротику, склонный к уступчивости тип разрешает потребности, проистекающие из его детского развития, путем самоидеализации. А это может делаться единственным способом. Его идеализированный образ самого себя прежде всего выглядит сочетанием таких «достойных любви» качеств, как отсутствие эгоистичности, доброта, щедрость, смирение, безгрешность, благородство, сочувствие. Вторично прославляются также беспомощность, страдание и мученичество. В противоположность высокомерно-мстительному типу награда также связывается с чувствами: чувством.радости или страдания, чувствами не только к конкретным людям, но и к челове-
1 См.: Хорни К., Самоанализ, глава 8, «Систематический самоанализ болезненной зависимости». (В этом отношении типично детство Клэр.)
честву, искусству, природе, ценностям всех сортов. Обла дание глубокими чувствами — часть его образа. Он може следовать внутренним диктатам, только если при этом подкрепляются тенденции самоотречения, которые выросли из решения им своего базового конфликта с людьми Поэтому он должен развивать амбивалентное отношение к собственной гордости. Ибо праведные и привлекательные качества его псевдо-Я — это все ценности, которыми он обладает и которыми не может не гордиться. Одна пациентка, выздоравливая, сказала о себе: «Я скромно считала само собой разумеющимся мое моральное превосходство». Хотя он отрекается от своей гордости, и та совершенно не проявляется в его поведении, она присутствует во многих косвенных формах, в которых обычно проявляет себя невротическая гордость — в уязвимости, в средствах сохранения лица, избеганиях и т.д. С другой стороны, сам его образ безгрешности и привлекательности запрещает ему любое осознанное чувство гордости. Он должен ударяться в противоположную крайность искоренения любых ее следов. Так начинается процесс съеживания, оставляющий его маленьким и беспомощным. Для него было бы невозможным идентифицироваться с гордым прославленным Я. Он может переживать себя только в качестве покорного, жертвенного Я. Он чувствует себя не только маленьким и беспомощным, но и виноватым, нежеланным, немилым, глупым, некомпетентным. Он — побежденная сторона и охотно идентифицируется с другими такими же побежденными. Таким образом, исключение гордости из осознания принадлежит к его способам разрешения внутреннего конфликта.
Слабость этого решения, насколько мы его проследили, лежит в двух факторах. Один из них — процесс съеживания, который в библейских понятиях влечет за собой «грех» (против себя) зарывания таланта в землю. ДрУгоИ касается способа, которым запрет на экспансивность дел ет человека беспомощной жертвой ненависти к себе, можем наблюдать у многих склонных к уступчивости
нтов в начале анализа, что они реагируют крайним
Ц сом на любой адресованный себе упрек. Этот тип, ча-
не осознавая связи между самообвинением и ужасом,
осто переживает состояние испуга или паники. Он обыч-
о осознает свою склонность упрекать себя, но, не раз-
ышляя много над этим, рассматривает это как признак
добросовестной честности с самим собой.
Он может также осознавать, что с чрезмерной готовностью принимает обвинения от других, но только позднее понять, что на самом деле они могли не иметь оснований, и что ему легче объявить себя виновным, чем обвинить других. В самом деле, признание им вины или недостатка при критике наступает так быстро и автоматически, что у его рассудка нет времени вмешаться. Но он не осознает, что положительно плохо относится к себе, и еще меньше — степень этого. Его сновидения наполнены символами презрения к себе и осуждения себя. Типичными для последнего являются сны о казни: он осужден на смерть; он не знает, почему, но принимает это; никто не проявляет к нему никакого милосердия или хотя бы заботы. Или же у него бывают сны или фантазии, в которых его мучают. Страх мучений может проявляться в ипохондрических страхах: головная боль связывается им с опухолью мозга, больное горло — с туберкулезом, расстройство желудка — с раком.
С течением анализа интенсивность его самообвинений и самоистязаний четко фокусируется. Любое его затруднение, ставшее предметом обсуждения, может использоваться, чтобы подвергнуть себя уничтожающей критике. Появляющееся осознание своей враждебности может заста-Ить его почувствовать себя потенциальным убийцей. 06-сУЖдение того, как много он ожидает от других, делает его иЩньщ эксплуататором. Осознание его дезорганизован-Ости по отношению ко времени и деньгам может вызвать Него страх «вырождения». Само наличие тревоги может °°УДить его ощутить себя крайне неуравновешенным, на
гРани
сумасшествия. В том случае, когда эти реакции
выражаются открыто, анализ вначале может привести кажущемуся ухудшению состояния.
У нас, следовательно, может сначала сложиться впечат ление, что его ненависть и презрение к себе более интен сивны и жестоки, чем при других видах неврозов. Но ког да мы лучше узнаем его и сравним его состояние с другими клиническими случаями, мы отбросим это впечатление и поймем, что он просто более беспомощен в плане ненависти к себе. В его распоряжении нет большинства эффективных средств противостояния ненависти к себе, доступных экспансивному типу. Он все-таки пытается выстоять опираясь на специальные долженствования и запреты, и, как при любом неврозе, его разум и воображение помогают затемнить и приукрасить картину.
Но он не может предотвратить самообвинения, утверждая уверенность в собственной правоте, потому что этим он бы нарушил свои табу на высокомерие и самомнение. Не может он и эффективно ненавидеть или презирать других за то, что отвергает в себе, потому что должен быть «понимающим» и прощающим. Обвинение других или любой вид враждебности по отношению к другим на самом деле пугают его (скорее, чем успокаивают) из-за его запретов на агрессивность. Кроме того, он, как мы сейчас увидим, нуждается в других настолько, что по этой самой причине должен избегать трений. Наконец, вследствие всех этих факторов он просто оказывается плохим бойцом, и это приложимо не только к его отношениям с другими, н° также и к его атакам на себя. Другими словами, он стол же беззащитен против своих собственных самообвинении, презрения к себе, самоистязаний и т.д., как и против ат со стороны других. Он все это покорно принимает. Он пр нимает приговор своего внутреннего тирана — которы свою очередь усиливает его уже ослабевшие чувств отношению к себе.
Тем не менее он, конечно, нуждается в самозаЩ действительно развивает собственные защитные сред Ужас, с которым он может реагировать на атаки со
„ ненависти к себе, проявляется, только если его специ-
ские защитные системы не функционируют должным
я азом- Сам процесс преуменьшения себя — не только
едство избегания экспансивных установок и удерживания себя в пределах, установленных его запретами, но и дство уМИротворения его ненависти к себе. Я лучше всего могу описать этот процесс с точки зрения того, как обычно ведет себя по отношению к людям уступчивый тип когда ощущает нападение. Он старается умиротворить и смягчить обвинения путем (например) сверхпоспешного принятия вины: «Вы совершенно правы... Я, конечно, плох... Это все моя вина». Он пытается вызвать сочувственные заверения, извиняясь и выражая угрызения совести и самопорицание. Тем же путем умиротворения он вырывает жало у своих самообвинений. Он в своих представлениях преувеличивает чувство своей вины, свою беспомощность, свое столь плохое положение во всех отношениях, короче говоря, он подчеркивает свои страдания.
Иным способом облегчения его внутреннего напряжения служит пассивная экстернализация. Она проявляется в его ощущении обвинений со стороны других, подозрения или отвержения, подавления, презрительного отношения к нему других, эксплуатации или открытой жестокости. Однако эта пассивная экстернализация, хотя и облегчает тревогу, на самом дела оказывается не таким эффективным средством избавления от самообвинений, как активная экстернализация. Кроме того (подобно всем экстер-нализациям), она нарушает его отношения с другими, а к
ому он по многим причинам особенно чувствителен.
е эти защитные меры, однако, все еще оставляют его естабильном внутреннем состоянии. Он все еще нужда-я в более сильном успокоении. Даже в те периоды, ког-
0 ненависть к себе удерживается в умеренных преде-
> его ощущение, что все, что он делает сам или для ij ' бессмысленно, делает его глубоко неуверенным.
> следуя своему старому паттерну, он тянется к другим,
чтобы они подкрепили его внутреннюю позицию, давая ему ощущение, что его принимают, одобряют, что в нем нуждаются, что он желателен, нравится, любим. Его спасение лежит в других. Следовательно, его потребность в людях не только подкрепляется, но часто достигает неистовства. Мы начинаем понимать привлекательность, которую любовь имеет для этого типа. Я употребляю слово «любовь» как общий знаменатель для всех видов положительных чувств, будь то сочувствие, нежность, привязанность, благодарность, сексуальная любовь или чувство, что он нужен и его принимают. Мы оставим для отдельной главы то, как эта привлекательность любви влияет на любовь человека в более узком смысле. Здесь мы обсудим, как она действует в его межличностных взаимоотношениях в целом.
Экспансивный тип нуждается в людях для подтверждения своей силы и своих ложных ценностей. Он также нуждается в них как в предохранительном клапане для его собственной ненависти к себе. Но так как он легче прибегает к помощи собственных ресурсов и больше опирается на свою гордость, его потребности в других не являются ни столь насущными, ни столь всеобъемлющими, как у уступчивого типа, у которого природа и масштаб этих потребностей связаны со спецификой его ожиданий от других. В то время, как высокомерно-мстительный тип прежде всего ожидает зла, если у него нет доказательств противоположного, в то время, как подлинно обособленный тип (о котором мы будем говорить ниже) не ожидает ни хорошего, ни плохого, уступчивый тип продолжает ожидать хорошего. На поверхности это выглядит так, будто у него непоколебимая вера в глубинную добродетель человечества. И правда, он более открыт, более чувствителен к привлекательным качествам других. Но компульсивность его ожиданий делает для него невозможным проводить различие. Как правило, он не может отличить подлинное друже" любие от множества подделок. Его слишком легко подкупить любой демонстрацией теплоты или интереса. б
вок, его внутренние диктаты говорят ему, что он должен любить всех, должен не быть подозрительным. Наконец, еГо боязнь антагонизма и возможных стычек заставляет его не замечать, отбрасывать, преуменьшать или оправдывать такие черты, как лживость, жульничество, эксплуатацию других, жестокость, предательство.
Столкновение с совершенно очевидным доказательством таких вещей застает его врасплох, но даже тогда он отказывается верить в намерение обмануть, унизить, эксплуатировать. Хотя его часто обижают, а еще чаще у него возникает чувство обиды, это не меняет его базальных ожиданий. Даже если на собственном горьком опыте он узнает, что ничего хорошего для него не может исходить от определенной группы или человека, он все же упорствует в ожидании этого хорошего, сознательно или неосознанно. Его друзья и коллеги могут быть этим ошеломлены, особенно когда такая слепота встречается у человека, в иных отношениях психологически проницательного. Но это просто указывает на то, что эмоциональные потребности столь насущны, что опровергают доказательства очевидного. Чем больше он ожидает от людей, тем больше он склонен их идеализировать. У него, следовательно, не реальная вера в человечество, а отношение Полианны 1, которое неизбежно несет с собой множество разочаровании и делает его более неуверенным с людьми.
Приведем краткий обзор того, что он ожидает от других. Прежде всего, он должен ощущать признание себя Другими. Он нуждается в таком признании в любой доступной форме: во внимании, одобрении, благодарности, теплоте, сочувствии, любви и т.д. Поясним с помощью сРавнения: так же, как в нашей культуре многие люди °Щущают себя стоящими столько, сколько денег они «де-
Полианна — героиня одноименной детской повести Э.Портер
U912 г.), девочка, отличавшаяся способностью во всем видеть толь-
0 хорошее, всегда всему радоваться. Понятие «эффект Полиан-
Ны>> давно вошло вошло в американскую психологическую лите-
Ратуру. _ Ред
лают», так уступчивый тип измеряет свою ценность в в люте любви, употребляя это слово как всеохватывающе понятие для различных форм признания. Он стоит столь ко, насколько он нравится, нужен, желанен или любим К тому же, он нуждается в человеческом общении и компании, потому что не может выдержать ни капли одиночества. Он легко чувствует себя потерянным, как будто отрезанным от жизни. Это болезненное ощущение он еще может выносить, пока его плохое отношение к себе удерживается в обычных пределах. Однако, как только самообвинения и презрение к себе обостряются, его чувство потерянности может перерасти в безымянный ужас, и именно в этот момент потребность в других становится неодолимой.
Эта потребность в компании еще больше потому, что одиночество означает для него доказательство собственной нежеланности и нелюбимости и, следовательно, является позором, который надо хранить в тайне. Позор — идти одному в кино или ехать в отпуск, позор — быть одному во время уик-энда, когда другие общаются. Это иллюстрация того, до какой степени его уверенность в себе зависит от чьего-либо интереса к нему в любом отношении. Ему также нужны другие, чтобы придать смысл и вдохновение всему, что бы он ни делал. Уступчивый тип нуждается в ком-нибудь, для кого можно шить, готовить или заниматься садом, в учителе, для которого он мог бы играть на фортепиано, в пациентах и клиентах, которые полагаются на него.
Однако, помимо всей этой эмоциональной поддержки, он нуждается в помощи, и притом в значительной. По ег собственным представлениям, помощь, в которой он ну дается, остается в самых разумных границах, частич потому, что многие из его потребностей в помощи явл ся бессознательными, а частично потому, что он сосред точивается на определенных просьбах о помощи, как они изолированы, единичны: на помощи в подыс ему работы, в переговорах с его землевладельцем, в о ствлении покупок вместе с ним или для него, в одал
еМУ денег. Более того, любое осознаваемое им желание мощи представляется ему чрезвычайно обоснован-
__Так велика стоящая за ним потребность. Но когда
анализе мы видим всю картину, его потребность в помо-ши на самом деле равносильна ожиданию того, чтобы все было сделано за него. Другие должны проявить инициативу выполнить его работу, принять на себя ответственность, придать смысл его жизни или взять на себя направление его жизни, чтобы он мог жить с их помощью. При выявлении всего диапазона этих потребностей и ожиданий становится совершенно очевидной власть, которую имеет над уступчивым типом привлекательность любви. Это не только средство смягчения тревоги; без любви он и его жизнь не имеют цены и смысла. Следовательно, любовь, — существенная часть решения об уступчивости. Что касается личных чувств этого типа, любовь для него так же необходима, как кислород для дыхания.
Естественно, он вносит эти ожидания и в аналитические взаимоотношения. В противоположность большинству экспансивных типов, он совсем не стыдится просить о помощи. Напротив, он может драматизировать свои потребности и свою беспомощность и умолять о помощи. Но, конечно, он хочет ее по-своему. В глубине души он ожидает лечения при помощи «любви». Он может быть вполне расположен прилагать свои усилия к аналитической работе, Но, как окажется позднее, его побуждает нетерпеливое ожидание того, что спасение и искупление должны и мо-ГУТ прийти к нему только извне (в данном случае от ана-итика) — через принятие его. Он ожидает, что аналитик Устранит его ощущения вины посредством любви, которая
ет означать сексуальную любовь, если аналитик дру-0 пола. Чаще она означает в более общем виде знаки РУжбы, особого внимания или интереса.
ак Всегда случается при неврозах, потребности превра-
тся в претензии, которые означают, что он ощущает
ет пРаве все это получать. Потребность в любви, нежно-
' Понимании, сочувствии и помощи превращается в «я
имею право на любовь, нежность, понимание, сочувствие. Я имею право на то, чтобы все делалось для меня. Я имею право не добиваться счастья, а ждать, что счастье само упадет мне в руки». Разумеется, эти претензии — как претензии — остаются более неосознанными, чем у экспансивного типа.
В этом отношении уместны вопросы: на чем уступчивый тип основывает свои претензии и как он отстаивает их? Самым осознанным и в некотором отношении самым реалистичным основанием являются его старания сделать себя приятным и полезным. В зависимости от его темперамента, его невротической структуры и ситуации, он может быть очаровательным, уступчивым, внимательным, чувствительным к желаниям других, доступным, помогающим, жертвующим, понимающим. Совершенно естественно, что он переоценивает то, что, так или иначе, он делает для другого человека. Он не замечает того, что последнему может совсем не нравиться этот вид внимания или щедрости, он не осознает, что есть струны, привязанные к его предложениям; он упускает из виду все свои неприятные черты. И потому ему все это представляется чистым золотом дружелюбия, на которое он вполне обоснованно мог бы ждать ответа.
Другое основание для его претензий более пагубно для него и более принудительно для других. Так как он боится быть один, другие должны оставаться дома; так как он не может выносить шум, другие должны ходить по дому на цыпочках. Таким образом вознаграждаются невротические потребности и страдания. Страдание бессознательно ставится на службу отстаиванию претензий, что не только сдерживает побуждение преодолеть его, но и ведет к ненамеренному преувеличению страдания. Это не означает, что страдание — просто «притворство» с демонстративными целями. Оно затрагивает его гораздо глубже, потому что он должен доказать прежде всего себе к собственному удовлетворению, что он имеет право на удовлетворение своих потребностей. Он должен чувствовать, что его стра-
дание столь исключительно и чрезмерно, что оно дает ему право на помощь. Другими словами, этот процесс заставляет человека на самом деле ощущать свое страдание интенсивнее, чем он ощущал бы его, если бы оно не обрело бессознательной стратегической ценности.
Третье основание, еще более неосознанное и деструктивное, — это его чувство, что к нему плохо относятся, и что он имеет право на то, чтобы другие ответили за причиненный ему вред. В сновидениях он может представлять себя непоправимо покалеченным и, следовательно, имеющим право на удовлетворение всех своих потребностей. Чтобы понять эти мстительные элементы, мы должны рассмотреть факторы, объясняющие его ощущения обиды.
У типичного уступчивого человека ощущение обиды — почти постоянная подспудная тенденция во всей его установке по отношению к жизни. Если бы мы хотели в нескольких словах броско охарактеризовать его, мы бы сказали, что он — человек, который страстно жаждет нежности и большую часть времени чувствует себя обиженным. Прежде всего, как я упоминала, другие часто действительно пользуются его беззащитностью и чрезмерным рвением помогать и жертвовать собой. Из-за своего ощущения недостойности и из-за неспособности постоять за себя он иногда осознанно не замечает таких злоупотреблений. Далее, вследствие его процесса съеживания и всего, что тот влечет за собой, он часто действительно оказывается в неблагоприятном положении без каких-либо зло-вРедных намерений со стороны других. Даже если он в некоторых отношениях более удачлив, чем другие, его запреты не позволяют ему признать свои преимущества, и он Должен представлять себя (и, следовательно, ощущать себя) в гораздо худшем положении, чем другие.
К тому же он чувствует себя обиженным, когда его многочисленные претензии не выполняются, — например, к°гда другие не отвечают благодарностью на его компуль-сивные усилия угодить, помочь, принести им жертву. Ти-
пичный его ответ на фрустрацию претензий — не столько праведное негодование, сколько чувство жалости к себе из-за несправедливого обращения.
Быть может, более мучительными, чем любые из этих внешних источников, являются все обиды, которые он наносит себе путем самоумаления, а также путем упреков себе, презрения к себе и мучения себя, когда все экстерна-лизуется. Чем интенсивнее плохое отношение к себе, тем меньше могут хорошие внешние условия преодолеть его. Он часто будет рассказывать душераздирающие истории о своих горестях, вызывая сочувствие и желание помочь ему, только для того, чтобы вскоре затем обнаружить его в том же самом затруднительном положении. В действительности к нему, возможно, относятся далеко не так несправедливо, как ему кажется; во всяком случае, за этим ощущением стоит реальность его плохого отношения к себе. Не слишком сложно увидеть связь между внезапным наплывом самообвинений и последующим ощущением обиды. В анализе, например, как только осознание им своей собственной трудности породило самообвинения, его мысли могут немедленно напомнить ему об инцидентах или периодах его жизни, когда к нему действительно плохо относились, случалось ли это в детстве, или во время предыдущего лечения, или на прежней работав. Он может драматизировать совершенную по отношению к нему несправедливость и однообразно застревать на этом, как он делал много раз прежде. Тот же самый паттерн может иметь место в других взаимоотношениях с людьми. Если, например, он смутно сознает, что он не считался с другими, он может молниеносно переключиться на чувство обиды. Короче говоря, его ужас перед плохим поступком просто вынуждает его чувствовать себя жертвой, даже если на самом деле это он подвел других или предъявил им свои чрезмерные требования. Так как ощущение себя жертвой становится таким образом защитой от ненависти к себе, оно превращается в стратегическую позицию, которую надо энергично оборонять. Чем более жестоки самообвине-
, тем более неистово он должен доказывать и преувеличивать совершенную по отношению к нему несправедливость и тем более глубоко он переживает «несправедливость» ■ Эта потребность может быть настолько настоятельной, что делает его недоступным для помощи. Ибо принятие помощи или даже одно признание того, что помощь предлагается, привело бы к разрушению его защитной позиции пребывания в роли вечной жертвы. И наоборот, при любом внезапном усилении чувства обиды оказывается выгодным искать возможное увеличение чувства вины. Часто в анализе мы можем наблюдать, что совершенная по отношению к нему несправедливость уменьшается до разумных размеров или в действительности перестает быть несправедливостью, когда он признает свое участие в конкретной ситуации и может взглянуть на нее реально, то есть без самоосуждения.
Пассивная экстернализация ненависти к себе может выходить за пределы простого ощущения обиды. Он может провоцировать других плохо к нему относиться и, таким образом, переносить внутреннее чувство вовне. Таким способом он вновь становится благородной жертвой, страдающей от низкого и жестокого мира.
Все эти могущественные источники объединяются, чтобы породить у него ощущение обиды. Но более близкое наблюдение показывает, что он не только чувствует себя обиженным по той или иной причине, но что-то в нем испытывает удовлетворение от этого чувства, цепляется за него. Это указывает на то, что чувство обиды должно обладать и какой-то важной функцией. Эта функция Должна дать выход его подавленным экспансивным влечениям — почти единственный выход, который он может вьщести — и в то же время тщательно скрывать их. Оно позволяет ему втайне чувствовать свое превосходство над Другими (венец мученика); оно позволяет ему ставить свою враждебную агрессивность по отношению к другим На законное основание; и, наконец, оно позволяет ему °крывать свою враждебность, потому что, как мы сейчас
увидим, большая часть враждебности подавляется и выражается в страдании. Чувство обиды, следовательно, — величайший камень преткновения на пути к тому, чтобы пациент увидел и пережил внутренний конфликт, решением которого была его уступчивость. И хотя анализ каждого конкретного фактора помогает ослабить его упорство, оно не может исчезнуть, пока человек не повернется лицом к этому конфликту.
До тех пор, пока это чувство обиды продолжает существовать — а обычно оно не остается статичным и со временем возрастает, — оно замещает растущее мстительное негодование на других. Основная часть этой мстительной враждебности остается бессознательной. Она должна глубоко подавляться, потому что подвергает опасности все субъективные ценности, которыми он живет, портит его идеализированный образ абсолютной доброты и великодушия, заставляет его чувствовать себя недостойным любви и конфликтует со всеми его ожиданиями к другим, нарушает его внутренние диктаты всепонимания и всепрощения. Поэтому, когда он обижается, то ополчается не только на других, но одновременно и против себя. Следовательно, такое негодование для этого типа — разрушительный фактор первого порядка.
Несмотря на растущее подавление негодования, упреки будут время от времени выражаться в смягченной форме. Только когда он почувствует себя на краю отчаяния, запертые ворота будут взломаны, и поток свирепых обвинений выплеснется наружу. Хотя они могут точно выражать то, что он в глубине души чувствует, он обычно отрицает это, аргументируя, что был слишком выведен из себя, чтобы передать то, что имел в виду. Но наиболее характерный способ выражения мстительного негодования —-опять-таки через страдание. Гнев может быть поглощен растущим страданием от каких-нибудь психосоматических симптомов или от ощущения обессиленности или УД" рученности. Если в анализе пробуждается мстительность
такого пациента, он не будет открыто злиться, будет лишь ухудшаться его состояние. Он будет приходить с возросшими жалобами и указывать, что, видимо, анализ ухудшил его самочувствие вместо того, чтобы улучшить. Аналитик может знать, что нанесло удар пациенту на предыдущем занятии, и пытаться привнести это в сознание пациента. Но пациент не заинтересован в видении связи, которое способно облегчить его страдание. Он просто вновь и вновь подчеркивает свои жалобы, как будто он должен проникнуться уверенностью в том, что аналитик получил полное представление, как ужасна его депрессия. Не зная того, он хочет вынудить аналитика чувствовать себя виноватым за то, что тот заставляет его страдать. Это часто точная копия того, что происходит в домашней обстановке. Страдание, таким образом, приобретает другую функцию: функцию поглощения гнева и побуждения других испытывать вину, что является единственным эффективным способом отомстить им.
Все эти факторы придают удивительную амбивалентность его отношению к людям: преобладание на поверхности «наивного» оптимистичного доверия и скрытая тенденция столь же огульной подозрительности и негодования.
Внутреннее напряжение, порожденное растущей мстительностью, может быть огромным, и загадка часто состоит не в том, что у него то или иное эмоциональное расстройство, а в том, что он умудряется сохранять равновесие. Может ли он делать это и как долго, зависит отчасти от интенсивности внутреннего напряжения, отчасти от обстоятельств. При его беспомощности и зависимости от Других последнее для него важнее, чем для других невротических типов. Для него благоприятна окружающая среда, которая не заставляет его напрягаться сверх того, Что, при его торможениях, он может делать, и которая позволяет такую меру удовлетворения, в какой, согласно его структуре, он нуждается и какую может себе позволить. При условии не слишком тяжелого невроза он Может получать удовлетворение от жизни, посвященной
другим или делу, жизни, в которой он может терять себя, будучи полезным и помогающим, и где он чувствует себя нужным, желанным и любимым. Однако даже при самых лучших внутренних и внешних условиях его жизнь покоится на непрочном основании. Ему может угрожать изменение во внешней ситуации. Люди, о которых он заботится, могут умереть или больше не нуждаться в нем. Дело, ради которого он работал, может провалиться или утратить для него свое значение. Такие потери, которые здоровый человек может выдержать, его могут привести на грань срыва, где вся его тревожность и ощущение бесполезности выходят на первый план. Другая опасность угрожает прежде всего изнутри. В его непризнаваемой враждебности к себе и другим существует слишком много факторов, которые могут спровоцировать большее внутреннее напряжение, чем он может выдержать. Другими словами, его склонность испытывать обиду слишком велика, чтобы какая-либо ситуация могла быть безопасной для него.
С другой стороны, преобладающие условия могут не содержать даже частично благоприятных элементов, которые я только что описала. Если внутреннее напряжение велико, а окружающие условия трудны, он не только может стать крайне несчастным, но его равновесие может разрушиться. Каковы бы ни были симптомы — паника, бессонница, анорексия (потеря аппетита), — это случается и характеризуется тем, что враждебность прорывает плотину и затопляет систему. Все его скопившиеся горькие обвинения против других выходят тогда на передний план; его претензии становятся открыто мстительными и неразумными; его ненависть к себе становится осознанной и достигает грозных размеров. Его состояние — состояние неослабного отчаяния. У него может быть тяжелая паника, и велика опасность самоубийства. Картина, не похожая на портрет сверхмягкого человека, который так беспокоится, чтобы угодить. И тем не менее начальная и конечная стадии являются фазами одного вида невротичес-
кого развития. Было бы неверно думать, что количество деструктивности, проявляющейся в конечных стадиях, находилось под спудом все время. Конечно, под поверхностью слащавой рассудительности было больше напряжения, чем доступно взгляду. Но лишь значительное увеличение фрустрации и враждебности порождает эти конечные стадии.
Прежде чем обсудить некоторые другие аспекты уступчивого решения в контексте патологической зависимости, я бы хотела заключить общий набросок этой структуры несколькими замечаниями по проблеме невротического страдания. Каждый невроз влечет за собой реальное страдание, обычно большее, чем осознает человек. Уступчивый тип страдает от оков, которые мешают его развитию, от его плохого отношения к себе, от двойственной установки по отношению к другим. Все это — явное страдание; оно не находится на службе какой-то тайной цели; это не притворство ради производимого на других тем или иным путем впечатления. Но вдобавок его страдание принимает на себя определенные функции. Я предлагаю назвать страдание, вытекающее из этого процесса, невротическим, или функциональным страданием. Я упомянула некоторые из этих функций. Страдание становится основанием для претензий. Оно является не только мольбой о внимании, заботе и сочувствии, но и дает право на все это. Оно служит для поддержания решения и, следовательно, обладает интегрирующей функцией. Страдание также является специфическим способом выражения мстительности. Действительно, часты примеры того, как психические нарушения одного из супругов используются как смертельное оружие против другого, или чтобы контролировать детей, внушая им чувство вины за каждое независимое действие.
Как он согласовывает с собой причинение стольких СтРаданий другим — он, который беспокоится, как бы не Задеть чьи-либо чувства? Он может более или менее смутно
осознавать, что он в тягость своему окружению, но не поворачивается лицом к этому факту, потому что его собственное страдание освобождает его. Короче говоря: его страдание обвиняет других и оправдывает его! Оно оправдывает в его представлении все: его требования, его раздражительность, подавление им духа других. Страдание не только успокаивает его собственное самообвинение 1, но также отводит возможные упреки других. И вновь его потребность в прощении превращается в претензию. Его страдание дает ему право на «понимание». Если другие критичны, они бесчувственны. Неважно, что он делает, это должно вызывать сочувствие и желание помочь. Страдание освобождает уступчивого человека еще одним способом. Оно дает ему всеобъемлющее алиби и для того, чтобы на самом деле не делать большего из своей жизни, и для того, чтобы не достигать честолюбивых целей. Хотя, как мы видели, он боязливо избегает честолюбия и триумфа, потребность в достижении и триумфе еще действует. И его страдание позволяет ему спасти свое лицо посредством утверждения в своих представлениях — сознательно или неосознанно — возможности величайших достижений, если бы он не был поражен таинственными недугами.
Наконец, невротическое страдание может влечь за собой игру с идеей гибели, с неосознанным побуждением к ней. Привлекательность такого поступка, естественно, больше в периоды несчастья и тогда может быть осознан-
1 Александер описал это явление как «потребность в наказании» и проиллюстрировал его многими убедительными примерами. Это означало определенный прогресс в понимании интрапси-хических процессов. Различие между взглядами Александера и моими состоит в следующем: освобождение от невротических ощущений вины, по моему мнению, является процессом, не общим для всех неврозов, а специфичным для уступчивого типа. Расплата монетой страдания не заставляет его чувствовать себя свободным и так сказать, грешить опять. Диктаты его внутренней тирании столь многочисленны и жестки, что он не может не нарушать их снова-См.: Alexander F., Psychoanalysis of the Total Personality. Nervous and Mental Desease Publishing Co., New York, Washington, 1930.
ной. Чаще в такие периоды сознания достигают только реактивные страхи, вроде страха умственного, физического или морального упадка, утраты продуктивности, превращения в слишком старого для того или иного дела. Эти страхи указывают на то, что более здоровая часть человека хочет иметь полноценную жизнь и с опасением реагирует на другую его часть, которая стремится к гибели. Эта тенденция может также работать бессознательно. Человек может даже не знать, что все его состояние нарушено: что, например, он менее способен что-либо делать, больше боится людей, более уныл — пока однажды вдруг не поймет, что он в опасности падения под уклон, и что что-то в нем самом влечет его вниз.
В периоды бедствия «гибель» может иметь для него огромную привлекательность. Она выступает как выход из всех его трудностей: отказ от безнадежной борьбы за любовь и неистовых попыток выполнить противоречивые долженствования и освобождение себя от ужаса самообвинений путем принятия поражения. Кроме того, этот путь привлекателен для него из-за самой его пассивности. Этот путь не так активен, как суицидальные тенденции, которые редко случаются в такие периоды. Он просто прекращает борьбу и позволяет саморазрушительным силам делать свое дело.
Наконец, гибель под атаками бесчувственного мира выступает для него как крайний триумф. Он может принимать яркую форму «смерти на пороге обидчика». Но чаще этот триумф — не демонстративное страдание, направленное на то, чтобы пристыдить других и на этой почве воздвигнуть претензии. Он идет глубже и, следовательно, более опасен. Это триумф прежде всего в представлениях человека, и даже это может быть бессознательным. Когда мы обнаруживаем его в анализе, мы находим прославление слабости и страдания, поддержанное запутанными полуправдами. Страдание само по себе выступает в Качестве доказательства благородства. Что еще остается чУвствительному человеку в низком мире, кроме как по-
J7 Хооин к -, ■>
гибнуть! Должен ли он бороться и утверждать себя и, следовательно, опускаться уровня грубой вульгарности? Он может лишь простить и погибнуть, увенчанный славой мученика.
Все эти функции невротического страдания объясняют его упорство и глубину. И все они вырастают из крайних необходимостей целой структуры и могут быть поняты только на этом фоне. Посмотрим на это с точки зрения терапии: он не может обойтись без них, не изменив радикально всего своего характера.
Для понимания уступчивого решения необходимо рассмотреть и всю картину целиком, и всю целостную историю развития, и всю сумму процессов, протекающих в любой данный момент. При обзоре теорий этого предмета оказывается, что их неадекватность коренится в основном в односторонней сосредоточенности на определенных аспектах. Например, может иметь место односторонняя сосредоточенность либо на интрапсихических, либо на межличностных факторах. Однако, если мы можем понять динамику, то не через какой-то отдельно взятый аспект, а только как процесс, в котором межличностные конфликты ведут к своеобразной интрапсихической конфигурации, а она в свою очередь зависит от старых паттернов человеческих взаимоотношений и модифицирует их. Она делает их более компульсивными и деструктивными.
Кроме того, некоторые теории, такие, как теории Фрейда и Карла Меннингера 1, слишком сильно фокусируются на явно патологических явлениях, таких как «мазохисти-ческие» извращения, чувство вины или причинение себе мучений. Они не учитывают тенденции, более близкие к здоровым. Несомненно, потребности завоевывать людей, быть ближе к другим, жить в мире детерминируются слабостью и страхом и, следовательно, неразборчивы, но они содержат зародыши здоровых человеческих установок-Смирение уступчивого типа и его способность подчинить
1 См.: Freud S., Jenseits des Lustprinzips (1923).
себя в себе (покоящаяся на ложном основании) оказываются ближе к нормальным, чем, например, вызывающее высокомерие агрессивно-мстительного типа. Эти качества делают уступчивого человека, так сказать, более «человечным» по сравнению со многими другими невротиками. Я здесь не выступаю в его защиту; сами только что упомянутые тенденции — это тенденции, которые начинают его отчуждение от себя и инициируют его дальнейшее патологическое развитие. Я просто хочу сказать, что непонимание их как существенной части всего решения неизбежно ведет к неверной интерпретации целостного процесса.
Наконец, некоторые теории фокусируются на невротическом страдании — которое действительно является центральной проблемой, — но отрывают его от всего фона. Это неизбежно ведет к чрезмерному акценту на стратегических ходах. Так, Альфред Адлер *■ видел в страдании средство привлечь внимание, увильнуть от ответственности и достичь косвенного превосходства. Теодор Райк 2 делает ударение на демонстративном страдании как средстве получить любовь и выразить мстительность. Франц Алексан-дер, как уже упоминалось, подчеркивает функцию устранения чувства вины. Все эти теории покоятся на правильных наблюдениях, но тем не менее, будучи недостаточно включены в целостную структуру, вносят в картину нежелательную близость к популярным убеждениям, что уступчивый тип просто хочет страдать или счастлив только тогда, когда несчастен.
Видеть целостную картину важно не только для теоретического понимания, но и для выработки отношения аналитика к пациентам этого типа. Из-за своих скрытых требований и своего особого клейма невротической нечестно-сти они легко могут вызывать негодование, но, может °Ь1ть, даже больше других нуждаются в сочувственном Понимании.
1 Adler A., Understanding Human Nature. Greenberg, 1927.
2 Reik Th., Masochism in Modern Man. Farrar and Rinehart, 1941.
17*
Глава 10
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Среди трех главных решений внутреннего конфликта в системе гордости уступчивое оказывается наименее удовлетворительным. Помимо общих недостатков всех невротических решений, оно приводит к большему субъективному ощущению несчастья, чем другие. Подлинное страдание уступчивого типа может быть не больше, чем при других видах неврозов, но субъективно он чувствует себя несчастным чаще и интенсивнее, чем другие, вследствие многочисленных функций, которые приобрело для него страдание.
Кроме того, его потребности и ожидания от других способствуют слишком большой зависимости от них. И хотя любая вынужденная зависимость болезненна, эта — особенно, потому что его отношения с людьми не могут быть разделенным. Тем не менее любовь (в ее широком смысле) — единственное,что придает его жизни положительное значение. Любовь в специфическом значении эротической любви играет такую своеобразную и значительную роль в его жизни, что ей отведена отдельная глава. Неизбежно приводя к определенным повторам, это вместе с тем дает нам лучшую возможность яснее очертить определенные существенные факторы всей структуры.
Эротическая любовь соблазнительна для этого типа в качестве высшего свершения. Любовь должна быть и на самом деле выступает в качестве билета в рай, где кончаются все горести: нет больше одиночества, нет больШ
ощущения потерянности, вины и недостойности, нет боль-ще ответственности за себя, нет больше борьбы с грубым миром, к которому он чувствует себя безнадежно неприспособленным. Вместо этого любовь обещает защиту, поддержку, нежность, поощрение, сочувствие, понимание. Она даст ему ощущение собственной ценности. Она даст его жизни смысл. Она будет спасением и искуплением. Неудивительно, что для него люди часто делятся на имущих и неимущих не в смысле денег и социального положения, а в смысле наличия (или отсутствия) супруга или обладания равноценными взаимоотношениями.
Таким образом, важность любви заключена прежде всего в том, чего человек ожидает от нее. Так как авторы работ по психиатрии, описывавшие любовь зависимых людей, делали односторонний акцент на этом аспекте, они называли ее паразитической, существующей за счет других или «орально-эротической». Этот аспект на самом деле может находится на первом плане. Но для типичного человека с преобладающими тенденциями уступчивости столь же привлекательно любить, как и быть любимым. Любить для него означает погружаться, терять себя, тонуть в более или менее экстатическом чувстве, сливаться с другим существом, становиться одним сердцем и одной плотью и в этом слиянии находить единство, которого он не может найти в себе. Его страстное желание любви, таким образом, питается глубокими и могучими источниками: страстным желанием капитуляции и страстным желанием единства. И мы не можем понять глубины его эмоциональной вовлеченности без учета этих источников. Поиск еДинства — одна из сильнейших движущих сил человека, и °н тем более важен для невротика с его внутренней раз-Деленностью. Страстное желание капитулировать перед Чем-то большим, чем мы сами, оказывается неотъемлемым элементом большинства форм религии. И хотя уступчивая Капитуляция — карикатура на здоровое сильное желание, На тем не менее обладает той же мощью. Она проявляет-°я Не только в жажде любви, но и многими другими спо-
собами 1. Все они — единое проявление склонности утрачивать себя во всевозможных чувствах: в «море слез», в восторженном восхищением природой, в предании чувствам вины, в жажде забыться в оргазме или в постепенном растворении во сне, а часто и в страстном желании смерти как крайнем проявлении самоугашения.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 566 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|