Следует помнить, что при многих злокачественных опухолях, секретирующих АКТГ, клинических симптомов гиперкортицизма не наблюдается. Уровень АКТГ в крови варьирует от близкого к норме до резко повышенного. Возможна непостоянная секреция АКТГ опухолью.
Особенности клиники болезни и синдрома Иценко-Кушинга у детей и подростков.
Эндогенный гиперкортицизм в детском возрасте является редкой патологией. В связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями клиника имеет ряд характерных черт. У большинства больных отмечается резкое замедление скорости роста и дифференцировки скелета (костный возраст отстает от паспортного). Типично отставание в половом развитии: у мальчиков отмечается недоразвитие яичек и полового члена, у девочек отсутствуют менструации и не увеличиваются молочные железы. Вместе с тем половое оволосение у детей с гиперкортицизмом может появляться преждевременно, что связано с избыточной продукцией андрогенов надпочечниками. В некоторых случаях развивается гипертрофия клитора и гирсутизм.
Практически любая стрессовая ситуация сопровождается повышением уровня кортизола в крови, что является нормальным физиологическим ответом при состояниях, сопровождающихся длительным стрессом (травмы, операции, длительные заболевания, приковывающие больного к постели и т. п.), развивается умеренная эндогенная гиперкортизолемия.
Ежедневные значительные физические нагрузки приводят к повышению содержания кортизола в плазме крови.
У больных с эндогенными депрессиями часто выявляют гиперкортизолемию. Содержание кортизола в плазме и экскреция его метаболитов с мочой повышены, причем эти показатели не нормализуются при проведении малой дексаметазоновой пробы. У больных в состоянии депрессии секреция АКТГ в ответ на введение КРГ снижена по сравнению практически здоровыми лицами, тогда как базальная концентрация кортизола в плазме крови у них незначительно повышена и сохраняется нормальный ответ на введение КРГ. Эти данные свидетельствуют о нормальной функции кортикотрофов, и как следствие сохранения отрицательной обратной связи при повышенном уровне кортизола развивается сниженный ответ секреции АКТГ в ответ на КРГ.
Нервная анорексия часто сопровождается повышением содержания кортизола в плазме крови. Исследования с применением пробы с КРГ показывают, что ответ секреции АКТГ и кортизола при этом очень близок к показателям, которые получены у больных с эндогенной депрессией. Нарушенная функция кортикотрофов нормализуется при восстановлении массы тела больных.
У части пациентов, страдающих хроническим алкоголизмом, развивается клиническая картина с умеренными признаками гиперкортизолемии (умеренное повышение кортизола в плазме крови, избыточная экскреция его метаболитов, нарушение циркадного ритма секреции кортизола, отсутствие нормального ответа при проведении малой дексаметазоновой пробы), которая расценивается как псевдокушингоидный синдром. Считается, что указанные нарушения могут быть следствием снижения активности 11b-гидроксилазы или изменений в ЦНСпри эндогенных депрессиях или нарушениях функции печени. Уменьшение и полное прекращения приема алкоголя сопровождается может вести к уменьшению выраженности гиперкортицизма.
При беременности количество эстрогенов в крови увеличивается, приводя к повышению концентрации транскортина в 2-3 раза. Эти изменения сопровождаются повышением связанного с белком кортизола в крови (без клинической картины гиперкортицизма, т.к. фракция свободного кортизола остается в норме). В третьем триместре увеличивается содержание свободного кортизола, без клинической картины гиперкортицизма, что можно объяснить антиглюкокортикоидным действием прогестерона, который резко повышен во время беременности.
В основе заболевания лежат гормонально-обменные нарушения, обусловленные повышением секреции АКТГ и гормонов коры надпочечников, а также нарушением секреции гонадотропинов. Непосредственную причину гипоталамического синдрома пубертатного периода обычно установить не удается. Определенную роль в развитии заболевания играют родовые травмы, хронические инфекции и интоксикации, частые ангины и другие инфекционные заболевания в детстве, злоупотребление алкоголем.
Клиническая картина.Больные, страдающие гипоталамическим синдромом пубертатного периода, предъявляют жалобы на головные боли, избыточную массу тела, жажду, иногда неутолимый голод, нарушение менструального цикла, утомляемость и др. Заболевание развивается в возрасте 12 - 15 лет, иногда позже (17-19 лет), чаще у лиц женского пола.
Одна из особенностей данного синдрома - усиление роста в возрасте 11-13 лет. В этот период больные, особенно юноши, обгоняют в росте сверстников.
Ожирение бывает равномерным или с отложением жира на пояснице, в области лобка, ягодиц, молочных желез и плечевого пояса, вследствие чего шея выглядит короткой и толстой, плечи приподняты, лицо округлое с патологическим румянцем. Однако матронизм и перераспределение жира, характерные для болезни Иценко-Кушинга, отсутствуют. Нарушается трофика кожи, цвет ее мраморно-цианотичный, кожа холодная на ощупь, особенно в области ягодиц и бедер. Часто имеются розоватые, красноватые или реже багрово-цианотичные полосы растяжения в области живота, молочных желез, плеч, ягодиц, грудной клетки. Нередко выявляется гиперкератоз наружных поверхностей плеча, в области локтевого сустава, шейных складок и в местах трения одежды (область поясницы и др.).
При гипоталамическом синдроме пубертатного периода у девушек чаще наблюдается преждевременное формирование вторичных половых признаков. У мальчиков лицо женоподобное, рост волос на лице начинается поздно и остается скудным даже после периода полового созревания. Часто выявляется гинекомастия. Однако рост волос в подмышечных впадинах и на лобке такой же, как у здоровых юношей. Размеры яичек, мошонки и полового члена соответствуют возрасту и к 15 годам достигают полного развития.
Отмечаются лабильность артериального давления, транзиторная гипертензия, иногда стойкое повышение АД. У большинства больных выявляются нервно-психические нарушения: раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, головные боли, подавленное настроение, депрессивные состояния. Иногда больные отказываются от посещения школы, предпочитают проводить время в одиночестве.
Диагноз. Клиническая картина заболевания достаточно характерна. На рентгенограмме черепа в большинстве случаев обнаруживаются признаки внутричерепной гипертензии. На глазном дне могут выявляться незначительно выраженные изменения в виде ангиопатии сетчатки (при артериальной гипертензии), нарушения регуляции внутриглазнаго давления. Секреция АКТГ умеренно повышается, но чаще выявляются нарушение суточной секреции АКТГ и глюкокортикоидов и связывания их белками крови. Содержание СТГ в сыворотке крови в пределах нормы или повышено; уровень ФСГ в сыворотке крови также повышен. При КТ, МРТ и УЗИ выявляются контуры надпочечников нормальной формы и величины.
Лечение. Санация очагов хронической инфекции (тонзиллит, гайморит, отит и др.). Субкалорийная диета, богатая витаминами и липотропными веществами. По показаниям применяют анорексигенные препараты. Назначают препараты глютаминовой кислоты, церебролизина, аминалона, мочегонные средства, а при гипертензии – антгипертензивные препараты.