Философские основы древнегреческой медицины.
В Древней Элладе врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания – натурфилософии (любовь к мудрости, к знанию). Все великие философы были врачевателями и наоборот врачеватели были философами. Передовыми центрами были города Милеет, Эфес, Книд и др.
«ни одна вещь не возникает…и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из философов пытался найти первоначало мира, то есть определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой всё возникает и в которую вновь возвращается.
Фалес из Милета (624-546гг. до н.э.)считал, что всё произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.
Анаксимандр из Милета, последователь Фалеса полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия – апейрон (беспредельный, бесконечный), то есть вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Он первый дал попытку всеобъемлющего и рационального объяснения жизни и мира, включая естественное толкование происхождения звёзд, облаков и землетрясений.
Анаксимен из Милета, последователь Фалеса (585 – 525 гг. до н.э.)считал первичной субстанцией воздух, из которого при разрежении образуется огонь, а при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни (то есть количество первоматерии, определяет качество субстанции).
Гераклит из Эфеса (554-483 гг.до н.э.)видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе противоположностей (его философия была неразрывно связана с дидактикой). Воплощением всех превращений является огонь.
Левкипп из Милета или Абдер (500-440 гг.до н.э.)объяснял всё происходящее в мире движением мельчайших частиц – атомов (неделимый)в абсолютной пустоте.
Демокрит из Абдер (460-371гг. до н.э.) создал целостную систему античной атомистики. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. невоздержанностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям».
Платон из Афин (427-347гг до н.э.) основоположник объективного идеализма (идея– первообраз, самая суть ) в его первоначальном смысле. Теория идей «существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Философия объективного идеализма. Основные составляющие учения Платона являются:
1. учение о государстве;
2. теория идей;
3. этика;
4. гносеология – учение о познании;
в 388 году до н.э. Платон основал в Афинах собственную философскую школу «Академию Платона» (от названия местности в Афинах – Академа, где занимались математикой, построенной на диалектике:
1. искусстве вести спор;
2. наука об общих законах развития природы, общества и мышления.
Таким образом, в классический период истории Древней Греции сформировались 2 основные классические системы античной философии:
1. атомистическое учение, естественно-научное (материалистическое) в трудах Демокрита;
2. объективный идеализм, созданный Платоном.
Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 566 | Нарушение авторских прав
|