АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ, МИРОВОЗЗРЕНИИ И ИЕРАРХИИ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Прочитайте:
  1. F60.31х Эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип.
  2. II. Изменения в системе кровообращения
  3. II. Изменения, претерпеваемые личностью по мере развития процесса
  4. V. Изменения в челюстно-лицевой области
  5. VI 1.2.3. Изменения в системе крови
  6. Аберрации (изменения числа или структуры) Х-хромосом
  7. Адаптивные изменения
  8. Алгоритм изменения дозы варфарина
  9. Альтеративные изменения
  10. Анализ суммарной ДНК — новые сведения о структуре генома человека

Так как мы обсуждали ЛСД процедуру преимущественно в терапевтическом контексте, особый интерес представляет вопрос о её продолжительном влиянии на разные характеристики личности. В определенных обстоятельствах даже один психоделический опыт может иметь глубокие и устойчивые последствия. Если структура личности субъекта имеет внутренний потенциал для фундаментального позитивного или негативного сдвига, прием ЛСД может катализировать и ускорить внезапную драматичную трансформацию. Порой единственный ЛСД опыт радикально менял мировоззрение жизненную философию и весь способ существования индивида. Он опосредовал глубокое духовное раскрытие у атеистов, скептиков и материалистически ориентированных ученых, способствовал далеко идущему эмоциональному освобождению и вызывал радикальные изменения в системах ценностей и базовом стиле жизни.

С другой стороны, менее удачливые индивиды были глубоко потрясены единственной встречей с препаратом, и психоделический опыт становился для них «последней каплей», которая приводила к психотическому эпизоду. Серьезные эмоциональные возмущения, запускаемые приемом препарата и длящиеся месяцы или даже годы, не редкость среди людей, занимающихся самостоятельным экспериментированием с ЛСД небрежно и принимающих его в плохих обстоятельствах. Этого не должно происходить в контексте контролируемой работы с ЛСД. Нужно заранее отсеять индивидов с серьезными эмоциональными проблемами, граничащими с психозом, если только терапевтическая команда не желает и не готова прорабатывать все проблемы, которые могут быть активированы приемом препарата, и доводить терапию до удовлетворительного завершения. В этом разделе мы обсудим изменения, происходящие в течение систематической и правильной долговременной ЛСД психотерапии, следующей описанным в этой книге принципам.

Хотя процесс психоделической трансформации очень индивидуален, можно выделить определенные базовые тенденции, которые довольно постоянны и предсказуемы. На Фрейдовской стадии ЛСД психотерапии, включающей биографическое самоисследование, субъекты, как правило, обнаруживают, что разные аспекты их жизней «недостоверны». Определенные восприятия мира, эмоциональные реакции на людей и ситуации и особые модели поведения вдруг оказываются слепыми и механичными автоматическими процессами, отражающими психологические фиксации из детства. По мере встречи и проработки травматического материала из прошлого ЛСД субъекты освобождаются от определенных идиосинкразических восприятий, неадекватных эмоциональных реакций, ригидных систем ценностей, иррациональных стремлений и неправильных поведенческих паттернов, которые были продуктами их раннего программирования. Этот процесс может также вести к уменьшению или устранению некоторых психопатологических симптомов и разных менее серьезных жизненных проблем. Так как жизненная история значительно варьируется от одного человека к другому, изменения на этом уровне могут принимать самые разные формы.

Перинатальные переживания оказывают гораздо более фундаментальное и одинаковое влияние на ЛСД субъектов. Озарения, которые могут произойти в этой глубочайшей встрече с крайностями человеческого опыта, могут радикально изменить восприятие себя и мира и результировать в совершенно новую стратегию существования. В этом процессе многие индивиды осознают, что недостоверность их жизни не ограничивается определенными биографически детерминированными частичными искажениями вроде нехватки уверенности или плохого образа себя, хронических проблем с авторитетными фигурами или трудностями с сексуальными партнерами. Неожиданно они видят, что вся их концепция существования и подход к нему искажались глубоким бессознательным страхом смерти. Сильная потребность самоутвердиться, хроническое чувство неудовлетворенности и неадекватности, чрезмерные амбиции, тенденции сравнивать себя с другими и соревноваться с ними, чувства давления и нехватки времени и существование по типу «крысиных бегов» или «беговой дорожки», которые раньше казались неотъемлемыми и неизбежными аспектами жизни, внезапно видятся в совершенно ином свете. Похоже, они отражают подсознательное чувствование перинатальных энергий и их незаметное влияние на эго. Индивид под их властью, в каком-то смысле, всё ещё психологически участвует в борьбе жизни со смертью в родовом канале. Это влечет за собой своеобразную парадоксальную смесь бессознательных чувств; с одной стороны, он ещё не родился, а с другой, боится смерти. В этих обстоятельствах многие тривиальные ситуации становятся символическими эквивалентами процесса рождения и кажутся жизненно важными. В более конкретном смысле, определенные фундаментальные подходы к проблемам, проектам и ситуациям здесь видятся повторениями базовых аспектов биологического рождения.

Во время прохождения перинатального процесса индивид разряжает и интегрирует огромные количества физического напряжения и негативных эмоций и получает эмпирический доступ к БПМ I и БПМ IV. Это, как правило, меняет способ существования в мире и базовый подход к жизни. Возможность физически и эмоционально расслабиться и наслаждаться обычными вещами в жизни значительно повышается. Внимание перемещается с преследования сложных внешних схем к высокой оценке простых аспектов существования. Индивид обнаруживает новые способы наслаждаться своими собственными физиологическими процессами и развивает большее уважение к жизни и всем её бесконечным проявлениям. Теперь глубокое удовлетворение можно получать от многих вещей, которые всегда были доступны, но раньше игнорировались или едва замечались. Полное участие в процессе жизни становится важнее погони за любой конкретной целью. Становится очевидно, что заботиться надо о качестве ощущения жизни, а не о количестве внешних накоплений и достижений. Чувства отделенности и отчуждения сменяются чувством участия в процессе жизни и бытия его частью. Это обычно сопровождается явным сдвигом с соревновательной ориентации на сотруднические модели поведения. Эгоистичный и соревновательный подход к существованию видится невежественным, несовершенным и, наконец, саморазрушительным. Новым идеалом на всех уровнях (в интимных отношениях, рабочих ситуациях, больших социальных группах и в отношении всего населения планеты) становятся модели синергизма и единства.

Старое верование, что «больше» автоматически значит лучше, как на индивидуальном, так и на общественном плане, отвергается, как иллюзия и опасная ошибка. Философия западной жизни, путающая показное потребительство с богатством жизни, заменяется новым акцентом на «максимальном благополучии при минимальном потреблении» и явным переходом к «добровольной простоте». Новое холистическое мировоззрение автоматически включает повышенную заботу об экологии и необходимость жить в базовой гармонии с окружающей средой. Видимо, необходимость контролировать и манипулировать людьми и природой связана с влиянием негативных перинатальных матриц и отражает память о борьбе за жизнь в материнском организме. И наоборот, холистический и синергетический подход к человеческому и природному окружению, похоже, связан с позитивными перинатальными матрицами и основан на воспоминании о взаимно удовлетворительном и питательном обмене с материнским организмом.

Другой поразительный аспект психоделической трансформации это развитие сильного интереса к сознанию, самопознанию и духовному поиску. Особенно часты спонтанная тяга к мистицизму, древним и восточным духовным учениям, практике йоги и медитации и очарованность мифологией и религиозным искусством. Это связано со спонтанным проявлением новой трансцендентальной этики, очень похожей на концепцию Мэслоу о метаценностях и метамотивациях. Кажется, индивид получает доступ к системе ценностей, которую невозможно понять исходя из его или её ранней истории или культурных норм. Она вызывает чувства сострадания, терпимости, базовой справедливости и эстетического удовлетворения, имеющие трансперсональное или даже космическое качество. Успешное завершение процесса смерти-возрождения, таким образом, приводит к более радостному, интересному и удовлетворительному способу существования в мире, с чувством единства, смысла, естественной духовности и синергетического участия.

Это развитие включает значительное концептуальное расширение во многих направлениях, но не похоже, чтобы оно влияло на определенные базовые философские краеугольные камни ньютоно-картезианского мировоззрения. Мир всё ещё видится объективно реальным и материальным в своей сути. Пространство трехмерно, время линейно, а причинность признается основным принципом, управляющим ходом событий, хотя его корни значительно расширились до трансперсональных областей. Чтобы объяснить огромное расширение эмпирического мира, субъекту, возможно, потребуется включить в свое мышление внутриматочные переживания, расовую и филогенетическую память, метафизику ДНК, архетипическую динамику и закон кармы. Научно образованный индивид на этой точке обычно по-прежнему принимает Картезианское разделение сознания и материи и пытается найти материальный субстрат для всех своих ЛСД переживаний в структурах центральной нервной системы.

Когда психоделический процесс продолжается, и субъекты исследуют мир трансперсональных феноменов, многие из данных атрибутов ньютоно-картезианского мировоззрения становятся философски несостоятельными. Возможность преодоления ограничений материи, времени, пространства и линейной причинности испытывается столько раз и в таких разных формах, что её приходится интегрировать в новое мировоззрение. Хотя в практических вопросах повседневной жизни индивид всё ещё мыслит в рамках материи, линейного времени и причинности, философское понимание существования приближается к кашмирскому шиваизму, даосизму, тантрическому буддизму или современной физике. Вселенная перестает быть гигантским скоплением материальных объектов; она становится бесконечной системой приключений в сознании. Новое понимание имеет отчетливые холономные черты, и дихотомия между частью и целым, наблюдателем и наблюдаемым, детерминизмом и свободной волей, формой и пустотой или даже между бытием и небытием трансцендируется.

Так как большая часть информации из этой книги была получена в клиническом контексте, несколько слов надо сказать о значении данной трансформации для понимания эмоциональных нарушений и психотерапии. ЛСД процесс можно считать терапией в традиционном смысле до тех пор, пока самопознание не выходит за пределы биографических областей. Когда оно достигает перинатального уровня, его лучше описывать с позиции ритуала перехода или духовной трансформации. Хотя клиент всё ещё работает над эмоциональными, психосоматическими и межличностными проблемами, акцент обычно смещается к философскому и духовному поиску. Многие симптомы и трудности жизни исчезают в процессе, некоторые в психодинамическом контексте, другие во время процесса смерти-возрождения или в результате трансперсональных переживаний. Однако по мере углубления процесса каждый без исключения клиент встречается с рядом проблем, которые раньше были латентными и проявились только во время ЛСД процедуры. Вообще, акцент должен стоять на хорошей интеграции каждого ЛСД сеанса в серии, а не на максималистичных долговременных целях вроде удаления всей негативности из сеансов, которые являются нереалистичными.

Однако в психоделическом подходе есть аспекты, гораздо более важные, чем забота о простом облегчении симптомов. Интенсивность и величина ЛСД переживаний настолько огромны, что они меняют базовую устойчивость к жизненным трудностям и саму концепцию того, что является трудностями. Упрощенный подход к жизни, стремящийся исключить любые трудные переживания и создать утопичный мир без проблем, заменяется «трансцендентальным реализмом», который видит темную и светлую стороны Вселенной двумя неотъемлемыми и нераздельными компонентами, как даосские инь и ян. С этой точки зрения цель состоит не в исключении из жизни негативных компонентов, а в развитии отношения, которое конструктивно охватит Вселенную, какой она является в своей сложной космической диалектике. В этом контексте разные аспекты процесса жизни, которые бы раньше показались негативными, обретают множество новых измерений и могут восприниматься с таких разных точек зрения, что становятся интригующими и интересными. Конечное примирение со Вселенной (необязательно с её status quo, а с разворачивающимся космическим процессом) происходит из прозрения о том, что тотальность существования формирует единое поле или сеть, которая эмпирически доступна каждому из нас. С точки зрения продвинутого ЛСД субъекта мы все являемся ответвлениями принципа, который создал Вселенную в её бесконечной сложности и поэтому ответственны за все происходящие в ней процессы.

СНОСКИ

1. Холономную теорию вселенной и человеческого мозга развил физик Дэвид Бом и невролог Карл Прибрам. Это революционная парадигма, дающая возможность нового синтеза таких с виду несопоставимых областей, как мистицизм, современные исследования сознания, парапсихологию, нейрофизиологию и квантово-релятивистскую физику. Эта модель позволяет преодолеть различия между частью и целым или между отдельными объектами и недифференцированным единством. Она также предлагает новый подход к пониманию пространственных и временных характеристик феноменального мира. Ввиду своей важности для исчерпывающей теории человеческого разума она будет обсуждена детально в следующей книге.

2. Доктор Рик Тарнас, систематически изучавший корреляции между разными аспектами процесса духовного развития и главными планетарными транзитами, привлек мое внимание к тому фактору, что архетипические черты планет Нептуна, Сатурна, Плутона и Урана, описанные астрологией, показывают поразительные параллели с моими описаниями эмпирических характеристик БПМ I, БПМ II, БПМ III, БПМ IV соответственно.

3. Похожее понимание связи между разными школами психотерапии и определенными уровнями сознания недавно было выражено Кеном Уилбером в его концепции спектральной психологии.

4. Этот эпизод описан детально в моей книге «Области человеческого бессознательного», стр. 30

5. Смотри описание этого сгущения памяти в «Областях человеческого бессознательного», стр. 57-60

 

 


Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 533 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)