АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Средства лечения аллергических реакций немедленного типа
Конкурентные или функциональные антагонисты медиаторов аллергии, а также вещества, способные тормозить высвобождение медиаторов аллергии тугнъши клетками; имеют особое знагение в терапии острых аллергигеских реакций немедленного типа.
Гипериммунные реакции немедленного (анафилактического) типа вызываются антигенами и представляют собой патологически измененную форму гуморального иммунного ответа. В качестве антигена могут выступать многие вещества. В результате контакта антигена с сенсибилизированными лимфоцитами и образования из В-лимфоцитов активных плазматических клеток в крови появляются антитела (иммуноглобулины), обезвреживающие антигены. В крови вполне здоровых людей обнаруживаются антитела ко многим антигенам, создающие потенциальную возможность возникновения аллергии немедленного типа при встрече с этими или химически близкими антигенами. Причины превращения защитной реакции в патологическую неизвестны; определенное значение имеют наследственные факторы. При аллергических состояниях происходит сдвиг спектра антител в пользу преимущественного образования иммуноглобулинов класса Е, которые обладают особым сродством к тучным клеткам и фиксируются на их мембранах.
Взаимодействие фиксированных на тучных клетках антител с циркулирующими антигенами включает механизм «взрывного» освобождения медиаторов аллергии (рис. 26). Процесс начинается с активации фосфолипазы А2 и поступления в клетку ионов кальция. Увеличение концентрации кальция в тучных клетках приводит: а) к активному выбросу из гранул (дегрануляции) депонированного в них гисгамина, серотонина, гепарина и других медиаторов аллергии; б) к отщеплению от фосфолипидов мембран вторичных медиаторов — медленно реагирующей субстанции анафилаксии (МРС-А), простагландинов, фактора активации тромбоцитов и др.; в) активации кининовой системы и образованию брадикинина.
В наибольшем количестве тучные клетки (они называются так из-за большого количества гранул) обнаруживаются в окружающей вены соединительной ткани легких, кожи, миндалин, в слизистой носоглотки, кишечника. Именно эти органы обычно являются «воротами» для экзогенных антигенов, и в них чаще всего возникают проявления аллергии немедленного типа: бронхоспазм и бронхиальная астма, ринит, конъюнктивит, дерматит, крапивница и различные сыпи, отек Квинке, понос, энтерит, колит, спазм желудка и кишечника и др. Наиболее опасное для жизни и стремительно нарастающее, проявление аллергии — анафилактический шок, сопровождающийся падением артериального давления, ослаблением сердечной деятельности, затруднением дыхания из-за бронхо- спазма. Все эти патологические состояния обусловлены либо прямым действием медиаторов аллергии на гладкомышечные клетки органов, сосудистую стенку, либо индукцией им и аллергического воспаления.
Рис. 26. Схема патогенеза аллергической реакции немедленного типа
|
Лекарственные средства, предназначенные для лечения и профилактики аллергий немедленного типа, могут оказывать действие несколькими путями: а) вступать в конкуренцию с одним из основных медиаторов аллергии — гистамином — за его рецепторы на клеточных мембранах (антигистаминные средства); антагонисты к другим медиаторам аллергии (МРС-А, бра- дикинину и др.) находятся в стадии разработки; б) тормозить высвобождение медиаторов аллергии тучными клетками; в) активировать физиологические реакции организма, противоположные тем, которые вызываются медиаторами аплергии (функциональные антагонисты медиаторов аллергии).
ГИСТАМИН. АНТИГИСТАМИННЫЕ СРЕДСТВА
Гистамин относится к числу наиболее активных биологических веществ, и его участие в аллергических реакциях немедленного типа довольно универсально. По этой причине, а также потому, что на пути создания его антагонистов был достигнут наибольший успех, антигистаминные средства нашли широкое применение в практике.
В 1907 г. гистамин был синтезирован, а затем обнаружен в растениях (волоски крапивы, других жгучих растений), тканях животных и человека, в слюне насекомых (комары, клопы). Биосинтез ги- стамина в тканях идет непрерывно, а избыток инактивируется.
В связанном виде гистамин находится во внутриклеточных депо и не проявляет физиологической активности. Депонируется гистамин в виде:
а) лабильно связанной формы во многих тканях, включая ЦНС; именно эта форма гистамина обеспечивает его участие в физиологических реакциях (секреция желудочных желез, синтез белков в регенерирующей и растущей ткани, регуляция капиллярного кровотока, передача нервных импульсов в ЦНС, активация рецепторов боли и зуда и пр.);
б) относительно прочно связанной формы с гепарин-белковым комплексом в тучных клетках Эрлиха и базофилах; по-види- мому, этот гистамин не принимает участия в физиологических реакциях и освобождается лишь при аллергии.
Гистамин участвует в развитии воспалительного процесса любой (не только аллергической) природы, вызывая гиперемию тканей, повышение сосудистой проницаемости для воды, белков и ней- трофилов, образование воспалительного отека. Наряду с другими биологически активными веществами (брадикинин, серотонин, про- стагландины и пр.) гистамин в избыточных количествах вызывает расширение мелких артериол, паралич прекапиллярных сфинктеров, раскрытие капилляров с «кровопотерей в собственные сосуды», что сопровождается острым падением артериального давления, выходом жидкости из сосудистого русла в ткани и развитием гипово- лемии. Такая картина наблюдается при массивном размозжении тканей, ожогах.
Как медиатор нервной передачи в ЦНС, гистамин принимает участие в осуществлении вестибулярных рефлексов, в работе триггер-зоны рвотного центра, в мобилизации симпато-адреналовой и гипофиз-адреналовой систем при стрессе. Значение гистамина как медиатора мозга сейчас усиленно изучается. Исключительно важное значение имеет гистаминовое звено в регуляции секреторной деятельности и трофики слизистой желудка..
Клеточные рецепторы для гистамина неоднородны. Различают Нх- и Н2-гистаминовые рецепторы, которые контролируют различные функции организма (табл. 90). Соответственно выделяют H2- и Н2-антигистаминные средства, способные блокировать тот или иной тип рецепторов и выключать соответствующие реакции. Избирательность действия препаратов на гистаминовые рецепторы того или иного типа довольно велика.
Таблица 90
Функциональная роль гистаминовых рецепторов
Hf-рецепторы
| Н2-рецепторы
| Повышение тонуса бронхов Сокращение кишечника, матки Расширение сосудов, кроме коронарных Повышение проницаемости сосудов, отек ткани
Участие в рецепции боли и зуда Передача импульсов в вестибулярных ядрах, неспецифическая активация коры мозга и др.
| Секреция желудочных желез Расширение сосудов, в том числе коронарных Тахикардия
Торможение высвобождения гистамина из тучных клеток и функций Т-лимфоцитов и др.
| |
Сам гистамин почти не используется в медицинской практике; его применяют только в диагностических целях при исследовании секреторной функции желудка. Напротив, антагонисты гистамина, блокирующие как Hj-, так и Н2-ре- цепторы, применяются очень широко (Н2-антигистаминные средства — гщиетидин, ранитидин и др. — см. «Средства, действующие на функции желудочно-кишечного тракта»).
Hj-антигистаминные средства. Многочисленные препараты этой группы различаются по силе и продолжительности противогистаминного действия, способности проникать в ЦНС и оказывать седативный эффект, наличию сопутствующей М-холинолитической активности. По этим свойствам они разделяются на препараты I и II поколения. Новые препараты II поколения отличаются от препаратов I поколения большей активностью, более избирательным действием на Нг-гистаминовые рецепторы, отсутствием влияния на ЦНС, более длительным действием. Основные представители группы и их сравнительная характеристика представлены в таблице 91.
Фармакологигеские эффекты Н^антигистаминных средств многогранны и определяются ролью гистамина в патогенезе расстройств.
1. Н^антигистаминные препараты обладают частичным антагонизмом по отношению к сосудорасширяющему действию гистамина — полный антагонизм наблюдается лишь при комбинировании и Н2-антигистаминных средств. Антагонизм проявляется в большей мере к местным сосудистым реакциям на гистамин при аллергии, воспалении, чем системным, т. е. снижению артериального давления. АД, остро снижающееся при анафилактическом шоке, не поддается достаточно быстрой и надежной коррекции антигистаминными препаратами, так как в развитии гипотонии участвуют и другие сосудорасширяющие факторы аллергии.
2. Препараты стабилизируют проницаемость сосудистой стенки, в частности капиллярной, уменьшают выход жидкой части крови в ткани. Это их свойство более выражено при местном применении (например, в каплях) и при повышенной проницаемости аллергической или воспалительной (меньше) природы.
3. Препараты этой группы предупреждают и снимают бронхоспазм, индуцированный гистамином. Вместе с тем они не проявляют заметного лечебного действия при бронхоспаз- ме аллергической природы, так как в его происхождении ведущая роль принадлежит другим медиаторам аллергии (особенно МРС-А).
4. Многим препаратам группы присуща дополнительно местно-анестезирующая и М-холинолитическая активность. Последняя может стать причиной тахикардии, сухости во рту, задержки отделения мокроты, затруднения мочеотделения у больных с гипертрофией простаты, повышения внутриглазного давления. Способность антигистаминов снимать зуд и боль при укусах кровососущих насекомых отмечается как при местном нанесении препаратов в виде мази, так и при перораль- ном приеме. Противозудное действие препаратов обусловлено не местно-анестезирующим эффектом, а антигистаминными свойствами.
5. Центральное действие противогистаминных средств носит (в терапевтических дозах) угнетающий характер. Оно проявляется, особенно сильно у препаратов I поколения (дипразина, димедрола и др.), в виде умеренного седативного и снотворного эффекта. Этот эффект может иметь самостоятельное терапевтическое значение: дипразин и димедрол назначают в качестве «легких» снотворных средств, в успокаи-
Таблица 91
Сравнительная характеристика Н^антигиапаминных препаратов
Препараты
| Антигистаминная активность
| Седативный эффект
| М-холино- литиче- ская активность
| сила действия
| длительность действия, ч
|
| Препараты 1 поколения
|
|
| Димедрол (дифенгид-
| ++
| 3—5
| ++
| ++
| рамин)
|
|
|
|
| Дипразин (пипольфен,
| +++
| 6—8
| +++
| +++
| прометазин)
|
|
|
|
| Супрастин (хпоропира-
| +++
| 4—6
| +
| +
| мин)
|
|
|
|
| Тавегил (клемастин)
| +++
| 8—12
| +
| +
| Диазолин (мебгвдро-
|
|
|
|
| лин)
| +
|
| -
| -
| Фенкарол
|
|
|
|
| (квифенадин)
| ++
| 4—6
| -
| -
|
| Препараты II поколения
|
|
| Терфенадин (гистадин)
| +++
|
| -
| -
| Астемизол (гисманал)
| +++
|
| -
| -
| Кларитин (лоратадин)
| +++
|
|
| -
| |