АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Средства лечения аллергических реакций немедленного типа

Прочитайте:
  1. Aнтиадренергические средства
  2. H1-АНТИГИСТАМИННЫЕ СРЕДСТВА
  3. I I. Средства, повышающие свертывание крови
  4. I Фибринолитические (тромболитические ) средства эндогенные - активаторы плазминогена, фибринолизин (плазмин)
  5. I-содержащие препараты щит ж-зы. Антитиреоидные средства.
  6. I. Консервативные методы лечения и уход за больными с гинекологическими заболеваниями.
  7. I. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  8. I. Общие принципы лечения воспалительных заболеваний пародонта
  9. I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СИФИЛИСОМ
  10. I. Средства понижающие адренергическое воздействие на ССС (Нейротропные средства)

Конкурентные или функциональные антагонисты медиато­ров аллергии, а также вещества, способные тормозить высво­бождение медиаторов аллергии тугнъши клетками; имеют особое знагение в терапии острых аллергигеских реакций не­медленного типа.

Гипериммунные реакции немедленного (анафилактиче­ского) типа вызываются антигенами и представляют собой патологически измененную форму гуморального им­мунного ответа. В качестве антигена могут выступать многие вещества. В результате контакта антигена с сенсибили­зированными лимфоцитами и образования из В-лимфоцитов активных плазматических клеток в крови появляются антите­ла (иммуноглобулины), обезвреживающие антигены. В крови вполне здоровых людей обнаруживаются антитела ко мно­гим антигенам, создающие потенциальную возможность воз­никновения аллергии немедленного типа при встрече с эти­ми или химически близкими антигенами. Причины превра­щения защитной реакции в патологическую неизвестны; определенное значение имеют наследственные факторы. При аллергических состояниях происходит сдвиг спектра антител в пользу преимущественного образования иммуноглобули­нов класса Е, которые обладают особым сродством к тучным клеткам и фиксируются на их мембранах.

Взаимодействие фиксированных на тучных клетках анти­тел с циркулирующими антигенами включает механизм «взрывного» освобождения медиаторов аллергии (рис. 26). Процесс начинается с активации фосфолипазы А2 и поступле­ния в клетку ионов кальция. Увеличение концентрации каль­ция в тучных клетках приводит: а) к активному выбросу из гранул (дегрануляции) депонированного в них гисгамина, се­ротонина, гепарина и других медиаторов аллергии; б) к отщеп­лению от фосфолипидов мембран вторичных медиаторов — медленно реагирующей субстанции анафилаксии (МРС-А), простагландинов, фактора активации тромбоцитов и др.; в) ак­тивации кининовой системы и образованию брадикинина.

В наибольшем количестве тучные клетки (они называются так из-за большого количества гранул) обнаруживаются в окружающей вены соединительной ткани легких, кожи, мин­далин, в слизистой носоглотки, кишечника. Именно эти орга­ны обычно являются «воротами» для экзогенных антигенов, и в них чаще всего возникают проявления аллергии немедлен­ного типа: бронхоспазм и бронхиальная астма, ринит, конъ­юнктивит, дерматит, крапивница и различные сыпи, отек Квинке, понос, энтерит, колит, спазм желудка и кишечника и др. Наиболее опасное для жизни и стремительно нарастаю­щее, проявление аллергии — анафилактический шок, сопро­вождающийся падением артериального давления, ослаблением сердечной деятельности, затруднением дыхания из-за бронхо- спазма. Все эти патологические состояния обусловлены либо прямым действием медиаторов аллергии на гладкомышечные клетки органов, сосудистую стенку, либо индукцией им и аллер­гического воспаления.

Рис. 26. Схема патогенеза аллергической реакции немедленного типа

 

Лекарственные средства, предназначенные для лечения и профилактики аллергий немедленного типа, могут оказывать действие несколькими путями: а) вступать в конкуренцию с од­ним из основных медиаторов аллергии — гистамином — за его рецепторы на клеточных мембранах (антигистаминные средст­ва); антагонисты к другим медиаторам аллергии (МРС-А, бра- дикинину и др.) находятся в стадии разработки; б) тормозить высвобождение медиаторов аллергии тучными клетками; в) активировать физиологические реакции организма, проти­воположные тем, которые вызываются медиаторами аплергии (функциональные антагонисты медиаторов аллергии).

ГИСТАМИН. АНТИГИСТАМИННЫЕ СРЕДСТВА

Гистамин относится к числу наиболее активных биологи­ческих веществ, и его участие в аллергических реакциях не­медленного типа довольно универсально. По этой причине, а также потому, что на пути создания его антагонистов был до­стигнут наибольший успех, антигистаминные средства нашли широкое применение в практике.

В 1907 г. гистамин был синтезирован, а затем обнаружен в рас­тениях (волоски крапивы, других жгучих растений), тканях живот­ных и человека, в слюне насекомых (комары, клопы). Биосинтез ги- стамина в тканях идет непрерывно, а избыток инактивируется.

В связанном виде гистамин находится во внутриклеточных депо и не проявляет физиологической активности. Депонируется гиста­мин в виде:

а) лабильно связанной формы во многих тканях, включая ЦНС; именно эта форма гистамина обеспечивает его участие в фи­зиологических реакциях (секреция желудочных желез, синтез бел­ков в регенерирующей и растущей ткани, регуляция капиллярного кровотока, передача нервных импульсов в ЦНС, активация рецепто­ров боли и зуда и пр.);

б) относительно прочно связанной формы с гепарин-белко­вым комплексом в тучных клетках Эрлиха и базофилах; по-види- мому, этот гистамин не принимает участия в физиологических ре­акциях и освобождается лишь при аллергии.

Гистамин участвует в развитии воспалительного процесса лю­бой (не только аллергической) природы, вызывая гиперемию тка­ней, повышение сосудистой проницаемости для воды, белков и ней- трофилов, образование воспалительного отека. Наряду с другими биологически активными веществами (брадикинин, серотонин, про- стагландины и пр.) гистамин в избыточных количествах вызывает расширение мелких артериол, паралич прекапиллярных сфинкте­ров, раскрытие капилляров с «кровопотерей в собственные сосуды», что сопровождается острым падением артериального давления, вы­ходом жидкости из сосудистого русла в ткани и развитием гипово- лемии. Такая картина наблюдается при массивном размозжении тканей, ожогах.

Как медиатор нервной передачи в ЦНС, гистамин принимает участие в осуществлении вестибулярных рефлексов, в работе триг­гер-зоны рвотного центра, в мобилизации симпато-адреналовой и гипофиз-адреналовой систем при стрессе. Значение гистамина как медиатора мозга сейчас усиленно изучается. Исключительно важное значение имеет гистаминовое звено в регуляции секреторной дея­тельности и трофики слизистой желудка..

Клеточные рецепторы для гистамина неоднородны. Раз­личают Нх- и Н2-гистаминовые рецепторы, которые контро­лируют различные функции организма (табл. 90). Соответ­ственно выделяют H2- и Н2-антигистаминные средства, спо­собные блокировать тот или иной тип рецепторов и выклю­чать соответствующие реакции. Избирательность действия препаратов на гистаминовые рецепторы того или иного типа довольно велика.

Таблица 90

Функциональная роль гистаминовых рецепторов
Hf-рецепторы Н2-рецепторы
Повышение тонуса бронхов Сокращение кишечника, матки Расширение сосудов, кроме коронарных Повышение проницаемости сосудов, отек ткани Участие в рецепции боли и зуда Передача импульсов в вестибулярных яд­рах, неспецифическая активация коры мозга и др. Секреция желудочных желез Расширение сосудов, в том числе коронарных Тахикардия Торможение высвобождения гистамина из тучных клеток и функций Т-лимфоцитов и др.

 

Сам гистамин почти не используется в медицинской практике; его применяют только в диагностических целях при исследовании секреторной функции желудка. Напротив, антагонисты гистамина, блокирующие как Hj-, так и Н2-ре- цепторы, применяются очень широко (Н2-антигистаминные средства — гщиетидин, ранитидин и др. — см. «Средства, действующие на функции желудочно-кишечного тракта»).

Hj-антигистаминные средства. Многочисленные пре­параты этой группы различаются по силе и продолжительно­сти противогистаминного действия, способности проникать в ЦНС и оказывать седативный эффект, наличию сопутствую­щей М-холинолитической активности. По этим свойствам они разделяются на препараты I и II поколения. Новые препараты II поколения отличаются от препаратов I поколения большей активностью, более избирательным действием на Нг-гистамино­вые рецепторы, отсутствием влияния на ЦНС, более длитель­ным действием. Основные представители группы и их сравни­тельная характеристика представлены в таблице 91.

Фармакологигеские эффекты Н^антигистаминных средств многогранны и определяются ролью гистамина в патогенезе расстройств.


1. Н^антигистаминные препараты обладают частичным антагонизмом по отношению к сосудорасширяющему дейст­вию гистамина — полный антагонизм наблюдается лишь при комбинировании и Н2-антигистаминных средств. Ан­тагонизм проявляется в большей мере к местным сосудистым реакциям на гистамин при аллергии, воспалении, чем сис­темным, т. е. снижению артериального давления. АД, остро снижающееся при анафилактическом шоке, не поддается до­статочно быстрой и надежной коррекции антигистаминными препаратами, так как в развитии гипотонии участвуют и дру­гие сосудорасширяющие факторы аллергии.

2. Препараты стабилизируют проницаемость сосудистой стенки, в частности капиллярной, уменьшают выход жидкой части крови в ткани. Это их свойство более выражено при местном применении (например, в каплях) и при повышенной проницаемости аллергической или воспалительной (меньше) природы.

3. Препараты этой группы предупреждают и снимают бронхоспазм, индуцированный гистамином. Вместе с тем они не проявляют заметного лечебного действия при бронхоспаз- ме аллергической природы, так как в его происхождении ве­дущая роль принадлежит другим медиаторам аллергии (осо­бенно МРС-А).

4. Многим препаратам группы присуща дополнительно местно-анестезирующая и М-холинолитическая активность. Последняя может стать причиной тахикардии, сухости во рту, задержки отделения мокроты, затруднения мочеотделения у больных с гипертрофией простаты, повышения внутриглазно­го давления. Способность антигистаминов снимать зуд и боль при укусах кровососущих насекомых отмечается как при мест­ном нанесении препаратов в виде мази, так и при перораль- ном приеме. Противозудное действие препаратов обусловлено не местно-анестезирующим эффектом, а антигистаминными свойствами.

5. Центральное действие противогистаминных средств носит (в терапевтических дозах) угнетающий характер. Оно проявляется, особенно сильно у препаратов I поколения (дипразина, димедрола и др.), в виде умеренного седативного и снотворного эффекта. Этот эффект может иметь самостоя­тельное терапевтическое значение: дипразин и димедрол на­значают в качестве «легких» снотворных средств, в успокаи-

 

Таблица 91

Сравнительная характеристика Н^антигиапаминных препаратов

Препараты Антигистаминная активность Седатив­ный эффект М-холино- литиче- ская ак­тивность
сила действия длительность действия, ч
  Препараты 1 поколения    
Димедрол (дифенгид- ++ 3—5 ++ ++
рамин)        
Дипразин (пипольфен, +++ 6—8 +++ +++
прометазин)        
Супрастин (хпоропира- +++ 4—6 + +
мин)        
Тавегил (клемастин) +++ 8—12 + +
Диазолин (мебгвдро-        
лин) +   - -
Фенкарол        
(квифенадин) ++ 4—6 - -
  Препараты II поколения    
Терфенадин (гистадин) +++   - -
Астемизол (гисманал) +++   - -
Кларитин (лоратадин) +++     -

 

вающих микстурах, в составе премедикации перед наркозом. Однако при амбулаторном назначении большинства антиги- стаминов с целью лечения аллергических заболеваний нуж­но учитывать возможность замедления психомоторных ре­акций, ухудшения пространственной координации движе­ний, появления сонливости. Поэтому людям, профессия ко­торых требует непрерывного внимания и быстрой реакции (водители, операторы, рабочие высотных профессий), амбу­латорное лечение такими противогистаминными препарата­ми противопоказано. С осторожностью можно назначать лишь диазолин, фенкарол, терфенадин, астемизол, кларитин.

Показания к применению Щ-антигистаминных препаратов:

1) аллергические реакции немедленного типа, в патоге­незе которых гистамину принадлежит важная роль, — кра­пивница, аллергические риниты, ангионевротический отек (совместно с альфа-адреномиметиками), кожный зуд, аллер­гические сыпи, нейродермит — применять можно любой препарат с учетом противопоказаний, связанных с седатив- ным и М-холинолитическим действием;

2) затруднение засыпания, беспокойство; дипразин или димедрол можно назначать либо каждый отдельно, либо в комбинации со снотворными (в сниженной дозе), с раститель­ными седативными средствами в микстурах;

3) как составной элемент премедикации перед наркозом и операцией — дипразин, реже димедрол;

4) для профилактики кинетозов — димедрол, реже (из-за более выраженного седативного эффекта) — дипразин;

5) как элемент комплексного лечения бронхиальной аст­мы, анафилактического шока, острого отека легких;

6) для предупреждения нежелательных эффектов гиста- мина, освобождающегося при использовании лекарственных веществ — его либераторов («высвободителей») — морфина, тубокурарина и др., особенно у больных с имеющейся сен­сибилизацией к каким-либо средствам; лечение лекарствен­ных аллергий;

7) для предупреждения и устранения нежелательных гистаминовых эффектов при обширных травмах кожи и мягких тканей — ожогах, размозжениях и т. п.;

8) для потенцирования действия неопиоидных аналгетиков (анальгина и др.) при болевом синдроме в послеоперационном периоде — применяют димедрол или другие препараты.

Побогные эффекты антигистаминных препаратов связаны с их М-холинолитическими свойствами (сухость во рту, запо­ры, тахикардия, нарушение зрения и др.) или седативным действием (сонливость, ухудшение внимания и работоспособ­ности). Димедрол проявляет несильное ганглиоблокирующее действие, которое при парентеральном введении у людей с дефицитом ОЦК ведет к снижению АД или усиливает имею­щуюся гипотонию. Дипразин (производное фенотиазииа) так­же понижает АД, но за счет дополнительного альфа^адрено- литического действия. Многие препараты (особенно диазо- лин, дипразин) при приеме внутрь раздражают желудок и вызывают диспептические явления (тошноту, рвоту). У детей при передозировке антигистаминных препаратов I поколения (димедрола и др.) могут возникать возбуждение и судороги. Димедрол повышает судорожную готовность мозга, вследст­вие чего может провоцировать судорожный припадок у паци­ентов, страдающих эпилепсией, энцефалопатией, и поэтому противопоказан таким больным. Иногда наблюдается аллер­гия к антигисгаминным препаратам (особенно при их мест­ном применении).

Препараты II поколения (терфенадин, астемизол, кларитин) практически не обладают седативным и М-холино­литическим действием, их можно назначать в тех случаях, когда угнетающее действие на ЦНС не является желательным (небольшое снижение внимания и слабый седативный эффект наблюдаются у 5—7% пациентов). Астемизол и калиртин яв­ляются высокоэффективными и продолжительно действую­щими препаратами, применяются 1 раз в день, хорошо пере­носятся больными, но стоят значительно дороже традицион­ных антигистаминных средств.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 1203 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)