АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СТРАХИ ПЕРЕД РОДАМИ

Прочитайте:
  1. A.Провести дезинфекцію, передстерилізаційну обробку і стерилізацію
  2. B Лівого передсердя
  3. B.Перед початком кожного операційного дня
  4. B.Передопераційна
  5. CЛАБЫЕ МЕСТА ПЕРЕДНЕЙ БРЮШНОЙ СТЕНКИ
  6. E. - Праве передсердя, верхня порожниста вена.
  7. E. - Присереднього шкірного нерва передпліччя.
  8. I. ПЕРЕДНЯЯ СПИНАЛЬНАЯ АРТЕРИЯ
  9. I. ПЕРЕДНЯЯ СПИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
  10. M9язи стегна поділяють на три відділи: передній, задній і присередній.

Выше мы показали, что далеко не все страхи беременной женщины относятся непосредственно к ситуации родов. Неко­торые из них связаны с опасениями своей несостоятельности в роли матери и обусловлены особенностями семейного воспитания, другие же относятся- к самому периоду беремен­ности и вынесены из чтения научно-популярных книг, авторы которых соревнуются в способах запугивания будущей мате­ри, пытаясь создать у нее чувство, что она отвечает абсолют­но за все в развитии будущего ребенка. Удивительно, что ав­торы мало или ничего не говорят при этом о природных за­щитных механизмах как самой матери, так и ее будущего ре­бенка, позволяющим нейтрализовать негативные факторы внешней среды и внутреннего состояния. А ведь именно та­кая информация не только помогает снизить тревожность, но и развивает доверие к высшим силам природы, освобождая тем самым от излишней, обессиливающей гиперответствен­ности.

Существует психологический закон: взятие на себя излиш­ней ответственности за то, на что мы повлиять не можем, ли­шает даже имеющихся сил, а принятие адекватной ответствен­ности за то, что находится в пределах нашего контроля, со­единенное с умственными и активными действиями, умножа­ет силы. И здесь нельзя не вспомнить основоположника фило­софии и практики естественных родов английского акушера Грантли Дик-Рида, который писал: «Многие трактуют роды и материнство как чисто механическое, материалистическое зрелище, без духовных ассоциаций... Мое учение абсолютно противоположно этому. Я верю в закон природы и силу Бога. Я не воспринимаю человека как всевластное существо, на самом деле я осознаю себя как малую частицу взаимосвя­занного Целого. Для меня рождение нового человека - это событие, больше всего приближающее человечество к духов­ному и метафизическому миру. Это момент, когда появляется новая жизнь, а с нею и новые возможности. Когда я вижу ре­бенка, рожденного счастливой, здоровой матерью, т.е. ста­новлюсь свидетелем лучезарного сияния, которое уносит ее в мир загадочный, только ей принадлежащий, я говорю себе:

«Только идиот думает, что он может сделать что-либо без ведущей руки Господа».

В современном общественном сознании странным обра­зом сосуществуют две противоположные точки зрения. Пер­вая из них состоит в том, что роды - естественный процесс и что женщина самой природой создана для материнства. Дру­гая же состоит в том, что для их нормального протекания тре­буются сложнейшие формы медицинского вмешательства. И при этом мало кто прямо формулирует вопрос - могла ли при­рода сделать так, чтобы для реализации ее же законов тре­бовались столь искусственные средства? Дело, конечно, не в отсутствии внешней помощи рожающей женщине, которая существует столько, сколько существует человечество, а в том, чтобы эта помощь была согласована с законами приро­ды, а не «преодолевала» их за счет будущего здоровья мате­ри и ребенка.

Сам характер помощи, оказываемой при родах, отражает установки цивилизации относительно ценностей и смысла человеческой жизни. Если воспринимать роды как чисто физиологический процесс, то, естественно, в родильном уч­реждении будет создана обстановка максимально приспособ­ленная для применения медицинских процедур и минималь­но - для проявления человеческого участия и поддержания эмоционального благополучия. Поэтому сама атмосфера медицинских учреждений, насыщенных медицинской аппара­турой и инструментами, о назначении которых женщина мо­жет только догадываться, провоцирует у нее чувство напря­жения, беспомощности и страха. «Если все это тут находит­ся, то оно возможно понадобится мне, значит, я нахожусь в предельно опасной ситуации». Только для незначительного количества женщин, свято верящих в чудеса современной медицинской технологии, созерцание подобной обстановки повышает чувство безопасности. Для большинства же более приемлемой оказывается обстановка, приближенная кдомаш-ней, которая создается во всех наиболее современных ро­дильных центрах по всему миру.

В современном обществе женщина может выбирать усло­вия, в которых она проживет столь значимый момент своей жизни. Монополия государства на доступ к человеческому

телу, к счастью, закончилась. И здесь существуют различ­ные возможности: роды в традиционных условиях родиль­ной палаты, вызов врача на дом, роды в присутствии мужа или других близких, готовых оказать эмоциональную под­держку, выбор форм и объема медицинского вмешательства, помощь духовной акушерки, а также другие варианты, со­ответствующие национальным, религиозным или иным цен­ностям и традициям.

Поэтому, если страх перед родами связан с неприятием какой-то конкретной обстановки, то его вполне можно преодо­леть за счет поиска альтернативных вариантов для себя. Важ­но, чтобы будущая мать остановилась именно на наилучших для нее условиях.

Но в каких бы условиях ни протекали роды, этот процесс потребует от женщины большого напряжения, и поэтому ей стоит заранее эмоционально и интеллектуально подготовить себя к деятельному участию в нем. Кстати, такая позиция противостоит самоощущению пассивной жертвы и позволяет эффективно преодолеть напряжение и страх.

При этом страх перед болью является наиболее распространенным и типичным. Этот страх выступает в двух основных формах: как страх перед неизвестностью у впер­вые рожающей женщины и как страх повторения ужасных переживаний при повторных родах, если первые происходили при недостаточно благоприятной обстановке.

И в том, и в другом случае способ противодействия будет одинаковым - начать надо с интеллектуальной подготовки и с самообразования. Желательно посещать курсы или прочитать книги, в которых процесс родов описывается как естествен­ный и позитивный для женщины. Особенно рекомендуем кни­гу Г. Дик-Рида «Роды без страха» {СПб., 1996), которая ра­зошлась миллионными тиражами по всему миру и помогла тысячам женщин, в том числе и тем, кто уже имел негативный опыт первых родов. Важно освоить методы мышечного рас­слабления и правильного дыхания, которые пригодятся Вам в любом случае, в какой бы обстановке не начались роды, а знание того, что происходит на каждом этапе родов, позволя­ет правильно интерпретировать свои ощущения и избавит от чувства неопределенности.

Доказано, что эмоция страха приводит к мышечному напряжению, а мышечное напряжение усиливает боль и само по себе является ее источником. Вот почему овладение на­выками мышечного расслабления является столь важным -только тогда женщина сможет помочь сама себе, а это дает ей чувство уверенности и контроля над ситуацией.

Нам могут возразить, что даже в Библии есть слова, указы­вающие на неотвратимость боли и мук при родах. Ведь в Кни­ге Бытия 3:16 Господь говорит Еве; «...умножу скорбь твою в беременности твоей, в муках будешь ты рожать детей». Совре­менные библиографические исследования древнееврейских и греческих манускриптов показали, что слово, переведенное в данном случае как «мука», еще 16 раз используется в Биб­лии в значении «труд, работа, усилие», а для обозначения «боль, мука» используются другие слова. В переводах, оче­видно, сказалось собственное отношение переводчиков к ро­дам, как к мучительному процессу.

Г. Дик-Рид доказал, что при правильном отношении к ро­дам они могут превратиться для каждой женщины и ее семьи в радостное и торжественное событие.

Р. Равич

КАК РОДИТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА1

Женщина, ожидающая ребенка, должна понимать всю меру ответственности, которая лежит на ней в этот период. В равной степени это относится и к членам ее семьи, осо­бенно мужу, если он хочет иметь крепкое потомство. Конеч­но, необходимо сразу же обратиться в женскую консульта­цию и встать на учет, но исключительно важно осознать, что без участия самой женщины в процессе подготовки к здо­ровым родам никакой самый замечательный акушер-гине­колог не сможет предотвратить патологию. Родить здорового ребенка - это совместная задача, в решении которой врач участвует как советчик и помощник, но делать все для сво­его будущего ребенка должна сама женщина. Она должна постоянно следить за собой, ее здоровье должно быть в наи­лучшем состоянии, максимально приближенном к норме. Для здоровой женщины беременность и роды - естественный процесс, это не болезнь, сопровождаемая плохим самочув­ствием, а особое состояние, требующее серьезного и ответственного отношения.

Знаменитого немецкого врача в начале века молодая жен­щина спросила: «Профессор, что мне делать, чтобы у меня родился здоровый ребенок?» Посмотрев на нее, он ответил: «Вы опоздали на 25 лет». Вопрос о том, как конкретно следует заботиться о здоровье девочек, чтобы готовить их к пред­стоящему полноценному и здоровому материнству, выхо­дит за рамки этой работы, здесь мы хотим обсудить - что должна знать и что должна делать взрослая женщина, что­бы ее беременность прошла без осложнений, и как она дол­жна готовиться к рождению ребенка в современных услови­ях. Круг обсуждаемых вопросов включает психологическую подготовку, рациональное питание, физическую активность, движение и отдых, психофизическую установку и другие факторы, важные для обеспечения здоровья беременной женщины.

'Семья и школа. 1998.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 398 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)