АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Ненависть следствие зависти
Таким образом, кто почувствует в себе зависть к другому, должен сразу задействовать богобоязненность и терпение и проявить неприязнь к возникшей зависти. Есть много людей, которые придерживаются религии и не покушаются на объект зависти, они не помогают тому, кто их ущемляет, но они также и не воздают должное его правам. Когда кто-то порицает его при них, они не соглашаются с ним, но сами и не упоминают его похвальные качества. И когда кто-то другой хвалит его, они молчат. То есть они не соблюдают его права надлежащим образом, соблюдают его права в урезанном виде, но и не покушаются на него. И воздаяние им за это то, что они тоже получают свои права в урезанном виде, в некоторых местах им не воздают должным справедливым образом и им не помогают против того, кто угнетает их подобно тому, как они не помогали объекту зависти. А кто покусится словом или делом, то он уже наказывается.
А кто побоится Аллаха и будет терпеть, то он не войдёт в число угнетателей и его страх даст ему пользу с дозволения Аллаха, как это произошло с Зайнаб бинт Джахш (رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ), которая из жен пророка (صلى الله عليه وسلم) соперничала с Аишей. Зависть женщин друг к другу явление очень распространенное, особенно между женами одного мужчины. Женщина претендует на свою выгоду от мужчины, но из-за того, что она только одна из соучастниц, ей достается только часть выгоды. И вообще зависть между соучастниками вещь распространенная, например, между соучастниками во власти или в имуществе, когда один получает свою долю из этого, а другой упускает. Также такое бывает между членами однородной группы из-за неприятия одним превосходства другого, как например, зависть братьев Юсуфа, зависть одного из двух сыновей Адама к своему брату. Он завидовал из-за того, что Аллах принял Курбан того брата и не принял его Курбан и таким образом он начал завидовать, как иудеи завидовали мусульманам в том, в чем возвысил Аллах из веры и богобоязненности. В итоге эта зависть подвигла его на убийство брата. Поэтому говорят: Первые грехи, которыми проявили непокорность Аллаху это: ненасытность, высокомерие и зависть. Ненасытность проявил Адам, высокомерие - Иблис, а зависть Кабиль, когда убил Хабиля.
Также передается в хадисе:
ثَلَاثٌ لَا يَنْجُو مِنْهُنَّ أَحَدٌ: الْحَسَدُ وَالظَّنُّ وَالطِّيَرَةُ. وَسَأُحَدِّثُكُمْ بِمَا يَخْرُجُ مِنْ ذَلِكَ إذَا حَسَدْت فَلَا تُبْغِضْ وَإِذَا ظَنَنْت فَلَا تُحَقِّقْ وَإِذَا تَطَيَّرْت فَامْضِ
"Есть три вещи, от которых никто не сможет избавиться: зависть, занн (подозревать, полагать) и тъияра (дурное предзнаменование). Я расскажу вам, как выйти из этого: Когда завидуешь, то не питай неприязнь. Когда подозреваешь, то не проверяй. Когда в сердце приходит дурное предзнаменование, то продолжай (свое дело и не прекращай)".
| Этот хадис передал Ибн абид-Дунья от Абу Хурайры. А также передается в Сунане от пророка (صلى الله عليه وسلم):
دَبَّ إلَيْكُمْ دَاءُ الْأُمَمِ قَبْلَكُمْ: الْحَسَدُ وَالْبَغْضَاءُ وَهِيَ الْحَالِقَةُ لَا أَقُولُ تَحْلِقُ الشَّعْرَ وَلَكِنْ تَحْلِقُ الدِّينَ
"Перешли к вам болезни прошлых умм: зависть и ненависть. И болезни эти - бритва. Я не имею в виду, что они режут волосы, но имею в виду, что они режут религию". - (Ахмад, 1/165; Тирмизи, 4/74; Суютъи, 2/14).
| Как видим посланник (صلى الله عليه وسلم) назвал зависть болезнью, как назвал, например болезнью алчность:
وَأَيُّ دَاءٍ أَدْوَأُ مِنْ الْبُخْلِ
"Какая болезнь хуже, чем алчность?" - (Бухари, 8/95; Ахмад, 3/308)
| Таким образом, установлено, что зависть это болезнь. В другом хадисе посланник (صلى الله عليه وسلم) указал на связь болезней с нравом и страстями.:
أَعُوذُ بِك مِنْ مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ وَالْأَهْوَاءِ وَالْأَدْوَاءِ
"Прибегаю к тебе от скверных нравов, от страстей и от болезней" - (Тирмизи, 5/233)
| Нрав это то, что стало привычкой, качеством, присущим душе. Сказал Всевышний Аллах:
وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
"И поистине ты - на великом нраве" - (68/4)
|
Ибн Аббас, Ибн Уайна и Ахмад ибн Ханбаль истолковали этот аят как:
"И поистине ты - на великой религии".
В другом варианте от Ибн Аббаса:
"И поистине ты - на религии Ислам"
Как и сказала Аиша:
كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْآنَ
"Его нравом был Коран" - (Ахмад, 6/188; Табари, 14/18)
|
Нечто подобное сказал и Хасан аль-Басри:
أَدَبُ الْقُرْآنِ هُوَ الْخُلُقُ الْعَظِيمُ
"Адаб (этика) Корана это великий нрав".
|
Что касается страсти, то это порок. Болезнь же это сердечный недуг и это боль в сердце и порча в нем.
В первом хадисе зависть и ненависть были упомянуты вместе:
"Перешли к вам болезни прошлых умм: зависть и ненависть".
В этом есть свой смысл, потому, что между ними есть определенная связь. Так вначале завидующий испытывает досаду к тому, что другой человек получил благо от Аллаха, а затем это перерастает в неприязнь к нему самому. Это потому, что неприязнь к причине вызывает неприязнь к следствиям этой причины. В данном случае причина неприязни это благо и завистник желает исчезновения этого блага, и раз это благо не может исчезнуть кроме как через исчезновение самого носителя блага, то завистник начинает питать неприязнь к самому носителю и желает его исчезновения. Поэтому зависть порождает неприязнь, как об этом сообщил Аллах в отношении тех, кто был до нас:
وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوْتُواْ الْكِتَابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْعِلْمُ بَغْياً بَيْنَهُمْ
"И не разошлись те, кому было даровано писание, кроме, как только после того, как пришло к ним знание, по зависти и вражде между собой" - (3/19)
| То есть их разногласия были не по причине отсутствия знания, наоборот они познали истину, но завидовали и питали неприязнь между собой, как это делает завистник по отношению к завидуемому. (Зависть и ненависть/неприязнь также упоминается в хадисе, приводимом) в двух сахихах от Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ), как пророк (صلى الله عليه وسلم) сказал:
{ لَا تَحَاسَدُوا وَلَا تَبَاغَضُوا ؛ وَلَا تَدَابَرُوا وَلَا تَقَاطَعُوا وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إخْوَانًا وَلَا يَحِلُّ لِمُسْلِمِ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلَاثِ لَيَالٍ: يَلْتَقِيَانِ فَيَصُدُّ هَذَا وَيَصُدُّ هَذَا وَخَيْرُهُمَا الَّذِي يَبْدَأُ بِالسَّلَامِ }
"Не завидуйте и не питайте неприязнь друг к другу, не отворачивайтесь друг от друга и не порывайте с друг другом отношения, а будьте рабами Аллаха - братьями. Не разрешено мусульманину оставлять общение со своим братом больше трех ночей так, что когда они оба встречаются, тот отворачивается и этот отворачивается. Лучший из них тот, кто первый начнет перемирие (или приветствие)». - (Бухари, 10/471; Муслим 4/1973; Тирмизи 3/221; Ахмад 3/285; Абу Дауд, 5/213; Малик 2/907)
|
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 450 | Нарушение авторских прав
|